Решение №1943-04 Решение в отношении ОАО «Ростелеком» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 21.03.2012                                                       г.Ульяновск

В полном объеме решение изготовлено 04.04.2012                                      ДЕЛО № 8231/04-2012

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

<...>

 

рассмотрев дело № 8231/04-2012 по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» (191002, г. Санкт-Петербург, ул.Достоевского, 15) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.12.2011 в Ульяновское УФАС России поступило заявление К<…>, К<…>, К<…>на противоправные действия ОАО «Ростелеком».

Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 30.01.2012 № 20 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» (191002, г. Санкт-Петербург, ул.Достоевского, 15) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в непредоставлении абоненту предусмотренной законом возможности оплаты услуг телефонной связи в срок не менее 10 дней.

На заседаниях комиссии представители ОАО «Ростелеком» факт нарушения не признали, пояснили следующее.  

В соответствии с п. 113 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 №310, (далее – Правила) счет, выставляемый абоненту за услуги телефонной связи, является расчетным документом, в котором отражаются данные о денежных обязательствах абонента. Согласно п. 111 Правил срок оплаты услуг телефонной связи не должен быть менее 20 дней с даты выставления счета, более длительный срок оплаты может быть установлен в договоре. Поскольку более длительный срок оплаты в договоре, заключенном с абонентом К<…>., не установлен, счет, выставленный указанному абоненту за ноябрь 2011 года, содержал указание на оплату в течение 20 дней с даты его выставления.

В Ульяновском филиале ОАО «Ростелеком» применяются различные способы доставки счета на оплату услуг связи.

В соответствии с п. 49 Правил оператор связи вправе поручить третьему лицу заключить договор от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять от его имени расчеты с абонентом и (или) пользователем. На основании указанного пункта между ОАО «Ростелеком» и ФГУП «Почта России» заключен и действует агентский договор, согласно которому ФГУП «Почта России» приняло на себя обязательства по совершению от имени ОАО «Ростелеком» за вознаграждение определенных юридических и фактических действий, в том числе по доставке абонентам выставленных счетов на оплату услуг связи. Доставка счета указанным способом осуществляется до почтового ящика абонента - гражданина по месту установки пользовательского (оконечного) оборудования, указанному в договоре на оказание услуг связи. Также силами ФГУП «Почта России» осуществляется доставка пакетов платежных документов абонентам - юридическим лицам по адресу, указанному юридическим лицом при заключении договора.

Кроме того, по желанию абонента доставка счета может быть осуществлена путем направления счета на электронный ящик абонента, указанный в договоре.

Также абонент может получать счет на услуги связи непосредственно в отделениях связи ОАО «Ростелеком».

Также абонент может в любое время узнать сумму своей задолженности за услуги связи, позвонив со своего абонентского номера, выделенного ему при заключении договора, на телефон автоинформатора 41-55-55.

Также абонент может в любое время узнать состояние своего лицевого счета в «Личном кабинете» абонента, расположенном на сайте Ульяновского филиала ОАО «Ростелеком» по адресу: www.ulyanovsk.volga.rt.ru.

Пояснили, что К<…>  абонентом ОАО «Ростелеком» не является, договор об оказании услуг телефонной связи с ней не заключался. По данному адресу заключен договор об оказании услуг телефонной связи не с К<…> а с иным лицом.

Пояснили, что не предполагается доставки счета абоненту заказным письмом с уведомлением. Заявитель должен доказать, что он получил счет 13 или 15 числа месяца; абонент мог просто не смотреть почту нескольку дней. Счета не вручаются лично под расписку каждому, счета просто доставляются до почтовых ящиков.

Дополнительно пояснили, что в любом счете указаны телефон для справки и телефон автоинформатора «41-55-55». Абонент может в любое время узнать сумму своей задолженности за услуги связи, позвонив со своего абонентского номера на телефон автоинформатора «41-55-55», указанный в любом счете. К<…>, будучи бывшим работником ОАО «ВолгаТелеком», прекрасно осведомлена об этом телефоне. К<…> являлась начальником службы правового обеспечения ОАО «ВолгаТелеком» и активно пользуется полученными сведениями. Она осведомлена о многих аспектах деятельности общества, в том числе о таких аспектах, которые она в силу занимаемой должности не должна разглашать, поскольку подписывала документы о неразглашении сведений, составляющих коммерческую и государственную тайну. С 1 октября 2010 г. К<…>не является работником общества.

Представитель ФГУП «Почта России», привлеченного в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, пояснила следующее. Согласно п. 9.1.12 Инструкции по исполнению филиалами ФГУП «Почта России» агентского договора, заключенного между ФГУП «Почта России» (далее - Агент) и ОАО «Ростелеком» (далее - Принципал), от 01.10.2007  № 984-07 (далее - Инструкция) филиал Принципала передает в почтамты счета-квитанции (далее - счета) для доставки в соответствии со сроками, определенными Правилами, т.е. сроки доставки счетов до обособленных структурных подразделений Агента (далее - Почтамты) устанавливает и контролирует Принципал.

Дата доставки счетов фиксируется в актах приема-передачи (п. 9.1.21 Инструкции). Согласно предоставленным актам приема-передачи счета в октябре и ноябре 2011 года были приняты от Принципала 14 и 11 числа соответственно.

В соответствии с п. 9.1.13. вышеуказанной инструкции доставка счетов силами почтамтов осуществляется в следующие сроки: не более 3 рабочих дней с даты получения счетов в населенных пунктах численностью свыше 200 тыс. чел., не более 5 рабочих дней – численностью населения, не превышающей 200 тыс. чел. В октябре и ноябре 2011 г. счета для населения г. Ульяновска были доставлены в установленные договором сроки - в течение трех рабочих дней.

Предоставление Принципалу отчетов по срокам доставки счетов до населения договором и инструкцией не предусмотрено.

Принципал направляет Агенту счета, отсортированные по доставочным участкам (п 9.1.14 Инструкции). Согласно п. 9.1.16 Инструкции к каждой упакованной пачке счетов-квитанций прикладывается реестр с наименованием доставочного участка и количеством счетов в пачке. Указанные в Определении УФАС по Ульяновской области адреса абонентов находятся в зоне обслуживания доставочного участка № 07 отделения связи 432046. Согласно реестрам в октябре месяце для данного доставочного участка было передано Принципалом 142 счета, в ноябре месяце - 500 счетов. Приложение к пачкам реестра с указанием фамилий и адресов абонентов договором и инструкцией не предусмотрено, поэтому отследить наличие счета для какого-либо конкретного физического лица является невозможным.

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в действиях ОАО «Ростелеком», выразившихся:

- в необеспечении абоненту предусмотренной законом возможности оплаты услуг телефонной связи в срок не менее 10 дней за октябрь 2011 г.;

- в установлении сокращенного срока на оплату услуг телефонной связи за октябрь, ноябрь 2011 г., январь 2012 г. абоненту Копыловой Е.Г.;

При этом комиссия исходит из следующего.

Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ОАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке услуг общедоступной электросвязи. ОАО «Ростелеком» включено в перечень субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в сфере общедоступной электросвязи, приказом Федеральной службы по тарифам от 31.03.2011 № 90-с. Согласно части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта- субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Отношения между абонентом и (или) пользователем услугами телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования регулируют Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 №310 (далее – Правила).

Согласно Правилам счет, выставляемый абоненту за услуги телефонной связи, является расчетным документом, в котором отражаются данные о денежных обязательствах абонента.

Счет, выставляемый абоненту за услуги местной телефонной связи, содержит:

а) реквизиты оператора связи;

б) реквизиты абонента;

в) расчетный период, за который выставляется счет;

г) номер лицевого счета абонента (при предварительном платеже);

д) данные о суммарной продолжительности местных телефонных соединений за расчетный период (при повременном учете);

е) сумму, предъявляемую к оплате;

ж) сумму остатка на лицевом счете (при предварительном платеже);

з) дату выставления счета;

и) срок оплаты счета.

 

Расчетный период по услугам телефонной связи не должен превышать 1 месяц.

Согласно п. 111 Правил срок оплаты услуг телефонной связи не должен быть менее 20 дней с даты выставления счета, более длительный срок оплаты может быть установлен в договоре.

Согласно п. 116 Правил оператор связи обязан обеспечить доставку абоненту счета на оплату услуг телефонной связи в течение 10 дней с даты выставления этого счета.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством оператор связи должен обеспечить для абонента возможность оплаты счетов за услуги телефонной связи в течение срока с продолжительностью не менее 10 дней, после чего, в случае неоплаты оператор связи вправе ограничить доступ к услугам связи.

 

В счетах за услуги связи за октябрь 2011г. с датой выставления 01.11.2011 для абонентов К<…>, К<…>, К<…>, указано, что срок оплаты счета по 20.11.2011 включительно.

 

Согласно п. 9.1.12 Инструкции по исполнению филиалами ФГУП «Почта России» агентского договора, заключенного между ФГУП «Почта России» (далее - Агент) и ОАО «Ростелеком» (далее - Принципал), от 01.10.2007  № 984-07 (далее - Инструкция) филиал Принципала передает в почтамты счета-квитанции (далее - счета) для доставки в соответствии со сроками, определенными Правилами.

Дата доставки счетов фиксируется в актах приема-передачи (п. 9.1.21 Инструкции). Согласно акту приема-передачи счета за октябрь 2011г. были приняты от Принципала 11 ноября. Заявители указали, что счета за октябрь 2011г. были им доставлены 14 ноября.

В соответствии с п. 9.1.13. Инструкции доставка счетов силами почтамтов осуществляется в следующие сроки: не более 3 рабочих дней с даты получения счетов в населенных пунктах численностью свыше 200 тыс. чел., не более 5 рабочих дней – численностью населения, не превышающей 200 тыс. чел.

Действия ОАО «Ростелеком» противоречат нормам Правил, устанавливающих обязанность Оператора связи по обеспечению возможности оплаты счета абонентам в течение срока с продолжительностью не менее 10 дней. Такое несоблюдение ОАО «Ростелеком» требований Правил создает угрозу отключения телефона за неоплату в установленный срок и ущемляет интересы абонентов.

 

В пункте 3.7 договора на оказание услуг связи № 1060513 от 22.05.2009, заключенного ОАО «ВолгаТелеком» и абонентом-гражданином К<…>, указано, что оплата услуг, оказанных в расчетном периоде, производится в срок, указанный в Приложениях к настоящему договору. В пункте 3.7 типового договора на оказание услуг связи, утвержденного приказом № 476 от 20.06.2008 и.о. генерального директора ОАО «ВолгаТелеком» О.В. Ершова, указано, что оплата услуг, оказанных в расчетном периоде, производится в срок, указанный в Приложениях к настоящему договору.

Заявителями было представлено приложение №1 к договору от 22.05.2009 №1060513 «Условия оказания услуг телефонной связи», в котором указано следующее. Абонент – К<…> адрес установки оборудования – г.Ульяновск, ул.Тельмана,. Указано, что не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным, абонент оплачивает за предоставление местного телефонного соединения.

Согласно п. 124 Правил изменение договора, заключенного в письменной форме, оформляется дополнительным соглашением к договору.

Для абонента К<…> в счете за октябрь 2011г. указан срок оплаты счета по 20.11.2011 включительно, в счете за ноябрь 2011г. указан срок оплаты счета по 20.12.2011 включительно, в счете за январь 2012г. указан срок оплаты счета по 20.02.2012 включительно.

Таким образом, учитывая, что счет на оплату услуг является лишь расчетным документом, ОАО «Ростелеком» в нарушение закона в одностороннем порядке сократило абоненту срок на оплату услуг.

В отношении абонентов К<…>, К<…> нарушение по установке сокращенного срока на оплату услуг телефонной связи не установлено, поскольку в договорах об оказании услуг телефонной связи по данным абонентам указано, что оплата счета за пользование телефонной связью и иных дополнительных услуг производится в срок не позднее указанной в счете даты.

По результатам рассмотрения дела размер ущерба, причиненного абонентам, не установлен.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в необеспечении абоненту предусмотренной законом возможности оплаты услуг телефонной связи в срок не менее 10 дней за октябрь 2011 г., нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в установлении сокращенного срока на оплату услуг телефонной связи за октябрь, ноябрь 2011 г., январь 2012 г. абоненту К<…>

3. Выдать предписание ОАО «Ростелеком» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела по статье 14.31 КоАП РФ.

 

 

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны