Решение №ИС/2998/24 Решение по делу № 073/10/104-335/2024 от 7 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

05.06.2024 Дело № 073/10/104-335/2024

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

членов комиссии:

в отсутствие сторон:

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

по обращению МБОУ «Средняя школа с. Тиинск» (далее – заказчик) о включении сведений в отношении ИП Ш<…> (далее – подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением в одностороннем порядке контракта № 0168300000823000050001 от 13.11.2023 «Текущий ремонт ограждений на территории МБОУ «Средняя школа с. Тиинск» (Извещение № 0168300000823000050),

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 3689-ЭП/24 от 29.05.2024 (размещено в ЕИС – 29.05.2024) в Ульяновское УФАС России поступило обращение МБОУ «Средняя школа с. Тиинск» о включении сведений в отношении ИП Ш<…> в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением в одностороннем порядке контракта № 0168300000823000050001 от 13.11.2023.

Вх. № 3815-ЭП/24 от 03.06.2024 в Ульяновское УФАС России от МБОУ «Средняя школа с. Тиинск» поступили сведения, содержащие хронологию событий в рамках заключенного контракта.

Вх. № 3821-ЭП/24 от 04.06.2024 в Ульяновское УФАС России от ИП Ш<…> поступили письменные пояснения, содержащие указание, в том числе на следующее.

ИП Ш<…> не уклонялся от исполнения контракта. В целях исполнения контракта были закуплены необходимые строительные материалы. ИП Ш<…> планировал приступить к фактическому выполнению после того, как наступят оптимальные погодные условия, позволяющие проводит работы, но с 22.04.2024 по 13.05.2024 находился на стационарном лечении в ГУЗ УОКЦСВМП и не смог приступить работам в установленный срок.

На заседании Комиссии 04.06.2024, представитель заказчика поддержала доводы, указанные в обращении, ИП Ш<…> поддержал ранее представленные письменные, в рассмотрении обращения объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 05.06.2024 для анализа материалов дела.

Рассмотрев имеющиеся материалы, Комиссия решила сведения в отношении ИП Ш<…> в реестр недобросовестных поставщиков не включать. При этом Комиссия исходила из следующего.

13.11.2023 между МБОУ «Средняя школа с. Тиинск» и ИП Ш<…> был заключен муниципальный контракт № 0168300000823000050001 на выполнение работ по текущему ремонту ограждений на территории МБОУ «Средняя школа с. Тиинск» (цена контракта – 468 750,00 руб.).

Согласно пункту 3.2 раздела 3 «Сроки выполнения работ по контракту» контракта: сроки выполнения работ с момента подписания контракта до 15.05.2024 года.

Вместе с тем, согласно сведениям, представленным заказчиком в рамках рассмотрения обращения, в установленный контрактом срок подрядчик к выполнению работ не приступил.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Раздел 10 «Порядок изменения и расторжения контракта» муниципального контракта № 0168300000823000050001 от 13.11.2023, заключенного между МБОУ «Средняя школа с. Тиинск» и ИП Ш<…>, предусматривает возможность расторжения контракта в одностороннем порядке.

16.05.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от муниципального контракта № 0168300000823000050001 от 13.11.2023 в связи с нарушением условий контракта и неисполнением ИП Ш<…> принятых на себя обязательств.

Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчиком 16.05.2024 в 13:17 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На основании изложенного, а также в соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, датой надлежащего уведомления ИП Ш<…>. о принятом заказчиком решении является 16.05.2024.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Из положений части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что указанные действия, связанные с устранением нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения, должны были быть совершены подрядчиком в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть до 23 час. 59 мин. 27.05.2024.

Вместе с тем, ИП Ш<…> до 23 час. 59 мин. 27.05.2024 к выполнению работ не преступил.

Таким образом, в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе срока ИП Ш<…>нарушения не устранены, в связи с чем решение вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 28.05.2024.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном нарушении условий государственного контракта.

Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного уклонения участника закупки от исполнения контракта.

При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на неисполнение либо уклонение от исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

В данном случае Комиссия Ульяновского УФАС России не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе и не усматривает умышленных и намеренных действий со стороны ИП Ш<…> в части уклонения от исполнения контракта, поскольку ИП Ш<…> были приняты меры для исполнения обязательств по контракту и неисполнение контракта вызвано объективными причинами, что следует из представленных сведений.

Так, согласно представленным документам и сведениям ИП Ш<…> в целях исполнения контракта были закуплены необходимые строительные материалы: секции, скобы, столбы, что подтверждается товарными накладными от 24.11.2023 и 13.05.2024.

При этом из пояснений предпринимателя следует, что работы им выполняются самостоятельно, без привлечения третьих лиц и приступить к исполнению контракта после наступления благоприятных погодных условий, позволяющих производить работы не представлялось возможны по причине нахождения предпринимателя на стационарном лечении в лечебном учреждении (с 22.04.2024 по 13.05.2024).

При данных обстоятельствах Комиссия Ульяновского УФАС России полагает, что обстоятельства дела, в совокупности с представленными доказательствами, не свидетельствуют о том, что действия подрядчика направлены на умышленное несоблюдение условий контракта.

По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение поставщиком условий контракта, Комиссией управления не установлены.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что в указанном случае включение сведений об ИП Ш<…> в реестр не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности и является несоразмерным характеру допущенного нарушения.

Таким образом, Комиссией Ульяновского УФАС России принято решение сведения в отношении ИП Ш<…> в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Руководствуясь подпунктом «а» пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

Сведения в отношении индивидуального предпринимателя Ш<…> (адрес: <…>; ИНН <…>) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Председатель Комиссии:

<…>.

Члены Комиссии:

 

<…>

<…>

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с. Тиинск муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
ИНН 7310007094, ОГРН 1027300785005