Решение №1128-03 Жалоба ООО "Гринлайф Фэктори" признана необоснованной от 6 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

01.03.2019                                                                                                           Дело № 15 511/03-2019

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

председателя

- врио руководителя управления <…>;

 

членов

 

- ведущего специалиста-эксперта <…>;

- ведущего специалиста-эксперта <…>;

 

 

           в отсутствие сторон,

рассмотрев дело № 15 511/03-2019 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Гринлайф Фэктори» (далее – ООО «Гринлайф Фэктори», заявитель) на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме № 31907454880 (наименование объекта закупки – «Флокулянт»; заказчик – Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал»; начальная (максимальная) цена договора – 2 862 000,00 руб., дата рассмотрения первых частей заявок – 12.02.2019) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 1014 от 20.02.2019 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Гринлайф Фэктори» на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме № 31907454880.

Жалоба ООО «Гринлайф Фэктори» содержит указание на следующее.

УМУП «Ульяновскводоканал» были нарушены требования законодательства, а именно:

  • были указаны конкретные наименования товарных знаков (фирменных наименований) объекта закупки (Праестол и Суперфлок) без какого-либо обоснования необходимости поставки товара именно с такими товарными знаками (фирменными наименованиями);
  • несмотря на то, что заявленный ООО «Гринлайф Фэктори» товар соответствовал всем техническим характеристикам, указанным в закупочной документации, заявка Заявителя была необоснованно признана несоответствующей требованиям закупочной документации.
  • условия закупочной документации УМУП «Ульяновскводоканал» существенным образом необоснованно ограничили конкуренцию среди поставщиков аналогичных товаров.

На заседание Комиссии 27.02.2019 г. представитель ООО «Гринлайф Фэктори» поддержал доводы, изложенные в обращение, а также подтвердил, что общество предложило к поставке Флокулянт Flopam PWG, считая данный флокулянт соответствующим требованиям закупочной документации.

На заседании Комиссии 27.02.2018 г. представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, содержащие, в том числе, указание на следующее.

УМУП «Ульяновскводоканал» уже боле 50 лет применяет в практике очистки природной воды Куйбышевского водохранилища синтетические полиэлектролиты.

Выбор флокулянта предприятием осуществляется в три этапа:

- изучение пакета документов (технические характеристики, разрешительные документы);

- оценка эффективности очистки воды с учетом обеспечения взаимодействия флокулянта с используемым в процессе водоподготовки коагулянтом и дезинфектантом в лабораторных условиях;

- промышленные испытания.

Опыт работы в области очистки природных вод поверхностного источника подтверждает обязательность проведения всех трех этапов, поскольку эффективность очистки воды зависит от ряда факторов: природы и количества добавляемого полимера, его молекулярной массы и заряда, условий приготовления и введения раствора реагента, стабильности растворов, концентрации загрязняющих веществ и их физико-химических характеристик, pH, температуры, электропроводности воды и др.

Применение флокулянта предусматривается Технологическим регламентом в течение всего года, так как вода Куйбышевского водохранилища относится к II категории, требующей обязательной реагентной обработки.

Отсутствие флокулянта может привести к нарушению качества питьевой воды по органолептическим показателям (цветность, мутность) и вредным химическим веществам (окисляемость, алюминий).

За последние три года на предприятии были испытаны 12 видов флокулянтов:

- Нитрофлок 2515 (анионный), Нитрофлок 2525 (анионный), Нитрофлок 2535 (катионный);

- Flotax FC 405 (катионный);

- Праестол 611TR (катионный), Праестол 650TR (катионный);

- MetaFLOK C202-P, MetaFLOK С203-Р, MetaFLOK С204-Р (катионные);

- Суперфлок С-492 PWG, Суперфлок A-110 PWG, Суперфлок N-300 PWG.

К промышленным испытаниям были рекомендованы Нитрофлок 2535, Flotax FC 405, Суперфлок С-492 PWG. Рабочим флокулянтом в настоящее время является Праестол 650TR.

Лабораторные испытания Нитрофлок 2535 и Flotax FC 405 показали положительные результаты, однако промышленные испытания флокулянта Нитрофлок 2535 выявили агрессивные воздействия рабочего раствора на железобетонные емкости хранения раствора, что привело к разрушению отделочного штукатурного слоя и незапланированному капитальному ремонту технологической емкости. Работы по испытаниям были прекращены.

В мае 2017 года был заключен контракт на поставку флокулянта Flotax FC 405 после предварительных промиспытаний. Работа с данным флокулянтом в летнее время проходила без замечаний, однако в ноябре в приготавливаемом растворе стали образовываться сгустки, приводящие к нарушению дозирования раствора.

Также представители заказчика указали, что закупка флокулянтов производится в целях очистки воды в Куйбышевском водохранилище, в связи с чем, поставка некачественных реагентов приведет к ухудшению технологического процесса.         

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:45 01.03.2019 г. для анализа материалов по делу.

   Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 25.01.2019 г. были опубликованы извещение и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме № 31907454880 (наименование объекта закупки – «Флокулянт»; заказчик – Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал»; начальная (максимальная) цена договора – 2 862 000,00 руб., дата рассмотрения первых частей заявок – 12.02.2019).

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 12.02.2019 г. по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе было подано 2 заявки.

Решением закупочной комиссии заявка участника закупки № 1 была признана несоответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении аукциона в электронной форме.

           В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 14.02.2019 г. заявка участника № 2 (ООО «Промхимсервис») соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении аукциона в электронной форме, электронный аукцион был признан несостоявшимся.    

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Гринлайф Фэктори» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

УМУП «Ульяновскводоканал» осуществляет свою закупочную деятельность, в том числе, в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» (далее – Положение о закупке) было утверждено Директором УМУП «Ульяновскводоканал» 17.09.2012 г.

Статьей 11 раздела 5 «Способы закупок и условия осуществления закупок» Положения о закупке (в редакции от 21.12.2018 г.) предусмотрены конкурентные и неконкурентные закупки.

Согласно пункту 3.1 статьи 11 раздела 5 «Способы закупок и условия осуществления закупок» Положения о закупке одним из способов конкурентной закупки является аукцион.

Статьей 23 Раздела 6 «Порядок подготовки и проведения процедур закупки» Положения о закупке установлен порядок проведения аукциона на право заключить договор.

  1. Согласно пункту 2 статьи 25 Раздела 6 «Порядок подготовки и проведения процедур закупки» Положения о закупке аукционная документация должна содержать требования, установленные Заказчиком, организатором осуществления закупок к количеству, качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Аналогичные требования установлены в пункте 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно сведениям закупочной документации предметом закупки является поставка Флокулянта (Праестол 650 TR или Суперфлок С-492).

В соответствии с пунктом 8 Раздела 1 «Информационная карта» закупочной документации описание объекта закупки содержится в Приложении № 2 к закупочной документации.

Приложение № 2 к закупочной документации «Описание объекта закупки» содержит функциональные, технические и качественные характеристики товара.

Исходя из анализа закупочной документации, заказчиком установлены требования к поставке двух видов флокулянтов с торговыми наименованиями «Праестол 650 TR» или «Суперфлок С-492».   

Потребность заказчика в приобретении флокулянтов указанных торговых наименований обусловлено достижением максимальных параметров обработки Волжской воды в процессе водоподготовки на Волжских головных сооружениях Водопровода города Ульяновска в ходе опытно-промышленной эксплуатации. Применение других типов флокулянтов повлечет за собой ухудшение технологического процесса и значительное увеличение эксплуатационных расходов УМУП «Ульяновскводоканал».

При этом, пункт 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках позволяет указывать товарные знаки в случае если не имеется другого способа указания необходимого заказчику товара.

Обоснование невозможности описания товара без указания товарных знаков было установлено в закупочной документации.

Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы заказчиком были представлены материалы, подтверждающие проведение промышленных испытаний по отдельным маркам флокулянта.

Таким образом, учитывая, что потребность заказчика является одним из определяющих факторов при установлении требований к функционально-техническим характеристикам требуемого товара,  доводы заявителя жалобы о нарушении положения законодательства о закупках в части указания конкретного товарного знака не могут быть признаны состоятельными.

Кроме того, Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 г. содержит ссылку, что указание в закупочной документации товарного знака может быть признано допустимым в случаях, когда закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду заказчика.

Учитывая, что выполнение лабораторных исследований является общепринятой практикой при разработке технологии применения флокулянта, намеренная закупка неисследованного флокулянта может привести к дополнительным расходам по его исследованию, затратам времени для подтверждения качества флокулянта, а также к необратимым последствиям при его использовании при очистки воды.       

Также Ульяновское УФАС России отмечает, что закупочная документация предусматривает возможность выбора поставки флокулянта двух марок, в связи с чем, довод заявителя жалобы об ограничении участников закупки также не может быть признан состоятельным.

Кроме того, при рассмотрении жалобы, заказчиком были представлены сведения из общедоступной сети «Интернет» о наличии требуемых заказчику флокулянтов в свободной продаже. 

Учитывая изложенное, жалоба ООО «Гринлайф Фэктори» в указанной части является необоснованной.

  1. Статьей 28 Раздела 6 «Порядок подготовки и проведения процедур закупки» Положения о закупке установлен порядок проведения аукциона на право заключить договор.

Согласно пункту 3 статьи 28 Раздела 6 «Порядок подготовки и проведения процедур закупки» Положения о закупке комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным Положением о закупке и аукционной документацией.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника процедуры закупки и о признании участника процедуры закупки, подавшего заявку на участие в электронном аукционе, участником аукциона или об отказе в допуске такого участника к процедуре электронного аукциона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, который ведется комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии и Заказчиком в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Участник закупки не допускается к участию в электронном аукционе, в том числе, в случае несоответствия информации, предусмотренной статьей 27 настоящего Положения о закупке, требованиям документации о таком аукционе.

В ходе анализа заявки ООО «Гринлайф Фэктори», Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что заявителем жалобы был предложен к поставке флокулянт полиакриламид катионный Flopam FO 4240 PWG, что не соответствует требованиям закупочной документации, поскольку закупочная документация содержала указание на возможность поставки флокулянта либо «Праестол 650 TR» либо «Суперфлок С-492».

Доводы ООО «Гринлайф Фэктори» о соответствии предложенного обществом товара всем техническим характеристикам, указанным в закупочной документации, не может быть признан состоятельным Комиссией Ульяновского УФАС России, поскольку закупочная комиссия рассматривает заявки участников закупки на соответствие всем требованиям, установленным в закупочной документации, в том числе и наименованию флокулянта.

Учитывая, что ООО «Гринлайф Фэктори» предложило товар, не предусмотренный закупочной документацией, действия закупочной комиссии в части отклонения заявки участника закупки с защищенным номером 1 от дальнейшего участия в аукционе являются правомерными, соответственно, жалоба ООО «Гринлайф Фэктори» в указанной части является необоснованной.  

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Гринлайф Фэктори» необоснованной.

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны