Решение №ИС/3122/24 Решение по делу № 073/06/106-354/2024 от 14 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

13.06.2024                                                                                             Дело № 073/06/106-354/2024

г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

 

членов комиссии:

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи),

 

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

 

- от МБУК «Димитровградский драматический театр имени А.Н. Островского»:

- <…> (доверенность № 89 от 13.06.2024),

- <…> (доверенность № 90 от 13.06.2024)

- от Управления финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 30 от 08.05.2024),

 

рассмотрев дело № 073/06/106-354/2024 по жалобе индивидуального предпринимателя П<…>а <…> (далее – ИП П<…> М.Д., заявитель) на положения извещения электронного аукциона № 0168300013024000224 (наименование объекта закупки – «Поставка звукового оборудования»; заказчик –

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Димитровградский драматический театр имени А.Н. Островского» (далее – МБУК «ДДТ», заказчик), уполномоченный орган – Управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 702 912,58 руб., срок окончания подачи заявок – 06.06.2024 в 07 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 3898-ЭП/24 от 06.06.2024 (дата размещения в ЕИС – 05.06.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ИП П<…>а М.Д. на положения извещения электронного аукциона № 0168300013024000224.

Содержание жалобы содержит указание на следующее.

По мнению заявителя, описание объекта закупки не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно, заказчиком не использованы предусмотренные каталогом коды позиций КТРУ, требованиям к товару соответствует единственный производитель, ответ на запрос разъяснений не содержит обоснования включения спорных характеристик.

 

Вх. № 4006-ЭП/24, № 4015-ЭП/24 от 10.06.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика и уполномоченного органа, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание на следующее.

Требования к товару установлены исходя из потребности заказчика, обусловленной спецификой деятельности. ОКПД2 был применён в связи с отсутствием в Каталоге существенных и важных характеристик товара для заказчика. На участие в закупке поступило 3 заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения числа участников.

 

На заседании Комиссии 11.06.2024, проводимом в дистанционном режиме, представитель уполномоченного органа не согласилась с доводами жалобы, поддержала представленные пояснения в полном объеме.  В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14 час. 40 мин. 13.06.2024 для документального анализа материалов по делу.

 

Вх. № 4094-ЭП/24 от 13.06.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили дополнения к возражениям, содержащие указание на то, что выбор указанных в жалобе позиций КТРУ при размещении данной закупки невозможен в связи с тем, что товары с характеристиками, установленными в КТРУ не соответствуют потребности заказчика и не могут быть использованы для целей осуществления закупки и в деятельности заказчика, в том числе, заказчиком указан ряд специфических требований к товарам, которые позволяют приобрести в конечном итоге товар отвечающий его потребностям. Также заказчиком представлена информация о наличии не менее двух производителей товаров, отвечающих требования извещения по позициям 2-4, требования к микрофону петличному установлены исходя из необходимости обеспечения его совместимости с уже имеющимся оборудованием.

 

На заседании Комиссии 13.06.2024, проводимом в дистанционном режиме, представители уполномоченного органа и заказчика возражали против доводов жалобы, поддержали представленные пояснения в полном объеме. 

 

Комиссией Ульяновского УФАС России установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 23.04.2024 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона 0168300013024000224, наименование объекта закупки – «Поставка звукового оборудования» (начальная (максимальная) цена контракта – 702 912,58 руб.

27.04.2024, 31.05.2024 заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона.

26.04.2024, 27.04.2024, 02.05.2024, 03.06.2024 опубликованы разъяснения положений извещения.

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 06.06.2024 на участие в закупке поступило 3 заявки, цена была снижена на 3,5 %.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 06.06.2024 заявки всех участников были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства, определен победитель.

 

Рассмотрев представленные материалы Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение признать жалобу ИП П<…>а М.Д. необоснованной.  При этом Комиссия исходила из следующего.

 

1. Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.

 

1.1. Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию Каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), и при наличии описания в такой позиции КТРУ использовать характеристики (описание) товара, работы, услуги.

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Вместе с тем, согласно пункту 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0168300013024000224 объектом закупки является поставка звукового оборудования, коды ОКПД2 26.40.41.000 «Микрофоны и подставки для них» и 26.40.31.190 «Аппаратура для воспроизведения звука прочая», которые включен в Перечень Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 878).

Извещением электронного аукциона № 0168300013024000224 установлены, в том числе, условия допуска в соответствии с Постановлением № 878.

Приложением к извещению № 0168300013024000224 является файл «Прилож. №1 Описание объекта закупки.docx», который содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе, наименование товаров, наименование показателей товара, единиц измерения, требования к значению показателя, требования заказчика к указанию значения показателей участником закупки, единицы измерения и количество.

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

Так, описание объекта закупки включает в себя, в том числе, такие значимые для заказчика и соответствующие целям осуществления закупки – организации и проведению театральных представлений требования к товарам как: размеры товаров (высота, длина, ширина, вес), частота, радиус действия, выходы, диапазоны, цвет, чувствительность, звуковое давление, а также иные характеристики не предусмотренные КТУР.

Законом о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода позиции КТРУ или ОКПД2.

Заказчик самостоятельно определяет код позиции КТРУ или ОКПД2, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам, наименованиям КТРУ или ОКПД2, и характеристикам товара, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.

В рассматриваемом случае, заказчиком коды ОКПД2 26.40.41.000 «Микрофоны и подставки для них» и 26.40.31.190 «Аппаратура для воспроизведения звука прочая» были определены исходя из описания объекта закупки, в том числе, его существенных характеристик, необходимых заказчику в работе, поскольку приобретение товара, предусмотренного КТРУ на которые оказывает заявитель, не будет отвечать целям закупки и удовлетворять потребности заказчика.

Предметом электронного аукциона является поставка товара, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Выбранные заказчиком и указанный в извещении № 0168300013024000224 коды ОКПД2 26.40.41.000 и 26.40.31.190 не предусматривают описания товара в соответствии с каталогом, из чего следует, что заказчиком не устанавливались дополнительные характеристики товара, поскольку установленные характеристики ничего не дополняют ввиду отсутствия основных характеристик товара и описание объекта закупки сформировано согласно пункту 7 Правил в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, учитывая, что выбранная заказчиком позиция ОКПД2 позволяет наиболее точно описать необходимый заказчику товар, а также с учетом потребности заказчика в приобретении товара с конкретными характеристиками, Ульяновское УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы ИП П<…>а М.Д. о неправомерном неприменении КТРУ заказчиком.

 

1.2. Из буквального толкования указанной нормы следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы, соответствуют его потребностям, а с другой стороны, чтобы необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Описание объекта закупки – это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

Согласно правовой позиции ФАС России, выраженной в письме от 20.09.2021 № ПИ/79427/21, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя.

Кроме того, согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки № 0168300013024000224 объектом закупки является поставка звукового оборудования, коды ОКПД2 26.40.41.000 «Микрофоны и подставки для них» и 26.40.31.190 «Аппаратура для воспроизведения звука прочая».

Извещением об осуществлении закупки № 0168300013024000224 в структурированном виде, а также приложении к извещению (файл «Прилож. №1 Описание объекта закупки.docx») заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристиками товара, необходимого к поставке.

Заказчик представил информацию, согласно которой описанию объекта закупки по совокупности всех характеристик соответствуют товары следующих производителей:

- позиция 2 « Микрофон пушка»: Rode и Audio-technica;

- позиция 3 «Радиосистема головная»: Sennheiser и Октава;

- позиция 4 «Коммутационный блок для цифрового микшера»: Soundcraft и Tascam.

При этом из пояснений заказчика следует, что описание объекта закупки по позиции 1 «Микрофон петличный» произведено заказчиком с учетом положений подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как при их использовании необходимо обеспечить их совместимость с имеющимися у заказчика радиосистемами.

Учитывая изложенное, жалоба ИП П<…>а М.Д. является необоснованной в указанной части.

2. Согласно части 5 статьи 42 Закона любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

02.06.2024 заявителем был направлен запрос разъяснений положений извещения о проведения закупки № 0168300013024000224.

03.06.2024 в единой информационной системе, в установленный частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе срок, был опубликован ответ на указанный запрос.

Относительно содержания разъяснений положений документации, размещенных заказчиком, Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает, что положения Закона о контрактной системе не регламентируют степень полноты разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. Степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями - это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок.

Учитывая изложенное, жалоба ИП П<…>а М.Д. является необоснованной в указанной части.

 

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП П<…>а М.Д. необоснованной.

 

 

 

Председатель комиссии:

<…>

 

Члены комиссии:

 

<…>

 

<…>

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Индивидуальный предприниматель Пономарев М.Д.
ИНН 272399957915, ОГРН 321272400001781
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Димитровградский драматический театр имени А.Н.Островского»
ИНН 7302013760, ОГРН 1027300535679
Управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области
ИНН 7302032650, ОГРН 1067302000633