Решение №2740-03 Признать жалобу ООО «ФАРМЭКСПОРТ» обоснованной в части включ... от 6 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
03.06.2022 Дело № 073/06/106-318/2022
г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>, |
членов
в отсутствие представителей, |
- заместителя начальника отдела <…>, - специалиста-эксперта <…>,
|
рассмотрев дело № 073/06/106-318/2022 по жалобе ООО «ФАРМЭКСПОРТ» (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0368400000222000432 (наименование объекта закупки – «Поставка медицинского оборудования»; заказчик – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, далее - заказчик; начальная (максимальная) цена контракта – 70 004 039,13 руб.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. № 3386 от 27.05.2022 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «ФАРМЭКСПОРТ» на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0368400000222000432.
Содержание жалобы составило указание, в том числе на следующее.
По мнению заявителя жалобы, заказчиком при описании объекта закупки и установлении требований к поставляемому товару не использовано описание товара, согласно позиции КТРУ, а также описание объекта закупки составлено таким образом, что установленным требованиям соответствует товар единственного производителя – «Сименс Хелскеа ГмбХ».
Вх. № 3484 от 02.06.2022 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.
Закупаемый товар не имеет соответствующей позиции в КТРУ, в связи с чем заказчиком при описании объекта закупки были использованы правила статьи 33 Закона о контрактной системе. Позиция КТРУ 26.60.11.11300000092, которую указывает в своей жалобе заявитель, не отражает потребностей заказчика и не соответствует ГОСТ Р 57081-2016. Описанию объекта закупки соответствую товары двух производителей – система Luminos DRF Max (производство Siemens) и система CombiDignost R90 (производство Philips).
На заседании Комиссии 02.06.2022 г., которое проходило в дистанционном режиме, представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, поддержал представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:30 03.06.2022 г. для документального анализа материалов по делу.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 19.05.2022 г. было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0368400000222000432, наименование объекта закупки – «Поставка медицинского оборудования» (начальная (максимальная) цена контракта – 70 004 039,13 руб.).
23.05.2022 г. на основании решения заказчика в извещение были внесены изменения.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 31.05.2022 г. предложения поступали от 2 участников, цена была снижена на 11,5 %.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 01.06.2022 г. заявки обоих участников были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «ФАРМЭКСПОРТ» обоснованной в части включения в описание объекта закупки требований, влекущих указание на конкретного производителя. При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога.
Согласно пункту 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0368400000222000432 объектом закупки является поставка медицинского оборудования.
Приложением к извещению № 0368400000222000432 является, в том числе, файл «Приложение № 1 Описание объекта закупки.docx», который содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе, наименование товара «Система рентгеновская диагностическая с принадлежностями», наименование показателей товара, единиц измерения, требования к значению показателя, требования заказчика к указанию значения показателей участником закупки, единицы измерения и количество.
Заказчик самостоятельно определяет код по ОКПД2 или код позиции КТРУ, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.
Учитывая, что товар с конкретными, необходимыми заказчику характеристиками, отсутствует в позициях КТРУ, следовательно, заказчик вправе в соответствии с требованиями пункта 7 Правил использования КТРУ осуществить описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, что и было сделано заказчиком в рассматриваемом случае. Заказчиком в извещении об осуществлении закупки самостоятельно был определен код ОКПД2 - 26.60.11.113 - «Аппараты рентгенографические», по его мнению, наиболее подходящий под специфику закупки с учетом области применения и назначения, а также определены технически характеристики товара с учетом требований ГОСТ Р 57081-2016 «Системы универсальные рентгенографические цифровые. Технические требования для государственных закупок».
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода по ОКПД2. Более того, к выбору кода по позиции КТРУ Законом о контрактной системе также не установлено императивных требований.
На основании вышеизложенного, жалоба ООО «ФАРМЭКСПОРТ» в указанной части является необоснованной.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено в том числе следующее.
Приложением к извещению № 0368400000222000432 является, в том числе, файл «Приложение № 1 Описание объекта закупки.docx», который содержит в том числе следующие показатели товара:
2.18 |
Съемная подножка, закрепляемая на рельсах стола |
Наличие |
11.1 |
Потолочное крепление штатива рентгеновского излучателя |
Наличие |
11.2 |
Продольное перемещение рентгеновской трубки, см |
Не менее 346 |
11.3 |
Поперечное перемещение рентгеновской трубки, см |
Не менее 220 |
15. |
Стойка снимков вертикальная, шт |
1 |
15.4 |
Минимальное расстояние между полом и центром плоского цифрового рентгеновского детектора, см |
Не более 27 |
16. |
Пульт дистанционного управления для вертикальной стойки снимков, ручной |
Наличие |
20. |
Получение единой протяженной бесшовной рентгенограммы исследуемой области (позвоночник, нижние конечности) посредством автоматического сбора аппаратом серии рентгенограмм, выполняемом непосредственно на столе-штативе рентгеновского аппарата, в том числе и при горизонтальном положении стола-штатива, и стойке снимков вертикальной |
Наличие |
Положениями статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя. Указанный запрет не поставлен в зависимость от количества поданных заявок.
При этом, согласно пояснения представителя заказчика описанию предмета закупки соответствую товары двух производителей – система Luminos DRF Max (производство Siemens) и система CombiDignost R90 (производство Philips).
Ульяновским УФАС России в рамках рассмотрения жалобы был направлен запрос в адрес уполномоченного представителя производителя медицинского оборудования Philips на территории Российской Федерации ООО «Филипс» (исх. 2671-03 от 02.06.2022 г.) с целью подтверждении довода заказчик о соответствии описанию объекта закупки по электронному аукциону № 0368400000222000432 системы рентгенографической CombiDignost R90.
Вх. № 3540 от 03.06.2022 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «Филипс» поступил ответ (исх. № 8240 от 03.06.2022 г.), согласно которому система рентгенографическая CombiDignost R90 производства Филипс Медикал Системс ДМС ГибХ не соответствует техническому заданию электронного аукциона № 0368400000222000432.
Таким образом, описание объекта закупки, которому фактически соответствует товар единственного производителя (Siemens) в указанном виде нарушает положения пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ и жалоба ООО «ФАРЭКСПОРТ» является обоснованной в указанной части
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ФАРМЭКСПОРТ» обоснованной в части включения в описание объекта закупки требований, влекущих указание на конкретного производителя.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязать:
- комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки № 0368400000222000432,
- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение № 0368400000222000432, продления срока приема заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями законодательства,
на что выдать предписание.
4. Передать материалы дела № 073/06/106-318/2022 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
<…> |
Члены комиссии |
<…>
<…>
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.