Решение б/н решение по делу от 8 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 073/05/5-530/2020

Резолютивная часть решения объявлена 25.11.2020

Решение в полном объеме изготовлено 01.12.2020 г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела <…>,

члены комиссии: - <…>,

рассмотрев дело № 073/05/05-530/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения посредством системы «Яндекс.Директ» рекламы: «Юрист (адвокат) К<…>в А.Н.», содержащей признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии:

- от заявителя - негосударственной некоммерческой организации - Адвокатской палаты Ульяновской области (далее - АПУО), ОГРН 1027301176022, ИНН 7325039042, расположенной по адресу: 432071, г. Ульяновск, пер. Молочный, д. 4, - представитель не явился;

- от лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- К<...>ва <…>, ИНН <…>, г. Ульяновск, -представителя <…>;

- общества с ограниченной ответственностью «Юридическое агентство «К<...>в и партнеры» (далее - ООО «Юридическое агентство «К<...>в и партнеры»), ОГРН 1067325058976, ИНН 7325065927, расположенного по адресу: 432048, г. Ульяновск, ул. Университетская набережная, д. 5, <..>, - представитель не явился;

- от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью «Яндекс» (далее - ООО «Яндекс»), ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543, расположенного по адресу: 119021, г. Москва, ул. Л. Толстого, д. 16, - представитель не явился,

УСТАНОВИЛА:

По заявлению АПУО (вх. № 6328 от 02.09.2020) Ульяновским УФАС России определением от 01.10.2020 возбуждено дело № 073/05/5-530/2020 по признакам нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения посредством системы «Яндекс.Директ» рекламы: «Юрист (адвокат) К<...>в А.Н.». К участию в деле привлечены заявитель АПУО и лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, К<...>в А.Н., ООО «Юридическое агентство «К<...>в и партнеры». Рассмотрение дела назначено на 26.10.2020.

Представитель АПУО на рассмотрении дела 26.10.2020 поддержал доводы, приведенные в заявлении организации, дополнительно пояснив, что адвокат - это не только статус, полученный в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», но и дополнительная ответственность. В отличие от юриста, статус адвоката возлагает обязанность соблюдать также профессиональные этические нормы. Если адвокат нарушил свои обязанности при оказании юридической помощи, доверитель имеет право пожаловаться на него в адвокатскую палату, где за нарушение могут вынести замечание, предупреждение и даже лишить статуса адвоката.

Письменных пояснений К<...>в А.Н. и ООО «Юридическое агентство «К<...>в и партнеры» не представили. На рассмотрении дела 26.10.2020 К<...>в А.Н. заявил ходатайство о запросе управлением у ООО «Яндекс» сведений относительно начала и окончания распространения рассматриваемой рекламы в «Яндекс.Директ», а также пояснил, что указанная реклама распространялась не с февраля 2020 года, как указало ООО «Яндекс» (исх. № 636993 от 23.09.2020), а намного позже (не раньше апреля). После получения 09.10.2020 определения Ульяновского УФАС России от 01.10.2020 распространение рекламы прекращено. К<...>в А.Н. в рассматриваемой рекламе не позиционировал себя как адвоката (слово «адвокат» не использовалось как ключевое слово). В данной рекламе слово «адвокат» использовалось в значении «судебный защитник», «представитель в суде». В «Яндекс.Директ» действуют ограничения по количеству символов для рекламных объявлений, например, во вводной части - не более 30 символов. Поскольку слово «адвокат», воспринимаемое как представитель в суде, имеет меньше букв, чем словосочетания «судебный защитник» или «представитель в суде», было решено использовать в контекстной рекламе слово «адвокат».

Определением от 26.10.2020 срок рассмотрения дела № 073/05/05-530/2020 продлен до 01.12.2020, рассмотрение дела отложено и назначено на 25.11.2020. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Яндекс».

Представитель АПУО на рассмотрение дела 25.11.2020 не явился. В письменных пояснениях (вх. № 7741 от 28.10.2020) организация сообщила, что после возбуждения рассматриваемого дела в средствах массовой информации была размещена новость об избиении К<...>ва А.Н., где его назвали «адвокатом», и в статье использовалась фотография потерпевшего. Поскольку фотографию в день избиения мог представить только К<...>в А.Н., то следует вывод, что новость была размещена с его подачи. Как правило, такие новости, связанные с личностью потерпевшего и его личным фотоснимком, размещаются после согласования текста новости с самим потерпевшим. Факт использования слова «адвокат» после возбуждения дела № 073/05/5-530/2020 указывает на очередное нарушение Федерального закона «О рекламе».

АПУО заявило ходатайство о направлении запроса в сетевое издание «Улпресса» об установлении факта согласования К<...>вым А.Н. публикации 21.10.2020 статьи «Что ты никак не отстанешь. Избили К<...>ва: сломан нос, наложены швы».

Представитель К<...>ва А.Н. на рассмотрении дела 25.11.2020 поддержал доводы, приведенные ранее, дополнительно сообщив, что слово «адвокат» появилась в рекламном объявлении от использования для показа рекламы технологии «Автотаргетинг».

В письменных пояснениях по делу (исх. № 689307 от 20.11.2020, вх. № 8405 от 23.11.2020) ООО «Яндекс» сообщило, что рекламное объявление: «Юрист (адвокат) Ульяновск almazlegal.com» размещалось в сервисе «Яндекс.Директ» в период с 05.02.2020 по 09.10.2020. Сервис «Яндекс.Директ» - это система размещения поисковой и тематической контекстной рекламы в сети «Интернет». Одним из способов заключения договора на оказание услуг по размещению рекламы в сервисе «Яндекс.Директ» между ООО «Яндекс» (рекламораспространитель) и рекламодателем является договор присоединения, заключаемый в порядке ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такой договор заключается путем акцепта рекламодателем оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», размещённой в открытом доступе в сети «Интернет» по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_direct/ (далее - оферта). Рекламодатель самостоятельно и в полном объёме несёт предусмотренную законодательством ответственность как лицо, осуществившее с использованием предоставленных системой «Яндекс.Директ» возможностей приведения информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, и гарантирует соответствие составленных и предоставленных им для размещения ООО «Яндекс» рекламных объявлений всем требованиям действующего законодательства. Указанные требования и собственные правила «Яндекса» изложены в самой оферте, а также в документах «Правила размещения рекламы на Яндексе. Требования к рекламным материалам» (https://yandex.ru/legal/adv_rules/) и «Общие положения. Требования к рекламным материалам» (https://yandex.ru/legal/general_adv_rules/). Показ объявлений, созданных рекламодателями, осуществляется в соответствии с положениями «Правил показа» (https://yandex.ru/legal/direct_display_rules/).

Рассмотрев ходатайство АПУО (вх. № 7741 от 28.10.2020) о направлении запроса в редакцию сетевого издания «Улпресса» относительно согласования с К<...>вым А.Н. публикации от 21.10.2020 «Что ты никак не отстанешь. Избили К<...>ва: сломан нос, наложены швы» (https://ulpressa.ru/2020/10/21/что-ты-никак-не-отстанешь-сегодня-веч/), Комиссия приходит к выводу о необходимости отказа в его удовлетворении, поскольку указанная новостная статья не является рекламой и, соответственно, на нее не распространяется действие Федерального закона «О рекламе».

Исследовав материалы дела № 073/05/5-530/2020, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу: «Юрист (адвокат) Ульяновск almazlegal.com», распространённую в сети «Интернет» посредством сервиса «Яндекс.Директ», ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.

В Ульяновское УФАС России поступило обращение АПУО (вх. № 6328 от 02.09.2020) о распространении посредством системы «Яндекс.Директ» рекламы услуг юриста (адвоката) К<...>ва А.Н. Однако К<...>в А.Н. не является адвокатом, а указание в рекламной информации на статус адвоката вводит потребителей в заблуждение и является нарушением Федерального закона «О рекламе». К обращению приложены распечатки страницы с рекламой юриста (адвоката) К<...>ва А.Н.

Сотрудниками Ульяновского УФАС России 10.09.2020 и 11.09.2020 осуществлен осмотр страниц поисковой системы «Яндекс» - разделов «Реклама» и «Новости».

По запросу «юристы в Ульяновске» в разделе «Реклама» (поиск по платным объявлениям) системой демонстрируется, в том числе, контекстная реклама следующего содержания:

«Юрист (адвокат) Ульяновск/ almazlegal.com

almazlegal.com

Юр. агентство «К<...>в и партнеры» ведущее агентство Ульяновска. Платно!

Контактная информация +7(8422) 72-ХХ-ХХ Показать пн-сб 8:30-18:30 Ульяновск».

В системе «Яндекс» в разделе «Новости» 11.09.2020 демонстрировался рекламный баннер с текстом: «Юрист (адвокат) Ульяновск almazlegal.com» и изображением - «селфи» К<...>ва А.Н. на фоне Арбитражного суда Московского округа.

В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Объектом рекламирования в данной рекламе являются услуги как юриста К<...>ва А.Н., так и юридического агентства «К<...>в и партнеры».

На запрос Ульяновского УФАС России (исх. № 4189-05 от 10.09.2020) ООО «Яндекс» сообщило (исх. № 636993 от 23.09.2020, вх. № 6787 от 23.09.2020 и № 6895 от 28.09.2020), что рассматриваемая реклама размещена в рамках договора, заключенного на условиях оферты на оказание услуг, заключенного между ООО «Яндекс» и физическим лицом К<...>вым <…> (адрес: Ульяновская обл., г. Ульяновск, <…>; телефон: +7(905)<…>; адрес электронной почты: p<…>m@yandex.ru). Реклама размещается с 04.02.2020, счета, выставляемые ООО «Яндекс», оплачивались рекламодателем. При размещении рекламы рекламодателем использовались следующие ключевые слова: «юристы г. Ульяновск», «юристы города Ульяновска», «услуги юриста Ульяновск», «юристы Ульяновск отзывы», «телефон юриста + в Ульяновске», «жилищный юрист Ульяновск», «Консультация юриста в Ульяновске».

ООО «Яндекс» (исх. № 689307 от 20.11.2020, вх. № 8405 от 23.11.2020) сообщило, что рекламное объявление: «Юрист (адвокат) Ульяновск almazlegal.com» размещалось в сервисе «Яндекс.Директ» в период с 05.02.2020 по 09.10.2020.

В соответствии с требованиями, изложенными в «Оферте на оказание услуг «Яндекс.Директ» (https://yandex.ru/legal/oferta_direct/), в документах «Правила размещения рекламы на Яндексе. Требования к рекламным материалам» (https://yandex.ru/legal/adv_rules/), «Общие положения. Требования к рекламным материалам» (https://yandex.ru/legal/general_adv_rules/) и «Правила показа» (https://yandex.ru/legal/direct_display_rules/), ООО «Яндекс» не редактирует и не вносит изменения в содержание рекламы, в том числе при использовании технологии «Автотаргетинг». Рекламодатель (представитель рекламодателя) самостоятельно осуществляет подготовку и редактирование рекламной кампании, в том числе составление/изменение рекламных объявлений, подбор ключевых слов, в соответствии с установленной формой в подразделе «Создать кампанию» сайта «Яндекс.Директ» или соответствующей прикладной программы (в том числе для мобильных устройств) с учетом всех требований, определенных офертой, если иное не согласовано сторонами дополнительно. Рекламодатель самостоятельно и в полном объеме несет предусмотренную законодательством ответственность как лицо, осуществившее с использованием предоставленных системой «Яндекс.Директ» возможностей приведения информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, и гарантирует соответствие составленных и предоставленных им для размещения «Яндексом» рекламных объявлений всем требованиям действующего законодательства (п. 3.3 оферты).

К<...>вым А.Н. самостоятельно включено в содержание рекламного объявления слово «адвокат», при этом К<...>в А.Н. не обладает статусом адвоката.

Ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» установлено, что адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Распространяемая К<...>вым А.Н. с использованием «Яндекс.Директ» интернет-реклама (поисковая, контекстная) создаёт ассоциацию у неопределенного круга лиц с возможностью получения юридической помощи от адвоката, что не соответствует действительности.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 5 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Размещение рекламы: «Юрист (адвокат) Ульяновск almazlegal.com» осуществлялось на основании договора, заключенного К<...>вым А.Н. с ООО «Яндекс» посредством акцепта на оферту на оказание услуг «Яндекс.Директ» (https://yandex.ru//legal/oferta direct). За размещение рекламных материалов в сервисе «Яндекс.Директ» ООО «Яндекс» выставлены К<...>ву А.Н. счета, в том числе: № Б-2813248804-1 от 13.04.2020, № Б-3092646861-1 от 17.05.2020, № Б-3107869135-1 от 19.05.2020, № Б-3151585649-1 от 24.05.2020, № Б-3158631138-1 от 25.05.2020, № Б-3163933662-1 от 26.05.2020, № Б-3189655093-1 от 02.06.2020, № Б-3193796373-1 от 04.06.2020, № Б-3204757658-1 от 09.06.2020, № Б-3208548489-1 от 11.06.2020, № Б-3218695808-1 от 16.06.2020, № Б-3222845761-1 от 18.06.2020, № Б-3230060899-1 от 22.06.2020, № Б-3244814049-1 от 30.06.2020, № Б-3257119159-1 от 06.07.2020, № Б-3262019307-1 от 09.07.2020, № Б-3268806413-1 от 13.07.2020, № Б-3272555427-1 от 15.07.2020, № Б-3281372510-1 от 20.07.2020, № Б-3298071794-1 от 29.07.2020, № Б-3307804719-1 от 03.08.2020, № Б-3323142253-1 от 10.08.2020, № Б-3340694213-1 от 20.08.2020, № Б-3348567668-1 от 24.08.2020, № Б-3376074513-1 от 07.09.2020, № Б-3377313878-1 от 08.09.2020, № Б-3382246373-1 от 10.09.2020, № Б-3389419243-1 от 14.09.2020, № Б-3392106629-1 от 15.09.2020.

Таким образом, рекламодателем в данном случае является К<...>в А.Н.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Необходимость в выдаче предписания в данном случае отсутствует, поскольку распространение рекламы прекращено добровольно.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Административная ответственность за рассматриваемое нарушение Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. В удовлетворении ходатайства АПУО (вх. № 7741 от 28.10.2020) о направлении запроса в редакцию сетевого издания «Улпресса» относительно согласования с К<...>вым А.Н. публикации от 21.10.2020 «Что ты никак не отстанешь. Избили К<...>ва: сломан нос, наложены швы» (https://ulpressa.ru/2020/10/21/что-ты-никак-не-отстанешь-сегодня-веч/) отказать.
  2. Признать рекламу: «Юрист (адвокат) К<...>в А.Н.», распространённую посредством системы «Яндекс.Директ», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  3. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны