Постановление №3070-05 от 16.04.2012 Постановление о назначении административного наказания в отн... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

ул. Спасская, д. 8, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел.: 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 108
о назначении административного наказания
 

12.04.2012                                                                                                       ДЕЛО № 8255-К/05-2012

г. Ульяновск
 

Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области <...>, рассмотрев материалы дела о совершении областным государственным бюджетным учреждением «М» (далее - ОГБУ «М»), ИНН , ОГРН , расположенным по адресу: , правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя учреждения К. (доверенность от 15.01.2012, паспорт),

УСТАНОВИЛ:

В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России в газете «Н» № 47 (3574) от 24 - 30 ноября 2011 года на странице 30 обнаружена реклама  фабрики «Г», содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (служебная записка № 840 от 08.12.2011).

В соответствии с договором об оказании услуг № 41 от 17.10.2011 ОГАУК «Ульяновский театр кукол им. В.М. Леонтьевой» (исполнитель) обязуется оказать ООО «Г» (заказчик) услуги по проведению новогоднего детского представления с показом спектакля «Новогодние потешки» и интермедии вокруг елки со сказочными персонажами Дедом Морозом и Снегурочкой в помещении театра кукол.  Согласно договору представление запланировано на 07.01.2012 в 10 час. 00 мин. и 12 час. 30 мин.

В целях доведения до потребителей информации о распространении пригласительных билетов на вышеуказанное представление в новогодних подарках от  фабрики «Г» ООО «Г» заключен договор на оказание информационных услуг № 115 от 14.09.2011 с ОАУ «М», в том числе на публикацию информации в газете «Н» (п. 1.1 договора).

Ульяновским УФАС России определением от 08.12.2011 возбуждено дело № 8098/05-2011, по результатам рассмотрения которого решением от 19.01.2012 реклама фабрики «Г», размещенная в газете «Н» № 47 (3574) от 24 - 30 ноября 2011 года и № 48 (3575) от 01 - 07 декабря 2011 года, признана ненадлежащей, нарушающей требования ст.ст. 9 и 16 Федерального закона «О рекламе».  Материалы дела № 8098/05-2011 переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Временно исполняющим обязанности руководителя Ульяновского УФАС России <...> вынесено определение от 14.02.2012 о возбуждении в отношении ОГБУ «М» дела об административном правонарушении № 8255-К/05-2012 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено на 11.03.2012 в 14 час. 00 мин.  Определение от 14.02.2012 направлено ОГБУ «М» заказным письмом с уведомлением № 43206846755493 от 14.02.2012, которое получено 15.02.2012.

Указанным определением у ОГБУ «М» запрошено письменное объяснение по делу, при наличии возражений - их нормативное и документальное обоснование (со сроком представления - к 07.03.2012), которое представлено на составлении протокола 11.03.2012.

Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России <...> 11.03.2012 в отношении ОГБУ «М» составлен протокол № 95 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Копия протокола № 95 от 11.03.2012 и определение от 11.03.2012 о назначении рассмотрения дела № 8255-К/05-2012 на 23.03.2012 в 10 час. 30 мин. вручены представителю учреждения по доверенности К. 11.03.2012, а также направлены ОГБУ «М» заказным письмом с уведомлением № 43202848032051, которое получено 13.03.2012.

Определением от 11.03.2012 у ОГБУ «М» запрошена ко дню рассмотрения дела (23.03.2012) дополнительная информация: документально подтвержденная информация о финансовом положении юридического лица (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату), заверенная копия договора между ОГБУ «М» и ОАУ «М», письменное пояснение по делу (с учетом составленного протокола об административном правонарушении) и банковские реквизиты ОГБУ «М».

Запрошенные документы ОГБУ «М» представлены только на рассмотрении дела 23.03.2012 (вх. № 2332 от 23.03.2012).  В письменном пояснении (исх. б/н от 23.03.2012) ОГБУ «М» обращает внимание на необходимость привлечения к административной ответственности за рассматриваемое правонарушение должностного лица - главного редактора газеты «Н», а не юридического лица.

С учетом того, что обстоятельства совершения рассматриваемого правонарушения требовали дополнительного выяснения, в том числе на основании документов, представленных ОГБУ «М» 23.03.2012, в соответствии со ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определением от 23.03.2012 срок рассмотрения дела № 8255-К/05-2012 продлен до 23.04.2012, рассмотрение дела отложено и назначено на 12.04.2012 в 15 час. 00 мин.  Указанное определение, направленное ОГБУ «М» заказным письмом № 43203448033578, учреждением получено 28.03.2012.

В письменных пояснениях ОГБУ «М» от 11.03.2012 (вх. № 1869 от 11.03.2012) и от 23.03.2012 (вх. № 2332 от 23.03.2012), а также на рассмотрении дела 12.04.2012 представителем учреждения пояснено, что распространителем рекламы является редакция средства массовой информации - газеты «Н», ответственная за выход информации на страницах её газеты.  По Закону Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации») редакция газеты является субъектом информационных отношений, поэтому вправе по ст. 3 данного закона находиться вне воздействия на ее деятельность каких-либо иных лиц (кроме автора и интервьюированного), например, учредителя.  Недопущение законодателем цензуры делает невозможным контроль администрацией ОГБУ «М» процесса создания газеты.  Руководству учреждения некоторые обстоятельства выпуска издания становятся известны только после выхода газеты.  Тираж «Н» № 47 (3574) за 24-30 ноября 2011 года вышел в свет после того, как главным редактором газеты М. было дано разрешение на выход в свет.  При этом ОГБУ «М», как издатель, не вправе вмешиваться в процесс создания номера даже на стадии выхода газеты, так как ч. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» определяет статус редакции как профессионально самостоятельный.  Ст. 36 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» обязывает редакцию осуществлять распространение рекламы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе, то есть являться субъектом административного правонарушения в случае допущения редакцией нарушения требований действующего законодательства при осуществлении её деятельности.  Согласно ч. 5 ст. 19 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» главный редактор руководит деятельностью редакции, представляет её в отношениях с государственными органами, а также в суде.  Главный редактор отвечает за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 8098/05-2011 и дела об административном правонарушении № 8255-К/05-2012 усматривается следующее.

В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России в газете «Н» № 47 (3574) от 24 - 30 ноября 2011 года на странице 30 обнаружена реклама  фабрики «Г» (служебная записка № 840 от 08.12.2011).

Реклама имеет следующее содержание.  На фоне заснеженного леса изображен дом (избушка) красного цвета, на котором изображен фирменный логотип  фабрики «Г», а также приведена надпись «Новогодние подарки».  Рядом с домом изображены Дед Мороз с подарками в руках, а также два дракона зелёного цвета, у одного из которых в руках находится табличка с надписью «Даёшь подарки», а у другого - тележка для покупок на колёсиках.  Ниже изображен пригласительный билет, где на красном фоне изображен фирменный логотип  фабрики «Г», а также приведена надпись «Пригласительный на Новогоднюю елку! в Ульяновский театр кукол имени народной артистки СССР В.М. Леонтьевой 07 января 2012 г. помещение театра кукол».  Рядом с данным изображением указано: «НАЙДИТЕ БИЛЕТ НА НОВОГОДНЮЮ ЕЛКУ В НОВОГОДНИХ ПОДАРКАХ ОТ ФАБРИКИ Г  Все подарки сертифицированы: сертификат № *** Количество билетов ограничено - 400 штук. Ф «Г» - адрес, тел. ».

Какая-либо иная информация в рекламе отсутствует.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» информация о реализации новогодних подарков фабрики «Г» с пригласительными билетами на новогоднее представление, которое состоится в помещении Ульяновского театра кукол, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - фабрике «Г» (изготовителю товара), товару, который производит фабрика (новогодним подаркам), а также акции по распространению в новогодних подарках  фабрики «Г» пригласительных билетов в  театр кукол.

В соответствии с договором об оказании услуг № 41 от 17.10.2011 ОГАУК «Ульяновский театр кукол им. В.М. Леонтьевой» (исполнитель) обязуется оказать ООО «Г» (заказчик) услуги по проведению новогоднего детского представления с показом спектакля «Новогодние потешки» и интермедии вокруг елки со сказочными персонажами Дедом Морозом и Снегурочкой в помещении театра кукол.  Согласно договору представление запланировано на 07.01.2012 в 10 час. 00 мин. и 12 час. 30 мин.

В целях доведения до потребителей информации о распространении пригласительных билетов на указанное представление в новогодних подарках от фабрики «Г» ООО «Г» с ОАУ «М» заключен договор на оказание информационных услуг № 115 от 14.09.2011.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определённого товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

  1. сроки проведения такого мероприятия;
  2. источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Однако в нарушение данной нормы закона в рекламе акции по распространению в новогодних подарках  фабрики «Г» пригласительных билетов в Ульяновский театр кукол им. В.М. Леонтьевой отсутствует информация о сроках проведения данной акции, а также об источнике информации о ней.

Довод ООО «Г» о том, что началом действия акции является дата начала продажи подарков, и на момент публикации рекламы в газете «Н» в продаже подарки уже имелись, не может быть принят во внимание, поскольку данная информация до потребителя рекламы не была доведена.  Кроме того потребитель рекламы не может знать внутреннюю информацию общества о дате начала отгрузки и поставки товаров в магазины г. Ульяновска, Ульяновской области и других регионов Российской Федерации.

Согласно Свидетельству о регистрации средства массовой информации  № *** от , выданному Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области, газета «Н» является информационным, общественно-политическим, социально-экономическим, а также культурно-просветительским изданием.

Согласно ст. 16 Федерального закона «О рекламе» размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».  Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий.  Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Однако в газете «Н», не специализирующейся на размещении материалов рекламного характера, размещение текста рекламы акции по распространению в новогодних подарках фабрики «Г» пригласительных билетов в Ульяновский театр кукол им. В.М. Леонтьевой не сопровождается пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ст. 9 указанного Федерального закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель, а за нарушение ст. 16 - рекламораспространитель.

В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения дела № 8098/05-2011 установлено, что между ОАУ «М» (исполнитель) и ООО «Г» (заказчик) заключен договор № 115 от 14.09.2011, согласно которому исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по размещению информационных, в том числе рекламных, материалов заказчика в печатных средствах массовой информации исполнителя - газетах «У», «Н».  Сроки, объем, место и другие характеристики размещаемой информации определяются заказчиком.  Оригинал-макет рассматриваемой рекламы в полном объеме предоставлен в редакцию газеты ООО «Г».

Издателем газеты «Н» является ОГБУ «М». Между ОГБУ «М» (исполнитель) и ОАУ «М» (заказчик) заключен договор на информационно-консультационное, рекламное обслуживание № 118 от 01.09.2010, согласно которому в газете «Н» ОГБУ «М» размещена рассматриваемая реклама.

Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Г», а рекламораспространителем - ОГБУ «М».

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (в том числе ст.ст. 9,16 Федерального закона «О рекламе»), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Довод ОГБУ «М» о том, что за данное правонарушение ответственность должен нести главный редактор газеты «Н», а не издатель - ОГБУ «М», не может быть принят во внимание с учетом следующего.

Из представленных ОГБУ «М» по запросу Ульяновского УФАС России документов не усматривается, что главный редактор средства массовой информации «Н» является ответственным за размещение и распространение ненадлежащей рекламы (только ответственным за надлежащее оформление рекламных и информационных материалов).  Содержание рекламы главным редактором не определено, в данном случае реклама не является информационным материалом, подготовленным редакцией газеты.

Согласно ч. 5 ст. 19 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором).  Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде.  Однако, у ОГБУ «М» отсутствует заключенный с главным редактором газеты «Н» договор, регламентирующий статус учредителя, издателя газеты и редакции.  Кроме того, договор на оказание информационных услуг № 115 от 14.09.2011 с ООО «Г» заключен не редакцией газеты «Н», а ОАУ «М».  Акт выполненных работ № 002216 от 24.11.2011 подписан директором ОАУ «М» Е.

Следовательно, ответственность за рассматриваемое правонарушение должно нести юридическое лицо.

Таким образом, областным государственным бюджетным учреждением «М» совершено административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения. В частности, учитывается то, что в данном случае нарушены права неограниченного круга потребителей на получение добросовестной и достоверной информации в рекламе.

Обстоятельства, признаваемые смягчающими административную ответственность, отягчающими административную ответственность, отсутствуют.

Также отсутствуют основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, что исключает применение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Правонарушение, совершенное ОГБУ «М», несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере распространения рекламы, затрагивает общественные отношения в сфере получения потребителями полной и достоверной информации в рекламе, которая не обманет ожидания жителей Ульяновской области, в том числе несовершеннолетних детей в новогодний праздник.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Признать в действиях областного государственного бюджетного учреждения «М» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  2. Назначить областному государственному бюджетному учреждению «М» административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение десяти дней со дня получения копии постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.

Штраф уплачивается по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы).

Налоговый орган: ИНН 7325002331.

Код КПП 732501001.

Номер счета получателя платежа:  40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск, БИК 047308001.

Код бюджетной классификации 16111626000016000140.

ОКАТО 73401000000.

Наименование платежа:  Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе (с указанием номера дела и постановления).

 

Об уплате штрафа сообщить в срок до 31.05.2012, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

 

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

 

Заместитель руководителя управления -

начальник отдела                                                                                                  <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны