Решение №ИС/4203/24 Решение по делу № 073/06/106-503/2024 от 13 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

08.08.2024                                                                                             Дело № 073/06/106-503/2024

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

 

членов комиссии:

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи):

 

- заместителя начальника отдела <…>,

- главного специалиста-эксперта <…>,

 

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 48 от 09.01.2024);

- от Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 18-д от 28.06.2024),

 

     

рассмотрев дело № 073/06/106-503/2024 по жалобе ООО «Открытый урок» (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000624003714 (наименование объекта закупки – «Шифр: 73-2024-нр5172 «Учебно-исследовательские лаборатории биосигналов и нейротехнологий» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в части создания и функционирования детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций»; заказчик – Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области (далее – заказчик), уполномоченный орган – Агентство государственных закупок

Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 2 514 288,00 руб., срок окончания подачи заявок – 07.08.2024 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 5383-ЭП/24 от 02.08.2024 (дата размещения в ЕИС – 01.08.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Открытый урок» на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000624003714.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

По мнению заявителя, заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» применен код КТРУ 26.20.40.190-00000022 и в нарушение требований законодательтсва неправомерно применимо Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, так как закупаемый товар не включен в перечень данного постановления и для целей закупки спорного товара применятся Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

 

Вх. № 5445-ЭП/24 и вх. № 5448-ЭП/24 от 06.08.2024 в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа и заказчика, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

При формировании объекта закупки заказчик выбрал код ОКПД2, что позволяет наиболее точно описать требования к необходимому товару. Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 не регламентирован порядок выбора КТРУ или ОКПД2. Заказчик самостоятельно определяет КТРУ или ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки с информацией в каталоге. Ограничения допуска иностранных товаров также установлены исходя из выбранного ОКПД2 объекта закупки.

 

На заседании Комиссии 07.08.2024, проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержала доводы жалобы, представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, поддержал представленные письменные возражения.  В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 15 мин. 08.08.2024 для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы ООО «Открытый урок» установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 30.07.2024 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000624003714, наименование объекта закупки – «Шифр: 73-2024-нр5172 «Учебно-исследовательские лаборатории биосигналов и нейротехнологий» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в части создания и функционирования детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций» (начальная (максимальная) цена контракта – 2 514 288,00 руб.).

02.08.2024 в извещение были внесены изменения, опубликованы разъяснения положений извещения.

Согласно протоколу проведения аукциона от 07.08.2024 на участие в указанной закупке поступило 4 заявки, цена была снижена на 61,50 %.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Открытый урок» необоснованной.  При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 145, Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Постановления № 145 установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке(в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее- Постановление № 616), при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Законом о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145 не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода позиции КТРУ или ОКПД2.

Заказчик самостоятельно определяет код позиции КТРУ, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам, наименованиям КТРУ и характеристикам товара, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.

В рассматриваемом случае, заказчиком код ОКПД2 32.99.53.130 был определён исходя из описания объекта закупки, в том числе, его существенных характеристик, что будет отвечать целям закупки и удовлетворять потребности заказчика.

Предметом электронного аукциона является поставка товара, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Заказчик вправе самостоятельно определить код КТРУ (ОКПД2), объективно описывающий объект закупки. В данном случае объектом закупки являются Цифровые лаборатории для школьников, код ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные» наибольшим образом соответствует объекту закупки. Подтверждением соответствия кода ОКПД2 предмету закупки является наличие не менее 192 записей в реестре промышленной продукции соответствующих предмету закупки «Цифровая лаборатория» и коду ОКПД2 32.99.53.130.

Товар с кодом ОКПД2 32.99.53.130 входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (пункт 171 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные»).

Согласно извещению № 0168500000624003714 заказчиком установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом, заявителем жалобы, в составе поданной жалобы и на заседание Комиссии по ее рассмотрению не представлено доказательств и сведений, подтверждающих невозможность подачи заявки и участия общества в закупке № 0168500000624003714 с учетом установленных ограничений и требований к товару.

Таким образом, действия заказчика при описании объекта закупки и установлении запретов и ограничений, предусмотренных статьей 14 Закона о контрактной системе, не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «Открытый урок» является необоснованной.

 

Доводы ООО «Открытый урок» о наличии в действиях заказчика нарушений положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ограничение конкуренции), образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным указанным Федеральным законом, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.

С учетом изложенного, заявитель имеет право подать в порядке, установленном статьей 44 Закона о защите конкуренции, заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

 

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Открытый урок» необоснованной.

 

 

 

Председатель комиссии:

<…>

 

Члены комиссии:

 

<…>

 

        <…>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области
ИНН 7325057605, ОГРН 1057325098082
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944
Общество с ограниченной ответственностью "ОТКРЫТЫЙ УРОК"
ИНН 1658144645, ОГРН 1131690011309