Решение б/н рекламы квартир с ипотекой на радио, содержащей признаки нар... от 14 декабря 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


                                                                                  

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

Управление

Федеральной антимонопольной службы

по Ульяновской области

 

ул. Гончарова, д. 2, г. Ульяновск, 432970, ГСП

тел./факс: (8422) 41-32-03

e-mail: to73@fas.gov.ru, www.ulyanovsk.fas.gov.ru

 

Исх.  № _________-05  от 14.12.2022

 

 

 

 

ООО «Радио-Дача»

129164, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ «Алексеевский», пер. Зубарев,

д. 15, к. 1, этаж 3, пом. I, ком. 65

e-mail: dacha@radiodacha.ru

 

ООО СЗ «Новая жизнь 9,10 дом»

432045, г. Ульяновск, ул. Герасимова,

д. 10М, литера Ш, пом. 2

e-mail: office@newlife-ul.ru

 

ООО «Интермедиа Групп»

432011, г. Ульяновск, 2-й пер. Мира,

д. 21, пом. 1-7

 

ИП <…>

<…>

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 073/05/28-494/2022

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 01.12.2022                                                            г. Ульяновск

Решение в полном объеме изготовлено 14.12.2022

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - зам. руководителя управления <…>К.Ю.,

члены комиссии:             - главный специалист-эксперт <…>Н.В.,

                                          - специалист-эксперт <…>Д.А.,

рассмотрев дело № 073/05/28-494/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в региональном рекламном блоке на радио «Радио-Дача» (вещание на частоте 89,2 МГц) рекламы квартир с ипотекой от общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Новая жизнь 9, 10 дом» (далее – ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом»), ОГРН 1207300003789, ИНН 7327094377, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 и частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- от общества с ограниченной ответственностью «Радио - Дача» (далее – ООО «Радио-Дача»), ОГРН 1117746654002, ИНН 7713732948, расположенного по адресу: 129164, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ «Алексеевский», пер. Зубарев, д. 15, к. 1, этаж 3, пом. I, ком. 65, -  представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество уведомлено надлежащим образом;

- от ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом», ОГРН 1207300003789, ИНН 7327094377, расположенного по адресу: 432045, г. Ульяновск, ул. Герасимова, д. 10М, литера Ш, пом. 2, - представителей <…> (доверенность № 20 от 28.11.2022), <…> (доверенность № 17 от 01.10.2022);

- от общества с ограниченной ответственностью «Интермедиа Групп» (далее – ООО «Интермедиа Групп»), ОГРН 1167325076511, ИНН 7325151213, расположенного по адресу: 432011, г. Ульяновск, 2-й пер. Мира, д. 21, пом. 1-7, -  представителя Магасумова Е.В. (доверенность б/н от 07.11.2022);

- индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>), ОГРНИП 3177<…>, ИНН 7325<…>, зарегистрированного по адресу: 432017, г. Ульяновск, и представителя <…> (доверенность б/н от 01.12.2022),

УСТАНОВИЛА:

По заявлению физического лица (вх. № 199-ЭП/22 от 18.08.2022) Ульяновским УФАС России определением от 14.09.2022 возбуждено дело № 073/05/28-494/2022 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 и ч.ч. 1, 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе». К участию в деле привлечены лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО «Радио-Дача» и ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом».  Рассмотрение дела назначено на 12.10.2022.

В письменных пояснениях ООО «Радио-Дача» (исх. б/н от 11.10.2022) и представителем общества на рассмотрении дела 12.10.2022 сообщено, что размещение рассматриваемой рекламы в эфире радиоканала «Радио-Дача» осуществлено в соответствии с договором на размещение рекламы № 302 от 01.02.2020, заключенным между ООО «Радио-Дача» и ООО «Интермедиа Групп» (ОГРН 1167325076511, ИНН 7325151213). По указанному договору ООО «Радио-Дача» только обеспечивает выход в эфир рекламных материалов (размещает рекламу), предоставленных ООО «Интермедиа Групп», которые должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, и не имеет права вносить изменения в представленные рекламные материалы.  В соответствии с письмом № 25/2022 от 11.02.2022 ООО «Интермедиа Групп» является эксклюзивным обладателем права размещения рекламных материалов в эфире радиоканала «Радио-Дача» в г. Ульяновске и Ульяновской области на частоте 89,2МГц в период с 01.02.2020 по 31.12.2022.  В данном случае ООО «Радио-Дача» является распространителем рекламы в эфире и несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы, тогда как рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части содержания информации, представляемой для создания рекламы.  В действиях рекламораспространителя ООО «Радио-Дача» отсутствует состав административного правонарушения, следовательно, дело № 073/05/28-494/2022 в отношении общества подлежит прекращению.

В письменных пояснениях ООО СЗ «Новая жизнь 9,10 дом» (исх. б/н от 10.10.2022, вх. № 1414-ЭП/22 от 11.10.2022) и представителем общества на рассмотрении дела 12.10.2022 сообщено, что на основании договора № 3 от 04.08.2021, заключенного между ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом» и ИП <…> (ОГРНИП <…>, ИНН 7325040994<…>24), и приложений № 11, № 12 от 29.07.2022 к указанному договору по заказу общества предпринимателем был изготовлен рассматриваемый аудиоролик и размещен в эфире радио «Радио-Дача» (вещание на частоте 89,2 МГц).  Транслировался указанный аудиоролик ИП <…>А.А. на радио «Радио-Дача» в период со 2 по 5 августа 2022 года.  Как видно из ролика, реклама содержит в себе ссылку на конкретный источник информации об услуге - сайт «newlife-ul.ru», официальный сайт ООО СЗ «Новая Жизнь 9,10 дом».  Целью размещения данной рекламы являлось первоочередное обращение потребителя к информационному ресурсу, расположенному по адресу в сети «Интернет», на который реклама ссылалась, с учетом того, что объем времени рекламы ограничен.  На данном сайте содержится вся необходимая информация в полном объеме.  Следовательно, потребитель обеспечен возможностью обращения к информационному ресурсу (официальному сайту) для ознакомления со всеми необходимыми сведениями об объекте рекламирования в целях формирования правильного представления относительно предлагаемой обществом услуги.  При этом реклама предоставляет потребителю реальную возможность в любое время зайти на указанный сайт и ознакомиться со всеми условиями рекламируемой услуги, поскольку такого рода реклама не ограничена во времени.  Таким образом, наличие в рекламе ссылки на сайт рекламодателя, содержащий исчерпывающую информацию о рекламируемой услуге и указание на полное наименование организации, оказывающей эту услугу, свидетельствует о соответствии такой рекламы требованиям ч.ч. 1 и 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», что подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2018 № 305-КГ18-11649 по делу № А40-146628/2017).  Кроме того, ИП <…>, в соответствии п.п. 3.1.2 и 3.1.3 договора № 3 от 04.08.2021, вправе был не принимать к размещению рекламу в случае, если содержание и/или оформление рекламного ролика не соответствует требованиям российского законодательства, незамедлительно уведомить об этом ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом» и предложить заменить рекламный ролик либо привести его в соответствие с требованиями законодательства.  В соответствии с п. 5.4 договора ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом» не несет ответственность за убытки, причиненные из-за несоответствия требованиям законодательства рекламного ролика, изготовленного ИП <…>  Вся необходимая информация для изготовления спорного аудиоролика была предпринимателю известна, поскольку размещена на сайте общества.  Никаких запросов от ИП <…> о необходимости предоставления дополнительной информации не поступало.  У общества отсутствовало намерение разместить рекламу, которая содержит не соответствующие законодательству сведения.  Таким образом, вина ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом» во вменяемом правонарушении отсутствует (либо является незначительной).  ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом» считает необходимым привлечение к участию в дела ИП <…>

Определением от 12.10.2022 к участию в деле № 073/05/28-494/2022 в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе привлечено ООО «Интермедиа Групп» и ИП <…>, срок рассмотрения дела продлен до 14.12.2022, рассмотрение дела отложено и назначено на 10.11.2022. 

Представитель ООО «Радио-Дача» на рассмотрение дела 10.11.2022 не явился, определение от 12.10.2022 (исх. № ИС/993/22 от 17.10.2022) направлено ООО «Радио-Дача» заказным письмом с уведомлением № 80097277457510 от 17.10.2022, которое обществом получено 24.10.2022

Представитель ООО СЗ «Новая жизнь 9,10 дом» на рассмотрении дела 10.11.2022 поддержал доводы, приведенные ранее.

В письменных пояснениях ООО «Интермедиа Групп» (исх. № 2 от 08.11.2022, вх. № 1989/22 от 08.11.2022) и представителем общества на рассмотрении дела 10.11.2022 сообщено, что оказываемые ООО «Интермедиа Групп» услуги по размещению на радио рекламных материалов являются посредническими между рекламодателями и рекламораспространителями.  Фактически ООО «Интермедиа Групп» выполняет исключительно услуги по передаче рекламораспространителю рекламного радиоролика для размещения в эфире и не имеет работников, которые могут осуществлять юридический анализ рекламной информации на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе.  ООО «Интермедиа Групп» не имеет лицензии на радиовещание и не оказывает услуги по трансляции радиорекламы в эфир.  Между ООО «Интермедиа Групп» и ООО «Радио-Дача» (рекламораспространителем) заключен договор № 302 от 01.02.2020, в соответствии с которым первое имеет эксклюзивные права на размещение рекламных материалов в эфире радиоканала «Радио-Дача» в г. Ульяновске и Ульяновской области на частоте 89,2МГц.  Размещение рекламы ООО СЗ «Новая Жизнь 9,10 дом» осуществлялось на основании договора № 12/2020/ИГ от 08.06.2020, заключенного между ООО «Интермедиа Групп» и ИП <…>  Предприниматель передал ООО «Интермедиа Групп» готовый, согласованный с заказчиком радиоролик, а ООО «Интермедиа Групп» передало указанный радиоролик ООО «Радио-Дача» для размещения в эфире радиоканала «Радио-Дача».  В данном случае ООО «Интермедиа Групп» не является ни рекламодателем, ни рекламопроизводителем, ни распространителем рекламы.  Таким образом в действиях ООО «Интермедиа Групп» отсутствует состав правонарушения.

В письменных пояснениях (исх. б/н от 09.11.2022, вх. № 2008/22 от 09.11.2022) и на рассмотрении дела 10.11.2022 ИП <…> сообщил, что на основании договора № 3 от 04.08.2021, заключенного между предпринимателем и ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом», по заказу общества ИП <…> изготовил рассматриваемый аудиоролик и передал его ООО «Интермедиа Групп» (договор № 12/2020/ИГ от 08.06.2020, заключенный между ООО «Интермедиа Групп» и ИП <…>) на размещение в эфире радио «Радио-Дача» (вещание на частоте 89,2 МГц).  Заявка на изготовление рекламного ролика поступила в адрес предпринимателя 27.06.2022.  Текст рекламного ролика был предоставлен ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом».  Окончательное содержание рекламного ролика было согласовано с представителем общества (директором маркетинга и рекламы общества <…>), что подтверждается перепиской в мессенджере «WhatsApp» с 27.06.2022 по 30.06.2022.  Заказчик оплатил изготовление и размещение рекламного аудиоролика, сторонами подписан акт оказанных услуг.  В данном случае ИП <…> выполнил исключительно техническую работу по изготовлению аудиоролика и не имеет работников, которые осуществляли бы юридический анализ рекламной информации на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе.  В связи с этим, договор № 3 от 04.08.2021 содержит п. 5.1, которым установлено, что заказчик гарантирует исполнителю, что направляемая в соответствии с настоящим договором реклама по своему содержанию и оформлению соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации о рекламе.  Кроме того, по мнению ИП <…>, объектом рекламирования является именно предложение по покупке трехкомнатных квартир с отделкой от ООО СЗ «Новая Жизнь 9,10 дом».  Всю необходимую подробную информацию потребитель имел возможность получить на официальном сайте ООО СЗ «Новая Жизнь 9,10 дом» - «newlife-ul.ru» или у специалиста по продажам.

Определением от 10.11.2022 рассмотрение дела № 073/05/28-494/2022 отложено и назначено на 01.12.2022.

Представитель ООО «Радио-Дача» на рассмотрение дела 01.12.2022 не явился, определение от 10.11.2022 (исх. № ИС/1413/22 от 15.11.2022) направлено ООО «Радио-Дача» заказным письмом с уведомлением № 80092278849500 от 15.11.2022, которое обществом получено 21.11.2022.

В письменных пояснениях ООО СЗ «Новая жизнь 9,10 дом» (исх. б/н от 30.10.2022, вх. № 2570/22 от 01.12.2022) и представителями общества на рассмотрении дела 01.12.2022 сообщено, что вина ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом» в рассматриваемом правонарушении отсутствует. Общество предоставило ИП <…> всю необходимую информацию для изготовления рекламного аудиоролика в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рекламе. Готовый аудиоролик ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом» не утверждался. Согласование рекламы могло осуществляться только директором общества или директором по маркетингу. И<…> трудоустроена в ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом» на должность коммерческого директора с 22.09.2022, ранее в обществе она не была трудоустроена, доверенность на представление интересов общества ей не выдавалось. Довод ИП <…> о том, что текст ролика первоначально предоставило общество, не соответствует действительности и не подтвержден какими-либо допустимыми доказательствами. Переписка в интернет-мессенджере «WhatsApp» не является допустимым доказательством. Указанный вид связи не был предусмотрен договором № 3 от 04.08.2021, заключенным между ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом» и ИП <…>, для обмена юридически значимой информацией сторонами договора. Также необходимо обратить внимание, что переписка велась 27 – 30 июня 2022 года, в то время как дополнительное соглашение № 12 на изготовление рассматриваемого рекламного аудиоролика было заключено только 29 июля 2022 года.    Кроме того, рассматриваемая реклама не нарушает требования ч.ч. 1 и 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».  В рекламе идет речь об ипотечном кредите, на который не распространяются требования Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «Об потребительском кредите (займе)» и соответственно ч.ч. 1 и 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе». В рекламе указан адрес сайта рекламодателя где содержится исчерпывающая информация о рекламируемой услуге. Также в рекламе нет недостающей информации, без которой у потребителей сложилось бы искажённое представление о рекламном товаре. Отсутствие в рекламе информации о том, что ипотека на рекламируемых условиях распространяется только на семьи с тремя и более детьми и что кредит предоставляет банк «ВТБ», не искажает смысл информации и не вводит в заблуждение потребителей рекламы, следовательно, реклама не нарушает ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Представитель ООО «Интермедиа Групп» на рассмотрении дела 01.12.2022 подержал доводы, приведенные ранее.

ИП <…> и его представителем на рассмотрении дела 01.12.2022 подержаны доводы, приведенные ранее, дополнительно сообщено, что предприниматель с группой компаний «Новая жизнь» работает уже длительное время, за которое сложились доверительные партнерские отношения. Реклама для ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом» также производится с постоянной периодичностью. По всем вопросам изготовления, согласования и оплаты рекламы ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом» с момента подписания договора (№ 3 от 04.08.2021) и по настоящее время ИП <…>контактирует с И<…>. За это время никаких претензий от ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом» не поступало, акты оказанных услуг подписывались без замечаний, оплата производилась в полном объеме. Текст рекламы всегда предоставлялся заказчиком, предприниматель оказывает услуги по изготовлению аудиоролика для трансляции в эфире радио, содержание рекламы не определяет.

Исследовав материалы дела № 073/05/28-494/2022, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу: «Квартиры с отделкой в ипотеку» ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом», распространённую в региональном рекламном блоке на радио «Радио-Дача» (вещание на частоте 89,2 МГц), ненадлежащей.  При этом Комиссия исходит из следующего.

В Ульяновское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 199-ЭП/22 от 18.08.2022), в котором указывается на распространение в период со 2 по 5 августа 2022 года с 12 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. в региональном рекламном блоке на радио «Радио-Дача» (вещание на частоте 89,2 МГц), в том числе, рекламы квартир с ипотекой от застройщика ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом» (ОГРН 1207300003789, ИНН 7327094377), которая не содержит наименования организации, оказывающей финансовые услуги, а также иные условия и требования, которые предъявляются к потребителю, желающему воспользоваться рекламируемой ипотекой, что является нарушением требований ст. 28 Федерального закона «О рекламе».  К заявлению приложена аудиозапись рекламы.

Рекламный аудиоролик имеет следующее содержание:

«- Ипотека почти как рассрочка? Переплата всего 40 тысяч за весь срок на квартиры с отделкой?!

- Папа, а что это значит?

- Что у нас будет скоро своя «трешка» с отделкой за 17 тысяч рублей в месяц.

«Новая жизнь» - квартиры с отделкой в ипотеку по ставке 0,1% на весь срок, только для семей с детьми.» (хронометраж – 22 сек.);

«ООО Специализированный застройщик «Новая жизнь 9, 10 дом», ОГРН 1207300003789, проектная декларация на сайте «Наш дом.рф. Условия и сроки проведения акции уточняйте на сайте: «нью лайф дефис ул.ру». (хронометраж – 6 сек.).

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Объектом рекламирования в данной рекламе является трехкомнатная квартира в кредит, обеспеченного ипотекой, под 0,1% годовых в домах микрорайона «Новая жизнь» г. Ульяновска.

На сайте: https://newlife-ul.ru/, ссылка на который приведена в рекламе, можно получить подробную информацию об условиях ипотеки под 0,1% годовых: «Детская ипотека от 0,1% годовых», условия кредитования: «Ставка в размере 0,1% годовых по ипотеке с господдержкой для семей с детьми действует при условии комплексного страхования. Ставка 0,1% годовых обеспечивается за счет субсидирования из средств Застройщика ООО «СЗ Новая жизнь 9,10 дом». Заемщики - граждане РФ, имеющие не менее 3-х детей, возраст которых на дату кредитной заявки не старше 18 лет, при этом как минимум один ребенок рожден в период с 01.01.2018 г. по 31.12.2022 г. (вкл.), либо ребенок-инвалид, рожденный не позднее 31.12.2022 г. Заемщик или поручитель-супруг является зарплатным клиентом Банка. Кредит предоставляется на приобретение у юр. лица (за исключением управляющей компании инвестиционного фонда)  первого собственника готового жилого помещения, в т.ч. с земельным участком, или приобретение у юр. лица (за исключением управляющей компании инвестиционного фонда) жилого помещения, находящегося на этапе строительства, на приобретение на вторичном рынке у физ. лица или юр. лица готового жилого помещения или готового жилого помещения с земельным участком, расположенных в сельских поселениях на территории ДФО. Сумма кредита для Москвы и области, Санкт-Петербурга и области до 12 млн руб., для остальных субъектов РФ — до 6 млн руб. Первый взнос — от 15%. Валюта кредита — рубли. Срок кредита — от 1 до 30 лет. Срок заключения кредитного договора с 01.07.2022 до 31.12.2022. Условия действительны с 06.07.2022 г. до даты изменения банком условий кредитования. Банк ВТБ (ПАО) оказывает исключительно банковские услуги. Банк вправе отказать в предоставлении кредита без объяснения причин. Банк предоставляет кредит в случае, если заемщик (созаемщик/поручитель, при наличии) соответствует требованиям госпрограммы и Банка и предоставил полный пакет необходимых документов. Информация по кредиту является полной, т.е. отражает все условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, и соответствует требованиям ст. 28 ФЗ «О рекламе», а также что указанные условия кредита составляют полную стоимость кредита, рассчитанную в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Банк ВТБ (ПАО). Генеральная лицензия Банка России № 1000».

Рекламируемый ипотечный кредит под 0,1% годовых распространяется только на семьи с тремя и более детьми, при этом один ребенок должен быть рожден в период с 01.01.2018 по 31.12.2022 (вкл.), либо одни из детей - ребенок-инвалид, рожденный не позднее 31.12.2022.  Условие о наличие в семье трех и более детей, один из которых не старше 4-х лет, является существенным условием, поскольку исключает из категории потребителей, на которые распространяется данное предложение, семьи с двумя детьми, семьи с тремя детьми старше 4-х лет. Кроме того, кредитование осуществляется Банком ВТБ (ПАО), при этом заемщик или поручитель – супруг должны является зарплатными клиентами банка.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе приведены следующие условия ипотечного кредита: ипотечная ставка – 0,1% годовых; ежемесячный платеж за трехкомнатную квартиру с отделкой – 17 тысяч рублей; переплата 40 тысяч рублей за весь срок кредита.

Согласно п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

В соответствии с п.п. 15, 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», вопрос о наличии в информации признаков рекламы должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела. Информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Статьей 3 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)») определено, что ипотека обеспечивает уплату залогодержателю основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспечиваемому ипотекой обязательству полностью либо в части, предусмотренной договором об ипотеке.

Ипотека, установленная в обеспечение исполнения кредитного договора или договора займа с условием выплаты процентов, обеспечивает уплату кредитору (заимодавцу) причитающихся ему процентов за пользование кредитом (заемными средствами).

Следовательно, рекламируемая ипотека (ипотечный кредит), фактически являющаяся целевым долгосрочным кредитом на покупку жилья, и является финансовой услугой.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Рекламируемую финансовую услугу оказывает Банк ВТБ (ПАО), сведения (наименование) о котором в рассматриваемой рекламе отсутствуют.

Согласно ст. 9.1 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (в редакции от 27.12.2019) особенности условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, а также особенности их изменения по требованию заемщика и особенности условий договора страхования, заключенного при предоставлении потребительского кредита (займа), обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, устанавливаются Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Федеральный закон «О потребительском кредите(займе)).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» настоящий Федеральный закон, за исключением случаев, прямо им предусмотренных, не применяется к отношениям, возникающим в связи с предоставлением потребительского кредита (займа), обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой.

Особенности условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, определены в ст. 6.1 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

В силу п. 2 ч. 2 ст. 6.1 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» к кредитному договору, договору займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, применяются требования настоящего Федерального закона, в том числе в части размещения информации об условиях предоставления, использования и возврата кредита (займа) в местах оказания услуг (местах приема заявлений о предоставлении кредита (займа), в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), а также в части доведения до сведения заемщика иной предусмотренной настоящим Федеральным законом информации.

Требования к кредитному договору, договору займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, также определены в ч.ч 22.1 – 22.5 ст. 5, ч.ч. 8 - 10.1 ст. 6, ст. 6.1-1, ч.ч. 2.1 - 2.6 ст. 7 в ч.ч. 4 - 7.3, 13 ст. 11 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с ч. 3 ст. 6.1 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» в расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) по кредитному договору, договору займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, наряду с платежами заемщика, указанными в частях 3 и 4 статьи 6 настоящего Федерального закона, - для полной стоимости потребительского кредита (займа), выраженной в процентах годовых, и платежами заемщика, указанными в части 3 и пунктах 2 - 7 части 4 статьи 6 настоящего Федерального закона, - для полной стоимости потребительского кредита (займа) в денежном выражении включается сумма страховой премии, выплачиваемой заемщиком по договору страхования предмета залога, обеспечивающего требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа).

Рассматриваемая реклама не содержит все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита, в том числе: срок кредита; условия предоставления; виды и суммы иных платежей заемщика по договору потребительского кредита, обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой; информация об иных договорах, которые заемщик обязан заключить, и (или) иных услугах, которые он обязан получить в связи с договором потребительского кредита.

Наличие в радиорекламе ссылки на сайт рекламодателя, содержащего подробную информацию о рекламируемой услуге, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности размещения в самом рекламном сообщении условий оказания финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Рассматриваемая реклама распространена не в информационной сети Интернет (не является контекстной рекламой), а посредством радио. Для того, чтобы потребитель мог ознакомиться с отсутствующими в рекламе условиями, определяющие полную стоимость кредита, ему необходимо обратиться к дополнительному источнику информации: осуществить подключение к сети Интернет, перейти на предложенный в рекламе сайт.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч.ч. 1, 3 ст. 28 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель, а за нарушение ч. 1 ст. 28 закона – рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п.п. 5 - 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Вещание радио «Радио-Дача» (свидетельство о регистрации СМИ серии ЭЛ № ФС 77 - 63457 от 22.10.2015) на территории Ульяновской области осуществляет ООО «Радио-Дача», ОГРН 1117746654002, ИНН 7713732948, на основании лицензии на осуществление радиовещания ЛО33-00114-77/00065160 от 31.08.2021.

По заказу ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом» ИП <…> на основании договора № 3 от 04.08.2021, заключенного между обществом и предпринимателем, и приложений № 11, № 12 от 29.07.2022 к указанному договору, изготовлена рассматриваемая аудиореклама.

Распространение рассматриваемой рекламы осуществлялось на основании заключенного ИП <…> договора № 12/2020/ИГ от 08.06.2020 с ООО «Интермедиа Групп», у которого, свою очередь, заключен с ООО «Радио-Дача» договор на размещение рекламы № 302 от 01.02.2020, согласно которому ООО «Радио-Дача» оказывает услуги по размещению в эфире радиоканала «Радио-Дача» представленных ООО «Интермедиа Групп» рекламных материалов третьих лиц.

В данном случае рекламодателем является ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом», рекламораспространителем – ООО «Радио-Дача», а рекламопроизводителем является ИП <…>

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.  Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Необходимость в выдаче предписания в данном случае отсутствует, поскольку распространение рекламы прекращено.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Административная ответственность за рассматриваемые нарушения Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-48, 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу: «Квартиры с отделкой в ипотеку» ООО СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом», распространенную в период со 2 по 5 августа 2022 года с 12 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. в региональном рекламном блоке на радио «Радио-Дача» (вещание на частоте 89,2 МГц), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

К.Ю. <…>

 

Члены Комиссии

Н.В. <…>

 

 

Д.А. <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны