Определение №3490-04 Определение о продлении срока рассмотрения дела №12111-К/04-... от 25 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

исх. от 29.05.2015 №3490-04

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 о продлении срока рассмотрения дела

28.05.2015                                                                                                 Дело № 12111-К /04-2015

г. Ульяновск

 

 

<…>  , рассмотрев представленные материалы дела №12111-К/04-2015 о совершении УМУП «Городская теплосеть» (ИНН 7303026603, юридический адрес: 432071, г. Ульяновск, пер. Молочный, д.11/27А, дата государственной регистрации: 18.11.2002, регистрационный номер записи: 1027301171380) признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  руководствуясь статьями 4.1., 29.4. - 29.6., 29.12. КоАП РФ, установил:

18.03.2015 по результатам рассмотрения дела №11865/04-2015 о нарушении антимонопольного законодательства  действия УМУП «Городская теплосеть», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в отношении ООО «Управляющая компания «Арсенал» неустановленных уполномоченным органом тарифов на тепловую энергию в период октябрь – ноябрь 2012 г., были признаны нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании следующего.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

Согласно части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 1  статьи 4  Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее -  ФЗ «О естественных монополиях»),  услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. 

Согласно Административному регламенту Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденному Приказом ФАС России от 25.05.2012 №345, с целью установления доминирующего положения  УМУП «Городская теплосеть» проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг теплоснабжения, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от  28.04.2010 №220  (далее - Порядок).

Целью данного анализа является определение положения УМУП «Городская теплосеть» на рынке услуг теплоснабжения в границах присоединенной сети УМУП «Городская теплосеть».

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка, доступности информации и срока существования товарного рынка. В качестве временного интервала исследования определен период октябрь 2012 г. – 2013 г.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»:

- товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 В соответствии с определением, данным в статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), 029-2007 рынок теплоснабжения принадлежит к разделу Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», подразделу ЕА «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», подклассу 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии. При этом процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения.

Учитывая изложенное, продуктовые границы рынка определены как услуги теплоснабжения.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг теплоснабжения, включаются организации, осуществляющие производство и (или) продажу конечным потребителям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, передачу тепловой энергии.

Услуги теплоснабжения жилых домов по адресам: г. Ульяновск, ул. Балтийская, д.1, д.4,5,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,26, ул. Академика Павлова, д.18 в рассматриваемый период оказывало УМУП «Городская теплосеть»  (432071, г. Ульяновск, пер. Молочный, д. 11/27А). Таким образом, УМУП «Городская теплосеть»   является единственным продавцом данной услуги.

Потребителем услуг теплоснабжения является управляющая компания ООО «Управляющая компания «Арсенал» в целях дальнейшей поставки коммунального ресурса в адрес собственников жилых помещений жилых домов.

Определение географических границ товарных рынков осуществлено в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, в соответствии с которыми географические границы рынка определяются границами территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет возможность приобрести товар (исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности) и такая возможность либо целесообразность отсутствуют за ее пределами.

В качестве территории рынка рассматривается территория в границах присоединённой сети УМУП «Городская теплосеть», на которой потребители получают услугу теплоснабжения. Для каждого покупателя данного товара существуют технологические барьеры, ограничивающие как возможность приобретения товара за границами рынка, так и участие покупателей с других товарных рынков.

Законодательно установлено, что экономически нецелесообразно строить котельную и прокладывать коммуникации, если уже есть организация, оказывающая услуги теплоснабжения.

Получение тепловой энергии может осуществляться только при наличии присоединенной сети.

Покупателю экономически нецелесообразно покупать товар за пределами рынка, так как он приобретет товар такого же качества, по той же цене, что и на территории рынка, но при этом он дополнительно будет оплачивать строительство новых сетей. Кроме этого, процесс нового строительства будет включать и проектные расходы, а также согласование с различными органами власти  нового строительства. 

В случае, если новый продавец захочет непосредственно вступить на рынок, то ему необходимо произвести строительство новых сетей и коммуникаций, что ограничивают барьеры, названные выше.

Доля  УМУП «Городская теплосеть» на рынке услуг теплоснабжения в границах присоединенной сети составляет 100 %.

На данном рынке существуют экономические ограничения входа на рынок - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, оказание услуг по теплоснабжению конечного потребителя возможно только хозяйствующими субъектами, имеющими генерирующее оборудование и тепловые сети,  значительные затраты на поддержание сетей в исправном состоянии. Таким образом, строительство новой котельной в данном случае будет нецелесообразно – есть возможность для получения услуг по теплоснабжению от близко расположенного и единственного  поставщика.

Также установлено наличие административного барьера, связанного с необходимостью согласования проекта строительства с соответствующими надзорными органами. Данные барьеры снижают вероятность появления на рынке новых хозяйствующих субъектов.

Данный товарный рынок является высококонцентрированным. Рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Таким образом, один хозяйствующий субъект – УМУП «Городская теплосеть» оказывает решающее воздействие на сферу обращения товара на исследуемом рынке и занимает доминирующее положение с долей, равной  100 %.

Следовательно, УМУП «Городская теплосеть» занимает доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения в границах присоединенной сети

Из материалов дела следует, что ООО «Управляющая компания «Арсенал» в спорный период (октябрь-ноябрь 2012 г.) оказывало услуги по управлению многоквартирными домами в отношении домов по ул. Балтийская, д.1, 4,5,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,26, ул. Академика Павлова, д.18.

26.07.2012 на баланс УМУП «Городская теплосеть» в соответствии с Распоряжением КУГИЗ от 26.07.2012 №560 было передано из муниципальной казны здание котельной «Арсенал». 24.09.2012 на баланс УМУП «Городская теплосеть» распоряжением КУГИЗ от 24.09.2012 №708 были переданы оборудование котельной, теплосеть, водопровод ГВС.

26.11.2012 между УМУП «Городская теплосеть» и ООО «Управляющая компания «Арсенал» заключен договор теплоснабжения №924, согласно которому УМУП «Городская теплосеть» подает, а  ООО «Управляющая компания «Арсенал»  принимает через присоединенную сеть  тепловую энергию на отопление для зданий, указанных в Приложении №1 к договору. Согласно условиям договора он распространяет свое действия на отношения с 01.10.2012. Договором согласован тариф на тепловую энергию в размере 1300 руб./Гкал сроком действия с 01.12.2012.  Приложением №1 к договору теплоснабжения согласованы объекты поставки тепловой энергии, расположенные по адресам: г. Ульяновск, ул. Балтийская, д.1, 4,5,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20, 21,22,23,24,26, ул. Академика Павлова, д.18.

Приказом Министерства экономики Ульяновской области №06-527 от 22.11.2012 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую УМУП «Городская теплосеть» потребителям МО «город Ульяновск» в размере:

- на период с 01.12.2012 по 30.06.2013 – 1534,00 руб./Гкал;

- на период  с 01.07.2013 по 31.12.2013 – 1687,40 руб./Гкал.

Данные тарифы действуют с 01.12.2012 по 31.12.2013 включительно.

Из анализа актов от 31.10.2012 №4433, от 30.11.2012 №5166 следует, что УМУП «Городская теплосеть» выставило в адрес ООО «УК Арсенал» плату за отопление за октябрь 2012 г., ноябрь 2012 г. по тарифу, действующему с 01.12.2012, в размере 1534 руб./Гкал. Тарифы на тепловую энергию, поставляемую УМУП «Городская теплосеть» потребителям от котельной «Арсенал», на октябрь – ноябрь 2012 г. установлены не были.

Из пояснений УМУП «Городская теплосеть» следует, что отопительный сезон для объектов социальной сферы был начат с 27.09.2012, но к началу отопительного периода тариф не был установлен. Теплоснабжение жилых домов, обслуживаемых ООО «УК «Арсенал» предприятием осуществлялось на основании акта пуска тепла №567 от 28.09.2012 от котельной «Арсенал».

В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с нормами Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» к регулируемым тарифам на товары и услуги теплоснабжающих организаций относятся, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии со ст. 7,8 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», Положения о Министерстве экономики Ульяновской области, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 №29/478, Министерство осуществляет государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 22.11.2012 №06-527 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую УМУП «Городская теплосеть» потребителям на 2012-2013 годы» утвержден на период действия с 01.12.2012 по 30.06.2013 включительно тариф в размере 1300 руб./Гкал (без учета НДС).

В соответствии с п. 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 №109, решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на тепловую энергию обратной силы не имеет.

Действия УМУП «Городская теплосеть» по взиманию платы за тепловую энергию в отсутствие утвержденных тарифов являются нарушением установленного  законодательством Российской Федерации порядка ценообразования, что не допускается в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

 
По указанному факту заместителем руководителя управления 28.04.2015 в соответствии со ст.28.7 КоАП РФ вынесено определение о возбуждении дела №12111-К/04-2015 об административном правонарушении и проведении административного расследования.

07.05.2015 (вх. №3325) в Ульяновское УФАС России поступило письмо УМУП «Городская теплосеть», из которых следует, что 26.07.2012 на баланс УМУП «Городская теплосеть» в соответствии с распоряжением КУГИЗ от 26.07.2012 №560 было передано из муниципальной казны здание котельной «Арсенал» без оборудования. 05.09.2012 в Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области предприятием были направлены материалы для открытия дела об установлении одноставочного тарифа на тепловую энергию с 01.10.2012 в размере 1397 руб./Гкал (с НДС).  11.09.2012 Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области запросил дополнительные документы, подтверждающие фактическую передачу котельной с оборудованием УМУП «Городская теплосеть». 24.09.2012 распоряжением КУГИЗ от 24.09.2012 №708 на баланс предприятия были переданы оборудование котельной, теплосеть, водопровод ГВС. 01.10.2012 УМУП «Городская теплосеть» направлены в адрес Министерства экономики Ульяновской области распоряжение Администрации г. Ульяновска «О передаче имущества» №708 от 24.09.2012 и акты о приеме-передаче объектов основных средств, подтверждающие фактическую передачу котельной «Арсенал». На неоднократные обращения предприятия ускорить рассмотрение и принятие тарифов Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области не отреагировал. Платежные документы в адрес ООО «Управляющая компания «Арсенал» за октябрь – ноябрь 2012 г. были направлены письмом от 13.12.2012 №33-11/2726 после утверждения единого тарифа на тепловую энергию для потребителей УМУП «Городская теплосеть». Теплоснабжение жилых домов без утвержденного тарифа сложилось по причинам, не зависящим от предприятия. Возражения по платежным документам от управляющей компании в адрес предприятия не поступали, акты выполненных работ за октябрь – ноябрь 2012 г. подписаны без разногласий в полном объеме. По факту совершенного УМУП «Городская теплосеть» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ Министерство экономики 29.03.2013 вынесено постановление №23-ц, которым правонарушение было признано малозначительным. Считают, что в действиях УМУП «Городская теплосеть» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.  Просят признать правонарушение малозначительным.

Таким образом, УМУП «Городская теплосеть» в октябре – ноябре 2012 г. в г. Ульяновске совершено административное правонарушение, состав установлен:

-событие административного правонарушения - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в отношении ООО «Управляющая компания «Арсенал» неустановленных уполномоченным органом тарифов на тепловую энергию в период октябрь – ноябрь 2012 г.;

-субъект административного правонарушения - УМУП «Городская теплосеть»;

-субъективная сторона правонарушения - УМУП «Городская теплосеть» имело возможность не нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в отношении ООО «Управляющая компания «Арсенал».

Учитывая изложенное, на основании статей 28.1 - 28.3, 28.5, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <…>  15.05.2015 составлен протокол об административном правонарушении.

26.05.2015 в Ульяновское УФАС России поступило ходатайство об отложении рассмотрении дела, в связи с невозможностью участия представителя УМУП «Городская теплосеть» в рассмотрении дела 28.05.2015. На рассмотрении дела 28.05.2015 указанное ходатайство было удовлетворено.

Согласно части 2 статьи 29.6 КоАП РФ в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

В целях обеспечения права на защиту УМУП «Городская теплосеть», руководствуясь ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1.Продлить срок рассмотрения дела № 12111-К /04-2015 на 1 месяц.

 

 

<…> 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны