Решение №3721-04 Решение в отношении Правительства Ульяновской области от 10 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от  09.06.2015 № 3721-04

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                           ДЕЛО № 11874/04-2015

                                                                                                                                       г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена 26.05.2015

В полном объеме решение изготовлено 09.06.2015

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

члены

-    начальник отдела М.С. Степанова;

помощник руководителя А.В. Федорова,

 

рассмотрев дело № 11874/04-2015 по признакам нарушения Правительством Ульяновской области (432017, г. Ульяновск, пл. Ленина, 1) части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

Приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области  от 18.02.2015 № 17  возбуждено  дело  по признакам нарушения Правительством Ульяновской области п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии 06.03.2014 Правительством Ульяновской области постановления № 86-П «О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на управление рисками в подотраслях растениеводства и животноводства» (п. п. 5, 8 Порядка), реализация норм которого может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Определением от 18.02.2015 к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Правительство Ульяновской области и Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области факт нарушения антимонопольного законодательства не признали по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06. 10.1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Одним из основных направлений государственной аграрной политики в силу положений Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (пункт 3 часть 4 статья 5).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным производителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

цели, условия и порядок предоставления субсидий;

порядок возврата субсидий в случае нарушения условий; установленных при их предоставлении.

Правовой анализ приведенных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что государственному органу субъекта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации.

В целях создания условий для развития сельского хозяйства, рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области Правительством Ульяновской области принято постановление от № 37/420-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы» (далее - Программа). Согласно разделу 4 Программы финансовое обеспечение осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области.

Пунктом 5 Порядка предусмотрены критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, имеющих право на получение субсидий.

Так, целевые средства, источником финансового обеспечения которых являются  субсидии,            предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, признанным таковыми в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением организаций, которым предоставление субсидий запрещено действующим законодательством), зарегистрированным в Ульяновской области и имеющим на территории Ульяновской области посевные площади сельскохозяйственных культур (при заключении договоров сельскохозяйственного страхования в области растениеводства) и (или) содержащим на территории Ульяновской области поголовье сельскохозяйственных животных (при заключении договоров сельскохозяйственного страхования в области животноводства).

Таким образом, Правительством Ульяновской области реализованы предоставленные законодательством Российской Федерации исключительные полномочия по определению конкретных критериев отбора субъектов субсидирования для достижения обозначенных целей развития сельского хозяйства Ульяновской области.

В части установления расширенного перечня документов, предоставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения целевых средств (пп. «б», «е», «и», «к» п.8 Порядка), по сравнению с перечнем документов, предусмотренных п. 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1371 (далее - Правила), связано с необходимостью документального подтверждения следующих условий, установленных, Правилами.

В соответствии с п. 1 Правил субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и по договорам сельскохозяйственного страхования в области животноводства.

Поэтому представление расчёта доли дохода за календарный год от реализации сельскохозяйственной продукции, включённой в перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 № 446 «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители» (пп. «б» п. 8 Порядка) необходимо для подтверждения заявителями статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в п.п. 2 и 3 ч.2 ст.3 Федерального закона от № 264-ФЗ).

В соответствии с абзацем седьмым п. 3 Правил нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должно предусматриваться условие о перечислении уполномоченным органом средств на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования на расчётный счёт страховой организации в размере 50 процентов страховой премии, рассчитанной с учётом установленных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и согласованных с Министерством финансов Российской Федерации ставок для расчёта размера субсидии (п. 7 Порядка предусматривает указанное условие).

Распоряжением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.12.2013 № 106-р (приложение № 1) утверждён уровень софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на 2014 год, для Ульяновской области он составил 86,1%. Уровень финансирования расходного обязательства Ульяновской области в 2014 году' составил 13,9% и установлен формами справок, утверждёнными приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 28.04.2014 № 35 «Об утверждении форм документов для предоставления целевых средств из областного бюджета Ульяновской области на управление рисками в подотраслях растениеводства и животноводства» (приложение № 2).

Поэтому справка о размере целевых средств, составленная на основании договора страхования и платежного поручения или иного документа, подтверждающих уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 процентов страховой премии по установленной Министерством форме (пп. «е» п. 8 Порядка), необходима для расчёта размера целевых средств и предоставления их из областного бюджета Ульяновской области.

В первоначальной редакции Порядка представление документов, указанные пп. «и» и, «к» (копия лицензии страховой организации на осуществление сельскохозяйственного страхования, копия документа, подтверждающего членство страховой организации в объединении страховщиков), не предусматривались.

В соответствии с требованием Прокуратуры Ульяновской области об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов от 31.03.2014 № 86-12-2014/6718-2014 (приложение № 3) и на основании письма Правительства Ульяновской области от 04.04.2014 № 73-АГ-02.01.07/4559вн о внесении изменений (приложение № 4) Министерством проведён мониторинг принятых нормативных правовых актов Правительства Ульяновской области, предусматривающих предоставление субсидий в сельскохозяйственной отрасли, на предмет устранения коррупциогенных факторов. По результатам мониторинга в Порядок внесены соответствующие изменения, в том числе перечень документов дополнен пп. «и» и «к». Данные документы необходимы для обеспечения обязательств субъектом Российской Федерации по предоставлению целевых средств при соблюдении требования, установленного пп. «д» п. 3 Правил, а именно заключение сельскохозяйственным товаропроизводителем договора сельскохозяйственного страхования со страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление сельскохозяйственного страхования и отвечающей требованиям, предусмотренным п.5 Правил (пп. «б» - страховая организация является членом объединения страховщиков в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»).

В соответствии с п.4 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697, система межведомственного электронного взаимодействия предназначена для решения задачи по обеспечению информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Выдача лицензии страховой организации на осуществление сельскохозяйственного страхования и документа, подтверждающего членство страховой организации в объединении страховщиков, не является предметом оказания государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, поэтому соответствующие сведения не могут быть запрошены в рамках межведомственного электронного взаимодействия. В связи с чем, копии указанных документов включены в общий перечень документов для предоставления целевых средств.

Кроме того, Правительство Ульяновской области не согласно с вменяемым пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции».

Отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели урегулированы Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-Ф3).

Пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона № 135-Ф3 федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создавать дискриминационные условия.

Согласно статьи 5 Закона № 135-Ф3, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Между тем предметом правового регулирования являются бюджетные правоотношения в сфере осуществления полномочий субъекта Российской федерации по предоставлению субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в области уплаты страховых; премий по договорам сельскохозяйственного страхования, а не правоотношения в сфере обращения товаров на территории Ульяновской области.

Порядком не вводятся ограничения или запреты в отношении хозяйствующих субъектов по доступу на товарный рынок, по условиям производства, обмена, потребления и т.д.

При этом, любой селхозтоваропроизводитель области имеет равную с другими сельхозтовароцроизводителями области возможность получить средства государственной поддержки при соблюдении установленных условий, общих для всех, то есть это зависит от воли и желания селхозтоваропроизводителя получить средства государственной поддержки при выполнении установленных условий предоставления бюджетных средств.

С учетом изложенного считают, что постановление Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 № 86-П «О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на управление рисками в подотраслях растениеводства и животноводства» не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы юридических лиц.

В материалы дела поступило от представителя Правительства Ульяновской области и Министерства письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с поступлением на экспертизу в Правительство Ульяновской области проекта постановления «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Ульяновской области (в том числе и внесение изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 № 86-П «О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на управление рисками в подотраслях растениеводства и животноводства»).

Определением от 23.03.2015 указанное ходатайство комиссией удовлетворено. 

В материалы дела Правительством Ульяновской области представлено постановление Правительства Ульяновской области от 19.05.2015 № 209-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 № 84-П и постановление Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 № 86-П», в соответствии с которым внесены изменения в п. 5 и п. 8 Порядка.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, комиссия пришла к выводу о необходимости признать п. 5, пп. «б», «и», «к» п. 8 Порядка предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на управление рисками в подотраслях растениеводства и животноводства, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 № 86-П, противоречащим пункту 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».  

При этом комиссия исходила из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности путем создания дискриминационных условий.

Согласно статье 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам из федерального бюджета осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о бюджете, из бюджета субъекта Российской Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии со статьями 7 Федерального закона от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и  Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), предусмотренные указанными законами, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. При этом в соответствии с частью 3 указанной статьи Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1371 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования.

В правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, одним из условий выделения субсидий является наличие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих порядок предоставления средств сельскохозяйственным товаропроизводителям, содержащих в том числе перечень документов, необходимых для получения указанной субсидии и сроков их рассмотрения.

Таким образом, предоставление средств из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку сельского хозяйства конечным получателям субсидий осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Правительством Ульяновской области принято постановление от 11.03.2013 № 37/420-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы» (далее - Программа).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 № 86-П утвержден Порядок предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на управление рисками в подотраслях растениеводства и животноводства (далее - Порядок).

Пунктом 5 указанного Порядка предусмотрено, что целевые средства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии (далее - целевые средства), предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, признанным таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением организаций, которым предоставление субсидий запрещено действующим законодательством), зарегистрированным в Ульяновской области и имеющим на территории Ульяновской области посевные площади сельскохозяйственных культур (при заключении договоров сельскохозяйственного страхования в области растениеводства) и (или) содержащим на территории Ульяновской области поголовье сельскохозяйственных животных (при заключении договоров сельскохозяйственного страхования в области животноводства) (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители).

Федеральным законом от 29.12.2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» регулируются отношения, возникающие между гражданами и сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства; устанавливаются правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (ст. 1 данного Федерального закона).

Основными целями государственной аграрной политики являются, в частности, обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов. Государственная аграрная политика основывается, в частности, на следующих принципах: доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке. Основными направлениями государственной аграрной политики, в частности, являются: государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей; защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках; устойчивое развитие сельских территорий (ст. 5 указанного Федерального закона).

Следует учесть, что нормы Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1371, не содержат требование о постановке получателя субсидий на налоговый учет в налоговых органах на территории субъекта Российской Федерации.

Соответственно, установление п. 5 Порядка требования для предоставления хозяйствующим субъектам субсидий за счет средств областного бюджета о постановке на налоговый учет в налоговых органах в Ульяновской области», ставит эти лица в заведомо неравные условия, ущемляет их интересы как хозяйствующих субъектов, ограничивает конкуренцию на территории Ульяновской области, создает неравные условия для деятельности в сфере агропромышленного комплекса хозяйствующих субъектов, зарегистрированных и не зарегистрированных на территории Ульяновской области (постановленных и не поставленных на налоговый учета налоговых органах в Ульяновской области).

Далее было установлено, что пунктом 8 Порядка установлен следующий перечень документов, предоставляемых в Министерство сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения целевых средств:

а) заявление о перечислении целевых средств на расчетный счет страховой организации (с указанием платежных реквизитов) по форме, установленной Министерством (далее - заявление);

б) расчет доли дохода за календарный год от реализации сельскохозяйственной продукции, включенной в перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 446 «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители», подписанный руководителем сельскохозяйственного товаропроизводителя и заверенный печатью сельскохозяйственного товаропроизводителя (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»), по форме, утверждаемой Министерством;

в) копию договора сельскохозяйственного страхования, заверенную сельскохозяйственным товаропроизводителем;

г) копии платежных поручений или иных документов, подтверждающих уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 процентов страховой премии, заверенные сельскохозяйственным товаропроизводителем;

д) справку о размере целевых средств, составленную на основании договора сельскохозяйственного страхования и платежного поручения или иного документа, подтверждающих уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 процентов страховой премии (форма и сроки представления справки устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации);

е) справку о размере целевых средств, составленную на основании договора страхования и платежного поручения или иного документа, подтверждающих уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 процентов страховой премии (форма и сроки представления справки устанавливаются Министерством);

ж) выписку из отчета о платежеспособности страховой организации, форма которой устанавливается Федеральной службой по финансовым рынкам, о превышении не менее чем на 30 процентов фактического размера маржи платежеспособности над нормативным размером, представленную сельскохозяйственному товаропроизводителю страховой организацией при заключении договора сельскохозяйственного страхования и заверенную ее руководителем, либо документ, содержащий информацию о перестраховании страховой организацией части риска страховой выплаты по договору сельскохозяйственного страхования, в том числе наименование страховой организации-перестраховщика (организаций-перестраховщиков), сведения о доле (размере) страховой выплаты по риску (рискам), переданному (переданным) в перестрахование, реквизиты договора (договоров) перестрахования (дата заключения, номер договора, форма перестрахования);

з) справку о наличии у сельскохозяйственного товаропроизводителя на территории Ульяновской области посевных площадей сельскохозяйственных культур (при заключении договоров сельскохозяйственного страхования в области растениеводства) по форме, утверждаемой Министерством, и (или) справку о наличии у сельскохозяйственного товаропроизводителя на территории Ульяновской области поголовья сельскохозяйственных животных (при заключении договоров сельскохозяйственного страхования в области животноводства) по форме, утверждаемой Министерством;

и) копию лицензии страховой организации на осуществление сельскохозяйственного страхования;

к) копию документа, подтверждающего членство страховой организации в объединении страховщиков в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2011 N 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».

Министерством в рамках межведомственного взаимодействия, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, запрашиваются сведения о государственной регистрации на территории Ульяновской области юридических лиц и (или) физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе представить по собственной инициативе копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица на территории Ульяновской области или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя на территории Ульяновской области (для индивидуальных предпринимателей).

Вместе с тем в п. 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1371 определено, что перечень документов, предусматриваемый нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает:

а) заявление о перечислении целевых средств на расчетный счет страховой организации;

б) справку о размере целевых средств, составленную на основании договора сельскохозяйственного страхования и платежного поручения или иного документа, подтверждающих уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 процентов страховой премии (форма и сроки представления справки устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации);

в) копию договора сельскохозяйственного страхования;

г) выписку из отчета о платежеспособности страховой организации о превышении не менее чем на 30 процентов фактического размера маржи платежеспособности над нормативным размером, предоставленную сельскохозяйственному товаропроизводителю страховой организацией при заключении договора сельскохозяйственного страхования и заверенную ее руководителем, либо документ, содержащий информацию о перестраховании страховой организацией части риска страховой выплаты по договору сельскохозяйственного страхования, в том числе наименование страховой организации-перестраховщика (организаций-перестраховщиков), сведения о доле (размере) страховой выплаты по риску (рискам), переданному (переданным) в перестрахование, реквизиты договора (договоров) перестрахования (дата заключения, номер договора, форма перестрахования).

При сопоставлении перечней документов, предусмотренных п. 8 Порядка (Постановление № 86-П)  и п. 4 Правил (Постановление № 1371) установлено, что п. 8 порядка предусматривает расширенный перечень документов, нежели предусмотрено п. 4 Правил.

В частности предусмотрено: расчет доли дохода за календарный год от реализации сельскохозяйственной продукции, включенной в перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 446 «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители», подписанный руководителем сельскохозяйственного товаропроизводителя и заверенный печатью сельскохозяйственного товаропроизводителя (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»), по форме, утверждаемой Министерством (пп. «б»); копию лицензии страховой организации на осуществление сельскохозяйственного страхования (пп «и»); копию документа, подтверждающего членство страховой организации в объединении страховщиков в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2011 N 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (пп. «к»). Кроме справки о размере целевых средств, составленная на основании договора страхования и платежного поручения или иного документа, подтверждающих уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 процентов страховой премии по установленной Министерством форме (пп. «е» п. 8 Порядка), поскольку необходима для расчёта размера целевых средств и предоставления их из областного бюджета Ульяновской области.

Таким образом, перечень документов, предусмотренных пп. «б», «и», «к» п. 8 Порядка (Постановление № 86-П), не соответствует требованиям Правил (Постановление № 1371).

В ходе рассмотрения дела Правительством Ульяновской области представлено постановление Правительства Ульяновской области от 19.05.2015 № 209-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 № 84-П и постановление Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 № 86-П».

Пункт 5 Порядка изложен в следующей редакции:

«5. Целевые средства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии (далее - целевые средства), предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, признанным таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением организаций, которым предоставление субсидий запрещено действующим законодательством) (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), имеющим на территории Ульяновской области посевные площади сельскохозяйственных культур (при заключении договоров сельскохозяйственного страхования в области растениеводства) и (или) содержащим на территории Ульяновской области поголовье сельскохозяйственных животных (при заключении договоров сельскохозяйственного страхования в области животноводства)».

В пункте 8:

а) подпункт "б" изложин в следующей редакции:

«б) расчет доли дохода за календарный год от реализации сельскохозяйственной продукции, включенной в перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 446 "Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители", по форме, утверждаемой Министерством, для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства") (далее - расчет).

Расчет не представляют сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства»;

в) подпункт "и" изложить в следующей редакции:

«и) согласие на обработку персональных данных (для индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств)»;

г) подпункт "к" признать утратившим силу;

В изложенной редакции указанные нормы не нарушают требования ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции».

Указанное постановление Правительства Ульяновской области опубликовано в газете «Ульяновская правда» о 25.05.2015 № 68.

Таким образом, Правительством Ульяновской области добровольно устранено нарушение антимонопольного законодательства. 

В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства добровольно устранено, Комиссией принято решение Правительству Ульяновской области предписание не выдавать, рассмотрение дела производством прекратить. 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать п. 5, пп. «б», «и», «к» п. 8 Порядка предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на управление рисками в подотраслях растениеводства и животноводства, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 № 86-П, противоречащим пункту 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».  

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссиях действиях рассмотрение дела № 11874/04-2015, возбужденное в отношении Правительства Ульяновской области по пункту 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» прекратить.

3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

 

 

Председатель комиссии

К.Ю.Попов

 

Члены комиссии

М.С. Степанова

А.В. Федорова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны