Решение №1865-04 Решение и предписание в отношении от 7 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от 24.03.2015 № 1865-04

РЕШЕНИЕ

      

 г. Ульяновск                                                                                            ДЕЛО № 11848/04-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена: 17 марта 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено: 24 марта 2015 г.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель

вр.и.о. руководителя управления <...>,

члены

начальник отдела <...>,
ведущий специалист-эксперт <...>,

рассмотрев дело № 11848/04-2015 по признакам нарушения ОАО «Ульяновскэнерго»  (432028, г. Ульяновск, пр-т 50-летия ВЛКСМ, д.23 А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Ульяновское УФАС России поступило заявление гр. Кушеева С.С. (вх. от 02.02.2015 №51/ог) на действия ОАО «Ульяновскэнерго» по несоблюдению требований законодательства по размещению формы договоров энергоснабжения на сайте.

По результатам рассмотрения заявления приказом от 09.02.2015 № 10 возбуждено   дело  по признакам нарушения ОАО «Ульяновскэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для обслуживаемых потребителей, дифференцированных по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, в частности для граждан, что может привести к ущемлению интересов лиц.

На рассмотрении дела представители ОАО «Ульяновскэнерго» поддержали представленные письменные пояснения. Указали, что требования пункта 33 о разработке форм договоров распространяется в отношении договоров, заключаемых в рамках Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, в том числе договоров, заключаемых с гражданами, указанными в п. 71 Основных положений. На сайте ОАО «Ульяновскэнерго» в сети Интернет в разделе «Договорная деятельность компании» размещены формы договоров энергоснабжения:

- для исполнителей коммунальных услуг электроснабжения (управляющих организаций);

- для потребителей, приравненных к населению;

- для граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность (адвокаты, нотариусы).

При заключении договоров энергоснабжения с гражданами, приобретающими электрическую энергию в качестве коммунальной услуги (в жилые помещения), ОАО «Ульяновскэнерго» в своей деятельности руководствуется нормами жилищного законодательства. Правила №442 не содержат норм, регулирующих жилищные отношения. Более того, п. 69 Правил №442 установлено, что потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, заключают договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Таким образом, Правила №442 не предусматривают обязанности гарантирующего поставщика разрабатывать форму договора, соответствующего Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Правила №354 не предусматривают условия о возможности направления гражданином вместе с заявлением о заключении договора подписанного им проекта договора энергоснабжения или протокола разногласий к проекту договора энергоснабжения, форма которого размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с п. 33 Правил №442 и так же не обязывают ресурсоснабжающие организации разрабатывать и опубликовывать формы договоров, заключаемых с гражданами при оказании коммунальной услуги электроснабжения. Кроме того, само по себе неразмещение на Интернет сайте компании формы договора, заключаемого с гражданином в рамках Правил оказания коммунальных услуг никоим образом не может привести к ущемлению прав граждан.

 

Рассмотрев представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Ульяновскэнерго», выразившихся в неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

При этом комиссия исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

ОАО «Ульяновскэнерго» включено в региональную часть Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в раздел «Прочие виды товаров и услуг», регистрационный номер <...> , наименование товара, работ, услуг - купля-продажа (поставка) электрической энергии, с долей на рынке более 50 %.

Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставка) электрической энергии.

В соответствии с уставом ОАО «Ульяновскэнерго» основным видом  деятельности общества является оптовая торговля электрической и тепловой энергией (без их передачи и распределения).

Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 №87 установлено, что ОАО «Ульяновскэнерго» соответствует критериям, указанным в подпункте «а» пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, и обладает статусом гарантирующего поставщика на территории Ульяновской области.

Зоны деятельности ОАО «Ульяновскэнерго» определены по административной границе Ульяновской области, кроме зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт» на основании Приказа Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 №87, приказов Министерства экономики Ульяновской области от 12.04.2011 №06-105, от 30.05.2011 №06-271, от 26.07.2011 №06-471, от 30.05.2011 №06-272.

Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 30.01.2015 №06-35 «Об изменении зон деятельности гарантирующих поставщиков» границы зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Ульяновскэнерго» определены по административной границе Ульяновской области, кроме зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт», с учётом точек поставки, указанных в пункте 1 настоящего приказа.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

Согласно п. 11 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, обслуживание гарантирующим поставщиком потребителей (покупателей) осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

осуществление разработки, размещения и опубликования разработанных форм договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в соответствии с требованиями пункта 33 настоящего документа;

заключение с потребителем (покупателем) договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в соответствии с разделом III настоящего документа;

предоставление потребителям (покупателям) путем размещения в центрах очного обслуживания и (или) на официальном сайте в сети "Интернет", а также по его запросу следующей информации:

формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), разработанные и размещенные гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа.

В п. 2 Основных положений определено, что «потребитель» - потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

«покупатель» - покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги).

Согласно п. 33 Основных положений гарантирующий поставщик обязан разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для обслуживаемых им потребителей, дифференцированные по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, для исполнителей коммунальных услуг и для граждан, для энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, для гарантирующих поставщиков, которые вправе приобретать электрическую энергию (мощность) у другого гарантирующего поставщика на розничном рынке. В случае внесения изменений в настоящий документ, влекущих необходимость внесения изменений в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), гарантирующий поставщик обязан не позднее 1 месяца с даты вступления в силу изменений в настоящий документ внести соответствующие изменения в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

Гарантирующий поставщик обязан разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в центрах очного обслуживания, на своем сайте в сети "Интернет" и представить их в территориальный орган федерального антимонопольного органа.

Размещенные и опубликованные таким образом формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) являются проектом договора, предлагаемого гарантирующим поставщиком к заключению с потребителями (покупателями), и могут быть использованы потребителем (покупателем), имеющим намерение заключить с гарантирующим поставщиком соответствующий договор или внести изменения в ранее заключенный договор, при подаче гарантирующему поставщику документов, необходимых в соответствии с настоящим документом, для заключения договора или внесения изменений в ранее заключенный договор.

Таким образом, гарантирующий поставщик ОАО «Ульяновскэнерго» обязан разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан и разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на своем сайте в сети «Интернет» независимо от цели покупки электрической энергии.

Согласно акту осмотра Интернет-сайта от 06.02.2015 на сайте ОАО «Ульяновскэнерго» www.ulenergo.ru размещены следующие формы договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии):

- форма договора энергоснабжения для прочих потребителей для всех ценовых категорий (юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность);

- форма договора энергоснабжения для потребителей – граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность (адвокаты, нотариусы и пр.), для всех ценовых категорий;

- форма договора энергоснабжения для потребителей, приравненных к населению  (кроме исполнителей коммунальных услуг);

- форма договора энергоснабжения для потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней (для всех ценовых категорий) – 2014;

- форма договора купли-продажи для прочих потребителей для всех ценовых категорий (юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность);

- форма договора энергоснабжения для исполнителей коммунальных услуг;

- форма договора энергоснабжения для энергосбытовых организаций;

- форма договора поставки электрической энергии в целях компенсации потерь.

Форма договора энергоснабжения для граждан – потребителей коммунальной услуги по электроснабжению не размещена.

Кроме того, в разделе «Клиентам» - «Физическим лицам» - «Памятка клиенту» - «Порядок заключения договора» установлена последовательность действий граждан-потребителей при первичном обращении и при смене собственника в многоквартирном и индивидуальных домах, в п.3 и п.2 соответствующих разделов указано, что при наличии всех необходимых документов, гражданину-потребителю присваивается соответствующий номер лицевого счета, что и является фактом заключения договора энергоснабжения. Только если данный гражданин-потребитель проживает в многоквартирном доме, выбравшем форму непосредственного управления, с ним заключается договор в типовой форме.

Однако, согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных  Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правил №354), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

Таким образом, Правилами №354 не исключается необходимость разработки гарантирующим поставщиком формы договора энергоснабжения для граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению.

Довод ОАО «Ульяновскэнерго» о том, что требования пункта 33 Основных положений о разработке форм договоров распространяется на договоры, заключаемые в рамках Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, и не предусматривают обязанности гарантирующего поставщика разрабатывать форму договора, соответствующего Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, не состоятелен. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, не содержат исключения применения п. 33 в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению.

С учетом изложенного, комиссия считает необходимым предписать ОАО «Ульяновскэнерго»  устранить нарушение антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

РЕШИЛА:

1.  Признать действия  ОАО «Ульяновскэнерго», выразившиеся в неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, что может привести к ущемлению интересов указанных лиц, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.  Выдать ОАО «Ульяновскэнерго» предписание.

 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии

<...>

 

Члены комиссии

<...>

<...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 11

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии  - вр.и.о. руководителя управления – <...>,

Члены Комиссии              - начальник отдела <...>                

                                            - ведущий специалист-эксперт<...>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», 

на основании своего решения от 24.03.2015 по делу №11848/04-2015 о нарушении ОАО «Ульяновскэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006г.  № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, что может привести к ущемлению интересов указанных лиц,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Кому: ОАО «Ульяновскэнерго»

в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, что может привести к ущемлению интересов указанных лиц,

а именно разместить на сайте в сети «Интернет» форму договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, потребляющих электрическую энергию для коммунально-бытовых нужд и не использующих ее для осуществления коммерческой деятельности.

О  выполнении настоящего Предписания сообщить в Ульяновское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель комиссии

<...>

Члены комиссии

<...>

<...>

 

 Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны