Решение №ИС/1067/22 Решение по делу № 073/06/106-581/2022 от 21 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

19.10.2022 Дело № 073/06/106-581/2022

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

членов:

в присутствии

(с использованием

системы видео-конфе-ренц-связи):

в присутствии (очно):

- заместитель начальника отдела <…>.,

- специалиста-эксперта <…>,

- от ГУЗ «Барышская районная больница»:

- <…> (распоряжение № 269-тр от 17.12.2021 г.),

- <…> (доверенность № 2302 от 17.10.2022 г.),

- <…> (доверенность № 2303 от 17.10.2022 г.),

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 24 от 10.01.2022 г.),

- от ООО «НТЦ СИНЕРГИЯ»:

- <…> (доверенность б/н от 01.09.2022 г.),

- от ООО «Полар»:

- <…> (доверенность б/н о 12.05.2022 г.),

рассмотрев дело № 073/06/106-581/2022 по жалобе ООО «НТЦ СИНЕРГИЯ» (далее – заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000622003435 (наименование объекта закупки – «Томограф рентгеновский компьютерный с программным обеспечением и сопутствующим оборудованием для выполнения исследований сердца, головного мозга, конечностей, в том числе перфузии и КТ ангиографии»; заказчик – Государственное учреждение здравоохранения «Барышская районная больница» (далее – заказчик), уполномоченный орган - Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 53 700 000,00 руб., срок окончания подачи заявок – 13.10.2022 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 1444-ЭП/22 от 13.10.2022 г. (дата размещения в ЕИС – 12.10.2022 г.) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «НТЦ СИНЕРГИЯ» на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000622003435.

Содержание жалобы составило указание, в том числе на следующее.

По мнению ООО «НТЦ СИНЕРГИЯ», описание объекта закупки, сформированное заказчиком, в том числе, после исполнения предписания Ульяновского УФАС России по делу № 073/06/106-506/2022, содержит параметры оборудования, которые по совокупности технических характеристик указывают на конкретную модель единственного производителя – NeuVizPrime, производителя Neusoft Medical Systems Co., Ltd. (регистрационное удостоверение от 21.06.2021 г. № РЗН 2021/14622), что нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Вх. № 1550-ЭП/22 и № 1553-ЭП/22 от 18.10.2022 г. в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа и заказчика, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

Описание объекта закупки сформировано заказчиком исходя из его потребностей. Законодательством Российской Федерации не предусмотрено ограничений по включению в извещение о проведении электронного аукциона в открытой форме требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, которые отвечают его потребностям, используются в его повседневной деятельности и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. По имеющейся у заказчика информации, описанные технические характеристики объекта закупки составлены таким образом, что под них подходит оборудование не менее двух производителей – NeuVizPrime (производитель Neusoft Medical Systems Co., Ltd., Китай) и Aquilion One (TSX-305A) (производитель «Кенон Медикал Системз Корпорейшн», Япония), что подтверждается сравнительной таблицей, составленной заказчиком на основании сведений о контрактах в ЕИС, и не нарушаются требования статьи 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, доводы заявителей о нарушении Закона о защите конкуренции не относятся к компетенции комиссии Ульяновского УФАС России и не подлежат рассмотрению.

На заседании Комиссии 18.10.2022 г., которое проходило в дистанционном и очном режиме, представители заявителя поддержали доводы жалобы, представили заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения. Также представители заказчика пояснили, что, по имеющейся у заказчика информации, требованиям технического задания, кроме указанных в возражениях двух томографов, соответствует томограф SOMATOM Force, производства Сименс Хелскэа ГМБХ, что также подтверждается информацией из контрактов в ЕИС.

Представитель заинтересованного лица (ООО «Полар») поддержал доводы заявителя в полном объеме.

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 45 мин. 19.10.2022 г. для документального анализа материалов дела.

Вх. № 1600-ЭП/22 от 19.10.2022 г. в Ульяновское УФАС России от заинтересованного лица (ООО «Полар») поступили дополнения к пояснениям (сравнительная таблица томографов различных производителей, анализ ценовой информации по закупкам, в рамках которых осуществлялась поставка томографа NeuVizPrime).

Вх. № 1612-ЭП/22 от 19.10.2022 г. от ООО «НТЦ СИНЕРГИЯ» в Ульяновское УФАС России поступили дополнения к жалобе, включающие в себя анализ характеристик, представленных заказчиком в качестве подтверждения соответствия закупаемому оборудованию томографа Aquilion One (TSX-305A), согласно анализу указанное медицинское оборудование также не соответствует техническому заданию по ряду характеристик (количество физической памяти для сохранения результатов исследований, количество ЖК мониторов, размер дисплея по диагонали ЖК мониторов).

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «НТЦ СИНЕРГИЯ» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 02.09.2022 г. было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000622003435, наименование объекта закупки – «Томограф рентгеновский компьютерный с программным обеспечением и сопутствующим оборудованием для выполнения исследований сердца, головного мозга, конечностей, в том числе перфузии и КТ ангиографии» (начальная (максимальная) цена контракта – 53 700 000,00 руб.).

12.09.2022 г. были опубликованы разъяснения положений извещения, в извещение на основании решения заказчика были внесены изменения.

07.10.2022 г. заказником в целях исполнения предписания Ульяновского УФАС России № 27 от 22.09.2022 по делу № 073/06/106-506/2022 в извещение были внесены изменения.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.10.2022 г. на участие в указанной закупке поступила одна заявка, признанная соответствующей.

Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупки, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.

Объектом закупки в соответствии с извещением электронного аукциона № 0168500000622003435 является томограф рентгеновский компьютерный с программным обеспечением и сопутствующим оборудованием для выполнения исследований сердца, головного мозга, конечностей, в том числе перфузии и КТ ангиографии.

Приложением к извещению № 0168500000622003435 является, в том числе, файл «Описание объекта закупки.doc», который содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе, наименование товара – «Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела», наименование показателей товара, единиц измерения, требования к значению показателя, требования заказчика к указанию значения показателей участником закупки, единицы измерения и количество.

Положениями статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.

Согласно сведениям и документам, представленным ООО «НТЦ СИНЕРГИЯ в совокупности характеристикам технического задания (приложение к извещению № 0168500000622003435, файл «Описание объекта закупки.doc») соответствует исключительно компьютерный томограф NeuViz Prime, производитель Neusoft Medical Systems Co., Ltd. (регистрационное удостоверение от 21.06.2021 г. № РЗН 2021/14622).

При этом, согласно пояснениям и сведениям, представленным заказчиком, описанию предмета закупки соответствуют товары не менее двух производителей – система компьютерной томографии Aquilion One (TSX-305A) с принадлежностями (производитель «Кенон Медикал Системз Корпорейшн», Япония; регистрационное удостоверение № РЗН 2019/8574 от 03.07.2019 г.), система компьютерной томографии SOMATOM Force с принадлежностями (производитель «Сименс Хелскэа ГмбХ», Германия; регистрационное удостоверение № РЗН 2016/4599 от 25.01.2022 г.) и компьютерный томограф NeuViz Prime (производитель Neusoft Medical Systems Co., Ltd., Китай; регистрационное удостоверение от 21.06.2021 г. № РЗН 2021/14622).

В подтверждении своих доводов о наличии не менее 2-х производителей, товар которых соответствует требованиям заказчика, установленным в извещении, заказчиком представлена сравнительная таблица, составленная на основании трех контрактов, размещенных в ЕИС (№№ 2616502353022000142, 1780203042921001046, 1773124346722000239).

Из анализа документов и сведений, опубликованных в ЕИС в отношении указанных контрактов, комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее:

- согласно сведениям ЕИС контракт с реестровым номером 2616502353022000142 (цена контракта – 125 404 757,95 руб.) в настоящее время не исполнен, товар заказчиком по контракту не принят и отсутствует подтверждение поставки товара с заявленными в контракте характеристиками;

- согласно сведениям ЕИС в контракт с реестровым номером 1780203042921001046 (цена контракта – 168 966 250,00 руб.) в ходе его исполнения вносились изменения, в том числе, в комплектацию АРМ врача, где был заменен, кроме прочего, размер диагонали монитора на 19,5 дюймов, что не соответствует требованиям технического задания электронного аукциона № 0168500000622003435;

- приложением к контракту с реестровой записью № 1773124346722000239 (цена контракта – 199 062 975,00 руб.) является, в том числе, спецификация, согласно которой, поставленный по контракту товар не соответствует требованиям технического задания по таким характеристикам как «Количество физической памяти для сохранения результатов исследований», «Размер дисплея по диагонали ЖК мониторов», а также не подтверждается наличие ряда видов программного обеспечения, установленных заказчиком, например, «Программное обеспечение для автоматического маркирования позвонков».

Кроме того, согласно положениям части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе информация из реестра контрактов может быть использована в качестве источника общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, информация из реестра контрактов в соответствии с положениями Закона о контрактной системе может быть использована заказчиком как источник ценовой информации о товаре и не может заменить собой информацию о товаре, которой обладает производитель на дату проведения закупки. Также информация из реестра контрактов не заменяет анализ рынка соответствующего товара, поскольку согласно Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденному приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 анализ рынка включает в себя комплекс мероприятий по исследованию соответствующего товарного рынка.

Информация о товаре (товарная информация) - сведения об основополагающих характеристиках товара, предназначенные для пользователей.

Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители.

К источникам информации о товарах относятся технические документы, содержащие информацию о товарах; товарно-сопроводительные документы - документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации товарных партий на всем пути их товародвижения и эксплуатационные документы - документы, предназначенные для передачи и хранения информации о правилах эксплуатации сложнотехнических товаров (руководство по эксплуатации, паспорт).

Исх. № ИС/999/22 от 18.10.2022 г. Ульяновским УФАС России в адрес ООО «АрПи Канон Медикал Системз» (уполномоченный представитель производителя «Кенон Медикал Системз Корпорейшн» и заявитель по регистрационному удостоверению № РЗН 2019/8574 от 03.07.2019 г.) был направлен запрос с целью подтверждения информации, представленной заказчиком.

Вх. № 1610-ЭП/22 от 19.10.2022 г. (исх. № 744 от 19.10.2022 г.) в Ульяновское УФАС России от ООО «АрПи Канон Медикал Системз» поступил ответ на указанный запрос, содержащий информацию о том, что ООО «АрПи Канон Медикал Системз» является официальным представителем производителя медицинского оборудования «Кенон Медикал Системз Корпорейшн» на территории Российской Федерации и технические характеристики системы компьютерной томографии Aquilion One (TSX-305A) и Aquilion Prime SP (TSX-303B) не соответствуют техническому заданию электронного аукциона № 0168500000622003435.

Вх. № 1617-ЭП/22 от 19.10.2022 г. (исх. № 01/1910-РГ от 19.10.2022 г.) в адрес Ульяновского УФАС России от ООО «Русская медицинская компания» также поступила информация о то, что указанное общество является официальным дилером компании «Кенон Медикал Системз Корпорейшн» на территории России и системы компьютерной томографии Aquilion One (TSX-305A) и Aquilion Prime SP (TSX-303B) не соответствуют техническому заданию электронного аукциона № 0168500000622003435. Также ООО «Русская медицинская компания» отмечает, что по ряду физических показателей и показателей клинического применения характеристики компьютерного томографа Aquilion One (TSX-305A) превышают почти в два раза показатели, указанные в описании объекта закупки заказчиком, и информирует о том, что, по мнению общества, основанному на знании текущего рынка компьютерной томографии, заявленным требованиям соответствует только томограф NeuViz Prime (производитель Neusoft Medical Systems Co., Ltd., Китай; регистрационное удостоверение от 21.06.2021 г. № РЗН 2021/14622).

Исх. № ИС/1000/22 от 18.10.2022 г. Ульяновским УФАС России в адрес ООО «Сименс Здравоохранение» (уполномоченный представитель производителя «Сименс Хелскэа ГмбХ» и заявитель по регистрационному удостоверению № РЗН 2016/4599 от 25.01.2022 г.) был направлен запрос с целью подтверждения информации, представленной заказчиком.

Вх. № 1593-ЭП/22 от 19.10.2022 г. (исх. № 182 от 18.10.2022 г.) в Ульяновское УФАС России от ООО «Сименс Здравоохранение» поступил ответ на данный запрос, содержащий указание на то, что система компьютерной томографии SOMATOM Force с принадлежностями производства «Сименс Хелскэа ГмбХ» (регистрационное удостоверение № РЗН 2016/4599 от 25.01.2022 г.) не соответствует требованиям извещения № 0168500000622003435.

Заказчиком на рассмотрение жалобы не представлено документального подтверждения и сведений (ответ производителя, сопроводительная техническая документация на товар и др.), обосновывающих утверждение о наличии не менее 2-х производителей оборудования, соответствующих требованиям извещения, в связи с чем Комиссия Ульяновского УФАС России не может прийти к однозначному выводу о соответствии закупаемого товара товару иных производителей, кроме компьютерного томографа NeuViz Prime, производитель Neusoft Medical Systems Co., Ltd. (регистрационное удостоверение от 21.06.2021 г. № РЗН 2021/14622), и описание объекта закупки в указанном виде нарушает положения пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, соответственно, жалоба ООО «НТЦ СИНЕРГИЯ» является обоснованной.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26.03.2020 г. № 6/139-П, заказчик формирует заявку на осуществление закупки, которая включает в себя описание объекта закупки. Действия заказчика, нарушившего при описании объекта закупки требования пунктов 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о закупках. Учитывая изложенное, Комиссией Ульяновского УФАС России по контролю закупок принято решение о передаче материалов дела № 073/06/106-581/2022 для установления признаков нарушения Закона о защите конкуренции в соответствующее структурное подразделение Ульяновского УФАС России, и доводы жалобы ООО «НТЦ СИНЕРГИЯ», в части указания на нарушение антимонопольного законодательства, будут рассмотрены в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «НТЦ СИНЕРГИЯ» обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Обязать:

- комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протокола подведения итогов определения поставщика, составленного в ходе проведения закупки № 0168500000622003435,

- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение № 0168500000622003435, продления срока приема заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями законодательства,

на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-581/2022 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Передать материалы дела № 073/06/106-581/2022 для установления признаков нарушения Закона о защите конкуренции в соответствующее структурное подразделение Ульяновского УФАС России.

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

ГУЗ "Барышская районная больница"
ИНН 7301001650, ОГРН 1027300515747
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944
ООО "НТЦ СИНЕРГИЯ"
ИНН 7716766374, ОГРН 1147746118706