Уведомление №3221-04 Решение по делу № 14797/04-2018 от 23 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                            ДЕЛО № 14797/04-2018                                   

                                                                     г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена 18.07.2018

В полном объеме решение изготовлено 20.07.2018

 

Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

Председатель

Комиссии

  • зам. руководителя управления  П.....,

Члены

Комиссии

  • ведущий специалист-эксперт М......,
  • специалист- эксперт С....,

 

рассмотрев дело № 14797/04-2018 по признакам нарушения  ПАО «Т Плюс» (юридический адрес филиала: 432042, г. Ульяновск, ул. Промышленная, д.5) п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции», в присутствии Г «---»а М.В, К «----»а  Э.Ю., П «--»а П.Н., Л «---»а И.Е, Т «--»й А.В., К «--»а А.М., Г «--»х Р.С.,

 

УСТАНОВИЛА:

В Ульяновское УФАС России поступило заявление ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2» (вх. от 26.12.2017 № 7703, от 15.11.2017 №6703, №6701, №6702) на незаконные действия ПАО «Т Плюс» при расчетах и начислениях платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по МКЖД, расположенному по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ульяновский, д.2.

            Из заявления следует, что в разделе VII Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее –Правила), установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с п. 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяется по формуле 23.

            Согласно расчету, произведенному ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2», общая стоимость тепловой энергии и теплоносителя для оказания коммунальной  услуги по горячему водоснабжению в период июня 2017 года составляет 320 279, 26 руб., в период июля 2017 года составляет 317 680,60 руб., в период августа 2017 года составляет 307 997,49 руб., в период сентября 2017 года составляет 355 406,33 руб.

ПАО «Т Плюс» предъявлена к оплате стоимость тепловой энергии и теплоносителя, затраченных на горячее водоснабжение в период июня 2017 года в размере 551 395,94 руб., в период июля 2017 года в размере 476 684,40 руб., в период августа 2017 года в размере 494 579,05 руб., в период сентября 2017 года в размере 494 968,00 руб.

ТСН ТСЖ «Ульяновский проспект №2» направило в адрес ПАО «Т Плюс» требование о корректировке объема энергетических ресурсов, затраченных на оказание коммунальной услуги по горячему водоснабжению (исх. от 27.09.2017 №167/17, от 27.09.2017 №168/17, от 05.10.2017 №177/17).  Корректировка объема энергетических ресурсов, затраченных на оказание коммунальной услуги по горячему водоснабжению, ресурсоснабжающей организацией после получения требований не производилось.

ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2» считает, что своими действиями ПАО «Т Плюс» нарушает имущественные права ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2», предъявляя больший объем коммунального ресурса, который им был потреблен.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что в Арбитражном суде Ульяновской области рассматривалось другое дело, выводы по которому имели значение для рассмотрения данного заявления, в связи с чем, рассмотрение заявления ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2» было отложено до вступления в силу решения по делу № А72-12367/2017. О принятом решении заявитель был извещен 11.01.2018 (исх. № 79-04). 26.01.2018 решение по делу № А72-12367/2017 вступило в законную силу.

            По результатам рассмотрения заявления врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области издан приказ №21 от 26.03.2018 о возбуждении дела в отношении ПАО «Т Плюс» по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На рассмотрении дела представитель ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2» на заявленных требованиях настаивал. Пояснил, что до настоящего времени перерасчет стоимости коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2» не произведен.  Расчет размера коммунальной услуги по ГВС самостоятельно не производился, разница в расчетах примерно составляет от 30 до 40 тысяч рублей. Сообщил, что в других органах, в т.ч. в Арбитражном суде Ульяновской области аналогичные административные процедуры по ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2» не ведутся. ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2» ранее обращался в Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, который в ответ сообщил, что в действиях ПАО «Т Плюс» усматривается нарушение порядка ценообразования, в частности неприменение норматива расхода тепловой энергии  на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС. Производство по заявлению ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2» в отношении ПАО «Т Плюс» Департаментом по регулированию цен и тарифов по Ульяновской области не возбуждалось, т.к. за данный период времени, за аналогичное нарушение ПАО «Т Плюс» было привлечено к административной ответственности. ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2» не обращалось в суд по вопросу перерасчета платы за коммунальную услугу по ГВС, а также по исполнению или неисполнению представления Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, на основании представления, выданного ПАО «Т Плюс». Сообщил, что ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2» в марте 2018 года повторно обратилось в адрес ПАО «Т Плюс» с просьбой произвести перерасчет, но ответа на направленное обращение товариществом до настоящего времени не получено. По вопросу отказа от подписания В.П. Васильевым акта проверки узла учета коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя от 31.07.2017 пояснил, что ПАО «Т Плюс» В.П. Васильеву указанный акт не предъявлялся для подписания, в связи с чем он не мог отказаться от подписания данного акта.

На рассмотрении дела представители ПАО «Т Плюс» возражали против заявленных требований, пояснили, что претензии к ПАО «Т Плюс» связаны со спорами гражданско-правового характера, которые подлежат разрешению в судебном порядке и должны решаться без обязательных предписаний антимонопольного органа, в связи с чем  у антимонопольного органа отсутствуют основания для квалификации действий (бездействий) ПАО «Т Плюс» как нарушения антимонопольного законодательства. Данная позиция подтверждается разъяснениями ФАС России от 11.05.2018 №ВК/33670/18, от 09.06.2018 №ИА/43061/18. В соответствии с разъяснением Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции» утвержденным протоколом Президиума ФАС от 07.06.2017 N11 антимонопольным органом при доказывании такого последствия как нарушение прав иного хозяйствующего субъекта должно быть установлено, что нарушенные интересы относятся именно к сфере предпринимательской деятельности. Злоупотребление же доминирующим положением, повлекшее ущемление интересов неопределенного круга потребителей, имеет место в случае нарушения прав и интересов круга таких юридических или физических лиц, которых невозможно индивидуализировать/ограничить. Применительно к указанным последствиям антимонопольного нарушения отмечают, что вменяемое нарушение не ущемляет интересы других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности. Пунктом 2 ст. 291 ГК РФ установлено, что ТСЖ является некоммерческой организацией, и в соответствии со ст. 136 Жилищного кодекса РФ создается для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, а также обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Пунктом 1 ст. 123.1 Гражданского кодекса РФ установлено, что некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а также не распределяют полученную прибыль между участниками. Следовательно, деятельность ТСЖ по управлению МКД не связана с осуществлением предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, исключает принципиальную возможность нарушения ресурсоснабжающей организацией их прав в данной сфере предпринимательства. Кроме того, вменяемое нарушение не может быть признано ущемляющим интересы неопределенного круга лиц. В соответствии с абз. 15 п. 2 Правил № 354 потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, потребляющее коммунальные услуги. Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 Правил (п. 6 Правил). При этом расчет платы за коммунальную услугу ГВС, выставляемую к оплате собственникам и пользователям помещений в МКД, осуществляется ИКУ независимо от показаний ОДПУ в порядке, предусмотренном Правилами № 354 т.е. с обязательным применением утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды. Таким образом, факт определения объема тепловой энергии на подогрев холодной воды по показаниям ОДПУ не влечет за собой нарушение интересов собственников помещений в составе МКД, а может быть связан лишь с претензиями конкретных ИКУ, выступающими участниками настоящего дела. Соответственно, круг лиц, чьи права могли быть нарушены, ограничен конкретными идентифицируемыми и заранее известными потребителями, ввиду чего такой круг лиц не может быть признан неопределенным. Данная позиция подтверждается практикой применения антимонопольного законодательства Центральным аппаратом ФАС России. В частности, Центральный аппарат ФАС России для целей разъяснения применения положений Закона «О защите конкуренции» к правоотношениям в жилищно-коммунальной сфере в письме от 25 августа 2016 г. № ИА/58547/16 указал, что «Под неопределенным кругом потребителей следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь всех в процесс в качестве заявителей, заинтересованных лиц, указать всех в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении конкретного дела. Так, круг лиц, являющихся собственниками или нанимателями помещений в одном либо нескольких домах, определить представляется возможным, несмотря на их значительное количество». Аналогичная позиция центрального аппарата ФАС России сформулирована и в письме от 5 апреля 2007 г. № АЦ/4624 по вопросу о понятии «неопределенный круг лиц», применяемом в законодательстве Российской Федерации о рекламе. В письме, в частности, сообщается, что в ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. «О рекламе» «под «неопределенным кругом лиц» понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования». Указанные доводы соответствуют также судебной практике: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2017 по делу N А12- 26153/2016, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 по делу N А55-11047/2017, Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 по делу N А83-10090/2017.

Как разъяснено в Письме Федеральной антимонопольной службы от 24 декабря 2015 года № ИА/74666/15 «О применении "четвертого антимонопольного пакета"» ущемление доминирующим хозяйствующим субъектом интересов гражданина, связанных с нарушением правил предоставления коммунальных услуг, необходимо направлять в соответствующий орган государственного жилищного надзора. Аналогичный подход содержится в Письме Федеральной антимонопольной службы от 25 августа 2016 г. № ИА/58547/16 «О разъяснении отдельных вопросов применения антимонопольного законодательства к отношениям с участием информационно-расчетных центров (расчетно-кассовых центров)», согласно которому у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по рассмотрению нарушений жилищного, гражданского законодательства, а также споров, связанных с защитой прав потребителя, если при этом не нарушаются запреты, установленные антимонопольным законодательством.

            Полномочия антимонопольного органа при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установлены в статье 23 Закона «О защите конкуренции». Данная норма не относит к компетенции ФАС рассмотрение вопросов в сфере жилищного надзора, в частности вопросы в части перерасчета объемов тепловой энергии на нужды коммунальной услуги по ГВС. В соответствии с ч.1 ст.20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ (ч.2 ст.20 ЖК РФ). Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 №493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре, согласно которому проверка соблюдения юридическими лицами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах относится к полномочиям органов государственного жилищного надзора (подпункт «а» пункта 11). Разрешение на территории Ульяновской области вопросов, связанных с предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определением размера платы за коммунальные услуги относится к компетенции Министерства промышленности, строительства жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

            Данные выводы соответствуют и судебной практике (вопрос по перерасчету объемов т/э на нужды ГВС - компетенция ГЖИ): Постановление АС Московского округа от 24.10.2017 по делу № А41-85462/2016, определения Верховного суда РФ от 20.10.2017 № 306-ЭС17-14809, от 30.06.2017 № 306-ЭС17-4561, от 29.12.2016 № 308-ЭС16-18683, Постановление АС ПО от 22.06.2017 по делу № А72-13511/2016, Постановление АС ПО от 22.06.2017 по делу № А72-4096/2016, Постановление 11ААС от 27.07.2017 по делу № А49-3250/2016, Постановление 11ААС от 05.10.2017 по делу № А72-2467/2017; Постановление 11ААС от 04.10.2017 по делу № А72-7108/2017, Постановление 11ААС от 28.09.2017 по делу № А72-2217/2017, Постановление 11ААС от 06.09.2017 по делу № А72-7319/2017, Постановление 11ААС от 29.08.2017 по делу №А72-4006/2017, Постановление 11ААС от 30.08.2017 по делу № А72-5782/2017, Постановление 11ААС от 28.12.2017 по делу № А72-2827/2012,  Решение АС УО от 20.07.2017 по делу № А72-1292/2017.

            Данная практика соответствует и разъяснениям ФАС России, изложенным в письме от 03.10.2017 № ВК/68094/17, где указано, что «при наличии приборов учета расчеты за коммунальные услуги, в том числе за услугу по горячему водоснабжению, осуществляются исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета».

            Министерство экономики и планирования Ульяновской области (далее - Министерство) на обращение ПАО «Т Плюс» о применении Приказа Министерства №06-797 от 25.12.2015, также указало, что норматив расхода теплой энергии на подогрев холодной воды применяется только при отсутствии приборов учета.

            Пояснили, что:

1) в настоящее время отсутствуют нормативные требования, которые бы предусматривали обязанность РСО выставлять ИКУ объем потребления т/э в составе ГВС по нормативу на подогрев. Напротив, пункт 21 Правил № 124 прямо свидетельствует об обратном и предполагает необходимость определения объемов потребления согласно показаний ОДПУ.

2)претензии ИКУ, которые выступают Заявителями по настоящему делу, связаны с требованием осуществить перерасчет платы за ГВС за ранее сложившиеся периоды, когда стороны

вели себя добросовестно и своими действиями подтверждали предъявляемые объемы потребления тепловой энергии по показаниям ОДПУ.

3)актуальная правоприменительная практика на тему применения норматива на подогрев в  расчетах за ГВС сформирована на основе позиций Верховного суда РФ сравнительно недавно, и при этом отличалась в противоположную сторону ранее, включая непоследовательность на уровне высшего судебного органа (определения Верховного суда РФ от 25.10.2017 № 306-ЭС17-14809, от 30.06.2017 № 306-ЭС17-4561, от 29.12.2016 № 308-ЭС16-18683).

Претензии к ПАО «Т Плюс» связаны со спорами гражданско-правового характера, которые подлежат разрешению в судебном порядке и должны решаться без обязательных предписаний антимонопольного органа. Просили прекратить рассмотрение дела №14797/04-2017 в виду отсутствия в рассматриваемых действиях ПАО «Т Плюс» нарушения антимонопольного законодательства.

На заседании 08.06.2018 ходатайство ТСН ТСЖ «Ульяновский проспект №2» о привлечении ведущего специалиста ОККУ ПАО «Т Плюс» К «--»а А.М к участию к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, а также ходатайство ООО «ПАО «Т Плюс» о привлечении к участию в деле ООО «РИЦ» удовлетворено.

В связи с тем, что К «----»а  Э.Ю.. на рассмотрении дела №14773/04-2018 было заявлено дополнительное требование к ПАО «Т Плюс» в части неприменения ПАО «Т Плюс» определений Верховного суда РФ при выполнении расчета стоимости тепловой энергии и теплоносителя для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению  по двухкомпонентному тарифу, заявленные требования К «----»а  Э.Ю.и в указанной части  рассматриваются в настоящем деле, в котором К «----»а  Э.Ю.привлечена в качестве заинтересованного лица.

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ПАО «Т Плюс» нарушения п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

При этом Комиссия исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В части 5  статьи 5  ФЗ «О защите конкуренции» установлено,  что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке,  находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 1  статьи 4  Федерального закона от 17.08.1995  г.  № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее -  ФЗ «О естественных монополиях») услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. 

Таким образом, ПАО «Т Плюс» занимает доминирующее положение на рынке по передаче тепловой энергии.

Согласно анализу состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по теплоснабжению доля рынка, занимаемая ПАО «Т Плюс» в 2017 году, составляет – 82,86 %.

В управлении ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2» находится МКЖД,  расположенный по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ульяновский, д.2.

Поставщиком тепловой энергии и теплоносителя для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению является ПАО «Т Плюс» (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946).

Согласно договору теплоснабжения и поставки горячей воды от 27.09.2017 № 77828 птэ ПАО «Т Плюс» обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а Потребитель в лице ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы.

Согласно п.п. 1.2 п. 2 протокола разногласий к данному договору, ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ульяновский, д.2, и приобретает тепловую энергию и теплоноситель по настоящему договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям жилых помещений в названном многоквартирном доме  коммунальных услуг по теплоснабжению, горячему водоснабжению, в том числе в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.

Согласно п.п. 4.7 п. 4 данного договора стоимость тепловой энергии (мощности) теплоносителя и горячей воды определяется исходя из тарифов, установленных органами регулирования.

МКД, расположенный по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ульяновский, 2, оборудован общедомовым прибором  учета тепловой энергии и теплоносителя, что подтверждается копиями актов допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, теплоносителя от 29.09.2018. Однако, согласно акту о количестве тепловой энергии и теплоносителя по показаниям приборов учета за период с 26.08.2017 по 25.09.2017, с 26.09.2017 по 28.09.2017  показания приборов учета отсутствуют (заявителем сведения по данному доводу не представлены).

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Постановление Правительства РФ № 354) устанавливает порядок определения размера платы за коммунальные услуги (п.1).

В соответствии с п.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно ст. 10,11 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ тарифы на тепловую энергию (мощность) поставляемую потребителям, тарифы на теплоноситель устанавливаются органом регулирования.

В соответствии с п. 87 постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность). Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.

Согласно п. 154 методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

В соответствии с п. 38 Постановления Правительства РФ № 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

 

Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 15.12.2016 № 06-491 «Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ПАО «Т Плюс» Филиалом «Ульяновский» ПАО «Т Плюс») на 2017 год» и приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 01.12.2015 № 06-573 «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый ПАО «Т Плюс» (Филиал «Ульяновский» ПАО «Т Плюс») на 2016-2018 годы» в редакции Приказа Министерства экономического развития Ульяновской области от 08.12.2016 № 06-412 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 01.12.2015 № 06-573»:

с 01.07.2017 по 31.12.2017  компонент  на теплоноситель составляет 31,68 руб./куб.м. без учета НДС (37,38 руб. с НДС), компонент на тепловую энергию составляет 1684,59 руб./Гкал с  НДС.

Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 01.12.2015 № 06-576 об установлении тарифов на теплоноситель и компонент на тепловую энергию и внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 12.12.2017 №06-493:

с 01.01.2018 по 01.07.2018  компонент  на теплоноситель составляет 37,38 руб./куб.м. с НДС, компонент на тепловую энергию составляет 1417,30 руб./Гкал с  НДС.

            Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 28.09.2017 №06-100«Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ульяновской области» норматив на подогрев холодной воды с наружной системой горячего водоснабжения, с неизолированными стояками и полотенцесушителями установлен в размере 0,067 Гкал. за 1 куб.м.

В соответствии с п. 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.

Разделом VII Приложения 2 к Правилам № 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qi п - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

 

Pi  Viп  ×  Tхв  + Qi п × Tт/э,

где:

 - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:

в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;

 - компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);

 - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение  и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

 - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).

Таким образом, в силу Правила № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД. Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi п используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

          Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

По результатам рассмотрения заявления ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2» установлено, что ПАО «Т Плюс» из-за неприменения в расчетах норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды,  необоснованно увеличило ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект №2» размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в июне на 176 338,87руб, в июле на 100 736,37руб., в августе на 103 768,41руб., в сентябре 2017 года на 103 768,48 руб., в октябре на 10 042,28 руб.

Согласно разъяснениям ФАС России от 09.06.2018 №ИА/43061/18, от 11.05.2018 №ВК/33670/18, споры возникающие между ресурсоснабжающими организациями и исполнителем коммунальных услуг по вопросу определения объемы тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, носят гражданско-правовой характер и разрешаются в судебном порядке (определение Верховного Суда РФ от 15.08.2017 по делу №305-ЭС17-8232, определение Верховного Суда РФ от 02.04.2018 по делу №306-ЭС17-15156).

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда  РФ от 30.06.2008 №30, антимонопольный орган, в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела №14797/04-2018 приходит к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях с исполнителем коммунальных услуг.

 

В части требований К «----»а  Э.Ю. о пересчете размера платы коммунальной услуги по горячему водоснабжению с 30.01.2018 по 05.04.2018 по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 65, кв. 60  

 

Согласно представленным показаниям по индивидуальному прибору учета ГВС по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 65, кв. 60 потребление ГВС составило:

-в январе 2018 года - 5 куб. м;,

-в феврале 2018 года - 6 куб. м.;

-в марте  2018 года - 6 куб. м.;

-в апреле 2018 года - 7 куб.м.

Согласно расчету тепловой энергии и теплоносителя на нужды ГВС по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 65, кв. 60  представленной ПАО «Т Плюс» стоимость коммунальной услуги по ГВС составило:

-в январе 2018 года – 661,70 руб.;

-в феврале 2018 года – 794,04 руб.;

-в марте 2018 года – 794,04 руб.;

-в апреле 2018 года – 926,38 руб.

 

В соответствии Правилами № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.

          Таким образом, расчет размера оплаты коммунальной услуги по ГВС по кв. 60 расположенном в МКД по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе,65  должен составлять:

- за январь 2018г.: 5 куб.м.× 37,38 руб. + 5 куб.м.× 0,067 × 1417,30 руб. =  661,70  руб.

- за февраль 2018г.: 6 куб. м. × 37,38 руб. + 6 куб.м.× 0,067 × 1417,30 руб. =  794,04   руб.

- за март 2018г.: 6 куб.м. × 37,38 руб. + 6 куб.м.× 0,067 × 1417,30 руб. =     794,04 руб.

- за апрель 2018г.:  7 куб.м. × 37,38 руб. + 7 куб.м.× 0,067 × 1417,30 руб. =    926,38  руб.

          Таким образом, ПАО «Т Плюс» порядок ценообразования предусмотренный Правилами №354 не нарушен.  Норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению при образовании цены на горячую воду, утвержденный органом государственной власти Ульяновской области при расчете стоимости коммунальной услуги по ГВС применен. Довод К «----»а  Э.Ю.о том что она как собственник и возможно и жители МКД оплачивать коммунальную услугу по ГВС исходя из показаний ОДПУ, а не из показания ИПУ, необоснован.

          В ходе рассмотрения дела заявлений от иных жителей МКД, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе,65, о перерасчете стоимости коммунальной услуги по ГВС в связи с нарушением порядка ценообразования не поступало.  

            Доказательств того, что иным собственникам МКД расположенного по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе,65  производился расчет стоимости коммунального ресурса по горячему водоснабжению с нарушениями Правил №354, не имеется.

               Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Отказать в удовлетворении ходатайства К «----»а  Э.Ю.о приобщении к материалам дела справки представленной ПАО «Т Плюс» по ее запросу, о ежемесячном потреблении ГВС с ноября 2017 года по май 2018 год.

2.  Рассмотрение дела № 14797/04-2018 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ПАО «Т Плюс».

 

 

Председатель комиссии

П.....

Члены комиссии

М.....

 

С.....

Связанные организации

Связанные организации не указаны