Решение №КП/5121/23 Решение по делу № 073/06/106-705/2023 от 1 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

27.10.2023 Дело № 073/06/106-705/2023

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления <…>;

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференц-

связи),

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от ООО «Опора»:

- <…> (доверенность № 617 от 21.09.2023),

- от ОСФР по Ульяновской области:

- <…> (доверенность № ПА-50-09/86969 от 25.10.2023),

- от ООО «Орто-Инновация Урал»:

- <…> (доверенность № 38 от 23.12.2022),

рассмотрев дело № 073/06/106-705/2023 по жалобе ООО «Опора» (далее – заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0268100000123000107 (наименование объекта закупки – «Выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей в 2024 году.»; заказчик – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – заказчик); начальная (максимальная) цена контракта – 40 000 000,00 руб., срок окончания подачи заявок – 23.10.2023 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 6512-ЭП/23 от 23.10.2023 (дата размещения в ЕИС – 20.10.2023) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Опора» на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0268100000123000107.

Содержание жалобы содержит указание на следующее.

По мнению заявителя, установленный заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе, не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), поскольку установленные заказчиком нестоимостные критерии, в частности детализирующий показатель «стоимость чистых активов», приводят к тому, что победителем закупки может быть только АО «Московский ПРОП», так как заранее известно, что любой иной участник закупки может получить максимум 20 баллов из 40 возможных по нестоимостным критериям. Таким образом, установленный порядок оценки, в том числе, использованные заказчиком формулы оценки предоставляют необоснованное преимущество конкретному участнику.

Вх. № 6624-ЭП/23 от 26.10.2023 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Формулы для оценки по показателю критерия оценки «Квалификация участника закупки» выбрана заказчиком самостоятельно из числа, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе. Установление спорных показателей обусловлено тем, что по итогам процедуры будет заключен контракта, который носит социальную направленность и участник должен обладать определенными финансами и быть способным вложить свои финансовые ресурсы для успешного исполнения контракта. Закон о контрактной системе позволяет заказчику самостоятельно разрабатывать порядок оценки и определять содержание нестоимостного критерия оценки исходя из своих потребностей.

На заседании Комиссии 26.10.2023, проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержала доводы жалобы, представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:30 27.10.2023 для документального анализа материалов по делу.

На заседании Комиссии 27.10.2023, проводимом в дистанционном режиме после объявленного перерыва, позиции сторон по делу не изменились, представитель победителя (ООО «Орто-Инновация Урал») пояснил, что доводы жалобы необоснованные.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 29.09.2023 было опубликовано извещение о проведении о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0268100000123000107, наименование объекта закупки – «Выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей в 2024 году.» (начальная (максимальная) цена контракта – 40 000 000,00 руб.).

11.10.2023 на основании решения заказчика в извещение были внесены изменения.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 25.10.2023 на участие в указанной закупке поступило 4 заявки, признанные соответствующими, произведена оценка вторых частей заявок.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.10.2023 заявки всех участников, признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства, определен победитель.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Опора» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

Приложением к извещению № 0268100000123000107 является, в том числе, файл «Приложение № 4» к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах».

Пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе, такой критерий как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 31.12.2021 г. № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604).

Согласно пункту 2 Постановления № 2604 «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий «Квалификация участников закупки».

Согласно подпункту «а» пункта 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному в том числе, подпунктом «г» пункта 3 Положения применяются детализирующие показатели.

Пунктом 24 Постановления № 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено Постановлением № 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 25 Постановления № 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления № 2604, применяются детализирующие показатели.

При этом пунктом 26 Постановления № 2604 предусмотрено, что оценка заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» осуществляется с учетом требований раздела 4 Постановления № 2604 в порядке, установленном пунктами 20 - 23 Постановления № 2604 для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки».

Согласно подпункту «а» пункта 24 Положения об оценке для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» может применяться показатель оценки «наличие у участников закупки финансовых ресурсов».

Подпунктом «в» пункта 24 Постановления № 2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» может применяться показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».

В соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Постановления № 2604, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

1 Подпунктом «б» пункта 28 Постановления № 2604 установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Постановления № 2604 оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» пункта 28 Постановления № 2604, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Постановления № 2604, применение шкалы оценки не допускается.

Пункт 20 Положения подразумевает выбор заказчиком одной из содержащихся в нем формул оценки.

Согласно разделу II файла «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах» извещения № 0268100000123000107 предметом оценки по детализирующему показателю «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» (значимость показателя оценки, 50 %) является общая цена исполненных участником закупки договоров. При этом заказчиком установлено предельное максимальное значение данной характеристики – 40 000 000,00 руб. для заказчика лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участников закупки.

Заказчиком согласно разделу II файла «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах» извещения № 0268100000123000107 для оценки заявок по критерию наличия опыта работы, связанного с предметом контракта, используется формула, предусмотренная подпунктом «г» пункта 20 Постановления № 2604, что предусмотрено подпунктом «б» пункта 28 Постановления № 2604.

2. Согласно разделу II файла «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах» извещения № 0268100000123000107 предметом оценки по детализирующему показателю «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов» (значимость показателя оценки, 50 %) является стоимость чистых активов.

Для оценки по указанному детализирующему показателю заказчиком установлена формула, предусмотренная подпунктом «б» пункта 20 Постановления № 2604, при применении которой для заказчика лучшим является наибольшее значение детализирующего показателя.

При этом, согласно пункту 18 Постановления № 2604, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением № 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет необходимость установления таких предельных значений.

Из положений извещения следует, что заказчиком не установлены предельные значения для детализирующего показателя «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов» критериев оценки спорной закупки, что не нарушает требований Закона о контрактной системе и Постановления № 2604.

Возможность определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику в соответствии с Постановлением № 2604.

Действующими нормативными актами не предусмотрена обязанность заказчика исследовать общую конъюнктуру рынка с целью выявления тех или иных потенциальных участников, которые могут обладать доминирующим положением.

Заказчик вправе установить порядок оценки, исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности, поскольку правомерная конкуренция состоит в соперничестве и в формировании любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа. В таких случаях, установленный заказчиком порядок оценки не может расцениваться как ограничение прав одних и предоставление преимуществ другим субъектам.

Таким образом, заказчик выявляет победителя, который соответствует названным целям, поэтому включение в документацию о закупке критериев и порядка их оценки, которые в итоге приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку все участники закупки поставлены в равные условия.

Кроме того, согласно подпункту «р» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе отсутствие в заявке документов, подтверждающие квалификацию участника закупки не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

Довод о безусловной победе АО «Московский ПРОП» при установлении критериев оценки заявок в подобном виде также не находит своего фактического подтверждения, поскольку согласно сведениям ЕИС указанное юридическое лицо не стало победителем в рассматриваемой закупке.

На основании изложенного, Комиссия Ульяновского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе, и жалоба ООО «Опора» является необоснованной.

3. Доводы ООО «Опора» о возможном нарушении заказником антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, заявитель имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Опора» необоснованной.

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ООО "Опора"
ИНН 1660033075, ОГРН 1021603626285
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области
ИНН 7325000479, ОГРН 1027301162580