Решение №ИС/2924/24 Решение по делу № 073/06/106-321/2024 от 4 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

31.05.2024 Дело № 073/06/106-321/2024

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-

связи),

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от ООО «Медпроф»:

- <…> (доверенность № МП-23/08 от 27.11.2023),

- ОСФР по Ульяновской области:

- <…> (доверенность № ТЧ-19-09/24380 от 29.05.2024),

рассмотрев дело № 073/06/106-321/2024 по жалобе ООО «Медпроф» (далее - заявитель) на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме № 0268100000124000120 (наименование объекта закупки – «Поставка сигнализаторов в пользу граждан в целях их социального обеспечения в 2024 году»; заказчик – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - заказчик); начальная (максимальная) цена контракта – 8 868 500,35 руб., срок окончания подачи заявок – 28.05.2024 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 3586-ЭП/24 от 27.05.2024 (дата размещения в ЕИС – 24.05.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Медпроф» на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме № 0268100000124000120.

Содержание жалобы составило указание, в том числе на следующее.

По мнению заявителя жалобы, заказчиком при описании объекта закупки допущены нарушения требований законодательства, так как описание объекта закупки содержит избыточные и блокирующие требования е техническим, качественным и функциональным характеристикам, ограничивающим число участников, влекущие удорожание товара, указывающие на единственного производителя, а также описание объекта закупки не содержит обоснования включения характеристик, не предусмотренных национальным стандартом (наличие универсального передатчика).

Вх. № 3713-ЭП/24 от 30.05.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, на следующее.

Описание объекта закупки было сформировано заказчиком исходя из необходимости в удовлетворении потребностей инвалидов в получении качественных и современных средств реабилитации, с учетом всех требований Закона о контрактной системе. При этом предметом запроса котировок является поставка товара, а не его изготовление в связи с чем, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий требованиям заказчика, не свидетельствует о нарушении прав этих лиц. Все требования к товару, указанные в извещении являются значимыми для заказчика и установлены с учетом документов, применимых в национальной системе стандартизации (ГОСТ Р 70185-2022), а также согласованы с ОООИ «Всероссийское общество глухих», то есть в полной мере отвечают потребности пользователей с нарушением слуха для их адаптации в бытовой среде. Характеристикам, установленным в извещении, соответствует товар не менее двух производителей.

На заседании Комиссии 30.05.2024, проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержала доводы жалобы, представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 31.05.2024 для документального анализа материалов дела.

Вх. № 3774-ЭП/24 от 31.05.2024 в Ульяновское УФАС России от заявителя поступили дополнения к жалобе, содержащие указание на то, что, по мнению заявителя, товар производства ООО КБ «Контур» и ООО «Элита Групп» не соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 20.05.2024 было опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 0268100000124000120, наименование объекта закупки – «Поставка сигнализаторов в пользу граждан в целях их социального обеспечения в 2024 году» (начальная (максимальная) цена контракта – 8 868 500,35 руб.).

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 30.05.2024 была подана только одна заявка на участие в закупке, которая была признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Медпроф» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).

При этом, согласно статье 10 Закона о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок заказчики должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, гласит, что электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Следовательно, требования извещения об осуществлении закупки к товару, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика.

Исходя из смысла статьи 33 Закона, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Таким образом, законом не предусмотрены ограничения по включению в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

По смыслу приведенных нормативных положений определение характеристик товара относится к компетенции заказчика с учетом его конкретных объективных потребностей. Заказчик самостоятельно принимает решение по формированию требований к закупаемому товару в соответствии с его объективными потребностями и спецификой его деятельности при соблюдении ограничений, установленных законодательством.

Согласно извещению об осуществлении закупи объектом закупки является поставка технических средств реабилитации, перечень которых состоит из 3 позиций:

- Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией с указанием позиции Каталога 27.90.20.120-00000001,

- Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией с указанием позиции Каталога 27.90.20.120-00000002,

- Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией с указанием позиции Каталога 27.90.20.120-00000003.

При описании объекта закупки указано, что товар должен соответствовать требованиям национальных стандартов, в том числе ГОСТ Р 70185-2022.

ГОСТ Р 70185-2022 «Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия» был утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.06.2022 № 526-ст «Об утверждении национального стандарта» и введен в действие с 01.12.2022

Согласно ГОСТ Р 70185-2022, настоящий стандарт распространяется на сигнализаторы звука световые и вибрационные для людей с инвалидностью по слуху и устанавливает общие технические требования к сигнализаторам и методы их испытаний. Обязательные требования к качеству сигнализаторов, обеспечивающие реабилитационный эффект, электромагнитную совместимость и безопасность для жизни и здоровья людей, изложены в 5.5.2, 5.4 и разделе 6.

согласно п. 5.6.27 ГОСТ Р 70185-2022 в составе системы могут быть следующие датчики и передатчики сигнала от датчиков к приемникам:

- датчик дыма;

- датчик утечки воды;

-датчик срабатывания сигнализации (с возможностью регулирования уровня чувствительности микрофона во избежание ложных срабатываний);

- датчик дверного звонка или передатчик дверного звонка со встроенной кнопкой звонка;

- датчик срабатывания сигнала домофона с регулированием уровня чувствительности во избежание пропуска сигнала и ложных срабатываний;

- датчик звонка или входящего сообщения на сотовый телефон инвалида по слуху;

- для инвалидов по слуху, имеющих маленьких детей - датчик плача ребенка с возможностью регулирования уровня чувствительности микрофона во избежание пропуска сигнала и ложных срабатываний;

- для реализации ситуационных потребностей инвалидов по слуху в составе комплекта сигнализаторов звука могут быть датчики движения, датчики открытия окон, дверей (герконы), датчики утечки газа, и пр.;

- для обеспечения потребностей инвалидов по слуху в состав комплекта сигнализаторов звука могут быть включены передатчики сигнала на личные мобильные телефоны (смартфоны, планшеты).

Согласно п. 5.6.29 указанного ГОСТ все датчики и (или) передатчики сигнала (как комбинированные в едином корпусе вместе с датчиками, так и отдельные) должны иметь кнопку проверки работоспособности, нажатие на которую вызывает передачу тестового сигнала на приемники.

Таким образом, ГОСТ предусматривает возможность наличия комбинированных передатчиков сигнала. Соответственно требование о наличии универсального передатчика соответствует положениям ГОСТ Р 70185-2022.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, предусматривающего, что заказчик устанавливает при составлении описания объекта закупки показатели, требования, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, заказчик описал объект закупки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 70185-2022.

Законодательство о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, самостоятельно определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.

При формировании объекта закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как и не вправе определять и государственные нужды.

Согласно пункту 1 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Согласно пояснениям заказчика, помимо производителя, указанного заявителем в жалобе – группа компаний «Исток», описанию объекта закупки соответствует продукция ООО «Элита Групп» (сигнализатор звука «Энеджи») и ООО КБ «Контур» (сигнализатор звука «Вибролайн»).

В подтверждение изложенных возражений заказчиком в материалы дела представлено письмо генерального директора ООО «Элита Групп» от 28.05.2024, в котором сообщается, что сигнализатор звука с вибрационной и световой индикацией «Энеджи» соответствует всем техническим характеристикам, указанным в описании объекта закупки извещения № 0268100000124000120. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии данного товара в гражданском обороте на дату проведения закупки заявителем также не представлено.

Также заказчиком представлена ссылка на контракты, где по аналогичным закупкам к поставке предложен сигнализатор звука «Вибролайн» (ООО КБ «Контур»).

Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика при установлении требований к описанию объекта закупки не противоречат положениям Закона о контрактной системе, и жалоба ООО «Медпроф» является необоснованной.

В отношении доводов жалобы относительно возможного нарушения правил нормирования и обоснования (начальной) максимальной цены контракта, так как заказчиком в описание объекта закупки включены параметры, влекущие за собой удорожание товара, Комиссия Ульяновского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о контрактной системе обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 Закона о контрактной системе.

Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе (часть 4 статьи 18 Закона).

По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной (часть 5 статьи 18 Закона).

Согласно части 1 статьи 98 Закона о контрактной системе аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99, с учетом части 4 статьи 99 осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно пунктам 2, 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, а также соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 Закона.

В соответствии с частью 1, 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

Для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, указанные доводы не могут подлежать рассмотрению Ульяновским УФАС России в рамках, установленных Законом о контрактной системе полномочий при рассмотрении настоящего дела.

Доводы ООО «Медпроф» о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства, образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, заявитель имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Медпроф» необоснованной.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Общество с ограниченной ответственностью "МЕДПРОФ"
ИНН 7105057864, ОГРН 1197154012318
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области
ИНН 7325000479, ОГРН 1027301162580