Решение б/н Решение в отношении ООО «Ульяновскоблгаз» от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════
Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru
Исх. № 3324-04 от 29.06.2010

РЕШЕНИЕ


Резолютивная часть объявлена 15.06.2010                                 
В полном объеме изготовлено   29.06.2010                                                                    ДЕЛО № 6442/04-2010
г. Ульяновск

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - заместитель руководителя управления Юдин П. Г.,
члены -    начальник отдела Степанова М. С.,
- главный специалист - эксперт Моисеев С. В.,

рассмотрев дело № 6442/04-2010 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Ульяновскоблгаз» (432071, Россия, г. Ульяновск, ул. Гагарина, д.30) (далее – ООО «Ульяновскоблгаз») пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Ульяновское УФАС России поступило обращение Прокуратуры Ульяновской области, вх. № 3345 от 22.04.2010, содержащее информацию  о действиях ООО «Ульяновскоблгаз» по включению в выдаваемые ООО «Ульяновскоблгаз» технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом условия о заключении к моменту пуска газа договора на техническое обслуживание газопровода с филиалом «Ульяновскгоргаз». К обращению приложены копии технических условий, выданных ООО «Ульяновскоблгаз» № 25 от 02 апреля 2010 года (128), № 26 от 07 апреля 2010 года,  № 27 от 08 апреля 2010 года.
Как следует из копий технических условий, выданных ООО «Ульяновскоблгаз» № 25 от 02 апреля 2010 года (128), № 26 от 07 апреля 2010 года,  № 27 от 08 апреля 2010 года, данные документы содержат условия о заключении к моменту пуска газа договора на техническое обслуживание газопровода с филиалом «Ульяновскгоргаз» (филиал ООО «Ульяновскоблгаз»).

На основании данного обращения приказом от 21.05.2010 № 122 в отношении ООО «Ульяновскоблгаз» было возбуждено дело № 6442/04-2010 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в ограничении ООО «Ульяновскоблгаз» конкуренции на рынке технического обслуживания газопроводов путём включения в выдаваемые ООО «Ульяновскоблгаз» технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом условия о заключении к моменту пуска газа договора на техническое обслуживание газопровода с филиалом «Ульяновскгоргаз» (ООО «Ульяновскоблгаз»).

На заседании комиссии 15.06.2010 представитель ООО «Ульяновскоблгаз» отметил, что требование о заключении к моменту пуска газа договора на техническое обслуживание газопровода необходимо с точки зрения безопасности.
Согласно п. 45 порядка поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённого  постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 №  549, при отсутствии у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа. В данном случае ответственность лежит на собственнике.
В ходе проверки ООО «Ульяновскоблгаз» Прокуратурой Ульяновской области выяснилось, что филиалы общества включают условие о заключении к моменту пуска газа договора на техническое обслуживание газопровода с филиалом «Ульяновскгоргаз». ООО «Ульяновскоблгаз» считает, что злоупотребления не было. Это условие на практике никогда не требовалось в указанном виде, главное чтобы был заключён договор на техническое обслуживание, но не обязательно с ООО «Ульяновскоблгаз». Организаций этим видом деятельности занимается не очень много, 99,9 % потребителей получают услугу в ООО «Ульяновскоблгаз». Ущемление интересов в данном случае отсутствует.

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях занимающего доминирующее положение на рынке по  транспортировке газа по трубопроводам ООО «Ульяновскоблгаз» по включению в выдаваемые ООО «Ульяновскоблгаз» технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом условия о заключении к моменту пуска газа договора на техническое обслуживание газопровода с филиалом ООО «Ульяновскоблгаз» - «Ульяновскгоргаз», нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в созданий препятствий доступу на товарный рынок технического обслуживания газопроводов, что может привести к ограничению ООО «Ульяновскоблгаз» конкуренции на рынке технического обслуживания газопроводов.

При этом комиссия исходит из следующего.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  деятельность по  транспортировке газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности  субъектов естественных монополий. Согласно  части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется  государством.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в  состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
ООО «Ульяновскоблгаз», осуществляющее деятельность  в сфере услуг по транспортировке газа по трубопроводам, приказом от 23 сентября 2005 № 440-э Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль:  указано, что организацию под регистрационным номером    73.1.2 именовать Общество с ограниченной ответственностью "Ульяновскоблгаз" вместо Общество с ограниченной ответственностью "Ульяновскгазсервис".
Получение технических условий на подключение к газотранспортной системе предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии пунктом 4 Правил поставки газа в Российской Федерации,
утверждённых постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162, для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение, которое выдается в порядке, установленном Правительством РФ. Технические условия на подключение к газотранспортной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией при наличии упомянутого разрешения. Указанные документы являются основанием для проектирования газоснабжения вновь строящихся, расширяемых, реконструируемых и действующих организаций и установок. Расходы, связанные с подключением объектов поставщика и покупателя газа к газотранспортной системе, производятся за их счет.
Таким образом, получение технических условий на подключение к газотранспортной системе и их выполнение является необходимым этапом для заключения договора поставки газа.
Законодательство не предусматривает обязанности заключения договора на технологическое обслуживание газопроводов исключительно с газораспределительной организацией или иной заранее определённой организацией.
Как следует из копий технических условий, выданных ООО «Ульяновскоблгаз» № 25 от 02 апреля 2010 года (128), № 26 от 07 апреля 2010 года,  № 27 от 08 апреля 2010 года, данные документы содержат условия о заключении к моменту пуска газа договора на техническое обслуживание газопровода с «Ульяновскгоргаз», являющегося филиалом ООО «Ульяновскоблгаз».
Как следует из пояснений представителя ООО «Ульяновскоблгаз» техническим обслуживанием газопроводов ранее также занималось МСУ-14.
Как следует информации, полученной от Средне-Поволжского управления Ростехнадзора России, на территории Ульяновской области деятельностью по эксплуатации газораспределительных сетей природного газа занимаются две организации: ООО «Ульяновскоблгаз» и ООО «Автогазсервис».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Действия ООО «Ульяновскоблгаз» по включению в выдаваемые ООО «Ульяновскоблгаз» технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом условия о заключении к моменту пуска газа договора на техническое обслуживание газопровода с филиалом ООО «Ульяновскоблгаз» - «Ульяновскгоргаз» могут привести к ограничению ООО «Ульяновскоблгаз» конкуренции на рынке технического обслуживания газопроводов путём создания препятствий доступу на товарный рынок, поскольку для юридических и физических лиц, намеревающихся приобретать газ у поставщика и использовать газ в качестве топлива или сырья, заранее определяется организация, с которой им необходимо заключить договор на техническое обслуживание, и данное условие является составной частью технических условий на присоединение, обуславливающих присоединение объектов газификации данных юридических и физических лиц к газораспределительной сети природного газа.
 
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2007 № 135-ФЗ "О защите конкуренции ",  комиссия


РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Ульяновскоблгаз» по включению в выдаваемые ООО «Ульяновскоблгаз» технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом условия о заключении к моменту пуска газа договора на техническое обслуживание газопровода с филиалом ООО «Ульяновскоблгаз» - «Ульяновскгоргаз» нарушением пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что может привести к ограничению ООО «Ульяновскоблгаз» конкуренции на рынке технического обслуживания газопроводов путём создания препятствий доступу на товарный рынок.
2. Выдать ООО «Ульяновскоблгаз» предписание, направленное на прекращение нарушения антимонопольного законодательства путем исключения из выданных в 2009-2010 годах технических условий данного условия и извещения организаций, которым выданы в 2009-2010 годах технические условия с требованием о заключении к моменту пуска газа договора на техническое обслуживание газопровода с филиалом ООО «Ульяновскоблгаз» - «Ульяновскгоргаз», о возможности заключения договоров на техническое обслуживание газопроводов с любой специализированной организацией.


Председатель комиссии П. Г. Юдин


Члены комиссии


 
М.С. Степанова


С.В. Моисеев

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 


Связанные организации

Связанные организации не указаны