Решение №3603-04 Решение в отношении Правительства Ульяновской области от 7 февраля 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════
Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

Исх. от 14.06.2013 № 3603-04
РЕШЕНИЕ
                                                                                                                       ДЕЛО № 9458/04-2013
                                                                                                                   г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена "30 " мая 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено " 14" июня 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - заместитель руководителя управления К.Ю.Попов,
члены - начальник отдела М.С. Степанова,
- специалист - эксперт Е.А. Лачкина,

рассмотрев дело № 9458/04-2013 по признакам нарушения Правительством Ульяновской области, расположенным по адресу: 432017, г. Ульяновск, пл. Ленина, 1, пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

04.02.2013 в адрес Ульяновского УФАС России поступило обращение <…>, в котором указывается о противоправных, по мнению заявителя, действиях со стороны органов исполнительной власти по факту непредставления субсидий в сфере агропромышленного комплекса в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства.
На основании данного заявления приказом руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 08.02.2013 № 28 возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Правительством Ульяновской области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии 22.01.2008 Правительством Ульяновской области постановления № 2/8-П «Об утверждении областной целевой Программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008 - 2013 годы» (далее – Программа), реализация норм раздела 4 которого может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
На заседаниях комиссии <…> пояснил, что за период с 01.01.2010 по настоящее время <…>, расположенному по адресу: Ульяновская область, Павловский район, с. Баклуши, не оказывается государственная поддержка. Министерство сельского хозяйства Ульяновской области отказывает в предоставлении субсидий в связи с тем, что <…> как ИП зарегистрирован в Самарской области.
Дополнил, что заявление о предоставлении субсидий соответствовало требованиям, предъявляемым к форме заявления, и направлялось в адрес органов местного самоуправления.
Транспортные средства, а именно: трактор «Беларус», комбайн зерноуборочный «Полесье» - 1218, используются им в настоящее время в хозяйственной деятельности. Отчёты об осуществлении деятельности направляются в Министерство сельского хозяйства Ульяновской области. Транспортные средства зарегистрированы на КФХ. Осуществляется оплата транспортного налога. Земельный участок, расположенный по адресу: c. Баклуши, с кадастровым номером: 73:12:020501:3, находится в его собственности, как физического лица.
Представитель Правительства Ульяновской области пояснила, что пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 №446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» было рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, разработанные с учетом положений федеральной Программы.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее ФЗ от 29.12.2006 № 264-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 5 ФЗ от 29.12.2006 № 264-ФЗ одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Согласно пункту 1 статьи 6 ФЗ от 29.12.2006 № 264-ФЗ одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства.
Согласно разделу 4 «Ресурсное обеспечение программы» областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008-2013 годы» государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется путем предоставления средств как из федерального, так и областного бюджета.
Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Разделом 4 Программы предусмотрены критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, имеющих право на предоставление субсидий.
Согласно разделу 4 «Ресурсное обеспечение программы» Программы субсидии предоставляются хозяйствующим субъектам, поставленным на налоговый учет в налоговых органах Ульяновской области, имеющим посевные площади, на территории Ульяновской области.
Таким образом, определение конкретных критериев отбора субъектов субсидирования для достижения обозначенных целей развития сельского хозяйства Ульяновской области отнесено к правомочиям органов государственной власти данного субъекта.
ИП – <…> зарегистрирован на территории Самарской области.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
По общему правилу, закреплённому в пункте 2 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации, местом осуществления деятельности организации признается место его государственной регистрации.
<…>, зарегистрированный в качестве ИП на территории Самарской области, не может претендовать на получение государственной поддержки в виде субсидий из бюджета Ульяновской области.
Таким образом, Программа направлена на реализацию полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории области в соответствии с федеральным законодательством об основах развития сельского хозяйства.
На заседании Комиссии 30.05.2013 представитель Правительства пояснила, что 11.03.2013 принято постановление Правительства Ульяновской области № 9/76-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 22.01.2008 № 2/8-П» (далее – Постановление от 11.03.2013 № 9/76-П).
Постановление от 11.03.2013 № 9/76-П опубликовано в газете «Ульяновская правда» 15.03.2013 №28(23.299).
Постановление от 11.03.2013 № 9/76-П внесены изменения в раздел 4 «Ресурсное обеспечение Программы» областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008-2013 годы».
Раздел 4 Программы изложен в новой редакции, которая не содержит в качестве критерия отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей для получения средств постановку хозяйствующих субъектов на налоговый учёт в налоговых органах Ульяновской области, имеющих посевные площади на территории Ульяновской области.
Раздел 4 Программы предусматривает финансовый механизм реализации мероприятий Программы, путём принятия нормативных правовых актов Правительства Ульяновской области, устанавливающих порядки, условия предоставления средств из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и физическим лицам, включая перечень документов, необходимых для получения средств.
На заседаниях Комиссии представитель Министерства сельского хозяйства Ульяновской области пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Фе¬дерации» и Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2007 № 30/502 Министерстве сельского хозяйства Ульяновской обла¬сти «О Министерстве сельского хозяйства Ульяновской области» Министер-ство сельского хозяйства Ульяновской области наделено полномочиями по реализации государственной региональной политики в агропромышленном комплексе Ульяновской области.
В 2010 году <…> обратился в Министерство сельского хозяйства Ульяновской области с заявлением о предоставлении субсидий в соответствии с Программой.
<…>, в предоставлении субсидий было отказано, так как он не находился на налоговом учёте в налоговых органах Ульяновской области, что является одним из условий предоставления субсидий предусматриваемых Программой.
В соответствии с отражённым в Бюджетном кодексе РФ принципом ре¬зультативности и эффективности использования бюджетных средств, Мини¬стерство сельского хозяйства Ульяновской области, как главный распоряди¬тель бюджетных средств, обязано при составлении и исполнении бюджета в рамках установленных бюджетных полномочий исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием опреде¬лённого бюджетом объёма средств. Кроме того, требование об обязательной оценке экономической социальной и бюджетной эффективности также со¬держатся в нормативных правовых актах, регулирующих порядок подготовки и реализации областных целевых программ. Очевидно, что достоверно оце¬нить эффективность использования бюджетных средств невозможно, если сельскохозяйственные товаропроизводители, получив бюджетные средства из областного бюджета Ульяновской области, предоставили сведения о до¬стигнутых показателях и финансовых результатах в другом регионе.
Согласно письменным пояснениям Администрации МО «Павловский район» Ульяновской области,  представленным в адрес Управления 12.03.2013 (№ 19120),  Постановления Правительства Ульяновской области, приказы Министерства сельского хозяйства и расчеты по выплате субсидий, в части возмещения затрат доводились до сельхозпредприятий района.
Сельхозтоваропроизводители свои заявления о предоставлении субсидий на возмещение затрат в сфере сельского хозяйства с описью прилагаемых документов в период 2008-2012 гг. в администрацию МО «Павловский район» не представляют, а направляют в Министерство сельского хозяйства Ульяновской области.
<…> с письменным заявлением в Администрацию МО «Павловский район» по вопросу предоставления субсидий не обращался.

На заседаниях комиссии представитель УФНС России по Ульяновской области пояснила следующее.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии со ст. 8 Федерального закона 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - в отношении юридического лица по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности; в отношении индивидуального предпринимателя - по месту его жительства.
Постановка на налоговый учет осуществляется в соответствии с положениями ст.ст. 83- 84 НК РФ. Постановке на налоговый учет подлежат организации и физические лица, соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.
Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых в соответствии со ст. 85 НК РФ, органами обязанными в порядке, установленном действующим законодательством, вести учет недвижимого имущества и транспортных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам.
Местом нахождения имущества для целей налогообложения признается:
- для транспортных средств - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества;
- для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.
Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.
Кроме общих правил постановки на налоговый учет, действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрены также специальные условия постановки на налоговый учет:
-в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых (ст. 335 НК РФ);
- в качестве плательщика единого налога на вмененный доход (ст. 346.28 НК РФ);
- в качестве плательщика применяющего патентную систему налогообложения (ст. 346 НКРФ):
- в качестве плательщика налога на игорный бизнес - регистрации подлежат объекты налогообложения (ст. 366 НК РФ).
В соответствии с положениями главы 26.1 НК РФ плательщиками единого сельскохозяйственного налога являются - организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога. В соответствии со ст. 346.3 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
На основании вышеизложенного, <…> (ИНН 633005682781) место рождения с. Баклуши, Павловского района, Ульяновской области, в Межрайонной ИФНС РФ № 5 по Ульяновской области состоит на учете по месту нахождения земельного участка и транспорта.
По данным Федеральной базы с 04.11.1997 проживает в Самарской области, г. Новокуйбышевск, ул. Свердлова 8, кв. 69.
Зарегистрирован в качестве главы КФХ в МРИ ФНС РФ № 16 по Самарской области с 06.04.2007 по настоящее время.
На территории Павловского района в с. Баклуши имеется собственность:
- земельный участок, расположенный по адресу с. Баклуши с кадастровым номером 73:12:020501:3 зарегистрирован в Росреестре 15.11 .2012, размер доли 1/361. Категория земли- земли населенных пунктов, площадь ЗУ-18305442,00.
23.11.2012 года в инспекцию поступили сведения из Росреестра об объектах земельной собственности.
Сведения по транспорту поступили с Гостехнадзора:
-01.04.2010 - трактор «Беларус»;
- 20.05.2011 - комбайн зерноуборочный «Полесье»-1218.
Транспортные средства зарегистрированы на <…> как физического лица.
Транспортный налог начислен за 2010-2011 гг. и уплачен. Начисление налога на землю будет проведено в 2013 году.

Рассмотрев представленные материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия пришла к выводу о необходимости признания норм раздела 4 Программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008 - 2013 годы», утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 22.01.2008 № 2/8-П, в части установления критерия для предоставления субсидий за счет средств областного бюджета – «постановка хозяйствующих субъектов на налоговый учет в налоговых органах в Ульяновской области» и «регистрация хозяйствующих субъектов на территории Ульяновской области», противоречащими  пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом комиссия исходит из следующего.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 N 90 утверждены Правила распределения и предоставления в 2009 - 2011 субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2009 N 90).
Правила устанавливали порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее соответственно - субсидии, возмещение части затрат, кредиты (займы), кредитные организации.
В связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460, утвердившего Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее – Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460), Постановление Правительства РФ от 04.02.2009 N 90 утратило силу с 01.01.2013.

В соответствии с пунктом 10 данного постановления для предоставления средств на возмещение части затрат заемщиком представляются в уполномоченный орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат (далее - заявление);
б) выписка из похозяйственней книги об учете личного подсобного хозяйства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство;
в) заверенные кредитной организацией копия кредитного договора (договора займа), выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему;
г) документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления средств на возмещение части затрат.
Уполномоченный орган осуществляет проверку представленных документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа).
Таким образом, основанием для предоставления субсидии является ведение хозяйственной деятельности в сфере агропромышленного комплекса.
Следовательно, уполномоченные органы власти субъектов Российской Федерации правомочны предоставлять субсидии лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории, на которую распространяются их властные полномочия.
Правительство Ульяновской области постановлением от 09.03.2011 № 93-п утвердило Правила предоставления из областного бюджета Ульяновской области субсидий на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в которых отсутствует требование обязательной регистрации в налоговых органах на территории Ульяновской области для получения подобной субсидий.
Однако как указано в письме Министерства сельского хозяйства Ульяновской области от 22.10.2010 №АЧ-04.01/4635 субсидии хозяйствующим субъектам предоставляются только в случае наличия регистрации на территории Ульяновской области, что обусловлено требованиями Программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008 - 2013 годы»,  утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области м от 22.01.2008 № 2/8-П (далее – Программа).
Из анализа Раздела 4 Программы установлено, что в ней содержатся условия, противоречащие антимонопольному законодательству, в частности, в Разделе 4 Программы указано, что субсидии за счет средств областного бюджета предоставляются хозяйствующим субъектам, поставленным на налоговый учет в налоговых органах в Ульяновской области в целях:
- возмещения затрат, связанных с приобретением минеральных удобрений;
- возмещения части затрат, связанных с приобретением пестицидов;
-возмещения части затрат, связанных с производством силосных кормовых
сельскохозяйственных культур в Ульяновской области;
- возмещения части затрат на покупку комплексных белково-витаминных концентратов для крупного рогатого скота;
- на возмещение части затрат на проведение кадастровых работ при оформлении в собственность используемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, а также образованных из приобретенных или арендуемых с правом выкупа земельных долей;
- на компенсацию части затрат, связанных с их приобретением с целью дальнейшего применения при производстве на территории Ульяновской области продукции растениеводства.
Для получения некоторых видов субсидий такое условие данной программой не устанавливается, в частности:
- при предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Ульяновской области, имеющим посевные площади, занимающимся выращиванием овощей открытого и (или) закрытого грунта и (или) картофеля на территории Ульяновской области, на компенсацию части затрат, связанных с сельскохозяйственным производством;
- при предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Ульяновской области на компенсацию части затрат, связанных с закладкой и уходом за многолетними насаждениями, а также с приобретением и монтажом оборудования для организации демонстрационной площадки по производству плодово-ягодных культур с капельным орошением;
- при предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Ульяновской области на компенсацию не более 50% произведенных затрат (без налога на добавленную стоимость и транспортных расходов) на подготовку проектной документации, строительство новых, реконструкцию, восстановление и модернизацию действующих оросительных и мелиоративных систем, замену трубопроводов и поливной техники, реконструкцию водозаборов на территории Ульяновской области;    
- при предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Ульяновской области на компенсацию части затрат, связанных с закладкой и уходом за многолетними насаждениями, а также с приобретением и монтажом оборудования для организации демонстрационной площадки по производству плодово-ягодных культур с капельным орошением;
- при предоставлении субсидии за счёт средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, другим юридическим лицам, ИП Ульяновской области на компенсацию части затрат, связанных с производством продукции животноводства (условием в данном случае является регистрация КРС в реестре Министерства сельского хозяйства Ульяновской области);
- на компенсацию части затрат, связанных с реализацией мероприятий по развитию мясо-молочного скотоводства, птицеводства, увеличению производства мяса (мяса птицы) и молока, в том числе на содержание сельскохозяйственных животных (птицы) в зимне-столовый период.
На возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам:
- полученным сельскохозяйственными организациями, КФХ, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в размере 80% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу);
- краткосрочным кредитам (займам), предоставляемым на срок до 1 года сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и крестьянским фермерским хозяйствам по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2008 года, - на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции; организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациям потребительской кооперации по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2008 года, - на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки; организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациям потребительской кооперации по кредитным договорам (договорам займа), заключенным в 2008 году, - на закупку отечественной муки для производства хлебобулочных изделий, сухого и концентрированного молока, вспомогательного сырья и материалов, а также оплату транспортных услуг, связанных с производством молочной продукции; организациям оптовой торговли независимо от их организационно-правовой формы, реализующим продукцию в торговые сети Ульяновской области, до 25 декабря 2009 года - на закупку продукции сахарной промышленности ";
-инвестиционным кредитам (займам), предоставляемым по кредитным договорам (договорам займа), заключенным на срок до 8 лет, сельскохозяйственным организациям и организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, КФХ, включая индивидуальных предпринимателей, - на приобретение оборудования российского и зарубежного производства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, на приобретение племенной продукции (материала), специализированного транспорта, спецтехники и оборудования, на закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию прививочных комплексов, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, мясохладобоен, пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута и сорго), строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов по переработке сахарной свеклы, после 1 января 2009 года - на строительство жилья для граждан, проживающих и работающих в сельской местности, а также организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, - на строительство, реконструкцию и модернизацию сахарных заводов;
- инвестиционным кредитам (займам), предоставляемым организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство, независимо от их организационно-правовых форм по кредитным договорам (договорам займа), заключенным на приобретение племенного материала рыб, техники и оборудования для промышленного рыбоводства на срок до 5 лет, на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства на срок до 8 лет.;
- инвестиционным кредитам (займам), предоставляемым по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2010 года на срок до 10 лет, организациям независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющим подработку, хранение и перевалку зерновых и масличных культур, - на строительство, реконструкцию и модернизацию мощностей для подработки, хранения и перевалки зерновых и масличных культур; на приобретение оборудования для первичной подработки и хранения зерна (включая монтажные и пусконаладочные работы) в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
- инвестиционным кредитам (займам),  полученным по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2010 года на срок до 8 лет организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, - на строительство, реконструкцию и модернизацию заводов по производству дражированных семян сахарной свеклы;
- инвестиционным кредитам (займам),  полученным по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2010 года на срок до 8 лет сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, - на приобретение машин, установок и аппаратов дождевальных и поливных, насосных станций в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
- инвестиционным кредитам (займам),  полученным по кредитным договорам (договорам займа), заключенным в 2011 году на срок до 8 лет организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, - на строительство, реконструкцию, модернизацию и восстановление мелиоративных систем, заводов, комплексов по подготовке и подработке семян сельскохозяйственных растений;
- на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах КФХ, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (снабженческими, сбытовыми, перерабатывающими, обслуживающими, в том числе кредитными), созданными в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", а также сельскохозяйственными товаропроизводителями на развитие несельскохозяйственных видов деятельности;
- на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, материалов для теплиц, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 300 тыс. рублей на одно хозяйство;
- на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л. с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонны, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, а также на приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 700 тыс. рублей на одно хозяйство;
- на приобретение машин, установок и аппаратов дождевальных и поливных, насосных станций в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
- на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 5 млн. рублей на одно хозяйство;
- на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (российского и зарубежного производства), в том числе тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, предприятий по переработке льна и льноволокна, а также на закладку многолетних насаждений и виноградников, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов, при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 10 млн. рублей на одно хозяйство;
- на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, материалов для теплиц, в том числе для поставки их членам кооператива, приобретение российского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки, закупку сельскохозяйственной продукции, произведенной членами кооператива для ее дальнейшей реализации, а также на организационное обустройство кооператива и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 15 млн. рублей на один кооператив;
- на приобретение техники и оборудования (российского и зарубежного производства), в том числе специализированного транспорта для перевозки комбикормов, инкубационного яйца, цыплят, ремонтного молодняка и родительского стада птицы, тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, приобретение специализированного технологического оборудования, холодильного оборудования, сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), в том числе для поставки их членам кооператива, строительство, реконструкцию и модернизацию складских и производственных помещений, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов животноводства и кормопроизводства, предприятий по переработке льна и льноволокна, строительство и реконструкцию сельскохозяйственных рынков, торговых площадок, пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции, а также на закладку многолетних насаждений и виноградников, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов, при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 40 млн. рублей на один кооператив;
-  на возмещение части затрат организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, - на закупку российской сельскохозяйственной продукции для первичной и последующей (промышленной) переработки.
- на предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся сельскохозяйственным производством на территории Ульяновской области, научно-исследовательским организациям Ульяновской области, занимающимся первичным семеноводством, на возмещение части затрат:
• на приобретение по договору купли-продажи и договору лизинга (сублизинга) новых сельскохозяйственных машин и тракторов у заводов-изготовителей, их дилеров или представительств, организаций, занимающихся лизингом (сублизингом) сельскохозяйственных машин и тракторов, в размере от 20 до 50% без НДС и транспортных расходов;
• на приобретение по договору купли-продажи сельскохозяйственных машин и тракторов, произведенных на территории Ульяновской области, в размере от 10 до 50% от стоимости без НДС и транспортных расходов;
• на полный капитальный ремонт энергонасыщенных тракторов марок К-700, К-744, Т-150 и их модификаций, включая восстановление кузова, узлов и агрегатов в ремонтно-технических предприятиях Ульяновской области, в размере 20% от стоимости без НДС и транспортных расходов.
• на приобретение передвижных и стационарных дизель-генераторов переменного тока выходной мощностью не менее 25 киловатт в размере не более 20% от стоимости (без налога на добавленную стоимость и транспортных расходов).
-  на предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, производившим под урожай текущего года посев сельскохозяйственных культур, для компенсации части затрат на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ.

Согласно статье 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Соответственно, установление в разделе 4 Программы критерия для предоставления хозяйствующим субъектам субсидий за счет средств областного бюджета – «постановка хозяйствующих субъектов на налоговый учет в налоговых органах в Ульяновской области» и «регистрация хозяйствующих субъектов на территории Ульяновской области», ставит эти лица в заведомо неравные условия, ущемляет их интересы как хозяйствующих субъектов и ограничивает конкуренцию на территории Ульяновской области.

Таким образом, ОЦП «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области на 2008- 2012 годы» создает неравные условия для деятельности в сфере агропромышленного комплекса хозяйствующих субъектов, зарегистрированных и не зарегистрированных на территории Ульяновской области (постановленных и не поставленных на налоговый учет в налоговых органах в Ульяновской области), при том, что федеральное законодательство в качестве условия предоставления закрепляет принцип осуществления соответствующей деятельности на территории соответствующего субъекта.
Согласно части 1статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее также Закон «О защите конкуренции») органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Соответственно, Областная целевая Программа "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008 - 2013 годы", утвержденная Постановлением Правительства Ульяновской области от 22.01.2008 N 2/8-П (ред. от 27.08.2012, с изм. от 07.11.2012) противоречит пункту 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что в целях приведения вышеуказанной Программы в соответствие с пунктом 2 частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» Правительством Ульяновской области принято постановление от 11.03.2013 № 9/76-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 22.01.2008 № 2/8-П» (далее – Постановление от 11.03.2013 № 9/76-П).
Постановление от 11.03.2013 № 9/76-П опубликовано в газете «Ульяновская правда» 15.03.2013 №28(23.299).
Постановление от 11.03.2013 № 9/76-П внесены изменения в раздел 4 «Ресурсное обеспечение Программы» областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008-2013 годы».
Раздел 4 Программы изложен в новой редакции, которая не содержит в качестве критерия отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей для получения средств постановку хозяйствующих субъектов на налоговый учёт в налоговых органах Ульяновской области, имеющих посевные площади на территории Ульяновской области.
Раздел 4 Программы предусматривает финансовый механизм реализации мероприятий Программы, путём принятия нормативных правовых актов Правительства Ульяновской области, устанавливающих порядки, условия предоставления средств из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и физическим лицам, включая перечень документов, необходимых для получения средств.
Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства Правительством Ульяновской области устранено в добровольном порядке до вынесения решения по делу.

Кроме того, Комиссия пришла к выводу о необходимости выделить в отдельное производство дело в отношении Министерства сельского хозяйства Ульяновской области по факту нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в бездействии при предоставлении <…>:
- субсидий из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2013 году на сумму 275,0 тыс.руб.;
- субсидий из областного бюджета Ульяновской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за март 2013 год на сумму 343,7 тыс. руб.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее также Закон «О защите конкуренции») органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что <…>  в 2013 году обратился в адрес Министерства сельского хозяйства Ульяновской области с заявлением на предоставление:
- субсидий из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2013 году на сумму 275,0 тыс. руб.;
- субсидий из областного бюджета Ульяновской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за март 2013 год на сумму 343,7 тыс. руб.
По результатам рассмотрения заявления <…> на предоставление субсидий из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2013 году на сумму 275,0 тыс. руб. Министерством сельского хозяйства Ульяновской области издан Приказ от 29.03.2013, Приложением № 3 к которому предусмотрена Справка-расчёт на субсидий предоставление субсидий из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее – Справка-расчёт на субсидий предоставление субсидий из федерального бюджета), в соответствии с которой <…> предписано предоставить указанные субсидии.
Справка-расчёт на субсидий предоставление субсидий из федерального бюджета согласована, в том числе, заместителем Министра сельского хозяйства Ульяновской области.
Кроме того, установлено, что по результатам рассмотрения заявления <…> на предоставление субсидий из областного бюджета Ульяновской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за март 2013 год на сумму 343,7 тыс. руб.
Справка-расчёт на предоставление субсидий из областного бюджета Ульяновской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за март 2013 год (далее – Справка-расчёт на субсидий предоставление субсидий из областного бюджета) предусматривает предоставление <…> указанных субсидий.
Справка-расчёт на субсидий предоставление субсидий из областного бюджета согласована, в том числе, заместителем Министра сельского хозяйства Ульяновской области.
На момент вынесения решения по делу № 9458/04-2013 субсидии из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2013 году на сумму 275,0 тыс.руб.; субсидии из областного бюджета Ульяновской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за март 2013 год на сумму 343,7 тыс. руб., <…>  не предоставлены.
Таким образом, в бездействии Министерства сельского хозяйства Ульяновской области при предоставлении <…> вышеуказанных субсидий содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 471, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать нормы раздела 4 Программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008 - 2013 годы», утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 22.01.2008 № 2/8-П, в части установления критерия для предоставления субсидий за счет средств областного бюджета – «постановка хозяйствующих субъектов на налоговый учет в налоговых органах в Ульяновской области» и «регистрация хозяйствующих субъектов на территории Ульяновской области», противоречащими  пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Прекратить рассмотрение дела № 9458/04-2013 в отношении Правительства Ульяновской области, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
- Выделить в отдельное производство дело в отношении Министерства сельского хозяйства Ульяновской области по части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в бездействии при предоставлении <…> субсидий из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2013 году на сумму 275,0 тыс.руб.;
- субсидий из областного бюджета Ульяновской области на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за март 2013 год на сумму 343,7 тыс. руб.


Председатель комиссии           К.Ю.Попов

Члены комиссии
                                                   М.С. Степанова

                                                   Е.А. Лачкина
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны