Решение №2975-05 Решение по делу № 14864/05-2018 от 5 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 14864/05-2018

 

Резолютивная часть решения объявлена 21.06.2018

Решение в полном объеме изготовлено 05.07.2018                                                              г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела С<…>в И.И.,

члены комиссии - ведущий специалист-эксперт К<…>на Н.В.,

- специалист-эксперт А<…>в Д.А.,

рассмотрев дело № 14864/05-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских услуг медицинских центров «СИТИЛАБ», размещенной на подголовниках сидений маршрутных автобусов г. Димитровграда Ульяновской области (городские рейсы № 9 и № 33), содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- общества с ограниченной ответственностью «Лаус Дэо» (далее - ООО «Лаус Дэо»), ОГРН 1137329001677, ИНН 7329010679, расположенного по адресу: 433512, Ульяновская обл., г. Димитровград, пр-т Ленина, д. 40А, - о месте и времени рассмотрения дела общество уведомлено;

- индивидуального предпринимателя Ч<…>ва <…> (далее - ИП Ч<...>в А.И.), ОГРНИП 314732905900054, ИНН 730293904107, офис компании «Ньютон» расположен по адресу: 433500, Ульяновская обл., г. Димитровград, <…>, - о месте и времени рассмотрения дела предприниматель уведомлен,

УСТАНОВИЛА:

По заявлению физического лица Ульяновским УФАС России определением от 26.04.2018 возбуждено дело № 14864/05-2018 по признакам нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе». К участию в деле привлечены лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО «Лаус Дэо» и ИП Ч<...>в А.И. Рассмотрение дела назначено на 25.05.2018.

В письменных пояснениях ООО «Лаус Дэо» (исх. № 37 от 10.05.2018, вх. № 2591 от 22.05.2017) и представителем общества на рассмотрении дела 25.05.2018 сообщено, что ООО «Лаус Дэо» осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией, выданной Министерством здравоохранения Ульяновской области. В том числе общество оказывает услуги в рамках обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). Регламент работы в рамках ОМС требует оповещения населения об оказании медицинских услуг по программе ОМС. В рамках заключенного с ИП Ч<...>вым А.И. договора № 17 от 25.12.2017 осуществлено размещение рекламы общества в маршрутных автобусах г. Димитровграда. В соответствии с п. 3.3 указанного договора разработка, печать и размещение рекламных материалов осуществлялись предпринимателем. Разработанные ИП Ч<...>вым А.И. макеты рекламы согласованы уполномоченным лицом ООО «Лаус Дэо». В согласованных обществом макетах рекламы требуемое предупреждение о наличии противопоказаний было. После обнаружения в марте 2018 года отсутствия в распространяемой рекламе предупредительной надписи ООО «Лаус Дэо» немедленно сообщило об этом ИП Ч<...>ву А.И. для внесения изменений. В апреле 2018 года реклама распространялась с предупредительной надписью. Кроме того, ООО «Лаус Дэо» оказывает консультационные услуги, а получать консультацию на консультацию немного абсурдно. Предупреждение о наличии противопоказаний предназначено только физическим лицам, которым необходимы медицинские услуги, и никакого отношения к возможным конкурентным преимуществам или конкурентной борьбе между медицинскими учреждениями оно не имеет.

В письменных пояснениях ИП Ч<...>ва А.И. (исх. № 01/05 от 10.05.2018, вх. № 2592 от 22.05.2017) и представителем предпринимателя на рассмотрении дела 25.05.2018 сообщено, что разработанные ИП Ч<...>вым А.И. макеты указанной рекламы согласованы уполномоченным лицом ООО «Лаус Дэо». В одних согласованных макетах рекламы требуемое предупреждение о наличии противопоказаний отсутствовало, в других - указанное предупреждение было. При обнаружении ООО «Лаус Дэо» отсутствия в распространенной рекламе предупредительной надписи ИП Ч<...>вым А.И оперативно предприняты меры для внесения изменений - добавлению указанной надписи. Реклама распространялась в 25-ти маршрутных автобусах на 6-ти подголовниках сидений в каждом. На размещение рекламы в маршрутных автобусах заключены договоры, например, на автобусы маршрутов № 9 и № 33 с индивидуальным предпринимателем Р<...>вой <…> (далее - ИП Р<...>ва Н.Е.).

Определением от 25.05.2018 срок рассмотрения дела № 14864/05-2018 продлен до 26.06.2018, рассмотрение дела отложено и назначено на 21.06.2018.

Представитель ООО «Лаус Дэо» на заседание Комиссии 21.06.2018 не явился. Общество исх. № 39 от 15.06.2018, вх. № 3150 от 21.06.2018 представлены документы, запрошенные определением от 25.05.2018 (макет рекламы и договор с ООО «ВТБ-МС»).

ИП Ч<...>в А.И. на заседание Комиссии 21.06.2018 не явился, предпринимателем (вх. № 3074 от 19.06.2018) представлены документы, запрошенные определением от 25.05.2018.

Исследовав материалы дела № 14864/05-2018, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу медицинских услуг медицинского центра «СИТИЛАБ», размещенную на подголовниках сидений маршрутных автобусов г. Димитровграда Ульяновской области (городские рейсы № 9 и № 33), содержащую нарушение ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.

В Ульяновское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 91/ог от 26.03.2018), в котором сообщается о факте распространения рекламы медицинских услуг медицинского центра «СИТИЛАБ», размещенной на подголовниках сидений маршрутных автобусов г. Димитровграда Ульяновской области (городские рейсы № 9 и № 33), в которой отсутствует предупредительная надпись и указана недостоверная информация. К заявлению приложены фотоснимки автобусов и рекламы медицинского центра «СИТИЛАБ».

Реклама имеет следующее содержание. В левой части рекламы размещен текст: «Работа в системе обязательного медицинского страхования. Более 1900 видов исследований. Возможность анонимной сдачи. Точные результаты анализов. Европейское качество. Результаты ONLINE. Врачи специалисты: эндокринолог, гинеколог, кардиолог, аллерголог, невропатолог, педиатр, дерматовенеролог, терапевт, и др. «4D» Новейшее УЗИ экспертного класса». В правой части рекламы размещена информация о местонахождении и номерах телефонов медицинских центров «СИТИЛАБ»: «СИТИЛАБ медицинские центры М. Тореза, 5, тел.: 3-55-55; Московская, 60А, тел.: 4-82-88; Гагарина, 50А, тел.: 4-82-82». Ниже размещено изображение группы людей (взрослых и детей). Иная информация в рекламе отсутствует.

По нижнему краю чехла с рекламой, в том числе медицинского центра «СИТИЛАБ», приведена информация о рекламной компании: «NEWTONE company 9-59-04 Размещение рекламы».

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектами рекламирования в рекламе «СИТИЛАБ» являются как медицинские центры «СИТИЛАБ» г. Димитровграда, так и медицинские услуги, оказываемые центрами, в том числе ультразвуковое исследование (УЗИ).

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

При этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Выполнение медицинских вмешательств осуществляется только медицинскими работниками.

УЗИ - это неинвазивное исследование состояния организма, отдельных внутренних органов пациента при помощи ультразвуковых волн.

Согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 № 804н, выделяют следующие виды УЗИ: ультразвуковое исследование мягких тканей - одна анатомическая зона (класс «A», код медицинской услуги A04.01.001), ультразвуковое исследование кожи - одна анатомическая зона (класс «A», код медицинской услуги A04.01.002), ультразвуковое исследование костей (класс «A», код медицинской услуги A04.03.001), ультразвуковое исследование позвоночника (класс «A», код медицинской услуги A04.03.002), ультразвуковое исследование сустава (класс «A», код медицинской услуги A04.04.001), ультразвуковое исследование тканей полости рта (класс «A», код медицинской услуги A04.07.003), комплексное ультразвуковое исследование внутренних органов (класс «B», код медицинской услуги B03.052.001) и другие.

Деятельность медицинских центров «СИТИЛАБ», расположенных в г. Димитровграде Ульяновской области по адресам: ул. Мориса Тореза, д. 5, ул. Московская, д. 60а и ул. Гагарина, д. 50А (ул. Кулькова, д. 148), осуществляет ООО «Лаус Дэо», ОГРН 1137329001677, ИНН 7329010679, в соответствии с лицензией № ЛО-73-01-001462 от 21.09.2015, выданной Министерством здравоохранения Ульяновской области. ООО «Лаус Дэо» включено в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Согласно ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

В рекламе медицинских услуг медицинских центров «СИТИЛАБ» предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов отсутствует.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 указанного Федерального закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламируемые медицинские услуги оказываются ООО «Лаус Дэо». Макеты рекламы согласованы уполномоченным лицом ООО «Лаус Дэо» (Т<…>ным И.С.).

Распространение рекламы медицинского центра «СИТИЛАБ» с использованием чехлов, размещенных на подголовниках сидений маршрутных автобусов г. Димитровграда (городские рейсы № 9 и № 33), осуществлялось рекламной компанией «Ньютон» ИП Ч<...>ва А.И., которым заключен договор № 1 от 01.01.2018 с ИП Р<...>вой Н.Е. на размещение рекламы в рекламно-информационных носителях (чехлах), установленных на спинках сидений автобуса «ПАЗ», а также на бортах автобуса. Согласно договору № 1 от 01.01.2018 рекламно-информационные носители (чехлы), установленные на спинках сидений автобуса «ПАЗ», являются собственностью ИП Ч<...>ва А.И.

Таким образом, рекламодателем в данном случае является ООО «Лаус Дэо», а рекламораспространителем - ИП Ч<...>в А.И.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Необходимость в выдаче предписания в данном случае отсутствует, поскольку реклама была актуальна в течение определенного периода времени и её распространение прекращено.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Административная ответственность за рассматриваемое нарушение Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу медицинских услуг медицинских центров «СИТИЛАБ», размещенную на подголовниках сидений маршрутных автобусов г. Димитровграда Ульяновской области (городские рейсы № 9 и № 33), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы добровольно прекращено.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                             И.И. С<..>в

 

Члены Комиссии                                                                         Н.В. К<..>на

 

                                                                                                     Д.А. А<..>в

Связанные организации

Связанные организации не указаны