Решение №2760-04 Решение по делу № 14773/04-2018 от 23 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                            ДЕЛО № 14773/04-2018

                                                                                                                                               г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена "07" июня 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено "21" июня  2018г.

 

Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

Председатель

Комиссии

  • зам. руководителя управления – начальник отдела С......

Члены

Комиссии

  • нач. отдела  C.....,
  • специалист- эксперт С.....,

 

рассмотрев дело № 14773/04-2018 по признакам нарушения  ПАО «Т Плюс» (ОГРН 1056315070350, юридический адрес: 432042, г. Ульяновск, ул. Промышленная, д.5) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 В Ульяновское УФАС России поступило заявление гр. К «----»а  Э.Ю.
(вх. от 10.01.2018 № 42/ог) на незаконные, по мнению заявителя, ПАО «Т Плюс» в отношении жителей МКЖД, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Московское шоссе, 65, выразившиеся в предоставлении некачественных услуг.

В заявлении указано, что температура теплоносителя на выводах с УлТЭЦ-1 (запад) в ноябре и декабре 2017 года не соответствовала графикам температуры сетевой воды, давление превышало допустимые значения. Повышенное давление может привести к преждевременному износу внутридомовых инженерных сетей горячего водоснабжения и отопления, а также к авариям в домах с полипропиленовыми трубопроводами. Просит принять меры административного (и иного) наказания к лицам, ответственным за данное нарушение, обязать виновных соблюдать температурные режимы в соответствии с прогнозом погоды РОСГИДРОМЕТЦЕНТРА, а также обязать ПАО «Т Плюс» вернуть денежные средства за предоставление коммунальной услуги несоответствующего качества, посредством выполнения перерасчетов за период с ноября по декабрь 2017 год.

            По результатам рассмотрения заявления издан приказ руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 12.03.2017 № 17 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, по признакам нарушения ПАО «Т Плюс» (432042, г. Ульяновск, ул. Промышленная, д. 5)  ч. 1 ст. 10 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На рассмотрении дела заявитель поддержал заявленные требования и пояснил, что замеры температуры воздуха в квартирах МКД, расположенного по адресу: г. Ульяноввск, Московское шоссе, д.65  в спорный период управляющей компанией производились, но представители ПАО «Т Плюс» отказались подписывать акт. Замеры проводились в двух квартирах. Документы, подтверждающие проведение замера качества предоставляемой услуги по отоплению заявителем не представлено. С доводами ПАО «Т Плюс», что спорный МКД не был готов к отопительному сезону, не согласилась. Считает, что ПАО «Т Плюс» повысило норматив на подогрев горячей воды неправомерно, т.к. во время встречи с представителями ГУК «Засвияжского района» ПАО «Т Плюс» заявителем ставился вопрос о необходимости помочь собственникам МКД, обеспечив жителей качественной услугой по ГВС и отоплению не обременяя их значительными затратами на коммунальные услуги. Сообщила, что в 2017 году ею было написано заявление в УК и осуществлена фотофиксация того, что температура в квартире составляла 26 градусов. Приглашались сотрудники управляющей компании и жилинспекции, но никто не пришел. Со слов заявителя 26.01.2018 представители управляющей компании ГУК «Засвияжского района» пришли со своим прибором и зафиксировали параметры температуры в квартире.       После 26.12.2017 заявлений о проведении замера качества предоставляемой услуги по отоплению заявитель не направлял, т.к.  не видел в этом необходимости. Заявителем приобщены к материалам дела определение Арбитражного суда РФ от 12.05.2014 №ВАС-1248/14, а также пример расчета количества тепловой энергии на отопление и ГВС.  Заявитель просил оценить расчет коммунальной услуги по ГВС и отопление в январе 2018 года, в связи с последствиями перетопа и недотопа, оценить расчет ГВС, т.к. ПАО «Т Плюс» не учитывает индивидуальные приборы учета жителей при расчете коммунальной услуги по ГВС. Считает, что коммунальная услуга по ГВС должна рассчитываться исходя из индивидуальных приборов учета жителей. Ходатайствовала о приобщении  дополнительного заявления, в котором указало на вынесенное решение Арбитражного суда РФ (определение от 12.05.2014), заключающийся в том, что ПАО «Т Плюс» не имело права расторгать договор в одностороннем порядке. Сообщила, что намерена ходатайствовать о приложении дополнительного заявления направленному директору Ульяновского филиала ПАО «Т Плюс», в котором просит предоставлять справку о внутриквартирном потреблении горячей воды по спорному МКД для контроля правильности расчета Гкл учитываемой ОПУ.

Однако заявителем не представлено доказательств того, что ею были направлены заявления в управляющую компанию об осуществлении замеров температуры воздуха в квартире, не представлены фотоматериалы фиксации превышения температуры воздуха в жилом помещении, а  также копии актов замера температуры воздуха в жилом помещении.

Представители ПАО «Т Плюс» возражали против заявленных требований и доводов заявителя. Пояснили, что отсутствуют доказательства поставки ПАО «Т Плюс» ресурса, не обеспечивающего возможность предоставления качественной коммунальной услуги на нужды отопления. В определении о назначении дела №14773/04-2017 антимонопольный орган указывает, что несоблюдение температурного графика на отопительный сезон 2017-2018г. в ноябре - декабре 2017г. стало причиной оказания некачественной коммунальной услуги по отоплению. В частности, дни отклонения от температурного графика на теплоисточнике УлТЭЦ-1 (3-7,10,22,26-29 ноября; 11,15,16,18-20,24,27-30 декабря) были определены, как дни оказания некачественной коммунальной услуги по отоплению. ПАО «Т Плюс» несогласно с данными выводами и считает их необоснованными по следующим основаниям.

Согласно п.103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила №354) если исполнителем является ресурсоснабжающая организация (далее-РСО), которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Обслуживание внутридомовых инженерных сетей систем отопления и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Московское шоссе, 65 обеспечивается ОАО «ГУК Засвияжского района».

В соответствии п.20 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с РСО, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее – Правила №124), при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилам предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 15 Приложения №1 Правил №354 предусмотрены параметры качества коммунальной услуги отопление, в том числе, обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °С (в угловых комнатах - +20 °С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °С и ниже - в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах - +22 °С). Следовательно, показателями качества оказываемой коммунальной услуги являются параметры температуры воздуха в жилых помещениях, а не температура теплоносителя в подающем трубопроводе на выводах с ТЭЦ. Учитывая критерии к качеству коммунальной услуги для конечного потребителя, нарушением требований к качеству коммунального ресурса со стороны РСО будет являться невозможность использовать поставленный коммунальный ресурс для обеспечения коммунальной услуги надлежащего качества, то есть, температура внутри помещений в МКД должна не соответствовать параметрам, установленным п.15 Приложения № 1 к Правилам №354. Из распечаток с приборов учета, установленных на вводе в МКД №65 по ул. Московское шоссе, следует, что температура на подающем трубопроводе на вводе в МКД позволяла обеспечивать надлежащую коммунальную услугу пользователям жилых помещений. Колебания температуры теплоносителя на теплоисточнике не могут являться причиной поставки потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества, если параметры коммунального ресурса на вводе в МКД были достаточны для оказания надлежащей коммунальной услуги. Аналогичные доводы подтверждаются также судебной практикой:

• Определение ВАС РФ от 08.07.2014г. по делу № А35-4088/2013;

• Постановление 17 ААС от 09.10.2017г. по делу № А71-3559/2017;

• Постановление 19 ААС от 19.07.2017г. по делу № А64-5400/2015;

• Постановление 12 ААС от 18.03.2016г. по делу № А57-12605/2015;

• Решение АС Ульяновской области от 24.04.2012 г. по делу № А72-4251/2011 (Постановлением 11ААС от 12.07.2012, Постановлением ФАС ПО от 23.10.2012, Определением ВАС РФ от 15.02.2013 отставлено без изменения).

Разность температур на подающем трубопроводе на выводах УлТЭЦ и температуры на подающем трубопроводе на вводе в МКД, а также температуры теплоносителя на обратных трубопроводах не является нарушением прав и законных интересов жителей в многоквартирном доме по ул. Московское шоссе, 65. Действующее законодательство не обязывает РСО устанавливать и выдерживать температурный график на вводах в отдельные МКД. Параметры поставляемых коммунальных ресурсов должны обеспечивать исполнителю возможность предоставить качественные коммунальные услуги. В материалы дела не предоставлены доказательства того, что параметры поставляемого ПАО «Т Плюс» коммунального ресурса на вводе в МКД не позволяли обеспечивать предоставление качественной коммунальной услуги. Обеспечение параметров температуры и давления теплоносителя во внутридомовой системе отопления в соответствии с Правилами № 354 является обязанностью организации, обслуживающей внутридомовые инженерные системы.

С учетом содержания п.13 Правил №354 следует, что коммунальные ресурсы используются при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 21 Правил № 354 обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно.

Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила №491) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (п. 10 Правил №491).

С учетом п.п. 13, 21 Правил №354 и п.п. 9, 10 Правил №491 следует, что доведение параметров теплоносителя во внутридомовой системе отопления до нормативно-допустимых возложено ОАО «ГУК Засвияжского района», поскольку именно ОАО «ГУК Засвияжского района» является ответственным лицом по содержанию и надлежащей эксплуатации внутридомовых инженерных систем и оборудования посредством которых происходит производство коммунальной услуги отопление. То, что именно ОАО «ГУК Засвияжского района» обязано осуществлять доведение параметров теплоносителя во внутридомовой системе отопления до нормативно-допустимых в целях предоставления качественной коммунальной услуги с учетом требований п.15 Приложения №1 к Правилам № 354, подтверждаются также следующим:

1)Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее Правила №170).

Согласно п.5.2.1 Правил № 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:

- поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;

- поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления;

- равномерный прогрев всех нагревательных приборов;

- поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;

- наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.

Надежная эксплуатация систем водяного отопления должна обеспечиваться проведением повседневного контроля за температурой и давлением теплоносителя (п. 5.2.17).

2)Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень).

Согласно п. 17 Минимального перечня, работы выполняемые в целях надлежащего содержания индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек в многоквартирных домах включают в себя:

- проверку исправности и работоспособности оборудования, выполнение наладочных и ремонтных работ на индивидуальных тепловых пунктах и водоподкачках в многоквартирных домах;

- постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности оборудования.

- работы по очистке теплообменного оборудования для удаления накипно-коррозионных отложений;

В соответствии с п. 18 Минимального перечня следует, что для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, выполняются следующие общие работы:

- проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах);

- постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем;

3)Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - Правила технической эксплуатации).

Согласно п.9.1.1 Правил технической эксплуатации в тепловых пунктах предусматривается размещение оборудования, арматуры, приборов контроля, управления и автоматизации, посредством которых осуществляется:

- преобразование вида теплоносителя или его параметров;

- контроль параметров теплоносителя;

- регулирование расхода теплоносителя и распределение его по системам потребления теплоты;

- защита местных систем от аварийного повышения параметров теплоносителя.

Представители ПАО «Т Плюс» считают, что на РСО не может быть возложено обязательство поддерживать доведение параметров температуры теплоносителя во внутридомовой системе отопления до нормативно-допустимых подтверждается и судебной практикой:

• Постановление 12ААС от 03.03.2016г. по делу № А57-10208/2015;

• Решение АС Ульяновской области от 01.06.2017г по делу № А72-1191/2017.

Из двустороннего акта готовности теплопотребляющих установок и тепловых сетей клиента к приему тепла от 15.09.2017г., составленного в отношении МКД №65 по ул. Московское шоссе, г. Ульяновске следует, что система теплоснабжения данного МКД была не подготовлена к работе в ОЗП 2017/2018гг.

Представители ПАО «Т Плюс» считают, что отсутствуют доказательства снижения температуры внутри жилых помещений потребителей (предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества). Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность содержится в разделе X Правил № 354. Согласно п.104-106 Правил все факты предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) фиксируются в журнале регистрации исполнителя, а также в целях немедленного реагирования действует аварийно-диспетчерская служба, принимающая сообщения о нарушениях от потребителей. В силу п.п.108-109 для установления причин нарушения необходимо провести проверку, по результатам которой составляется соответствующий акт, который, в свою очередь, является подтверждением наличия либо отсутствия факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом, если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.

В соответствии с п.110 Правил, если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, любой из участников заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.

Представители ПАО «Т Плюс» пояснили, что факт нарушения качества коммунальной услуги должен быть зафиксирован в акте проверки и (или) заключении эксперта, что подтверждается судебной практикой:

• Постановление АС Поволжского округа от 03.09.2014 года по делу А72-1509/2016;

• Постановление АС Поволжского округа от 27.12.2016 года по делу А55-2838/2015;

• Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 04.10.2016 года по делу АЗЗ-16387/2014;

• Постановление АС Поволжского округа от 27.12.2016 года по делу А55-2838/2015;

• Постановление АС Центрального округа от 20.10.2016 года по делу А14-6593/2015;

• Постановление 12ААС от 03.03.2016 года по делу А57-10208/2015.

Представители ПАО «Т Плюс» считают, что действия ПАО «Т Плюс» не могут рассматриваться как злоупотребление доминирующим положением, т.к. снованием для проведения антимонопольным органом проверки действий ПАО «Т Плюс», послужила направленная физическим лицом жалоба о предоставлении некачественных коммунальных услуг. Пояснили, что на ОЗП 2017-2018 гг. филиалом «Ульяновский» ПАО «Т Плюс» разработан температурный график с параметрами 150/70 °С со срезкой на 110 °С. Этот температурный график согласован с Администрацией г. Ульяновска перед началом ОЗП. В соответствии с п. 4.11.1 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», утв. приказом Минэнерго от 19.06.2003 г. № 229, температура сетевой воды в подающих трубопроводах в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения температурным графиком должна быть задана по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12-24 ч, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов. Отклонение от заданного режима температуры воды поступающей в тепловую сеть, должны быть не более ± 3%. Диспетчер тепловой сети задает температуру сетевой воды с учетом протяженности системы теплоснабжения г. Ульяновска, скорости движения теплоносителя в трубопроводах тепловых сетей, нормативных тепловых потерь, ориентируясь на прогноз температуры наружного воздуха ФГБУ «Гидрометцентр России» за двое суток, предшествующих текущей дате. Требование о плавном изменении температуры теплоносителя зафиксировано в протоколе № 34 от 01.11.2017 г. штаба Администрации г. Ульяновска по прохождению отопительного сезона для обеспечения безопасной эксплуатации всей системы теплоснабжения г. Ульяновска и в первую очередь, для сохранности внутридомовых коммуникаций. Прогнозная температура в ноябре 2017 года существенно отличалась от фактической температуры наружного воздуха. В ряде случаев отклонение составляло до нескольких градусов как в большую, так и в меньшую сторону. Например, 10 ноября 2017 года прогнозная температура была заявлена (-0,9) °С, фактическая составила (-4,0) °С. При этом, режим тепловой сети в этот день задавался по прогнозной температуре наружного воздуха. Температура теплоносителя в подающем трубопроводе от ТЭЦ-1 в основном соответствовала температуре теплоносителя в соответствии с прогнозом погоды, заданным ФГБУ «Гидрометцентр России». Значения фактической температуры наружного воздуха в течение суток 03.11.17 г. изменялась на несколько градусов. Отклонение от температуры сетевой воды, соответствующей фактической температуре наружного воздуха, обусловлено резким перепадом температуры наружного воздуха. Приведен пример по 09.11.17 г.,  для того, чтобы «попасть» в график по фактической температуре наружного воздуха необходимо было резко поднять температуру сетевой воды более чем на 10 °С, затем 10-11.11.17 г. резко снизить температуру на 20 °С. Подобные изменения температуры теплоносителя приводят к значительным температурным расширениям трубопроводов, что негативного сказывается на надежности теплоснабжения, может привести к возникновению и развитию аварийных ситуаций во всех элементах системы теплоснабжения: источниках теплоты, тепловых сетях, системах теплопотребления. Пояснили, что существует много регулирующих устройств, различных комплексов, и даже существующим оборудованием, которое установлено в МКД, УК может производить регулировку температуры теплоносителя. Если управляющая компания заинтересована в снижении расхода тепловой энергии, то она обращается в ПАО «Т Плюс», которая делает расчеты шайб для ограничения расхода. Более продвинутые УК устанавливают устройства автоматического регулирования потребление тепла, когда без участия человека происходит регулировка потребления теплоты в системах теплоснабжения. Следовательно, регулировку потребления тепла в системах теплоснабжения можно осуществлять как вручную, так и автоматическим способом. Пояснили, что давление в системе теплоснабжения постоянно, режим работы гидравлический, практически давление сильно не меняется, а если и меняется, то в определенно допустимых пределах на выходе из станции. С учетом гидравлических потерь в системах теплоснабжения у потребителя давление будет другое, отличное от того, что уходит со станции. В системах теплоснабжения ПАО «Т Плюс» принят качественный метод регулирования, при котором расход является постоянной величиной, и за счет изменения температуры теплоносителя ПАО «Т Плюс» изменяет режим потребления тепловой нагрузки потребителя. Пояснили, что отчет о суточных параметрах теплоносителя показывает показания, которые поступают на границу раздела, и не является фактическими, которая была у заявителя в квартире. Регулирующие устройства установлены после установленного в МКЖД общедомового прибора учета. Сообщили, что в арбитражном суде Ульяновской области рассматривался спор по параметрам качества оказываемой коммунальной услуги с ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2» по делу №А72-1191/2017, где представитель ответчика ссылался на несоответствие параметров давления температуры в точке разбора, т.е. в границе балансовой принадлежности. Судом сделан вывод о том, что доведение параметров теплоносителя  до установленных показателей является обязанностью управляющей компании путем надлежащей эксплуатации внутридомового оборудования.

            Представители ПАО «Т Плюс» пояснили, что соответствии с расчетом, выполненным в ПО ZULU-Termo, время прохождения теплоносителя от коллектора ТЭЦ-1 до объектов теплоснабжения в зимний период составляет до ИТП наиболее отдаленных объектов – 11 часов, до ИТП по адресу Московское шоссе, 65 -3 часа 35 минут. В соответствии с утвержденным температурным графиком регулирования отпуска тепловой энергии с коллекторов источников ПАО «Т Плюс» на отопительный период 2017/2018 гг., для Ульяновской ТЭЦ-1 определены следующие временные параметры изменения температуры сетевой воды в подающем коллекторе: максимальная скорость изменения t1 за 1 час  - 3°C, максимальная скорость изменения t1 -15°C. По поводу доводов представителей УК, по вопросу установки РСО приборов погодного регулирования, пояснил, что согласно 265 Федеральному закону теплоснабжающая организация обязана устанавливать только приборы коммерческого учета. Довод УК о том, что она не имеет права устанавливать узлы регулирования неверен, т.к. УК должна проводить работу с жителями и предлагать установку этих приборов и фиксировать все протоколом. И если протоколом зафиксировано, что жители отказались, то тогда УК может сказать, что жители отказались, и у УК нет права устанавливать прибор погодного регулирования, в данном случае скорее всего протокола нет и жителям установка прибора погодного регулирования не предлагалась. По поводку сопел и регул сопла, регулировка сопла не является не изменяемым вопросом, это не несущая конструкция. Контролируется сопло проволокой, которое можно демонтировать и произвести замену сопла. Замена сопла проводится по согласованию. ПАО «Т Плюс» не отказывает УК на обращения по перерасчету сопла и при необходимости диаметр сопла корректируется. По доводу ручной регулировки пояснили, что УК может вручную регулировать температуры теплоносителя снижая и повышая напор на элеваторном узле, тем самым изменяется расход через систему отопления, в том числе и через элеваторный узел. Это можно сделать вручную, а также с помощью установки шайбы, сопла и т.д. Дополнительно сообщили, что судебных споров по вопросу подписания акта  готовности  (обследования) теплопотребляющих установок и тепловых сетей клиента к приему тепла не имеется.

Представители ГУК «Засвияжского района» пояснили, что в МКД, расположенном по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д.65 отсутствует система погодного регулирования. Система отопления многоквартирного жилого дома запитана от тепловых сетей ПАО "Т Плюс". Система отопления открытая, зависимая. Открытая водяная система теплоснабжения - водяная система теплоснабжения, в которой вся сетевая вода или ее часть используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителей в горячей воде. Зависимая (открытая) схема подключения — схема присоединения системы теплопотребления к тепловой сети, при которой теплоноситель (вода) из тепловой сети поступает непосредственно в систему теплопотребления. В указанном МКД установлен гидроструйный элеватор эжекторного типа (далее- элеватор). Принцип действия гидроструйного элеватора в том, что подающий теплоноситель из трубопровода поступает в узкое съемное конусное сопло, скорость потока резко возрастает. За счет эффекта Бернулли, в приемной камере, за соплом создается разрежение. В результате чего происходит подсасывание обратной сетевой воды из обратного трубопровода и в камере смешивания происходит смешение воды из подающего и обратного трубопроводов, а также создается принудительная циркуляция. Элеватор работает только на параметрах теплоносителя поступающей из тепловой сети. Для преодоления гидравлического сопротивления в системе отопления перед элеватором необходимо создать требуемый перепад давления. Согласно п.9.1.9. приказа от 24 марта 2003 г. N 115 "Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" системы отопления зданий следует присоединять к тепловым сетям:

-           непосредственно при совпадении гидравлического и температурного режимов тепловой сети и местной системы;

-           через элеватор при необходимости снижения температуры воды в системе отопления и располагаемом напоре перед элеватором, достаточном для его работы;

В соответствии с п.4.19 (СП 41.101-95) минимально необходимый напор перед элеватором для преодоления гидравлического сопротивления элеватора и присоединенной к нему системы отопления (без учета гидравлического сопротивления трубопроводов, оборудования, приборов и арматуры до места присоединения элеватора) определяется по формуле.

Для осуществления подмеса обратной сетевой воды перед элеватором необходимо предусмотреть давление не менее чем 15 м. При отсутствии перепада давления перед элеватором, смешения осуществляться не будет. Поэтому сравнение работы элеваторного узла с системой погодного регулирования некорректно, так как гидроструйный элеватор эжекторного типа работает на разнице давления между подающим и обратной линией, в то же время циркуляционный насос осуществляет циркуляцию теплоносителя в системе принудительным путем, за счет работы электродвигателя. К недостаткам элеваторного узла относят зависимость от параметров давления в системе тепловых сетей, отсутствие регулировки по параметрам наружного воздуха. Основным преимуществом является простота конструкции и низкая стоимость комплектующих деталей. Преимущество циркуляционной системы это то, что в отсутствии требуемого перепада давления, циркуляция теплоносителя будет осуществляться за счет работы насоса.

Представители  ГУК «Засвияжского района» пояснили, что перед началом отопительного сезона сотрудники технического отдела ПАО «Т Плюс» осуществляют расчет диаметра сопла элеватора для увязывания гидравлического баланса в тепловых сетях с последующей опломбировкой конструкции элеватора, с целью предотвращения изменения диаметра сопла со стороны сотрудников управляющей организации. Довод представителей ПАО «Т плюс» о том, что элеваторный узел и есть насос смешения в силу вышеизложенного не соответствует действительности. Не соответствует действительности также как и довод о том, что температуру теплоносителя можно отрегулировать и ручным способом силами сотрудников управляющей организации. Опломбировка конструкции элеватора производиться представителями ПАО «Т Плюс» и управляющая организация не вправе нарушить пломбу. Самовольное изменение сопла силами потребителя влияет на увеличение расхода сетевой воды и тем самым влечет за собой разрегулировку в системе теплоснабжения многоквартирного дома и дополнительного износа оборудования в центральных тепловых пунктах. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ на ПАО «Т Плюс» как РСО лежит обязанность по проведению работ на внутридомовых системах отопления и ГВС связанных с установкой приборов (оборудования) направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Довод представителей ПАО «Т Плюс» о том, что ОАО «ГУК Засвияжского района» является исполнителем коммунальных услуг противоречит нормам действующего законодательства. ПАО «Т Плюс», в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, в одностороннем порядке с 01.11.2017 г. отказались от исполнения договора теплоснабжения и в силу постановления Правительства РФ от 06.05. 2011 г. № 354 стало исполнителем коммунальных услуг по отоплению и ГВС. Согласно нормам действующего жилищного законодательства на многоквартирном доме может быть только один исполнитель коммунальных услуг.  Дополнительно сообщили, что замеры температуры воздуха в жилых помещениях МКД №65 по Московскому шоссе в г. Ульяновске не проводились, поскольку не было заявок от жителей квартир указанного дома.

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ПАО «Т Плюс», нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в предоставлении некачественных коммунальных услуг.

При этом Комиссия исходит, из следующего.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В части 5  статьи 5  ФЗ «О защите конкуренции» установлено,  что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке,  находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 1  статьи 4  Федерального закона от 17.08.1995  г.  № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее -  ФЗ «О естественных монополиях»), услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. 

Таким образом, ПАО «Т Плюс» занимает доминирующее положение на рынке по передаче тепловой энергии.

Согласно анализу состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по теплоснабжению доля рынка, занимаемая ПАО «Т Плюс» в 2017 году составляет – 82,86 %.

17.11.2008 между ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» (правоприемником которого является ПАО «Т Плюс») и ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района №1» заключен договор № 70955т на снабжение тепловой энергией в горячей воде с учетом протокола разногласий.

Согласно предмету договора, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель, соблюдать режим её потребления в объёме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.

Согласно п. 2 указанного договора, энергоснабжающая организация обязана поддерживать перепад давления между подающим и обратным трубопроводом, обеспечивающим распределение гидравлических нагрузок в соответствии с расчетными величинами, предусмотренными проектом тепловых сетей, и среднесуточную температуру подающей сетевой воды на коллекторах ТЭЦ (котельной) в соответствии с температурным графиком (с отклонением не более ±3%, установленном энергоснабжающей организацией.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 17.11.2008, границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является цоколь здания.

Из ответа Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на обращение К «----»а  Э.Ю.  (исх. от 26.12.2017 № 73-ИОГВ-06-010401/27432 исх) следует, что в связи с наличием задолженности за теплоснабжение, подтвержденной решениями Арбитражного суда Ульяновской области и актами сверки взаиморасчетов, договор теплоснабжения с ОАО ГУК «Засвияжского района» расторгнут с 01.11.2017.

Подпункт "а" пункта 30 Правил N 124 предусматривает право РСО на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения, заключенного с управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги, а также в части купли-продажи (поставки) коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в пределах норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, - при наличии у таких управляющей организации, товарищества или кооператива признанной ими по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед РСО за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца).

Из положений подпункта "а" пункта 30 Правил N 124 в их взаимосвязи с положениями пунктов 14, 15 и 17 Правил N 354 следует, что с момента расторжения РСО договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом или кооперативом, исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида становится РСО, что влечет право такой РСО заключения ею договоров ресурсоснабжения с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации Правила N 124 обязательны для сторон при исполнении публичных договоров ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг. Условия публичного договора ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг, не соответствующие требованиям Правил N 124, в силу частей 4 и 5 статьи 426 ГК РФ ничтожны. Указанный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 14.04.2016 N 305-ЭС15-16052.

            В соответствии с п. 2 ст. 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Договор № 70955т на снабжение тепловой энергией в горячей водой ПАО «Т Плюс» с ОАО ГУК «Засвияжского района» расторгнут с 01.11.2017. Целью теплоснабжения являлось обеспечение поставки энергоресурсов (отопления и горячего водоснабжения) в жилой фонд, в связи с чем ПАО «Т Плюс» является исполнителем коммунальных услуг для населения.

Таким образом, к возникшим правоотношениям между собственниками спорного МКД и РСО применимы положения гражданского законодательства о публичном договоре, согласно которым коммерческая организация обязана оказывать услуги, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

По условиям пункта 1.1 договора его предметом является отпуск и потребление коммунального ресурса в виде тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде для целей предоставления потребителям коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.

Пунктом 2.2 договора энергоснабжающая организация обязуется поддерживать перепад давления между подающим и обратным трубопроводом, обеспечивающим распределение гидравлических нагрузок в соответствии с расчетными величинами, предусмотренными проектом тепловых сетей, и среднесуточную температуру подающей сетевой воды на коллекторах ТЭЦ (котельной) в соответствии с температурным графиком (с отклонением не более +/- 3 %), установленном энергоснабжающей организацией.

            Согласно пункту 2.1 договора энергоснабжающая организация должна  подавать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, режиме и с качеством, указанным в договоре, в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности Сторон.

Согласно схеме теплоснабжения в административных границах города Ульяновска до 2029 года, УТЭЦ-1 работает по диспетчерскому графику загрузки электрических мощностей, отпуск тепла осуществляется по температурному графику 150/70оС с температурной срезкой 110°С (в отопительном периоде 2017-2018 гг.) предусматривающие температуру поставляемого энергоресурса в подающем и обратном трубопроводе в зависимости от температуры наружного воздуха.

Вместе с тем ведомостями учета тепловой энергии, теплоносителя на источнике УлТЭЦ -1 (восточный выход), теплоноситель вода, за период с 01.11.2017 по 31.12.2017, подтверждается, что температура теплоносителя в подающем трубопроводе с учетом температуры наружного воздуха, подтвержденной сведениями ФГБУ «Гидрометцентр России» не во все дни спорных месяцев соответствовала утвержденным температурным графикам.

Температура теплоносителя должна подаваться согласно графику температур сетевой воды на выводах УлТЭЦ-1 в отопительный период 2017-2018 год.

Согласно ведомости учета тепловой энергии, теплоносителя на источнике УлТЭЦ -1 (восточный выход), теплоноситель вода, за период с 01.11.2017 по 28.11.2017 и с 01.12.2017 по 31.12.2017, фактические температурные характеристики с теплоисточника УлТЭЦ-1, замеренные на магистрале «восточный вывод», за 3,4,5,6,7,10,22,26,27,28,29 ноября 2017 года, 11,15,16,18,19,20,24,27,28,29,30 декабря 2017 года, не соответствуют договорным.

Температура поставленного ресурса не соответствовало температурному графику следующим образом:

 

- 03.11.2017 на 9% (недотоп)

- 04.11.2017 на 7,4% (недотоп)

- 05.11.2017 на 13,1%(недотоп)

- 06.11.2017 на 6,6% (недотоп)

- 07.11.2017 на 6,2% (недотоп)

- 10.11.2017 на 11,8% (недотоп)

- 22.11.2017 на 6%  (недотоп)

- 26.11.2017 на 9% (недотоп)

- 27.11.2017 на 9,6%  (недотоп)

- 28.11.2017 на 6,5% (недотоп)

- 29.11.2017 на 8,9% (недотоп)

- 11.12.2017 на 5,7% (перетоп)

- 15.12.2017 на 13,7% (недотоп)

- 16.12.17 на 9,4% (недотоп)

- 18.12.17 на 6,5%  (недотоп)

- 19.12.17 на 9,8% (недотоп)

- 20.12.17 на 15,8% (недотоп)

- 24.12.17 на 8%  (перетоп)

- 27.12.17 на 9,2% (перетоп)

- 28.12.17 на 13,8% (перетоп)

- 29.12.17 на 11,8% (перетоп)

- 30.12.17 на 9,7% (перетоп).

 

Таким образом, фактические температурные характеристики с теплоисточника УлТЭЦ-1 замеренные на магистрали «восточный вывод», за 3,4,5,6,7,10,22,26,27,28,29 ноября 2017 года, 11,15,16,18,19,20,24,27,28,29,30 декабря 2017 года не соответствуют договорным, т.е. превышают допустимые отклонения в размере 3%.

В соответствии п.20  Правила №124, при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилам предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

            Раздел Х Правил N 354 регламентирует порядок установления фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, который, в числе прочего, предусматривает составление актов по окончании проверок качества коммунального ресурса.

Приложением N 1 к Правилам N 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг, допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Качество ресурса при споре о взыскании его стоимости, безусловно, является юридически значимым обстоятельством, поскольку от этого зависит объем денежных обязательств потребителя ресурса по оплате, как самого ресурса, так и предусмотренных законом санкций за несвоевременную оплату ресурса.

Пунктом 15 Приложения №1 Правил №354 предусмотрены параметры качества коммунальной услуги по отоплению, в том числе, обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °С (в угловых комнатах - +20 °С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °С и ниже - в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах - +22 °С).

Следовательно, показателями качества оказываемой коммунальной услуги жителям спорного МКД являются параметры температуры воздуха в жилых помещениях, а не температура теплоносителя в подающем трубопроводе на выводах с ТЭЦ в спорный период.

Учитывая критерии к качеству коммунальной услуги для конечного потребителя, нарушением требований к качеству коммунального ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации будет являться невозможность использования поставленного коммунального ресурса для обеспечения коммунальной услуги надлежащего качества. Таким образом, температура воздуха внутри жилых помещений МКД расположенного по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 65 в спорный период должна не соответствовать параметрам, установленным п.15 Приложения 1 Правил №354.

ГУК «Засвияжского района» сообщено, что замеры температуры воздуха в жилых помещениях МКД №65 по Московскому шоссе в г. Ульяновска не проводились, поскольку не было заявок от жителей квартир указанного дома.

            Заявителем не представлено доказательств того, что ею были направлены в ГУК «Засвияжского района», в ПАО «Т Плюс» как исполнителю коммунальных услуг письма с просьбой направлять своих уполномоченных представителей для проведения совместных замеров параметров подаваемого теплоносителя с указанием конкретного места, дат и времени проведения таких замеров.

Заявителем, ГУК «Засвияжского района» не представлены акты обследования (замера температуры воздуха) жилых помещений указанного МКД в спорный период, на предмет нарушения параметров качества коммунальной услуги, на составление которых представители ПАО «Т Плюс» не явились.

            В соответствии с актами высших судов: обзор судебной практики ВС РФ N 1 (2018) (утв. Президиумом ВС РФ 28.03.2018), обзор судебной практики ВС РФ N 1 (2017) (утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017), обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом ВС РФ 16.03.2016), Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 под неопределенным кругом потребителей для целей применения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует понимать не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

В ходе рассмотрения дела установлено, что заявлений от иных жителей о перерасчете стоимости коммунальной услуги в связи с низкой или высокой температурой в квартирах указанного МКД в спорный период, не имеется. Акты о предоставлении услуги ненадлежащего качества, замеров температур в жилых помещениях подписанные жителями квартир указанного МКД, представителями ГУК «Засвияжского района», ПАО «Т Плюс» как исполнителя коммунальных услуг в спорный период, отсутствуют.

            Доказательств того, что потребителям коммунальных услуг поставлялась коммунальная услуга ненадлежащего качества, т.е. температура внутри помещений указанного МКД не соответствовала параметрам, установленным п.15 Приложения № 1 к Правилам №354, не имеется.

               Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия,

РЕШИЛА:

В связи с  отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ПАО «Т Плюс» прекратить рассмотрение дела № 14773/04-2018 о нарушении части 1 статьи 10  Закона «О защите конкуренции».

 

 

Председатель комиссии

С.....

Члены комиссии

С......

С.....

Связанные организации

Связанные организации не указаны