Решение №3956-05 от 20.05.2014 Решение по рекламе пива "Чешской пивоварни" от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
Спасская ул., д. 8, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел.: 41-32-03
www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru


РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 10614/05-2014

05.05.2014                                                                                 г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела ,
члены комиссии:             - главный специалист-эксперт ,
                                        - ведущий специалист-эксперт ,
рассмотрев дело № 10614/05-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на внешней стене здания, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Алтайская, д. 69 (слева над входом в здание), рекламы пива торговой марки «Zlata Podkova», содержащей признаки нарушения пункта 5 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в присутствии представителей:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- общества с ограниченной ответственностью «Чешский пивоваренный завод» (далее - ООО «Чешский пивоваренный завод»), расположенного по адресу: 433509, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Алтайская, д. 69, - директора общества <Б…> (решение единственного участника (учредителя) ООО «Чешская пивоварня» от 03.04.2012, паспорт),
- общества с ограниченной ответственностью «Олимп-АБ» (далее - ООО «Олимп-АБ»), расположенного по адресу: 433509, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Алтайская, д. 69, - генерального директора общества <Б…> (решение единственного участника ООО «Олимп-АБ» № 1 от 09.01.2013, паспорт),
- индивидуального предпринимателя Б (далее - ИП Б), зарегистрированного по адресу: <…> (паспорт),
заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Кривоноса Д.А. (далее - ИП Кривонос Д.А.), зарегистрированного по адресу: <…>, - не явился, о месте и времени рассмотрения дела предприниматель извещён надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

Ульяновским УФАС России определением от 17.02.2014 по факту распространения на внешней стене здания, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Алтайская, д. 69 (слева над входом в здание), рекламы пива торговой марки «Zlata Podkova» возбуждено дело № 10614/05-2014 по признакам нарушения п. 5 ч. 2 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О рекламе».  К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечены ООО «Чешский пивоваренный завод» и ООО «Олимп-АБ», осуществляющее деятельность по реализации пива торговой марки «Zlata Podkova» в здании, расположенном по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Алтайская, д. 69.  Рассмотрение дела назначено на 11.03.2014.
Директором ООО «Чешский пивоваренный завод» на заседании Комиссии 11.03.2014, а также в письменных пояснениях общества по делу (вх. № 1796 от 11.03.2014) сообщено, что в здании, расположенном по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Алтайская, д. 69, ООО «Чешский пивоваренный завод» осуществляет деятельность по производству пива торговой марки «Zlata Podkova».  Рассматриваемый баннер был заказан в 2012 году у ИП Кривоноса Д.А., с которым обществом заключен договор на оказание рекламных услуг от 27.09.2012.  Указанный баннер на фасаде здания был размещен в информационных целях в качестве вывески.  В настоящее время вывеска демонтирована и уничтожена.  Помещения в здании, расположенном по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Алтайская, д. 69, ООО «Чешский пивоваренный завод» арендует у Б, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.  Само же здание находится в собственности Б, как физического лица.
Из письменных пояснений ООО «Олимп-АБ» (вх. № 1797 от 11.03.2014), а также устных пояснений генерального директора общества на рассмотрении дела 11.03.2014 следует, что ООО «Олимп-АБ» оказывает услуги общественного питания в здании, расположенном по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Алтайская, д. 69.  Наряду с продажей продуктов питания собственного производства ООО «Олимп-АБ» периодически реализует пиво производства ООО «Чешский пивоваренный завод», однако никакой рекламной кампании указанного пива общество не ведёт, заказов печатной или иной продукции рекламного характера не осуществляло.
Определением от 11.03.2014 срок рассмотрения дела № 10614/05-2014 продлён до 17.04.2014, в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица ИП Кривоноса Д.А., а также получения дополнительных доказательств по делу.  Рассмотрение дела отложено и назначено на 02.04.2014.
Представитель ООО «Чешский пивоваренный завод» на заседание Комиссии 02.04.2014 не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество извещено надлежащим образом.  02.04.2014 ООО «Чешский пивоваренный завод» дополнительно представлены документы и сведения, запрошенные определением от 11.03.2014, а именно, копии документов о регистрации товарного знака «Zlata Podkova», копия решения от 03.04.2012 единственного участника ООО «Чешская пивоварня» о назначении Б директором общества, а также копия свидетельства о государственной регистрации на недвижимое имущество (серия <...> -АТ № 115748 от 25.02.2004).
На рассмотрение дела 02.04.2014 представитель ООО «Олимп-АБ» не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество извещено надлежащим образом.  Согласно определению от 11.03.2014 ООО «Олимп-АБ» представлена, в том числе, копия решения № 1 от 09.01.2013 единственного участника общества о назначении Б генеральным директором ООО «Олимп-АБ» (вх. № 2311 от 27.03.2014).
ИП Кривонос Д.А. на заседание Комиссии 02.04.2014 не явился, о месте и времени рассмотрения дела предприниматель извещён надлежащим образом.  Из письменных пояснений ИП Кривоноса Д.А. (вх. № 2435 от 31.03.2014) следует, что предприниматель не является изготовителем баннеров с рекламой пива торговой марки «Zlata Podkova».  Разработкой макетов ИП Кривонос Д.А. не занимается, поскольку готовые макеты предпринимателю всегда предоставляет заказчик.  Для ООО «Чешский пивоваренный завод» ИП Кривонос Д.А. не раз изготавливал печатную продукцию по макетам общества, однако они имели иной характер и содержание, нежели описанная в рамках данного дела реклама.
Определением от 02.04.2014 срок рассмотрения дела № 10614/05-2014 продлён до 17.05.2014, в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ИП Б, а также получения дополнительных доказательств по делу.  Рассмотрение дела отложено и назначено на 05.05.2014.
Директором ООО «Чешский пивоваренный завод» на заседании Комиссии 05.05.2014, а также в дополнительных письменных пояснениях общества (вх. № 3680 от 05.05.2014) сообщено, что информация, размещавшаяся на внешней стене здания, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Алтайская, д. 69, является не рекламой, а вывеской, сообщающей, что в указанном здании находится ООО «Чешский пивоваренный завод».
Б, от лица директора ООО «Олимп-АБ», на рассмотрении дела 05.05.2014 поддержал доводы, изложенные на предыдущих заседаниях Комиссии.
На рассмотрении дела 05.05.2014, а также в письменных пояснениях по делу (вх. № 3598 от 29.04.2014) ИП Б пояснено, что предприниматель никакой деятельности по реализации пива ООО «Чешский пивоваренный завод» не занимается, рекламные кампании указанного пива ИП Б не проводил, заказов печатной или иной продукции рекламного характера никогда не осуществлял.
Исследовав материалы дела № 10614/05-2014, заслушав пояснения представителя лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о необходимости признать рекламу пива торговой марки «Zlata Podkova», размещенную на внешней стене здания, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Алтайская, д. 69, ненадлежащей.  При этом Комиссия исходит из следующего.
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами 05.08.2013 обнаружено, что на внешней стене здания, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Алтайская, д. 69 (слева над входом в здание), размещена реклама пива торговой марки «Zlata Podkova», содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Указанная реклама имеет следующее содержание.  В левой части рекламы выполнено изображение подковы, на которую наложена надпись «Zlata PODKOVA».  Над подковой в закруглённой полосе коричневого цвета приведена надпись «Česky pivovar», под которой размещен рисунок домика с мельницей.  Под подковой мелким шрифтом чёрного цвета указано: «www.zlata-podkova.ru  тел. (92763) 4-08-34».  В правой части рекламы приведена надпись «ЧЕШСКАЯ ПИВОВАРНЯ», выполненная крупным шрифтом чёрного цвета.  Ниже на коричневой полосе, стилизованной под доску, перетянутую верёвкой, белым шрифтом указано: «натуральное ЖИВОЕ ПИВО».  В нижней части рекламы чёрным шрифтом выполнена надпись «Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью».
Лицом, осуществляющим производство пива торговой марки «Zlata Podkova», является ООО «Чешский пивоваренный завод» (ранее - общество с ограниченной ответственностью «Чешская пивоварня»).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» информация, размещённая на внешней стене здания, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Алтайская, д. 69 (слева над входом в здание), является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - ООО «Чешский пивоваренный завод», а также продукции, им производимой, в частности, пиву торговой марки «Zlata Podkova».
Комиссия не может согласиться с доводом ООО «Чешский пивоваренный завод» относительно того, что рассматриваемая информация является вывеской, по следующим основаниям.  Согласно имеющимся в материалах дела фотоснимкам на спорном баннере размещены сведения, которые в совокупности переводят рассматриваемую информацию в разряд рекламной, а именно, указание на конкретную торговую марку пива - «Zlata Podkova», а не на продукцию ООО «Чешский пивоваренный завод» в целом (либо только на сам завод), а также предупредительная надпись «Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью», признаваемая обязательной к указанию только Федеральным законом «О рекламе».
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Однако в нарушение указанной нормы закона, реклама пива «Zlata Podkova» размещена на внешней стене здания, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Алтайская, д. 69 (слева над входом в здание), доступном для обозрения неограниченного количества лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Согласно имеющейся в материалах дела № 10614/05-2014 фотографии площадь рекламы пива «Zlata Podkova» составляет 234,6 см2 (23 х 10,2 см).  Соответственно, площадь предупредительной надписи должна составлять не менее 23,5 см2 (10 % рекламной площади).  Однако фактически в рекламе предупредительной надписи отведено 10,01 см2 (14,3 х 0,7 см), что составляет лишь 4,2% рекламной площади.
Таким образом, предупреждению о вреде чрезмерного потребления пива в рассматриваемой рекламе отведено менее десяти процентов рекламной площади.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 21 указанного Федерального закона, несёт рекламораспространитель, а за нарушение ч. 3 ст. 21 - рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с п.п. 5 и 7 ст. 3 указанного закона рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела № 10614/05-2014 установлено, что реклама пива торговой марки «Zlata Podkova» изготовлена по макету ООО «Чешский пивоваренный завод» и размещена по поручению директора завода с целью информирования граждан об открытии нового пивного производства.  Помещения в здании, расположенном по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Алтайская, д. 69, ООО «Чешский пивоваренный завод» арендует у ИП Б, являющегося с 25.02.2004 собственником здания, как физическое лицо.
Следовательно, рекламодателем в данном случае является ООО «Чешский пивоваренный завод», а рекламораспространителем - ИП Б
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания.  Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Согласно имеющимся в материалах дела № 10614/05-2014 письменным (вх. № 1796 от 11.03.2014) и устным пояснениям директора ООО «Чешский пивоваренный завод» реклама с внешней стены здания, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Алтайская, д. 69, демонтирована, следовательно, распространение рекламы с нарушением п. 5 ч. 2 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» на момент принятия настоящего решения прекращено.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).
Административная ответственность за нарушение ст. 21 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу пива торговой марки «Zlata Podkova», размещенную на внешней стене здания, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Алтайская, д. 69, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение ненадлежащей рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 20.05.2014.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии                                                                                             

Члены Комиссии                                                                                                          

                                                                                                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны