Решение №КП/5073/23 Решение по делу № 073/07/3-693/2023 от 30 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
25.10.2023 Дело № 073/07/3-693/2023
г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:
председателя Комиссии: |
- заместителя руководителя управления <...>, |
членов Комиссии:
в присутствии (с использованием системы видео-конференц-связи): |
- заместителя начальника отдела <...>, - специалиста-эксперта <...>,
- от ООО «ДИАРТ»: - <...>(доверенность б/н от 10.05.2023),
|
рассмотрев дело № 073/07/3-693/2023 по жалобе ООО «Диарт» (далее - заявитель) на действия закупочной комиссии при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312759670 (наименование объекта закупки – «Поставка приборов учета электроэнергии (организация коммерческого учета электроэнергии во исполнение Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ)»; заказчик – Акционерное общество «Ульяновскэнерго» (далее – заказчик), дата подведения итогов – 06.10.2023) по признакам нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Вх. № 6358-ЭП/23 от 16.10.2023, а также вх. № 6498-ЭП/23 от 20.10.2023 (перенаправленная ФАС России) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Диарт» на действия закупочной комиссии при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312759670.
По мнению заявителя жалобы, закупочной комиссией при оценке заявок по лоту № 1 было допущено нарушение требований законодательства, поскольку не был предоставлен приоритет, предусмотренный постановлением Правительства РФ № 925, так как заявителем на участие в закупке была подана заявка, содержащая предложение о поставке товара, включенного в реестр российской промышленной продукции. При этом товары, предложенные другими участниками закупки в данный реестр не включены. Также заявитель указывает, что документация не содержит положений об ответственности претендентов за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения предлагаемого товара.
Вх. № 6506-ЭП/23 от 20.10.2023 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе № 32312759670 заявки всех участников были признаны соответствующими, в том числе, в части соответствия предлагаемой продукции техническому заданию.
Заявки всех участников закупки содержали предложение о поставке приборов учета электрической энергии производства России, в связи с чем на основании подпункта «в» пункта 6 Постановления № 925 приоритет не предоставляется. Постановление № 890 не содержит запрета на закупку приборов учета электрической энергии, не соответствующих требованиям Постановления № 719. Кроме того, конкурсная документация и Постановление № 925 не предусматривают предоставление участниками закупки заключения Минпромторга России о подтверждении производства продукции не территории Российской Федерации.
На заседании Комиссии 23.10.2023, проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержал доводы жалобы, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 25.10.2023 для анализа материалов дела.
В ходе рассмотрения жалобы ООО «Диарт» установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 13.09.2023 были опубликованы извещение и документация о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312759670, наименование объекта закупки – «Поставка приборов учета электроэнергии (организация коммерческого учета электроэнергии во исполнение Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ)» (начальная (максимальная) цена договора по лоту № 1 – 38 541 660,00 руб.).
28.09.2023 были опубликованы разъяснения положений закупочной документации.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 03.10.2023 на участие в указанной закупке по лоту № 1 поступило 4 заявки, все заявки признана соответствующими требованиям извещения.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 05.10.2023 вторые части заявок всех участников закупки по лоту № 1 были признаны соответствующими требованиям.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 05.10.2023 по лоту № 1 дополнительное ценовое предложение поступило от трех заявок.
Протоколом подведения итогов от 06.10.2023 был определен победитель закупки.
Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила признать жалобу ООО «Диарт» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
АО «Ульяновскэнерго» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Протоколом совета директоров АО «Ульяновскэнерго» от 17.02.2023 № 21 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Ульяновскэнерго» (далее – Положение о закупках).
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 частью 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Механизм осуществления импортозамещения в рамках Закона о закупках предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановлением № 925).
Согласно пункту 1 Постановления № 925 заказчик обязан установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Пункт 2 Постановления № 925 устанавливает, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
При этом пункт 2(1) Постановления № 925 содержит указание на то, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, а также интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством (систем удаленного мониторинга и диагностики, интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), автоматизированных систем управления технологическими процессами подстанций, автоматизированных систем технологического управления центров управления сетями) и (или) программного обеспечения, используемого в качестве компонента указанных систем, путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и (или) программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
Аналогичный порядок предоставления приоритет товаров российского происхождения установлен в подпункте 1.4 части 10 документации открытого конкурса в электронной форме № 32312759670.
Подпунктом «а» пункта 5 Постановления № 925 установлено, что условием предоставления приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами является включение в документацию о закупке, в том числе, следующих сведений: требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.
Подпунктом «е» пункта 5 Постановления № 925 предусмотрено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке: условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц).
Аналогичные требования установлены в пунктах «а» и «е» части 2 параграфа 19 положения о закупках и подпунктах 1.1. и 1.6 части 10 документации открытого конкурса в электронной форме № 32312759670.
Таким образом, из положений Постановления № 925, Положения о закупках заказчика и документации № 32312759670 следует, что страна происхождения предложенного участниками товара для целей предоставления приоритета определяется заказчиком на основании сведений о товаре, которые участник представил в своей заявке, при этом не требуются подтверждающие документы, достаточно декларирования страны происхождения товара в заявке.
Частью 5 параграфа 19 положения о закупках установлено, что приоритет не предоставляется в случаях, предусмотренных Постановлением № 925.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 6 Постановления № 925 приоритет не предоставляется в случае, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами (аналогичные нормы указаны в пункте 5.3 части 10 документации открытого конкурса в электронной форме № 32312759670).
Согласно протоколу подведения итогов от 06.10.2023 закупочной комиссией при оценке и сопоставлении заявок по лоту № 1 приоритет, предусмотренный пунктом 3(1) Постановления № 925 к заявкам по критерию «Цена заявки» применен не был.
Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, что заявки №№ 1511, 2857, 7997 и № 1764 (ООО «ДИАРТ») по лоту № 1 содержат предложение о поставке товаров российского происхождения в соответствии с требованиями пункта «а» части 2 параграфа 19 Положения о закупках и подпункта 1.1. части 10 документации открытого конкурса в электронной форме № 32312759670 (декларирование страны происхождения товара).
Таким образом, при оценке заявок заказчик по отношению к заявке № 1764 на основании подпункта «в» пункта 6 Постановления № 925 и пункта 5.3 части 10 документации открытого конкурса в электронной форме № 32312759670 не должен был применяться приоритет в соответствии с Постановлением № 925 и действия комиссии, не предоставлявшей указанный приоритет при оценке заявок по лоту № 1 закупки № 32312759670 соответствуют требованиям законодательства и Положения о закупках заказчика.
Учитывая изложенное, жалоба ООО «Диарт» является необоснованной.
2. Согласно доводу жалобы заказчиком в документации не установлено обязательное условие об ответственности участников за предоставление недостоверной информации о стране происхождения товара.
В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке предметом обжалования могут быть исключительно действия (бездействие) совершенные заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, вместе с тем обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе № 32312759670 - 29.09.2023 10:00.
Вместе с тем на заседании Комиссии Ульяновского УФАС России установлено, что жалоба направлена заявителем в антимонопольный орган - 13.10.2023, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке, в связи с чем довод на положение документации не подлежит рассмотрению.
Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Диарт» необоснованной.
Председатель комиссии: |
<...> |
Члены комиссии: |
<...>
<...>
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
2023-5332