Постановление №2771-05 Признать в действиях председателя правления потребительского... от 22 июня 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.  № 2771-05  от 22.06.2020

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания

 

19.06.2020                                                                                                ДЕЛО № 073/04/14.3-85/2020

г. Ульяновск
 

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области <…>, рассмотрев материалы дела о совершении <…> (далее также - <…>), ИНН <…>, дата рождения: <…>, место рождения: <…>, паспорт <…> выдан <…> Отделом УФМС России <…> (код подразделения: <…>), зарегистрированным по адресу: <…>, являвшимся на момент совершения административного правонарушения председателем правления потребительского кооператива по реализации целевых программ для пайщиков «Взаимное доверие» (далее - ПК «Взаимное доверие»), ОГРН 1181832026199, ИНН 1838022300, расположенного по адресу: 427961, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Электрозаводская, д. 11, пом. 2, правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие <…> (о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛ:

В Ульяновское УФАС России поступило обращение Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. № Т4-38-6/24794ДСП от 12.08.2019, вх. № 199/ДСП от 19.08.2019).  В частности, в обращении указано, что в рекламно-информационной газете «Мозаика» № 78 (3065) за 05.07.2019 размещена реклама потребительского кооператива по реализации целевых программ для пайщиков «Доверие» (далее - ПК «Доверие»), ОГРН 1181832026199, ИНН 1838022300, 28.08.2019 переименованного в ПК «Взаимное доверие», ОГРН 1181832026199, ИНН 1838022300, нарушающая п. 1 ч. 2 и ч. 14 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).

По указанному заявлению Ульяновским УФАС России определением от 30.08.2019 возбуждено дело № 073/05/28-15934/2019 по признакам нарушения п. 1 ч. 2 и ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения в газете «Мозаика» рекламы ПК «Доверие», ОГРН 1181832026199, ИНН 1838022300.  К участию в деле привлечены лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ПК «Взаимное доверие», ОГРН 1181832026199, ИНН 1838022300, и заинтересованное лицо общество с ограниченной ответственностью «Мозаика» (далее - ООО «Мозаика»), ОГРН 1027301160754, ИНН 7303012738, учредитель и издатель газеты «Мозаика».

Определением от 18.11.2019 рассмотрение дела № 073/05/28-15934/2019 отложено и назначено на 02.12.2019, к участию в деле в качестве эксперта привлечено Волго-Вятское главное управление Банка России.  Кроме того, Комиссия по рассмотрению дела усмотрела в рассматриваемой рекламе признаки нарушения ч. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Решением Ульяновского УФАС России от 16.12.2019 (резолютивная часть решения объявлена 02.12.2019) по делу № 073/05/28-15934/2019 реклама ПК «Доверие», размещенная в рекламно-информационной газете «Мозаика» № 76 (3063) за 03.07.2019, № 78 (3065) за 05.07.2019, № 80 (3067) за 11.07.2019, № 81 (3068) за 12.07.2019, № 82 (3069) за 17.07.2019, № 84 (3071) за 19.07.2019, № 86 (3073) за 25.07.2019, № 87 (3074) за 26.07.2019, № 88 (3075) за 31.07.2019, № 89 (3076) за 01.08.2019, № 91 (3078) за 07.08.2019, № 93 (3080) за 09.08.2019, № 96 (3083) за 16.08.2019 и № 99 (3086) за 23.08.2019, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 1, п. 2 ч. 3, ч. 11 ст. 5 и ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Материалы дела № 073/05/28-15934/2019 переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.

Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России <…>И.И. вынесено определение от 13.03.2020 о возбуждении в отношении <…>, являвшегося на момент совершения административного правонарушения председателем правления ПК «Взаимное доверие», дела об административном правонарушении № 073/04/14.3-85/2020 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено в Ульяновском УФАС России на 10.04.2020 в 14 час. 00 мин.  Определение от 13.03.2020 (исх. № 1176-05 от 13.03.2020) направлено <…> по адресу места нахождения ПК «Взаимное доверие» (427961, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Электрозаводская, д. 11, пом. 2) заказным письмом с уведомлением № 43206845552031 от 16.03.2020, которое получено 23.03.2020 (Решетниковой Н.Р. - по доверенности).

По состоянию на 10.04.2020 <…> в Ульяновское УФАС России материалы, запрошенные определением от 13.03.2020 по делу № 073/04/14.3-85/2020, иные документы, в том числе ходатайства, не представлены.

Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Российской Федерации с 04 по 30 апреля 2020 года включительно установлены нерабочие дни.

В соответствии с ч. 5 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, срок административного расследования по делу может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.

Заместителем руководителя Ульяновского УФАС России <…>К.Ю. подано ходатайство от 10.04.2020 руководителю управления <…>Г.С. о продлении срока проведения административного расследования по делу № 073/04/14.3-85/2020, которое признано подлежащим удовлетворению, срок административного расследования определением от 10.04.2020 продлен на 1 месяц - до 10.05.2020.

Заместителем руководителя Ульяновского УФАС России <…>К.Ю. определением от 10.04.2020 составление протокола об административном правонарушении в отношении <…> назначено в Ульяновском УФАС России на 08.05.2020 в 10 час. 30 мин.

Указанные определения от 10.04.2020 (исх. № 1695-05 от 10.04.2020) направлены <…>: по адресу места жительства (<…>) - заказным письмом с уведомлением № 432068<…> от 10.04.2020, которое получено 29.04.2020 (адресатом - лично); по адресу места нахождения ПК «Взаимное доверие» (427961, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Электрозаводская, д. 11, пом. 2) - заказным письмом с уведомлением № 43206846551019 от 10.04.2020, которое получено 22.04.2020 (Решетниковой - по доверенности).

По состоянию на 08.05.2020 <…> в Ульяновское УФАС России материалы, запрошенные определениями от 13.03.2020 и 10.04.2020 по делу № 073/04/14.3-85/2020, иные документы, в том числе ходатайства, не представлены.

Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Российской Федерации с 06 по 08 мая 2020 года включительно установлены нерабочие дни.  С учетом данного обстоятельства, в целях соблюдения прав лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, имелась необходимость в отложении составления протокола об административном правонарушении по результатам административного расследования.

Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России <…>И.И. составление протокола об административном правонарушении в отношении <…>. определением от 08.05.2020 назначено в Ульяновском УФАС России на 04.06.2020 в 15 час. 00 мин.  Указанное определение (исх. № 2140-05 от 08.05.2020) направлено <…>: по адресу места жительства <…>) - заказным письмом с уведомлением № 432068<…> от 12.05.2020, которое получено 02.06.2020 (согласно сведениям, размещенным на сайте АО «Почта России»); по адресу места нахождения ПК «Взаимное доверие» (427961, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Электрозаводская, д. 11, пом. 2) - заказным письмом с уведомлением № 43206847550660 от 12.05.2020, которое по состоянию на 04.06.2020 не получено (согласно сведениям, размещенным на сайте АО «Почта России», 20.05.2020 имела место неудачная попытка вручения указанного заказного письма).

По состоянию на 04.06.2020 <…> в Ульяновское УФАС России материалы, запрошенные определениями от 13.03.2020, 10.04.2020 и 08.05.2020 по делу № 073/04/14.3-85/2020, иные документы, в том числе ходатайства, не представлены.

На основании ст.ст. 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России <…>И.И. в отношении <…>, в его отсутствие, составлен протокол об административном правонарушении № 73 от 04.06.2020 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Копия протокола об административном правонарушении № 73 от 04.06.2020 и определение от 04.06.2020 о назначении рассмотрения дела № 073/04/14.3-85/2020 в Ульяновском УФАС России на 19.06.2020 в 14 час. 00 мин. направлены (исх. № 2537-05 от 04.06.2020) <…> по адресу места жительства (<…>) заказным письмом с уведомлением № 432068<…> от 05.06.2020, которое получено 08.06.2020.

По состоянию на 19.06.2020 <…> в Ульяновское УФАС России документы, запрошенные определениями от 13.03.2020, 10.04.2020, 08.05.2020 и 04.06.2020 по делу № 073/04/14.3-85/202, иные документы, в том числе ходатайства, не представлены.  <…> на рассмотрение дела 19.06.2020 не явился.

Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 073/05/28-15934/2019 и дела об административном правонарушении № 073/04/14.3-85/2020 усматривается следующее.

В Ульяновское УФАС России поступило обращение Волго-Вятского главного управления Банка России о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. № Т4-38-6/24794ДСП от 12.08.2019, вх. № 199/ДСП от 19.08.2019).  В частности, в обращении указано, что в рекламно-информационной газете «Мозаика» № 78 (3065) за 05.07.2019 размещена реклама ПК «Доверие», 28.08.2019 переименованного в ПК «Взаимное доверие», нарушающая п. 1 ч. 2 и ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».  К обращению приложена копия страницы 2 газеты «Мозаика» № 78 (3065) за 05.07.2019 с указанной рекламой.

В ходе рассмотрения обращения сотрудниками Ульяновского УФАС России установлены факты публикации в июле - августе 2019 года рекламы ПК «Доверие» в газете «Мозаика» № 76 (3063) за 03.07.2019, № 78 (3065) за 05.07.2019, № 80 (3067) за 11.07.2019, № 81 (3068) за 12.07.2019, № 82 (3069) за 17.07.2019, № 84 (3071) за 19.07.2019, № 86 (3073) за 25.07.2019, № 87 (3074) за 26.07.2019, № 88 (3075) за 31.07.2019, № 89 (3076) за 01.08.2019, № 91 (3078) за 07.08.2019, № 93 (3080) за 09.08.2019, № 96 (3083) за 16.08.2019 и № 99 (3086) за 23.08.2019.

Реклама ПК «Взаимное Доверие», размещенная в газете «Мозаика» № 76 (3063) за 03.07.2019, № 78 (3065) за 05.07.2019, № 80 (3067) за 11.07.2019 и № 81 (3068) за 12.07.2019, имеет следующее содержание.  В левой части рекламы вверху размещена надпись: «ПК ДОВЕРИЕ», ниже - фотографическое изображение пары пожилых людей (мужчины и женщины) с отметкой: «Действует страхование*», ниже выполнена надпись: «Целевая программа «Рента на паях»  ВАША ВЫГОДА до 18,0% годовых».  В правой части рекламы вверху в прямоугольнике красного цвета выполнена надпись шрифтом белого цвета: «Выгодное и надежное размещение накоплений!», ниже на белом фоне черным шрифтом: «Грамотное внесение личных накоплений, страхование - такие условия предлагает ПК «Доверие» для своих пайщиков.  ПК «Доверие» приглашает вас стать членами кооператива.  Благодаря потребительским программам, разработанным с учетом пожеланий членов кооператива, пайщики могут получать доход до 18% годовых по накоплениям».  Ниже в табличной форме, выполненной в зеленых тонах, представлены условия и контактные данные: «Целевая потребительская программа в ПК «Доверие»:

Срок, мес.

Сумма, руб.

Ставка, % годовых (Удерживается НДФЛ)

3

от 1000

не менее 9%

6

от 1000

не менее 16%

12

от 1000

18

Наш телефон: (8422) 31-51-90  Наш адрес: офисный центр «Мираж», оф. 105, г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, д. 13А, корп. 2».  По нижнему краю рекламного модуля размещена информация: «Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Доверие», ИНН 1838022300, ОГРН 1181832026199.  Целевая потребительская программа «Рента на паях».  Минимальная сумма паевого целевого взноса - 1000 руб.  Пайщики - участники программы уплачивают ежегодный членский целевой взнос в размере 0,4% от суммы паевых целевых взносов (или стоимости имущества, внесенного в качестве паевого целевого взноса).  Потребительская выгода выплачивается по заявлению пайщика в течение срока действия договора или в конце срока договора.  Существует возможность пополнения паевого целевого взноса.  При досрочном расторжении договора потребительская выгода составит 0,35% годовых от суммы паевого целевого взноса (или стоимости имущества, внесенного в качестве паевого целевого взноса).  Возможно частичное снятие паевого целевого взноса в течение срока действия договора, но не более 1 раза за весь период действия договора и не более 30% от суммы внесенного паевого целевого взноса.  Участие в программе доступно пайщикам кооператива, оплатившим разово вступительный взнос 50 руб., обязательный паевой взнос 50 руб.  Условия действительны на момент выхода рекламы», под знаком «сноска»: «*НКО «МОВС», ИНН 7839045118.  Лицензия Банка России ВС № 4349 от 28.02.2019 года.  С договором можно ознакомиться в офисе кооператива».

Реклама ПК «Взаимное Доверие», размещенная в газете «Мозаика» № 82 (3069) за 17.07.2019, № 84 (3071) за 19.07.2019, № 86 (3073) за 25.07.2019, № 87 (3074) за 26.07.2019, № 88 (3075) за 31.07.2019, № 89 (3076) за 01.08.2019, № 91 (3078) за 07.08.2019, № 93 (3080) за 09.08.2019, № 96 (3083) за 16.08.2019 и № 99 (3086) за 23.08.2019, имеет следующее содержание.  В левой части рекламы размещено фотографическое изображение пары пожилых людей (мужчины и женщины) с отметкой: «Действует страхование*».  В правой части вверху размещена надпись: «ПК ДОВЕРИЕ», ниже - надпись: «Целевая программа «Рента на паях»  ВАША ВЫГОДА до 18,0% годовых», ниже указаны контактные данные: «(8422) 31-51-90  г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, д. 13А, корп. 2, офисный центр «Мираж», оф. 105».  По нижнему краю рекламного модуля размещена информация: «Потребительский кооператив по реализации целевых программ для пайщиков «Доверие», ИНН 1838022300, ОГРН 1181832026199.  Целевая потребительская программа «Рента на паях».  Ставка 9,0%/ 16,9%/ 18,0% годовых (удерживается НДФЛ).  Срок договора 3 месяца/ 6 месяцев/ 12 месяцев.  Минимальная сумма паевого целевого взноса - 1000 руб.  Пайщики - участники программы уплачивают ежегодный членский целевой взнос в размере 0,4% от суммы паевых целевых взносов (или стоимости имущества, внесенного в качестве паевого целевого взноса).  Потребительская выгода выплачивается по заявлению пайщика в течение срока действия договора или в конце срока договора.  Существует возможность пополнения паевого целевого взноса.  При досрочном расторжении договора потребительская выгода составит 0,35% годовых от суммы паевого целевого взноса (или стоимости имущества, внесенного в качестве паевого целевого взноса).  Возможно частичное снятие паевого целевого взноса в течение срока действия договора, но не более 1 раза за весь период действия договора и не более 30% от суммы внесенного паевого целевого взноса.  Участие в программе доступно пайщикам кооператива, оплатившим разово вступительный взнос 50 руб., обязательный паевой взнос 50 руб.  Условия действительны на момент выхода рекламы», под знаком «сноска»: «*НКО «МОВС», ИНН 7839045118, Лицензия Банка России ВС № 4349 от 28.02.2019 года.  С договором можно ознакомиться в офисе кооператива».

В письменных пояснениях ПК «Взаимное доверие» по делу № 073/05/28-15934/2019 (исх. № 26/09 от 26.09.2019, вх. № 6546 от 26.09.2019) и представителями кооператива на рассмотрении дела 01.10.2019 сообщено, что ПК «Взаимное доверие» (до 28.08.2019 - ПК «Доверие») не является финансовой организацией в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  ПК «Взаимное доверие» осуществляет свою деятельность, исходя из правомочий, закрепленных в ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации» (далее - Закон «О потребительской кооперации»).  ПК «Взаимное доверие» на общем собрании пайщиков кооператива принял целевую программу «Рента на паях», целью которой является удовлетворение целого ряда потребностей пайщиков - участников программы.  По целевой потребительской программе «Рента на паях» кооператив заключает с гражданами-пайщиками кооператива договоры об участии в хозяйственной деятельности, согласно которым пайщик вносит в кооператив паевой целевой взнос (а не вклад или сбережение) в паевой целевой фонд «Рента на паях».  При этом паевой целевой взнос может быть внесен не только деньгами, но и имуществом.  Действующее законодательство Российской Федерации даёт право потребительским кооперативам привлекать граждан для участия в целевых потребительских программах.  Таким образом, рассматриваемая реклама кооператива, распространённая на территории Ульяновкой области в газете «Мозаика», не противоречит п. 1 ч. 2 и ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Федеральная антимонопольная служба письмом № АК/94196/19 от 28.10.2019 наделила Ульяновское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рассматриваемой рекламы.

В дополнительных письменных пояснениях по делу № 073/05/28-15934/2019 (исх. № 11/11 от 11.11.2019, вх. № 7641 от 12.11.2019) ПК «Взаимное доверие» сообщил, что кооперативом были внесены изменения в коды экономической деятельности: основным видом деятельности кооператива установлена аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (ОКВЭД 68.20) - со 02.10.2019.  ПК «Взаимное доверие» является потребительским кооперативом и осуществляет свою деятельность в рамках Закона «О потребительской кооперации».  Согласно ч. 2 ст. 27 Закона «О потребительской кооперации» реестр членов потребительского общества включает персональные данные пайщиков кооператива.  Таким образом, в случае представления запрошенных Ульяновским УФАС России определением от 01.10.2019 реестра пайщиков и сведений (персональные данные, сумма паевого взноса, срок) обо всех пайщиках кооператива, заключивших на территории Ульяновской области договоры об участии в программе «Рента на паях» ПК «Взаимное доверие», кооператив осуществит передачу персональных данных физических лиц - пайщиков третьему лицу - Ульяновскому УФАС России, а также лицам, участвующим в деле.  ПК «Взаимное доверие» считает, что в соответствии с положениями Федерального закона «О рекламе», Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Федеральная антимонопольная служба и её территориальные органы не вправе запрашивать и обрабатывать сведения, составляющие персональные данные физических лиц.

В письменных пояснениях Волго-Вятского главного управления Банка России по делу № 073/05/28-15934/2019 (исх. № Т473-12-10/7512 от 02.12.2019, вх. № 8161 от 02.12.2019) и представителем главного управления на рассмотрении дела 02.12.2019 сообщено, что, по мнению Банка России, в рекламе ПК «Доверие», размещенной в газете «Мозаика», адресованной неопределенному кругу лиц, рекламируется не что иное, как финансовая услуга.  Реклама имеет признаки нарушения п.п. 2, 12 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 и ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

При этом, согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 13.08.2010 № АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг», в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой.  Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим её восприятие, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Согласно правовой позиции, выраженной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (п. 28), рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара.  Однако при этом он должен соблюдать требования, предъявляемые законом к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Следовательно, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается, или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению её смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.  При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Учитывая дизайн, шрифт и площадь рекламного поля, зрительное акцентирование внимания в данном случае происходит на визуальном изображении счастливых людей пожилого возраста, а также следующей текстовой информации: «ДОВЕРИЕ», «ВАША ВЫГОДА до 18,0% годовых», «ВЫГОДНОЕ И НАДЕЖНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ НАКОПЛЕНИЙ!», «ДЕЙСТВУЕТ СТРАХОВАНИЕ» (указанная информация выделена с использованием красно-белой гаммы, увеличенного шрифта и графических изображений).

Использование в рекламе кооператива фраз: «ВЫГОДНОЕ И НАДЕЖНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ НАКОПЛЕНИЙ!», «ДЕЙСТВУЕТ СТРАХОВАНИЕ» может ввести потенциальных потребителей в заблуждение, создав впечатление о наличии страхования накоплений, привлекаемых кооперативом, аналогичного страхованию вкладов в банках и, как следствие, наличии гарантий повышенной сохранности и возвратности вложений.  Вместе с тем, согласно ст. 4 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» потребительские кооперативы не входят в перечень участников системы страхования вкладов.

Между ПК «Взаимное доверие» (ПК «Доверие») и некоммерческой корпоративной организацией «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования» (далее - НКО «МОВС»), ОГРН 1157847350979, ИНН 7839045118, заключен договор страхования предпринимательских рисков № ПР КП0 00005 от 16.04.2019.  Согласно п. 2.2 указанного договора объектом взаимного страхования являются имущественные интересы страховщика (ПК «Взаимное доверие»), связанные с риском получения убытков от своей предпринимательской деятельности вследствие нарушения контрагентом страхователя своих обязательств по заключенной сделке по причине их банкротства.

Согласно ст. 933 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору страхования предпринимательского риска страхуется предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу.

Таким образом, страхование предпринимательских рисков ПК «Взаимное доверие» не является безусловной гарантией возврата пайщикам денежных средств, переданных кооперативу.

В ходе рассмотрения дела № 073/05/28-15934/2019 Комиссией установлено следующее.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из буквального восприятия содержания рассматриваемой рекламы следует, что ПК «Доверие», переименованный в ПК «Взаимное доверие», предлагает неопределенному кругу лиц разместить накопления в целевую программу «Рента на паях» кооператива и не содержит сведений о деятельности кооператива.  То есть реклама привлекает (предлагает разместить) денежные средства и (или) иное имущество еще не пайщикам (реклама направлена на привлечение новых пайщиков).

Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В рекламе предлагается неограниченному кругу лиц разместить (внести) накопления (личные накопления) в целевом фонде «Рента на паях» ПК «Доверие» (ПК «Взаимное доверие») под проценты.

В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. (М.: Азбуковник, 1999. - стр. 294, 384) приводится значение слова «накопление,-я», ср. - 1. см. копить (копить - собирать в прок, запасать, приобретать, сберегая.  Копить деньги, копить силы (в перенос.)), 2. мн. - накопленная сумма, количество чего-нибудь.

Накопления - часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей; представляют разницу между располагаемым доходом и потребительскими расходами («Экономика и право: словарь-справочник», составители: Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.Л. Кураков, 2004. Источник: http://economics.niv.ru/doc/dictionary/economy-and-law/index.htm).

В «Экономическом и юридическом словаре» под редакцией Азрилияна А.Н. (М.: Институт правовой экономики, 2004. - стр. 424) накопление определено как «увеличение личных капиталов, запасов, имущества».

В бытовом, общеупотребительном значении слово «накопления», в первую очередь, употребляется как обозначение накопления определенной суммы денег - денежные накопления.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе предлагается неограниченному кругу лиц разместить (внести) денежные средства и их эквиваленты, выступающие в качестве самостоятельных объектов гражданских прав, в целевом фонде «Рента на паях» ПК «Доверие» (ПК «Взаимное доверие») под проценты.

В соответствии с Положением о целевой программе «Рента на паях» ПК «Доверие», утвержденным решением общего собрания пайщиков ПК «Доверие» (протокол № 5 от 05.04.2019), целью программы является удовлетворение различных потребностей пайщиков - участников программы посредством приобретения, сдачи в оперативное управление, безвозмездное пользование, аренду и (или) отчуждение объектов недвижимости, имущества, машин и оборудования, внесенных пайщиками.  Потребительская программа «Рента на паях» удовлетворяет целый комплекс базовых потребностей человека, в частности:

- потребность в эффективном управлении собственными средствами путем коллективного вложения средств в коммерческую недвижимость, машины и оборудование с целью получения дальнейшей потребительской выгоды;

- потребность в защите от рисков, связанных с управлением и покупкой коммерческой недвижимости, машин и оборудования;

- потребность в защите имущества от обращения взыскания со стороны кредиторов или недружественного захвата;

- потребность консолидации денежных потоков;

- потребность в минимизации налоговой нагрузки, поскольку потребительская выгода, полученная в результате хозяйственной деятельности, не облагается налогом на прибыль, налог на имущество организаций и земельный налог по активам, находящимся в кооперативе, не уплачивается;

- потребность в возможности коллективного найма профессиональных юристов, программистов, ритейлеров, риэлторов, оценщиков и прочих профессиональных участников рынка.

Участие в программе осуществляется на основании договора об участии в хозяйственной деятельности пайщика в потребительской программе «Рента на паях» (внесение взноса денежными средствами и их эквивалентами).  При внесении паевого целевого взноса имуществом также («плюсом») заключается договор о внесении в паевой целевой фонд «Рента на паях» ПК «Доверие» (ПК «Доверительный», ПК «Взаимное доверие») недвижимого (движимого) имущества, согласно которому имущество предается в собственность кооператива.

От участия в хозяйственной деятельности пайщика в потребительской программе «Рента на паях» пайщик получает потребительскую выгоду (доход).  Размер дохода составляет: при размещении паевого целевого взноса на срок не менее 3 месяцев - не менее 9% годовых; при размещении паевого целевого взноса на срок не менее 6 месяцев - не менее 16% годовых; при размещении паевого целевого взноса на срок не менее 12 месяцев - не менее 18% годовых.  Доход выплачивается не позднее 14 календарных дней с момента окончания участия в программе, путем выдачи наличных денежных средств из кассы кооператива или перечисления денежных средств на банковский счёт, указанный в реестре пайщиков программы.

В соответствии с абз. 20 ст. 1 Закона «О потребительской кооперации» участие в хозяйственной деятельности потребительского общества определено как приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.

Согласно договорам об участии в хозяйственной деятельности пайщика в потребительской программе «Рента на паях», представленным ПК «Взаимное доверие» в Ульяновское УФАС России, пайщики получают услугу кооператива в виде удовлетворения их финансовых потребностей.  Исходя из условий указанного договора, денежные средства граждан привлекаются на условиях платности, срочности и возвратности, то есть фактически договор об участии в хозяйственной деятельности пайщика в потребительской программе «Рента на паях» является ни чем иным, как договором займа (на условиях платности, срочности и возвратности денежные средства пайщиков привлекают кредитно-потребительские кооперативы, заключая договоры передачи личных сбережений, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (ч. 2 ст. 4)).

В соответствии с ч. 6 ст. 807 ГК РФ заемщик - юридическое лицо вправе привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо путем предложения делать оферту, направленного неопределенному кругу лиц, если законом такому юридическому лицу предоставлено право на привлечение денежных средств граждан.

Согласно ст. 437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.  Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Рассматриваемая реклама, направленная неопределенному кругу лиц, содержащая все существенные условия договора об участии в хозяйственной деятельности пайщика в потребительской программе «Рента на паях» (фактически - договора займа), на которых кооператив готов с любым и каждым, который обладает минимальной денежной суммой, при выражении волеизъявлении заключить указанный договор, является в данном случае публичной офертой.

ПК «Взаимное доверие» (ПК «Доверие») не является лицом (кооперативом), которому предоставлено право на привлечение денежных средств граждан.

Исходя из положений Закона «О потребительской кооперации», основная цель деятельности потребительских кооперативов носит узконаправленный характер и не предполагает привлечение денежных средств граждан.  При этом, согласно Федеральному закону от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный потребительский кооператив наделен правом на привлечение денежных средств граждан (ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона).

В соответствии с ч. 6 ст. 807 ГК РФ осуществление систематической деятельности по привлечению денежных средств граждан в виде займов под проценты путем публичной оферты и путем предложения делать оферту, направленного неопределенному кругу лиц, запрещено для юридических лиц, не являющихся финансовыми организациями, которым предоставлено право на привлечение денежных средств граждан.

Кроме того, рекламная информация оформлена таким образом, что внимание потребителей рекламы акцентируется на визуальном изображении счастливых людей пожилого возраста, а также текстовой информации: «ПК ДОВЕРИЕ», «ДЕЙСТВУЕТ СТРАХОВАНИЕ», «ВАША ВЫГОДА до 18,0% годовых», «ВЫГОДНОЕ И НАДЕЖНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ НАКОПЛЕНИЙ!»; «ПК ДОВЕРИЕ», «ДЕЙСТВУЕТ СТРАХОВАНИЕ», ВАША ВЫГОДА до 18,0% годовых».  Указанная информация, размещенная в рассматриваемой рекламе, может ввести потенциальных потребителей в заблуждение, создав впечатление о наличии страхования накоплений, привлекаемых кооперативом, аналогичного страхованию вкладов в банках и, как следствие, наличии гарантий повышенной сохранности и возвратности вложений.

Потребитель при выборе товара (работы, услуги) посредством восприятия рекламы делает свой выбор исходя из самой запоминающейся, самой понятной и самой, в его понимании, необходимой информации.  В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально.  Потребитель не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.

Кроме того, по нижнему краю рекламы в ссылке относительно «страхования» указано: «*НКО «МОВС», ИНН 7839045118, Лицензия Банка России ВС № 4349 от 28.02.2019 года.  С договором можно ознакомиться в офисе кооператива», то есть, приводятся сведения о лицензии Банка России, что ещё больше усиливает впечатление о надежности вложений.

Однако, между ПК «Взаимное доверие» и НКО «МОВС» заключен договор страхования предпринимательских рисков № ПР КПО 0005 от 16.04.2019.  Согласно указанному договору (п.п. 2.1 и 2.2) страховщик (НКО «МОВС») принимает на себя обязательство за плату (страховую премию) в пределах страховой суммы возместить убытки страхователя (ПК «Взаимное доверие»), дополнительные расходы от предпринимательской деятельности (выплатить страховое возмещение), причинённые вследствие нарушения контрагентом страхователя своих обязательств по заключенной сделке (поставка (недопоставка) товара, невыполнение (ненадлежащее выполнение) услуг, неоказание (ненадлежащее оказание) услуг, а также финансовых обязательств) по причине банкротства (не связанного с умышленными действиями контролирующих лиц должника) контрагента страхователя.  Таким образом, выгодоприобретателем по указанному договору страхования предпринимательских рисков является ПК «Взаимное доверие», а не имущественные интересы кооператива, его членов (пайщиков).

Таким образом, страхование предпринимательских рисков ПК «Взаимное доверие» не является безусловной гарантией возврата пайщикам денежных средств, переданных кооперативу.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной.  Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Из представленной в рассматриваемой рекламе информации создается впечатление, что личные накопления пайщиков кооператива застрахованы.  Кроме того, как указало в обращении Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации, гарантируя эффективность деятельности и доходность вложений или обещая её в будущем, рекламодатель может не достигнуть желаемого результата, и неизбежно введёт потребителей в заблуждение, поскольку финансовые результаты в прошлом не определяют доходы в будущем.

В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В данном случае посредством рассматриваемой рекламы привлекаются, в том числе, денежные средства граждан путем заключения договора об участии в хозяйственной деятельности пайщика в потребительской программе «Рента на паях» (фактически - договора займа) юридическим лицом, которому не предоставлено право на привлечение денежных средств граждан, что не допускается в соответствии с ч. 6 ст. 807 ГК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

Как указывается в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).  При этом согласно п. 7 указанного постановления законодательством о защите прав потребителей не регулируется отношения граждан с некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях.

Таким образом, нарушение п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» в рассматриваемой рекламе отсутствует, поскольку указанная норма предъявляет требования к рекламе лиц, осуществляющих финансовую деятельность.  ПК «Взаимное доверие» не является финансовой организацией.

Согласно ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

При этом ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» распространяется, в том числе, на рекламу нефинансовых организаций.

Кроме того, согласно сведениям, размещенным в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности ПК «Доверие» (ПК «Взаимное доверие») на момент распространения рассматриваемой рекламы (до 02.10.2019) было указано «Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки» (код ОКВЭД 64.99).  При этом вид деятельности «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом» (ОКВЭД 68.20) в качестве основного вида деятельности указан только со 02.10.2019.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Решением Ульяновского УФАС России от 16.12.2019 (резолютивная часть решения объявлена 02.12.2019) по делу № 073/05/28-15934/2019 реклама ПК «Доверие», размещенная в рекламно-информационной газете «Мозаика» № 76 (3063) за 03.07.2019, № 78 (3065) за 05.07.2019, № 80 (3067) за 11.07.2019, № 81 (3068) за 12.07.2019, № 82 (3069) за 17.07.2019, № 84 (3071) за 19.07.2019, № 86 (3073) за 25.07.2019, № 87 (3074) за 26.07.2019, № 88 (3075) за 31.07.2019, № 89 (3076) за 01.08.2019, № 91 (3078) за 07.08.2019, № 93 (3080) за 09.08.2019, № 96 (3083) за 16.08.2019 и № 99 (3086) за 23.08.2019, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 1, п. 2 ч. 3, ч. 11 ст. 5 и ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 5 и ч. 14 ст. 28 указанного Федерального закона, несет рекламодатель.

В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Заказчиком потребительским кооперативом по реализации целевых программ для пайщиков «Доверительный» (далее - ПК «Доверительный»), ОГРН 1181832026199, ИНН 1838022300 (переименованным в ПК «Доверие», а затем - в ПК «Взаимное доверие»), заключен договор об оказании услуг по организации размещения рекламно-информационных материалов № 10 от 26.03.2019 с исполнителем обществом с ограниченной ответственностью «Рекламное агентство «Маркетинговые решения» (далее - ООО «РА «Маркетинговые решения»), ОГРН 1184350008545, ИНН 4345482088.  В целях исполнения указанного договора заказчиком ООО «РА «Маркетинговые решения» заключен договор на информационно-консультационное, рекламное обслуживание № 273/19 от 30.04.2019 с исполнителем обществом с ограниченной ответственностью «Информационно-рекламное агентство «Мозаика» (далее - ООО «ИРА «Мозаика»), ОГРН 1027301567391, ИНН 7328034941.  В свою очередь, принципалом ООО «Мозаика» (учредителем и издателем рекламно-информационной газеты «Мозаика») с агентом ООО «ИРА «Мозаика» заключен агентский договор № 170/17 от 01.01.2018, согласно которому агент принял на себя обязательства по сбору рекламных материалов для дальнейшего размещения в газете «Мозаика».

Разработка макетов рассматриваемой рекламы осуществлена индивидуальным предпринимателем <…> (далее - ИП <…>), ОГРНИП <…>, <…>, во исполнение договора оказания услуг № 11М от 25.03.2019, заключенного с ПК «Доверительный».  Редакцией газеты «Мозаика» макеты рекламы получены в готовом для публикации виде, макеты утверждены председателем правления ПК «Доверие» <…> 28.06.2019 (для выпусков за 03, 05, 11 и 12 июля 2019 года) и 12.07.2019 (для выпусков за 17, 19, 25, 26, 31 июля и 01, 07, 09, 16, 23 августа 2019 года).

Таким образом, в данном случае рекламодателем является ПК «Взаимное доверие», а рекламораспространителем - ООО «Мозаика».

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц 30.12.2019 в реестр внесена запись о принятии ПК «Взаимное доверие» решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора, а 19.05.2020 - запись о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него конкурсного производства (решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.05.2020 по делу № А71-946/2020).

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.  Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Таким лицом в ПК «Взаимное доверие» на момент совершения административного правонарушения являлся председатель правления кооператива <…>, назначенный на эту должность, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, 26.11.2018.

Следовательно, <…>, являвшимся на момент совершения административного правонарушения председателем правления ПК «Взаимное доверие», совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения.  В частности, учитывается, что в данном случае нарушено право потребителей рекламы на получение добросовестной рекламы.

Кроме того, состав правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении <…>, являвшегося председателем правления ПК «Взаимное доверие», к исполнению публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, - Федеральным законом «О рекламе».

Обстоятельства, признаваемые смягчающими и отягчающими административную ответственность <…>, отсутствуют.

Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное <…>, несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы.

Согласно п.п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.  Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.  Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.  Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Аналогичная правовая позиция закреплена в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Указанные обстоятельства исключают применение в данном случае ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ПК «Взаимное доверие» 10.12.2018 включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие, что подтверждается сведениями из реестра от 19.06.2020 № ЮЭ9965-20-9173113.

Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 26.12.2019 по делу № 058/04/14.3-879/2019 ПК «Взаимное доверие» привлечен к административной ответственности в виде предупреждения по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, <…>, как должностное лицо кооператива, ранее к административной ответственности по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не привлекался.

В соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

3. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.  Предупреждение выносится в письменной форме.  Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Поскольку <…> к административной ответственности по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ранее не привлекался, при вынесении настоящего постановления, с учетом вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на административное наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях <…>, ИНН <…>, являвшегося на момент совершения административного правонарушения председателем правления потребительского кооператива по реализации целевых программ для пайщиков «Взаимное доверие», ОГРН 1181832026199, ИНН 1838022300, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить <…>, ИНН <…>, являвшемуся на момент совершения административного правонарушения председателем правления потребительского кооператива по реализации целевых программ для пайщиков «Взаимное доверие», ОГРН 1181832026199, ИНН 1838022300, административное наказание в виде предупреждения.

 

 

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11) либо в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                     К.Ю. <…>

Связанные организации

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ПАЙЩИКОВ "ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ"
ИНН 1838022300, ОГРН 1181832026199