Решение №2252-04 Решение в отношении ОАО «Волжская ТГК» от 11 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от 09.04.2015 №2252-04

РЕШЕНИЕ

      

 г. Ульяновск                                                                                            ДЕЛО № 11959/04-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена: 03 апреля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено: 09 апреля 2015 г.

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

зам. руководителя управления –

начальник отдела <…>

 

 

члены

-   начальник отдела <…>,

помощник руководителя <…>,

 

рассмотрев дело № 11959/04-2015 по признакам нарушения ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» (далее – ОАО «Волжская ТГК») (443100, г. Самара, ул. Маяковского, 15) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

17.03.2015 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ПО ЖСК «Новый» на действия ОАО «Волжская ТГК», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году, что влечет ущемление интересов жителей дома, находящегося в управлении ПО ЖСК «Новый».

По результатам рассмотрения заявления приказом от 18.03.2015   №  47   возбуждено   дело  по признакам нарушения ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования  путем применения в отношении Потребительского общества жилищно-строительного кооператива «Новый» (далее – ПО ЖСК «Новый») неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году.

На заседаниях комиссии представитель ПО ЖСК «Новый» поддержал доводы, изложенные в заявлении. Указал, что начисления ОАО «Волжская ТГК», по которым оплачивало ЖСК, являются завышенными.

Представители ОАО «Волжская ТГК» пояснили, что начисления за потребленные энергоресурсы на нужды ГВС ЖСК «Новый» в период с 03.05.2012 по декабрь 2012 г. произведены по тарифам на тепловую энергию (Гкал) и теплоноситель (тонн) в связи с отсутствием утвержденного Министерством экономики и планирования Ульяновской области тарифа на горячую воду на 2012 год. Пояснили, что правомерность использования при расчете стоимости энергоресурсов по объектам, имеющим приборы коммерческого учета, установленных тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, подтверждается судебной практикой. Обоснованность расчета стоимости потребленных ПО ЖСК «Новый» энергоресурсов, использованных на горячее водоснабжение, подтверждается разъяснениями Министерства экономики и планирования Ульяновской области, данными в письме исх. №73-ИОГВ-28-01/1954 от 31.07.2013, в соответствии с которым объекты с 4-х трубной системой теплоснабжения, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета, несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний указанных приборов, норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, определяющий расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения не применяется.

 

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования  путем применения в отношении Потребительского общества жилищно-строительного кооператива «Новый»  неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в период май – декабрь 2012 года, нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г.  № 135-ФЗ "О защите конкуренции".  

 

При этом Комиссия исходит из следующего.

Согласно п.10 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

Согласно части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел 1 «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под номером 63.1.11 10.07.06  № 122-Э (информация размещена на сайте ФСТ РФ http://www.fstrf.ru).

Кроме того, исходя из анализа рынка теплоснабжения, проведенного управлением в 2011 году,  ОАО «Волжская ТГК» занимает доминирующее положение на рынке производства тепловой энергии в границах г. Ульяновска (с долей более 50%).

Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила  предоставления коммунальных услуг гражданам, которыми регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

В соответствии с  приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, (далее также Правила) расчет платы за горячую воду осуществляется исходя из тарифа на горячую воду, утвержденную в рублях за куб. м.

Согласно пункту 15  Правил в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Согласно пункту 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения  потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

С 01 сентября 2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в которых расчет платы за горячее водоснабжение осуществляется исходя из тарифа (цены) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 47 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520,  тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520,  тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

С 01.01.2012 ОАО «Волжская ТГК»  является поставщиком тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды для ПО ЖСК «Новый», что подтверждается выставленными в адрес ПО ЖСК «Новый» актами об отпуске и потреблении тепловой энергии, расчетными ведомостями, счет-фактурами.  УМУП «Городской теплосервис» прекратил поставку ресурсов в отношении ПО ЖСК «Новый». ОАО «Волжская ТГК» для обеспечения поставки  ресурсов направило УМУП «Городской теплосервис» оферту для заключения договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии.

В соответствии с договором теплоснабжения от 01.01.2012 №78271птэ, заключенного между ОАО «Волжская ТГК» и ПО ЖСК «Новый» теплоснабжающая организация обязуется подавать Потребителю от сетей через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (мощность) и /или теплоноситель от сетей УМУП «Городской теплосервис», а Потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию (мощность) и/или теплоноситель (пункт 1.1 договора).

В приложении №1 к договору понятия теплоносителя и горячей воды приравнены, в частности в ориентировочных договорных (плановых) объемах теплоносителя и (или) горячей воды данные объемы указаны в виде одной величины (за каждый месяц в течение года).

Согласно приложению №3 к договору в многоквартирном жилом доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.

Согласно требованиям САНПИН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

В управлении ПО ЖСК «Новый» находится один дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, д.127,  имеющий четырехтрубную систему теплоснабжения (т.е. тепловые пункты, на которых осуществляется доведение теплоносителя /горячей воды до параметров, установленных САНПИН 2.1.4.2496-09, находятся до границы раздела сетей сетевой организации и общедомовых сетей многоквартирного дома).

Следовательно, ОАО «Волжская ТГК» является поставщиком горячей воды для  ПО ЖСК «Новый» и обеспечивает поставку горячей воды ПО ЖСК «Новый», соответствующей параметрам, предъявляемым к горячей воде САНПИН 2.1.4.2496-09.

Таким образом, ОАО «Волжская ТГК» является организацией коммунального комплекса.

Из представленных расчетных ведомостей, в которых определен объем поставленного ресурса и применяемый тариф следует, что с мая 2012 года плата за горячую воду ПО ЖСК «Новый» выставлялась не по тарифам за кубический метр потребленной воды, а раздельно за теплоэнергию в горячей воде через тепловые сети  УМУП «Городской теплосервис» по тарифу 1318,45 руб./Гкал (с мая по июнь 2012 г.) и 1362,43 руб./Гкал (с июля 2012 г. по декабрь 2012 г.), а также за  теплоноситель (химически очищенная вода) по тарифу 25,91 руб./т. (с мая по июнь 2012 г.) и 28,32 руб./т (с июля 2012 г. по декабрь 2012 г.).

В соответствии с пунктом 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47  (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.03.2011 N 19999), в редакции до принятия Решения ВАС РФ от 29.06.2012 N ВАС-4747/12, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).

Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.

Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:

- ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды;

- ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.

Если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:

- тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

- расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).

Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

После принятия решения ВАС РФ от 29.06.2012 N ВАС-4747/12, которым было признано противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, утверждение тарифа на горячую воду в куб. м  исключительно для закрытых систем теплоснабжения, абзац первый указанного пункта стал действовать в следующей редакции:

«тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения.

Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.

Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:

- ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды;

- ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.

Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"».

Таким образом, для открытой системы теплоснабжения тарифы на горячую воду в куб. м должны быть установлены.

Следовательно, ОАО «Волжская ТГК» обязано было обратиться в уполномоченный орган для установления тарифа на горячую воду на 2012 год. Однако с указанным заявлением и приложенными документами не обращалось, что подтверждается пояснениями общества. 

Не утвердив тариф  в установленном действующим законодательством порядке, ОАО «Волжская ТГК»  применяет при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно  тариф на «тепловую энергию для горячего водоснабжения» в рублях за Гкал и тариф на «химически очищенную воду» в рублях за тонну, что подтверждается  представленными в материалы дела расчетными ведомостями, выставленными ПО ЖСК «Новый»  в 2012 году, начиная с мая 2012 года по декабрь 2012 года.

Действия ОАО «Волжская ТГК»  при расчете платы за горячее водоснабжение без учета нормативно-правовых актов, определяющих порядок  расчета платы за коммунальные услуги, является нарушением установленного  законодательством Российской Федерации порядка ценообразования, что не допускается в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 11.07.2013 №06-257 «Об установлении тарифов на горячую воду для Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» (Ульяновского филиала Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания») на 2012 год» во исполнении решения Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2012 по делу № А72-10159/2012, решения Засвияжского  районного суда города Ульяновска от 13.02.2013 по делу № 2-600/2013 был установлен тариф на горячую воду сроком действия с 03.05.2012 по 31.12.2012.
Однако Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 13.12.2013 № 06-682 «О признании утратившим силу приказа Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 11.07.2013 № 06-257» приказ от 11.07.2013 №06-257 был признан утратившим силу с момента его принятия.

На основании изложенного, а также в связи с тем, что при наличии приборов учета не имеется оснований для применения Временной методики расчета стоимости энергоресурсов, используемых на горячее водоснабжение (ГВС), утвержденной Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской обл. от 31.10.2006 №97, комиссия приходит к выводу предписание не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

РЕШИЛА:

Признать действия ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования  путем применения в отношении Потребительского общества жилищно-строительного кооператива «Новый»  неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в период май – декабрь 2012 года, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006г.  № 135-ФЗ "О защите конкуренции". 
Предписание не выдавать.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

<…>

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны