Решение №-/2458/24 Решение по делу № 073/10/104-257/2024 от 7 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 073/10/104-257/2024

02.05.2024

г. Ульяновск

г. Ульяновск

На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Комиссия Ульяновского УФАС России (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии

врио заместителя руководителя управления <…>,

членов Комиссии:

главного специалиста-эксперта <…>,

специалиста-эксперта <…>.,

в присутствии: - от ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик»:

- <…> (доверенность № 50 от 26.04.2024);

- от ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования»:

- <…> (доверенность б/н от 25.04.2024),

по обращению ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» (далее - заказчик) о включении сведений в отношении ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением в одностороннем порядке государственного контракта № 1-24 от 11.03.2024 «Разработка научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ по объекту культурного наследия федерального значения «Здание Дворянского собрания, где в левом крыле находилась Карамзинская библиотека, членом совета которой был Ульянов Илья Николаевич, а Ленин Владимир Ильич и члены семьи Ульяновых - активными читателями.» (Извещение № 0168500000624000267),

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 2839-ЭП/24 от 23.04.2024 (размещено в ЕИС – 23.04.2024) в Ульяновское УФАС России поступило обращение ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» о включении сведений в отношении ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением в одностороннем порядке государственного контракта № 1-24 от 11.03.2024.

Вх. № 2977-ЭП/24 от 27.04.2024 в Ульяновское УФАС России от ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» поступили письменные пояснения, содержащие указание, в том числе на следующее.

В рамках заключенного контракта подрядчик совершил следующие действия:

- проведены организационно-технические мероприятия для подготовки схемы вскрытий, зондажей, отбора проб по объекту, необходимой для подачи заявления о выдаче Разрешения;

- подготовлены схемы вскрытий, зондажей, отбора проб по объекту;

- 04.04.2024 подрядчик обратился в Управление по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области с заявлением о выдаче разрешения;

- в рамках п. 4.3.3 контракта 04.04.2024 подрядчик обратился к заказчику с просьбой предоставления необходимых для исполнения контракта документов и сведений.

Таким образом, подрядчиком были предприняты меры для надлежащего исполнения условий контракта.

Вместе с тем, 12.04.2024 заказчиком было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.

В ответ на принятое решение 18.04.2024 ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» было направлено письмо в адрес заказчика с просьбой об отмене решения в связи с его преждевременностью.

Управлением по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области подрядчику было оформлено разрешение № 24-20/п от 23.04.2024. Вместе с тем, решение заказчика об одностороннем расторжении контракта вступило в силу 23.04.2024.

ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» не имело намерения уклоняться от исполнения контракта и просит Комиссию Ульяновского УФАС России сведения в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Вх. № 2979-ЭП/24, 2988-ЭП/24 от 27.04.2024 в Ульяновское УФАС России от ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» поступили сведения, содержащие хронологию событий в рамках заключенного контракта с приложением переписки.

На заседании Комиссии 27.04.2024, представитель заказчика поддержал доводы, указанные в обращении, а также пояснил, что ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» надлежащим образом не приступило к выполнению работ первого этапа работ в соответствии с установленным графиком к контракту.

Представитель ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» поддержал ранее представленные письменные возражения в полном объеме.

Рассмотрев имеющиеся материалы, Комиссия решила сведения в отношении ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» в реестр недобросовестных поставщиков не включать. При этом Комиссия исходила из следующего.

11.03.2024 между ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» и ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» был заключен государственный контракт № 1-24 «Разработка научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ по объекту культурного наследия федерального значения «Здание Дворянского собрания, где в левом крыле находилась Карамзинская библиотека, членом совета которой был Ульянов Илья Николаевич, а Ленин Владимир Ильич и члены семьи Ульяновых -активными читателями.» (цена контракта – 1 610 000, 00 руб.).

В соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 «Предмет контракта» контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязанности по разработке научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ по объекту культурного наследия федерального значения «Здание Дворянского собрания, где в левом крыле находилась Карамзинская библиотека, членом совета которой был Ульянов Илья Николаевич, а Ленин Владимир Ильич и члены семьи Ульяновых - активными читателями.» согласно Техническому заданию (Приложение № 1) и Графику выполнения работ (Приложение № 2).

Согласно пункту 1.4 раздела 1 «Предмет контракта» контракта работы выполняются на основании письменного разрешения на проведение работ, выданного органом охраны объектов культурного наследия, лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной с Управлением по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области.

В соответствии с графиком выполнения работ (Приложение № 2 к контракту), общая продолжительность выполнения работ с даты заключения контракта 130 календарных дней (до 19.07.2024), при этом, регламентированный срок на получение разрешения на разработку научно-проектной документации в Управлении по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта (до 10.04.2024).

Согласно сведениям, представленным заказчиком в рамках рассмотрения обращения, по состоянию на 10.04.2024 подрядная организация ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» разрешение на разработку научно-проектной документации в адрес ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» не представило.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Раздел 11 «Порядок изменения и расторжения контракта» государственного контракта № 1-24 от 11.03.2024, заключенного между ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» и ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования», предусматривает возможность расторжения контракта в одностороннем порядке.

12.04.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта № 1-24 от 11.03.2024 в связи с нарушением условий контракта и неисполнением ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» принятых на себя обязательств.

Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчиком 12.04.2024 в 13:03 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На основании изложенного, а также в соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, датой надлежащего уведомления ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» о принятом заказчиком решении является 12.04.2024.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Из положений части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что указанные действия, связанные с устранением нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения, должны были быть совершены подрядчиком в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть до 23 час. 59 мин. 22.04.2024.

Исх. № 82 от 17.04.2024 ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» было направлено в адрес заказчика ответ на решение об одностороннем расторжении контракта с просьбой отменить принятое решение.

Учитывая, что в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе срока ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» нарушения условий контракта не устранены, решение вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 23.04.2024.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном нарушении условий государственного контракта.

Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного уклонения участника закупки от исполнения контракта.

При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на неисполнение либо уклонение от исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

В данном случае Комиссия Ульяновского УФАС России не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку из анализа материалов дела антимонопольным органом сделан вывод, что со стороны ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» отсутствовали намеренные действия по неисполнению обязательств по контракту.

Согласно сведениям, представленным ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования», в целях исполнения заключенного контракта общество 04.04.2024 обратилось в Управление по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области с заявлением о выдаче разрешения (исх. № 64 от 04.04.2024) с приложением схем, изображающих места проведения натурных исследований в виде шурфов зондажей.

Разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации было выдано Управлением по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области 23.04.2024 (№ 24-20/п), то есть в день вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта .

Также стоит отметить, что контрактом не предусмотрены этапы выполнения работ, приложение № 2 к контракту содержит график выполнения работ и нарушение указанного графика не свидетельствует о невозможности окончания работ к общему сроку, установленному контрактом.

В указанном случае, заказчик воспользовался правом расторжения контракта в одностороннем порядке, предусмотренным положениями законодательства о контрактной системе, при этом, при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган должен доказать совершение намеренных, умышленных действий ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования», направленных на неисполнение контракта.

При данных обстоятельствах Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия подрядчика направлены на умышленное несоблюдение условий контракта.

По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение поставщиком условий контракта, Комиссией Управления не установлены.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что в указанном случае включение сведений об ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» в реестр не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности и является несоразмерным характеру допущенного нарушения.

Таким образом, Комиссией Ульяновского УФАС России принято решение сведения в отношении ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Руководствуясь пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

Сведения в отношении ООО «Городской центр экспертизы строительства и проектирования» (юридический адрес: <…>; ИНН <…>) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

<…>

<…>

 

<…>

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик"
ИНН 7325048632, ОГРН 1047300995169
ООО "Городской центр экспертизы строительства и проектирования"
ИНН 7814258139, ОГРН 1157847236601