Решение №ИС/737/22 Решение по делу № 073/06/106-524/2022 от 3 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

28.09.2022 Дело № 073/06/106-524/2022

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя:

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

членов:

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференцсвязи),

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

<…> (доверенность № 24 от 10.01.2022 г.),

- от ООО «Симбирск-Строй-Консалт»:

<…> (доверенность б/н от 11.04.2022 г.),

рассмотрев дело № 073/06/106-524/2022 по жалобе ООО «Симбирск-Строй-Консалт» (далее – заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000622003447 (наименование объекта закупки – «Выполнение работ по проектированию и строительству объекта «Строительство многоквартирного жилого дома в с. Тушна»; заказчик – Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области, далее – заказчик, уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 96 513 455,15 руб., дата подведения итогов - 22.09.2022 г.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС

России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 929-ЭП/22 от 22.09.2022 г. (размещена в ЕИС 21.09.2022 г.) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Симбирск-Строй-Консалт» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000622003447.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

Общество направило заявку на участие в указанной закупке и в качестве документов, подтверждающих квалификацию участника по нестоимостному критерию, представило 292 договора (контракта) на общую сумму 12 710 915 221,64 руб. Заявитель считает отклонение заявки общества незаконным и необоснованным.

Вх. № 1031-ЭП/22 от 26.09.2022 г. в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 г. № 2604 и установленным извещением порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, документы направляются участником в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Исходя из анализа приложенных заявителем в составе заявки документов, подтверждающих квалификацию участника закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571, невозможно сделать вывод о достоверности представленных документов, поскольку представленные в заявке № 95 договора имеют смешанный характер электронного документа и электронного образа документа, что, в свою очередь, подразумевает предоставление недостоверных сведений.

Вх. № 1042-ЭП/22 от 27.09.2022 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «Симбирск-Строй-Консалт» поступили дополнения к жалобе, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Документы о соответствии дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571, были направлены оператору электронной площадки в объеме и виде, предусмотренном законодательством. В качестве подтверждения наличия опыта по критерию «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» обществом в составе заявки было представлено 292 договора (контракта) на общую сумму 12 710 915 221,64 руб. К каждому контракту (договору) был приложен полный комплект документов, предусмотренный порядком оценки. Так, в составе представленных договоров (контрактов) имеется 70 контрактов, заключенных с ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» в порядке Закона о контрактной системе. По мнению заявителя, члены комиссии по осуществлению закупок не являются экспертами и не имеют полномочий по оценки финансовой деятельности хозяйствующих субъектов или признанию каких-либо документов поддельными. Заявитель считает, что при оценке опыта, представленного для присвоения соответствующих баллов, комиссия по осуществлению закупок не имела права отклонять заявку, а должна была ограничиться присвоением меньшего количества баллов – без учета договоров (контрактов), которые, по мнению комиссии, не соответствуют требованиям.

Вх. № 1049-ЭП/22 от 27.09.2022 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание на следующее.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 г. № 2604 и установленным извещением порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе документы направляются участником в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Исходя из анализа приложенных заявителем в составе заявки документов, подтверждающих квалификацию участника закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571, невозможно сделать вывод о достоверности представленных документов, поскольку представленные в заявке № 95 договора имеют смешанный характер электронного документа и электронного образа документа, что, в свою очередь, подразумевает предоставление недостоверных сведений.

Номера договоров, заявленные для участия в торгах: 990, 975, 968, 960, 958, 956, 946, 945, 941, 939, 928, 914, 913, 911, 906, 904, 899, 898, 892, 891, 882-887, 870-873, 876, 877, 864, 858, 855, 849, 838, 836, 834, 831, 830, 828, 818, 876, 877, 864, 858, 855, 849, 838, 836, 834, 831, 830, 828, 818, 813, 799, 798, 791, 783, 778, 777, 769, 765, 740, 721, 718, 715, 714, 701, 700, 695, 694, 686, 674, 662, 649, 643, 641, 635, 632, 631, 627, 624, 616, 614, 605, 600, 589, 585, 579, 577, 565, 564, 559, 557, 555, 552, 549, 547, 545, 542, 539, 532, 531, 524, 517, 509, 507, 506, 501, 498, 497, 496, 495, 492, 480, 473, 472, 468, 467, 454, 452, 432, 431, 428, 425, 423, 414, 413, 402, 383, 382, 371, 367, 366, 362, 340, 324, 322, 318, 317, 315, 312, 309, 296, 295, 287, 286, 285, 284, 283, 276, 272, 270, 265, 256, 253, 249, 245, 238, 234, 232, 216, 214, 212, 211, 203, 201, 199, 187, 181, 176, 175, 170, 168, 157, 154, 152, 151, 149, 147, 145, 144, 134, 133, 115, 107, 104, 102, 89, 84, 79, 73, 70, 66, 62, 56, 50, 47, 43, 38, 37, 24, 22, 17, 16, 10, 8 имеют несоответствие качества основного текста договоров со строкой подписей сторон. Они имеют значительное отличие, в том числе, имеется наличие выделенной области наименования подписантов подписи и печати, отличной от чистого белого фона основной площади страницы. Также невооруженным глазом видно, что во всех перечисленных договорах расположение и угол наклона печати и написание подписи совершенно идентичны. Так как договора являются типовыми, пункт 5.2 указанных договоров должен содержать порядок, а именно срок оплаты выполненных работ, но конкретно сроков не указано, а в соответствии с частью 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок не указан в договоре, то срок оплаты составляет 7 календарных дней. Представленные документы со статистическими данными не показывают заявленной прибыли ООО «Симбирск-Строй-Консалт» в указанный период в договорах, так как предприятие, по данным единого реестра субъекта малого и среднего предпринимательства, является микропредприятием со средней численностью 3 человека. Таким образом, вышеуказанные факты приводят к выводу, что представленные как опыт выполнения работ объекты не являются действительными либо не содержат достаточных сведений считать данные документы реальными.

Договора №№ 6, 5, 4, 4.1, 1, 3.1, 2, 1 содержат те же недостоверные сведения, но также при заявленной сумме не имеют реального подтверждения выполнения работ в виде актов и разрешение на ввод в эксплуатацию не содержит наименований сторон исполнения договора, поэтому не может служить подтверждением опыта участника. Также, по мнению заказчика, с учетом дат договоров и сроков выполнения работ, заявитель должен был получить доход в размере, превышающем заявленный в открытых источниках статистических данных.

Договор № 2/ГП от 26.02.2021 г. не принят к рассмотрению, так как является действующим, поскольку предусматривает оплату в течение 10 лет, акт приемки не соответствует формам, предусмотренным договором и информация в договоре не соответствует проектной декларации № 73-000619 от 22.01.2022 г.

Заказчик счел достаточным количество выявленных недостоверных сведений и прекратил дальнейшие исследования, хотя оставалась возможность проверить иную информацию. Так как заказчиком исследовались лишь те договора и контракты, приложенные участником в качестве опыта, и не заявлялись дополнительные требования, то имело место согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика в любой момент до заключения контракта в случае, если участник предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия требованиям, в нашем случае – несоответствие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, связанного с предметом контракта, т.е. фиктивность представленных выше договоров.

На заседании Комиссии 27.09.2022 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель уполномоченного органа не согласился с доводами жалобы, поддержал представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 28.09.2022 г. для документального анализа материалов по делу.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 02.09.2022 г. было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000622003447, наименование объекта закупки – «Выполнение работ по проектированию и строительству объекта «Строительство многоквартирного жилого дома в с. Тушна» (начальная (максимальная) цена контракта – 96 513 455,15 руб. руб.).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 21.09.2022 г. на участие в указанной закупке поступило 3 заявки, одна из которых была отклонена, комиссией по осуществлению закупок проведена оценка заявок по не стоимостным критериям.

Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.09.2022 г. определен победитель закупки.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО «Симбирск-Строй-Консалт» обоснованной, при этом Комиссия исходила из следующего.

1. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 2571).

Подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 2571 установлено, что положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

Согласно позиции 7 раздела II «Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям» приложения к Постановлению № 2571 к участникам закупки работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Позицией 7 раздела II «Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям» приложения к Постановлению № 2571 также определен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно:

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» указанной позиции, предоставляются:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, Постановлением № 2571 императивно установлен конкретный перечень документов, подтверждающих наличие опыта участника. Сведения об оплате представленного участником закупки договора в указанный перечень информации не входят.

Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000622003447 объектом закупки является «Выполнение работ по проектированию и строительству объекта «Строительство многоквартирного жилого дома в с. Тушна», начальная (максимальная) цена контракта – 96 513 455,15 руб.

В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000622003447 к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования на основании Постановления № 2571, также установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки, а именно: позиция 7 приложения к Постановлению № 2571: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» позиции 7 приложения к Постановлению № 2571: 1) раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Указанные информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, должны соответствовать пункту 3 Постановления № 2571.

В соответствии с подпунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

2) Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604).

Согласно пункту 2 Постановления № 2604 «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Постановление № 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Постановления № 2604 для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий «Квалификация участников закупки».

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному, в том числе, подпунктом «г» пункта 3 Постановления № 2604:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Согласно пункту 24 Постановления № 2604 для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено Постановлением № 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 25 Постановления № 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления № 2604, применяются детализирующие показатели.

В силу подпункта «а» пункта 28 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Согласно абзацу третьему подпункта «в» пункта 28 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 28 Постановления № 2604 при проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 31 Постановления № 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» пункта 28 Постановления № 2604, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

Приложением к извещению № 0168500000622003447 является, в том числе, файл «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе», который содержит критерии оценки заявок на участие в указанной закупке:

1. Цена контракта – 60%;

2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – квалификация участников закупки) – 40%.

При этом в рамках критерия «Квалификация участников закупки» установлены следующие детализирующие показатели:

- признак № 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) – 40%,

- признак № 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) – 60%.

Согласно пунктам 1 и 2 раздела III «Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» извещения № 0168500000622003447 предмет договора (договоров), оцениваемых по детализирующим показателям (признак № 1 и № 2), сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

а) к оценке принимается исключительно исполненный договор (договора), предусматривающий выполнение работ на следующем объекте, соответствующем объекту закупки: объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);

б) к оценке принимается исключительно исполненный договор (договора), относящийся к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов): контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ; договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта «г» пункта 31 Постановления № 2604, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.

Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: исполненный договор; акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе. К оценке принимаются документы, предусмотренные пунктами 1 и 2, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением проектной документации (если проектная документация является приложением к таким документам). Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

Таким образом, к оценке для последующего присвоения баллов по детализирующим показателям критерия «Квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» согласно требованиям Постановления № 2604 и установленного заказчиком порядка оценки в извещении № 0168500000622003447 должны приниматься представленные в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов договор (контракт) и акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (контракта), в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

При этом подпунктом «р» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе и пунктом 7 требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке № 0168500000622003447 установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки - в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, и отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

3) Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Частью 11 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;

б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 21.09.2022 г. заявка № 95 (ООО «Симбирск-Строй-Консалт») была отклонена на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе – номера договоров, заявленные для участия в торгах: 990, 975, 968, 960, 958, 956, 946, 945, 941, 939, 928, 914, 913, 911, 906, 904, 899, 898, 892, 891, 882-887, 870-873, 876, 877, 864, 858, 855, 849, 838, 836, 834, 831, 830, 828, 818, 876, 877, 864, 858, 855, 849, 838, 836, 834, 831, 830, 828, 818, 813, 799, 798, 791, 783, 778, 777, 769, 765, 740, 721, 718, 715, 714, 701, 700, 695, 694, 686, 674, 662, 649, 643, 641, 635, 632, 631, 627, 624, 616, 614, 605, 600, 589, 585, 579, 577, 565, 564, 559, 557, 555, 552, 549, 547, 545, 542, 539, 532, 531, 524, 517, 509, 507, 506, 501, 498, 497, 496, 495, 492, 480, 473, 472, 468, 467, 454, 452, 432, 431, 428, 425, 423, 414, 413, 402, 383, 382, 371, 367, 366, 362, 340, 324, 322, 318, 317, 315, 312, 309, 296, 295, 287, 286, 285, 284, 283, 276, 272, 270, 265, 256, 253, 249, 245, 238, 234, 232, 216, 214, 212, 211, 203, 201, 199, 187, 181, 176, 175, 170, 168, 157, 154, 152, 151, 149, 147, 145, 144, 134, 133, 115, 107, 104, 102, 89, 84, 79, 73, 70, 66, 62, 56, 50, 47, 43, 38, 37, 24, 22, 17, 16, 10, 8, 6, 5, 4, 4.1, 1, 3.1, 2, 1, имеют несоответствие качества основного текста договоров со строкой подписей сторон, которые имеют значительное отличие, в том числе имеется наличие выделенной области наименования подписантов подписи и печати отличной от чистого белого фона основной площади страницы. Также невооруженным глазом видно, что во всех перечисленных договорах расположение и угол наклона печати и написание подписи совершенно идентичны. Так как договора являются типовыми, пункт 5.2 указанных договоров должен содержать порядок, а именно срок оплаты выполненных работ, но конкретно сроков не указано, а в соответствии с частью 2 статьи 314 ГК РФ, если срок не указан в договоре, то срок оплаты составляет 7 календарных дней. Представленные документы со статистическими данными не показывают заявленной прибыли ООО «Симбирск-Строй-Консалт» в указанный период в договорах, так как предприятие по данным единого реестра субъекта малого и среднего предпринимательства является микропредприятием со средней численностью 3 человека. Таким образом, вышеуказанные факты приводят к выводу, что представленные как опыт выполнения работ объекты не являются действительными либо не содержат достаточных сведений считать данные документы реальными. Согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика в любой момент до заключения контракта в случае, если участник предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия требованиям, в нашем случае несоответствие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, связанного с предметом контракта, т.е. фиктивность представленных выше договоров.

Так, согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки (АО «Сбербанк-АСТ»), ООО «Симбирск-Строй-Консалт» в качестве документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, установленным в соответствии с позицией 7 раздела II приложения к Постановлению № 2571, представлены договор генерального подряда № 2/ГП от 26.02.2021 г. на выполнение работ по реконструкции информационного центра, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, северо-западнее поликлиники № 6 по пр. Авиастроителей, д. 31, заключенный с ООО «Спецмонтаж+», акт приемки объекта на сумму 11 009 325 069 руб. от 23.12.2021 г., а также разрешение на ввод объекта, реконструкция которого предусмотрена указанным договором, в эксплуатацию от 07.02.2022 г. (№ 73-73-012-2022).

Учитывая требования извещения № 0168500000622003447 и позиции 7 приложения к Постановлению № 2571, ООО «Симбирск-Строй-Консалт» для подтверждения соответствия установленным дополнительным требованиям представило все необходимые документы, подтверждающие наличие опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства.

При этом в составе второй части заявки в качестве документов для оценки по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» ООО «Симбирск-Строй-Консалт» (заявка № 95) было приложено 288 пакетов документов.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 21.09.2022 г. несоответствие участника дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением № 2571, не являюсь основанием для отклонения заявки, равно как и предоставление недостоверных сведений по договору № 2/ГП от 26.02.2021 г. При этом изменение форм документов, которые были установлены сторонами в договоре, не свидетельствует об отсутствии опыта у участника или о невыполнении им работ, а также о фальсификации документов, поскольку акт приемки работ подписан обеими сторонами договора № 2/ГП от 26.02.2021 г., следовательно, обе стороны, в рамках взаимоотношений по договору, достигли соглашения по данному вопросу и претензий у сторон к форме подписанного документа не возникло. Такие факты, как указание в договоре на срок оплаты в течение 10 лет и расхождение сведений договора с проектной декларацией № 73-00619 от 22.01.2022 г., которая не является основанием для выполнения работ, также не могут свидетельствовать об отсутствии у заявителя опыта выполнения работ по указанному договору или о предоставлении недостоверных сведений.

Согласно проколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 21.09.2022 г. причиной отклонения заявки № 95 (ООО «Симбирск-Строй-Консалт») является предоставление недостоверных сведений в отношении ряда договоров, представленных обществами в составе второй части заявки для получения баллов по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Так, комиссий по осуществлению закупок на основании визуального осмотра и формата представленных договоров (угол наклона печати, смешанный формат и пр.), отсутствия указания на срок оплаты, статистических данных из открытых источников (без указания ссылок на источники) в отношении заявителя, сделан вывод о фиктивности ряда представленных в заявке ООО «Симбирск-Строй-Консалт» договоров.

Заказчиком на заседание Комиссии Ульяновского УФАС России не представлено документального подтверждения предоставления ООО «Симбирск-Строй-Консалт» в составе заявки на участие, в том числе, в документах, предоставленных для подтверждения наличия дополнительного опыта, недостоверной информации.

Относительно доводов заказчика о недостоверных сведениях в договорах №№ 6, 5, 4, 4.1, 1, 3.1, 2, 1 в заявленной сумме, об отсутствии реального подтверждения выполнения работ в виде актов, а также того, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не содержит наименований сторон исполнения договора, Ульяновское УФАС России отмечает, что отсутствие актов выполненных работ не свидетельствует о недостоверности сведений и, согласно приказам Минстроя России от 19.02.2015 г. № 117/пр и от 03.06.2022 г. № 446/пр, которыми утверждены формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, указание наименования исполнителя в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию не предусмотрено.

Несоответствие представленных документов требованиям к формату и оформлению, предусмотренным законодательством и извещением об осуществлении закупки, не может однозначно свидетельствовать о недостоверности сведений и фиктивности представленных договоров.

Недостоверность тех или иных сведений заявки должна быть документально подтверждена и быть реальной для того, чтобы стать причиной отклонения заявки. Отклонение заявки на основании сомнений, не подкрепленных достоверными, допустимыми доказательствами, противоречит принципам законодательства о контрактной системе.

Кроме того, Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает, что комиссия по осуществлению закупок не наделена полномочиями по признанию каких-либо договоров (контрактов) фиктивными, а также по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью участника (контроль за прибылью, выручкой) и соблюдением им требований налогового законодательства.

Учитывая изложенное, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу о недоказанности предоставления недостоверных сведений в составе заявки № 95 и об отсутствии, в связи с этим, оснований для отказа в допуске заявителю к участию в закупке.

На основании изложенного, вышеуказанные действия комиссии по осуществлению закупок нарушают часть 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, жалоба ООО «Симбирск-Строй-Консалт» является обоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Симбирск-Строй-Консалт» обоснованной.

2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.

3. Обязать комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки № 0168500000622003447 и повторного рассмотрения заявок на участие в закупке в соответствии с требованиями законодательства и с учетом приятного решения, на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-524/2022 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

ООО "Симбирск-Строй-Консалт"
ИНН 7328079822, ОГРН 1147328003932
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944
Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области
ИНН 7316002600, ОГРН 1027300930150