Решение №2032-04 Решение и предписание в отношении Правительства УО от 9 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от  31.03.2015 № 2032-04

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                          ДЕЛО № 11855/04-2015

                                                                                                                                       г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена 18.03.2015

В полном объеме решение изготовлено 31.03.2015

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель

врио руководителя управления <...>,

члены

-    начальник отдела <...>;

помощник руководителя <...>,

рассмотрев дело № 11855/04-2015 по признакам нарушения Правительством Ульяновской области (432017, г. Ульяновск, пл. Ленина, 1) части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

Приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области  от  10.02.2015  № 13 возбуждено дело  по признакам нарушения Правительством Ульяновской области п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии 06.03.2014 Правительством Ульяновской области постановления № 83-П «О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» (п. 6 Порядка), реализация норм которого может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Определением от 10.02.2015 к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Правительство Ульяновской области факт нарушения антимонопольного законодательства не признало по основаниям, изложенным в письменных пояснениях. Пояснило, что в соответствии с нормами ч. ч. 1, 2, 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственному органу субъекта Российской Федерации предоставлено право  самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации. 

В целях создания условий для развития сельского хозяйства, рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области Правительством Ульяновской области принято постановление от 11.03.2013 № 37/420-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы» (далее - Программа). Согласно разделу 4 Программы финансовое обеспечение осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области.

Пунктом 6 постановления Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 № 83-П «О порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» предусмотрены критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, имеющих право на предоставление субсидий.

Субсидии в текущем финансовом году предоставляются получателям субсидий при условии производства получателями субсидий продукции растениеводства на территории Ульяновской области в предшествующем финансовом году и при постановке получателей субсидий на налоговый учет в налоговых органах на территории Ульяновской области по месту нахождения получателей субсидий, либо месту нахождения их обособленных подразделений на территории Ульяновской области, либо месту жительства получателей субсидий - глав крестьянских (фермерских) хозяйств (индивидуальных предпринимателей) на территории Ульяновской области.

Таким образом, Правительство Ульяновской области реализовало предоставленные вышеизложенными нормативными актами исключительные полномочия по определению конкретных критериев отбора субъектов субсидирования для достижения обозначенных целей развития сельского хозяйства Ульяновской области.

Кроме того, Правительство Ульяновской области не согласно с вменяемым пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-03 «О защите конкуренции».

Постановлением № 83-П не вводятся ограничения или запреты в отношении хозяйствующих субъектов по доступу на товарный рынок, по условиям производства, обмена, потребления и т.д.

Считают, что определение Правительством Ульяновской области порядка и условий предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из бюджета Ульяновской области не может, в принципе, ограничивать предпринимательскую деятельность товаропроизводителей.

При этом, любой сельхозтоваропроизводитель области имеет равную с другими сельхозтоваропроизводителями области возможность получить средства государственной поддержки при соблюдении установленных условий, общих для всех, то есть это зависит от воли и желания сельхозтоваропроизводителя получить средства государственной поддержки при выполнении установленных условий предоставления бюджетных средств.

Таким образом, постановление Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 № 83-П «О порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства.

Изложенная позиция Правительства Ульяновской области в данных пояснениях согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2014 по делу № 7-АПГ14-1, определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2010 по делу № 34-Г10-15, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области № А-57- 22507/2014.

На заседании комиссии 18.03.2015 представитель Правительства Ульяновской области дополнительно пояснила, что субсидии имеют целевой характер и предоставляются получателю, отвечающему определенным критериям и условиям получения субсидии. Наличие у получателя регистрации в налоговых органах на территории Ульяновской области позволяет уполномоченному органу проверить достоверность предоставляемой получателем субсидии финансовой и бухгалтерской отчетности. Кроме того, данное требование влияет на осуществление Министерством контроля за целевым и эффективным использованием субсидии.  Постановка на налоговый учет в другом регионе не позволяет уполномоченному органу осуществлять указанные контрольные функции.

Министерство представило письменные пояснения, согласно которым факт нарушения антимонопольного законодательства не признало по следующим основаниям. В 2014 году индивидуальный предприниматель Г<...>, индивидуальный предприниматель Н<...> (далее - ИП Г<...>, ИП Н<...>.) обратились в Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство) с заявлениями о предоставлении субсидий в соответствии с Порядком предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утверждённым постановлением Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 № 83-П «О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» (далее - Порядок).

ИП Г<...> и ИП Н<...> в предоставлении субсидий было отказано, так как одним из обязательных условий предоставления субсидий является постановка получателя субсидий на налоговый учет в налоговых органах на территории Ульяновской области либо месту жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства (индивидуального предпринимателя) на территории Ульяновской области.

Указанный нормативный акт Правительства Ульяновской области был принят в целях получения субсидий из федерального бюджета и доведения полученных средств до сельскохозяйственных товаропроизводителей в Ульяновской области.

Средства федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации, в том числе и Ульяновской области, на основании Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 и Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1431 (далее - Государственная программа, Правила).

В первоначальной редакции Государственной программы содержалось положение о том, что в рамках реализации основного мероприятия «Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства» для получения поддержки сельскохозяйственному товаропроизводителю необходимо было предоставить в орган управления агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации справку о постановке на налоговый учёт в том субъекте Российской Федерации, на территории которого он осуществляет сельскохозяйственной производство, субсидии редакции. В последующих изменениях Государственной программы указанная норма не сохранилась.

Требование о постановке получателя субсидий на налоговый учет в налоговых органах на территории Ульяновской области в нормативном акте Правительства области было сохранено, исходя из следующего.

В соответствии с отражённым в Бюджетном кодексе РФ принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств субъект Российской Федерации при составлении и исполнении бюджета в рамках установленных бюджетных полномочий должен исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств. Кроме того, требования об обязательной оценке экономической социальной и бюджетной эффективности также содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих порядок подготовки и реализации государственных программ.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» Министерство не имеет права запрашивать первичные статистические данные у хозяйствующих субъектов, являющихся получателями субсидий. В такой ситуации оценить эффективность использования бюджетных средств невозможно, так как невозможно установить в какой территориальный орган статистического учёта сельскохозяйственные товаропроизводители предоставили первичные статистические данные о достигнутых показателях и финансовых результат. Следовательно, наличие требования о постановке получателя субсидий на налоговый учет в налоговых органах на территории Ульяновской области в нормативном акте Правительства области гарантирует предоставление первичных статистических данных о достигнутых показателях и финансовых результатах в территориальный орган статистического учёта Ульяновской области.

В 2014 году на указанные цели израсходовано 343879,6 тыс. рублей, что составляет 29 % от всех расходов на поддержку АПК региона за счёт средств федерального и областного бюджетов.

На заседании комиссии 18.03.2015 представитель Министерства поддержал пояснения представителя Правительства Ульяновской области и дополнительно пояснил, что требование, предусмотренное п. 6 Порядка, позволяет проконтролировать возврат денежных средств в бюджет, проверить отчетные данные о прибыли получателя субсидии.   Регистрация получателя субсидии в налоговом органе другого региона не позволяет Министерству запросить сведения в налоговом органе, расположенном на территории другого региона.  Кроме того, подтвердил, что при расчете размера субсидии, предоставляемой Ульяновской области из федерального бюджета учитываются все посевные площади в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей. В отчетности о результативности использования субсидии данные о посевных площадях ИП Г<...> и Н<...> не учитываются. Кроме того, пояснил, что в структуре посевных площадей Ульяновской области учитываются все посевные площади в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей. При этом, в отчетности о результативности использования субсидии данные о посевных площадях данных индивидуальных предпринимателей не учитываются.

 ИП Глава КФХ Г<...> устно пояснил, что им на территории Ульяновской области организовано фермерское хозяйство, используются посевные площади. Предъявляемое условие о наличии постановки на налоговый учет в налоговых органах на территории Ульяновской области лишает возможности получить субсидию, поскольку он  зарегистрирован в налоговом органе на территории Самарской области по месту жительства. Считает, что норма, установленная п. 6 спорного Порядка, нарушает его законные права и интересы на получение субсидии при осуществлении деятельности в области растениеводства. Дополнительно пояснил, что первичные статистические данные об объемах производства сельскохозяйственных культур, а также об используемых посевных площадях предоставляются в отдел статистики МО «Павловский район» Ульяновской области. Земельный и транспортный налоги уплачиваются в местный бюджет Павловского района и областной бюджет Ульяновской области. В настоящее время численность работников фермерского хозяйства ИП Г<...> составляет 18 человек. Налоговые отчисления и страховые взносы по заработной плате производятся в бюджет Самарской области  по месту регистрации в налоговом органе. Пояснил, что использует систему налогообложения для сельхозпроизводителей – единый сельскохозяйственный налог.  

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, комиссия пришла к выводу о необходимости признать п. 6 постановления Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 № 83-П «О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», противоречащим пункту 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».  

При этом комиссия исходила из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности путем создания дискриминационных условий.

Согласно статье 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам из федерального бюджета осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о бюджете, из бюджета субъекта Российской Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии со статьями 7 Федерального закона от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и  Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), предусмотренные указанными законами, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. При этом в соответствии с частью 3 указанной статьи Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1431 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

В правилах распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направляемым на поддержку сельского хозяйства, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации, одним из условий выделения субсидий является наличие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих порядок предоставления средств сельскохозяйственным товаропроизводителям, содержащих в том числе перечень документов, необходимых для получения указанной субсидии и сроков их рассмотрения.

Таким образом, предоставление средств из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку сельского хозяйства конечным получателям субсидий осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Правительством Ульяновской области принято постановление от 11.03.2013 № 37/420-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы» (далее - Программа).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 № 83-П «Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» (далее - Порядок).

Согласно п. 6 Порядка предусмотрено, что субсидии в текущем финансовом году предоставляются получателям субсидий при условии производства получателями субсидий продукции растениеводства на территории Ульяновской области в предшествующем финансовом году и при постановке получателей субсидий на налоговый учет в налоговых органах на территории Ульяновской области по месту нахождения получателей субсидий, либо месту нахождения их обособленных подразделений на территории Ульяновской области, либо месту жительства получателей субсидий - глав крестьянских (фермерских) хозяйств (индивидуальных предпринимателей) на территории Ульяновской области.

11.12.2014 в Ульяновское УФАС России поступило обращение ИП Главы КФХ Г<...>, направленное прокуратурой Ульяновской области (исх. от 08.12.2014 № 07-20-2014/26229-2014), по факту отказа Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее – Министерство) в предоставлении субсидий из бюджета Ульяновской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и субсидии в соответствии с Порядком предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на поддержку племенного животноводства.

Согласно журналу регистрации входящих документов 18.03.2014 ИП Глава КФХ Г<...> (сумма субсидии 507, 6 тыс. руб.) и ИП Глава КФХ <...> (сумма субсидии 316,32 тыс. руб.) обратились в адрес Министерства о предоставлении  субсидий из бюджета Ульяновской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям с приложением документов (справка-расчет на предоставление субсидий из федерального бюджета и областного бюджета Ульяновской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за март 2014 год, в рамках вышеуказанного Порядка.

В соответствии с ответом Министерства (от 28.03.2014 № 73-ИОГВ-07-02/2051) ИП Г<...> отказано в предоставлении субсидии на основании п. 6  Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Ульяновской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 № 83-П. ИП Г<...> не зарегистрирован на территории Ульяновской области.

В соответствии с ответом Министерства (от 03.04.2014 № 73-ИОГВ-07-02/2242) ИП Главе КФХ Н<...> отказано в предоставлении субсидии по аналогичному основанию.

Согласно выпискам из ЕГРИП ИП Н<...> (ИНН <...>), зарегистрирован по месту жительства Главы КФХ Н<...>: <...>; ИП Гараев В.Ю. (ИНН <...>), зарегистрирован по месту жительства Главы КФХ Г<...> в г. Новокуйбышевске, Самарской области.

Как установлено, ИП Глава КФХ Н<...> и ИП Глава КФХ Г<...>  осуществляют деятельность по производству продукции растениеводства на территории МО «Радищевский район» и «Павловский район» Ульяновской области соответственно.

Согласно представленным сведениям ИП Г<...> объемы производства продукции растениеводства, полученные с посевных площадей, расположенных в Павловском районе, следующие:

- за 2013 год: Посевная площадь: 2 115 га; Зерновые и зернобобовые: 13 200 ц; Технические культуры: 6 232 ц; Однолетние травы: 4 906 ц; Многолетние травы: 800 ц;

- за 2014 год: Посевная площадь: 2 245 га; Зерновые и зернобобовые: 16 674 ц; Технические культуры: 6 360 ц; Однолетние травы: 3 680 ц; Многолетние травы: 750 ц.

Согласно представленным сведениям ИП Главой КФХ Н<...> объемы производства продукции растениеводства, полученные с посевных площадей, расположенных в Радищевском районе следующие:

- за 2013 год: Посевная площадь: 827 га; Пшеница озимая: 3 480 ц; Ячмень яровой: 400 ц; подсолнечник на зерно: 3 520 ц; Технические культуры (рыжик озимый): 2 700 ц;

- за 2014 год: Посевная площадь:  680га; Подсолнечник на зерно: 4 620 ц; Технические культуры (рыжик озимый): 2 600 ц.

Федеральным законом от 29.12.2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» регулируются отношения, возникающие между гражданами и сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства; устанавливаются правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (ст. 1 данного Федерального закона).

Основными целями государственной аграрной политики являются, в частности, обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов. Государственная аграрная политика основывается, в частности, на следующих принципах: доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке. Основными направлениями государственной аграрной политики, в частности, являются: государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей; защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках; устойчивое развитие сельских территорий (ст. 5 указанного Федерального закона).

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ 2Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Закон о статистическом учете), федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации, в том числе, юридические лица.

Пунктом 1 статьи 8 Закона о статистическом учете установлено, что респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

На основании пункта 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение), первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами (граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности).

Согласно пункту 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Приказом Росстата от 09.08.2012 N 441 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой» утверждены формы федерального статистического наблюдения (Форма № 1-фермер (2013 год), Форма № 2-фермер (2014 год)). Данные статистического наблюдения предоставляются крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, имеющие посевы, многолетние насаждения сельскохозяйственных культур в территориальные органы Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному адресу.

Согласно представленным ИП Главой КФХ Г<...> формам № 1-фермер за 2013 год, № 2 –фермер по состоянию 1 октября, 1 ноября (20 ноября) 2014 года установлен адрес: 433975. Ульяновская область, Павловский район, <...>.  ИП Г<...> представленной информационной справкой подтвердил, что первичные статистические данные об объемах производства сельскохозяйственных культур, а также об используемых посевных площадях предоставляются в отдел статистики МО «Павловский район» Ульяновской области.

ИП Главой КФХ Н<...> пояснено, что первичные статистические данные об объемах производства сельскохозяйственных культур, а также об используемых посевных площадях предоставляются в отдел статистики МО «Радищевский район» Ульяновской области.

Следовательно, доводы Министерства о  том, что у Министерства  отсутствует возможность установить в какой территориальный орган статистического учёта сельскохозяйственные товаропроизводители предоставили первичные статистические данные о достигнутых показателях и финансовых результатах, со ссылкой на статью 9 Закона о статистическом учете, несостоятельны и противоречат действующему законодательству.

Кроме того, в подтверждение того, что Министерство располагает сведениями о посевных площадях в разрезе сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность на территории Ульяновской области представлены копии запроса Министерства от 11.07.2014 № 73-ИОГВ-07-02/5136 в адрес Глав администрации муниципальных образований Ульяновской области.

Из представленных сведений МБУ «Управление сельского хозяйства и природных ресурсов МО «Павловский район» установлено, что в структуре посевных площадей МО «Павловский район» учтена информация о посевных площадях, используемых ИП Г<...> за 2013 и 2014 г.г.

В структуре посевных площадей МО «Радищевский район» учтена информация о посевных площадях, используемых ИП Н<...> за 2013 и 2014 г.г. (письмо администрации МО «Радищевский район» от 21.07.2014 № 270). Следует учесть, что в предоставленной информации в качестве причины снижения посевных площадей в отношении ИП Н<...>  указано: «не получили субсидии».

Кроме того, при анализе сведений, представленных МБУ «Управление сельского хозяйства и природных ресурсов МО «Павловский район» установлено, что размер посевных площадей, используемых ИП ГКФХ Г<...>, (2115 га) за 2013 год превышают посевные площади, используемые другими хозяйствующими субъектами, на территории муниципального образования в 2014 году размер посевных площадей ИП Г<...> (2245 га) превышает только ООО «Муратовское» (2380 га).

Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства установлено, что размер субсидии предоставляемые в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации при государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, определяется по формуле, учитывающей посевные площади сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, в i-м субъекте Российской Федерации в отчетном финансовом году, по данным Федеральной службы государственной статистики.

Согласно представленным сведениям и пояснениям представителя Министерства при определении размера субсидии, получаемой из федерального бюджета, учитываются данные о посевных площадях, используемых ИП Главами КФХ Г<...> и Н<...>

В соответствии с пп. 8 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений предоставляемых органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам пп. 8 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ).

Кроме того, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на налоговые органы не возложена обязанность предоставлять указанные сведения по запросам органов государственного и муниципального контроля.

Необходимая информация (о посевных площадях) содержится в формах статистической отчетности, утвержденных Приказом Росстата от 09.08.2012 N 441 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой». 

Ссылка представителей Правительства Ульяновской области и Министерства на то, что наличие требования о постановке получателя субсидий на налоговый учет в налоговых органах на территории Ульяновской области в нормативном акте Правительства области гарантирует возможность проверить достоверность отчетных данных о финансовых результатах деятельности получателя субсидии несостоятельна, поскольку в полномочия Министерства, как уполномоченного органа, входят функции контроля за целевым, правомерным и эффективным использованием субсидии в соответствии с установленными полномочиями (п. 17 Порядка), а не как не функции по проверке достоверности отчетных данных о финансовых результатах деятельности получателя субсидии.

Следует учесть, что нормы Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» и Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1431, не содержат требование о постановке получателя субсидий на налоговый учет в налоговых органах на территории субъекта Российской Федерации.

Соответственно, установление п. 6 Порядка требования для предоставления хозяйствующим субъектам субсидий за счет средств областного бюджета о постановке на налоговый учет в налоговых органах в Ульяновской области», ставит эти лица в заведомо неравные условия, ущемляет их интересы как хозяйствующих субъектов, ограничивает конкуренцию на территории Ульяновской области, создает неравные условия для деятельности в сфере агропромышленного комплекса хозяйствующих субъектов, зарегистрированных и не зарегистрированных на территории Ульяновской области (постановленных и не поставленных на налоговый учета налоговых органах в Ульяновской области).

Таким образом, установление п. 6 постановления Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 № 83-П «О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» требования о постановке получателей субсидий - глав крестьянских (фермерских) хозяйств (индивидуальных предпринимателей) на налоговый учет в налоговых органах на территории Ульяновской области, ограничивает круг получателей субсидий и создает дискриминационные условия для деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Ульяновской области, но не зарегистрированных на территории Ульяновской области, что является нарушением п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции». 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать п. 6 постановления Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 № 83-П «О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», противоречащим пункту 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».  

2. Выдать Правительству Ульяновской области предписание об отмене или изменении постановления Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 83-П «О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», нарушающего антимонопольное законодательство.

3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

 

Председатель комиссии

<...>

 

Члены комиссии

<...><...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №13

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии  - врио руководителя управления  <...>,

Члены Комиссии              - нач. отдела <...>,

                                           - помощник руководителя <...>,

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения от 01.04.2015  по делу № 1185/04-2015

о нарушении Правительством Ульяновской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Правительству Ульяновской области

в срок до 15.05.2015  нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в противоречии антимонопольному законодательству положений п. 6 Порядка предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от   06.03.2014 № 83-П;

 

в срок до  15.05.2015  привести в соответствии с антимонопольным законодательством п. 6 Порядка предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от   06.03.2014 № 83-П (в части установления требования постановки получателей субсидий продукции растениеводства на налоговый учет в налоговых органах на территории Ульяновской области по месту нахождения получателей субсидий, либо месту нахождения их обособленных подразделений на территории Ульяновской области, либо месту жительства получателей субсидий - глав крестьянских (фермерских) хозяйств (индивидуальных предпринимателей) на территории Ульяновской области).

О  выполнении настоящего Предписания сообщить не позднее пяти дней с момента его исполнения.

 

Председатель комиссии

<...>

 

Члены комиссии

<...><...>

 Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны