Решение №3219-05 Решение по делу № 14884/05-2018 от 20 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 14884/05-2018

 

Резолютивная часть решения объявлена 06.07.2018

Решение в полном объеме изготовлено 20.07.2018                                                                          г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела С<..>в И.И.,

члены комиссии - ведущий специалист-эксперт К<..>на Н.В.,

- специалист-эксперт А<..>в Д.А.,

рассмотрев дело № 14884/05-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы «Ломбард «Royal» общества с ограниченной ответственностью «Малахит» (далее - ООО «Малахит»), ОГРН 1146320018239, ИНН 6321360704, содержащей признаки нарушения пункта 4 части 2 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО «Малахит», расположенного по адресу: 445030, Самарская обл., г. Тольятти, б-р Цветной, д. 25, кв. 1 (о месте и времени рассмотрения дела общество уведомлено),

УСТАНОВИЛА:

Ульяновским УФАС России определением от 07.05.2018 возбуждено дело № 14884/05-2018 по признакам нарушения п. 4 ч. 2 и п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе». К участию в деле привлечено лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО «Малахит» (ОГРН 1146320018239, ИНН 6321360704). Рассмотрение дела назначено на 07.06.2018.

Представитель ООО «Малахит» на рассмотрение дела 07.06.2018 не явился, запрошенные определением от 07.05.2018 документы и сведения обществом не представлены. Определение от 07.05.2018 (исх. № 2130-05 от 10.05.2018) направлено обществу по адресу места нахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), заказным письмом с уведомлением № 43206823551520 от 11.05.2018, которое, по сведениям с официального сайта ФГУП «Почта России» - сервис «Отслеживание» (https://www.pochta.ru/tracking), по состоянию на 07.06.2018 адресатом не получено (с 14.05.2018 письмо ожидает адресата в месте вручения). Впоследствии указанное заказное письмо возвращено в Ульяновское УФАС России по истечении срока хранения в отделении почтовой связи.

Определением от 07.06.2018 срок рассмотрения дела № 14884/05-2018 продлен до 07.07.2018, рассмотрение дела отложено и назначено на 06.07.2018.

Представитель ООО «Малахит» на рассмотрение дела 06.07.2018 не явился, запрошенные определением от 07.06.2018 документы и сведения обществом не представлены. Определение от 07.06.2018 (исх. № 2618-05 от 13.06.2018) направлено обществу по адресу места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, заказным письмом с уведомлением № 43206824553486 от 14.06.2018, которое, по сведениям с официального сайта ФГУП «Почта России» - сервис «Отслеживание» (https://www.pochta.ru/tracking), по состоянию на 06.07.2018 адресатом не получено (с 18.06.2018 письмо ожидает адресата в месте вручения).

Согласно ч. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Учитывая то обстоятельство, что процессуальные документы в ходе рассмотрения дела № 14884/05-2018 направлялись ООО «Малахит» по адресу места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, исходя из ст. 54 ГК РФ, Комиссия приходит к мнению, что в данном случае нельзя признать извещение о месте и времени рассмотрения дела стороны по делу ненадлежащим из-за неполучения указанным лицом процессуальных документов, направленных в его адрес.

Исследовав материалы дела № 14884/05-2018, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу «Ломбард «Royal» ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.

В Ульяновское УФАС России поступило обращение депутата Ульяновской Городской Думы А<…>ва А.Д. (исх. № 679 от 07.03.2018, вх. № 1160 от 07.03.2018) о фактах распространения в г. Ульяновске рекламы ломбардов «Royal», нарушающей нормы Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Федеральный закон «О ломбардах»). К заявлению приложены фотоснимки рекламы.

Рекламная визитка ломбарда - комиссионного магазина «Royal» имеет следующее содержание. В верхней части визитки в прямоугольнике выполнена надпись: «Royal» 24 часа ЛОМБАРД комиссионный магазин», ниже - надпись: «СКУПКА, ЗАЛОГ, ПРОДАЖА». В левой нижней части имеются надписи: «выгодные условия, высокая оценка товара, займ под авто», правее выполнена надпись: «НИЗКИЙ %». По нижнему краю визитки приводятся адрес и телефоны магазина: «Наш адрес: ул. Рябикова, 46 (ост. Кузоватовская), т. 760-768, 760-546».

Реклама, размещённая на фасаде комиссионного магазина «Ломбард «Royal», расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 46, имеет следующее содержание: «Royal» 24 часа ЛОМБАРД Комиссионный магазин 24 часа «Royal», «Скупка, Залог, Продажа, Низкий %...», «Сотовые телефоны, Ювелирные изделия, Бытовая техника, Оргтехника, Ноутбуки, Планшеты», «Низкий %, выгодные условия, высокая оценка товара, займ под авто», «Аксессуары для сотовых телефонов, Зарядные устройства, Наушники, Чехлы, Защитные пленки и многое другое».

Реклама, размещённая на фасаде комиссионного магазина «Ломбард «Royal», расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Гагарина, д. 23, имеет следующее содержание: «Royal» Комиссионный магазин 24 часа», «Комиссионный магазин ЛОМБАРД «Royal», «Скупка, Залог, Продажа, Низкий %…», «Сотовые телефоны, Ювелирные изделия, Бытовая техника, Оргтехника, Ноутбуки, Планшеты», «Низкий %, выгодные условия, высокая оценка товара, займ под авто», «Аксессуары для сотовых телефонов, Зарядные устройства, Наушники, Чехлы, Защитные пленки и многое другое».

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Таким образом, информация, раскрывающая условия оказания услуг, характеризующая лицо, оказывающее услуги, не относится к информации, обязательной для размещения на вывеске в силу закона (Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 2 Федерального закона «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Согласно ч. 2 ст. 2.3 Федерального закона «О ломбардах» регулирование деятельности ломбардов по предоставлению краткосрочных займов осуществляется Центральным банком Российской Федерации.

Деятельность «Ломбардов «Royal» в г. Ульяновске осуществляет ООО «Малахит» (ОГРН 1146320018239, ИНН 6321360704), не являясь юридически зарегистрированным в качестве ломбарда и не выполняя требований Федерального закона «О ломбардах».

Таким образом, реклама «Ломбард «Royal» содержит не соответствующие действительности сведения о характеристиках товара, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В силу п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

ООО «Малахит», осуществляя деятельность под видом ломбарда, при этом, не являясь юридически зарегистрированным в качестве ломбарда и не выполняя требований Федерального закона «О ломбардах», вводит граждан в заблуждение относительно гарантий, которые им предоставляются законодательством о ломбардной деятельности, посредством размещения рекламы на фасадах магазина привлекает к себе внимание потребителей, получает преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч.ч. 2 и 3 ст. 5 указанного Федерального закона, несет рекламодатель.

В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Поскольку деятельность «Ломбардов «Royal» в г. Ульяновске осуществляет ООО «Малахит», то реклама распространяется в интересах указанного общества. Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рекламы «Ломбард «Royal» является ООО «Малахит».

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Административная ответственность за рассматриваемое нарушение Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу «Ломбард «Royal», размещенную на комиссионных магазинах «Ломбард «Royal», расположенных в г. Ульяновске по адресам: ул. Рябикова, д. 26 и ул. Гагарина, д. 23, а также на рекламной визитке комиссионного магазина «Ломбард «Royal», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 2 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ООО «Малахит», ОГРН 1146320018239, ИНН 6321360704, предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                       И.И. С<…>в

 

Члены Комиссии                                  Н.В. К<…>на

 

                                                            Д.А.  А<…>в

Связанные организации

Связанные организации не указаны