Решение б/н Решение и предписание в отношении УМУП «Городской теплосерви... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.fas.uln.ru, to73@fas.gov.ru
Исх. от  02.03.2011  №1153-04


РЕШЕНИЕ
                                                                                                                                                         ДЕЛО № 7021/04-2010
                                                                                                                                       г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена 15.02.2011
В полном объеме решение изготовлено 02.03.2011

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - зам. руководителя управления К.Ю.Попов,
члены -    начальник отдела М.С. Степанова;
- специалист-эксперт Е.С.Канева,

рассмотрев дело № 7021/04-2010 по признакам нарушения УМУП «Городской теплосервис» (432071, г. Ульяновск, ул. К.Маркса,25) части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В Ульяновское УФАС России поступили заявления ТСЖ «Симбирск» (вх. от 01.12.2010 № 9221) и ТСЖ «Содружество» (вх. от 01.12.2010 № 9219) на действия УМУП «Городской тепло-сервис», выразившиеся во включении стоимости Гкал за горячее водоснабжение в стоимость оп-латы за тепловую энергию для отопления в октябре 2010 года.
На основании данных заявлений приказом от 23.12.2010 № 355 в отношении УМУП «Го-родской теплосервис» было возбуждено дело № 7021/04-2010 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в ущемлении интересов граждан, проживающих в ТСЖ «Симбирск» и ТСЖ «Содружество», пу-тём предъявления к оплате необоснованно завышенного количества тепловой энергии на вели-чину тепловой энергии, израсходованной в системе ГВС домов ТСЖ «Симбирск» и ТСЖ «Со-дружество» в 2010 году. К участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рас-сматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечено Министерство экономики Ульяновской области.
Определением об отложении рассмотрения дела от 21.01.2011 в качестве заинтересован-ных лиц к участию в деле были привлечены ТСЖ «Радуга» и ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1».
На заседании комиссии 21.01.2011 представитель ТСЖ «Симбирск» подержала требова-ния, указанные в заявлении. Дополнительно отметила, что ТСЖ «Симбирск» не согласно с дона-числениями УМУП «Городской теплосервис», начиная с 2009 года. Доначисления за период ото-пительного сезона 2009-2010 годов оспариваются в судебном порядке.
Представитель ТСЖ «Содружество» на заседании комиссии 21.01.2011 подержал требова-ния, указанные в заявлении. Отметил, что ТСЖ «Содружество» хотело бы рассмотреть период с сентября 2009 года. По поводу судебных разбирательств дополнил, что ТСЖ «Содружество» не-правильно сформулировало исковые требования в суд. Дополнил, что УМУП «Городской тепло-сервис» не даёт нормативного обоснования доначисления, только ссылается на статью 544 ГК РФ, но не учитывает её полностью. ТСЖ «Симбирск» обращалось с данным вопросом в Мини-стерство экономики Ульяновской области, но Министерство ответило, что не может установить методику. Отметил, что ТСЖ «Симбирск» оплачивает и должно оплачивать потреблённые услуги только по регулируемым тарифам и ценам.
Представитель УМУП «Городской теплосервис» поддержала позицию общества, изложен-ную в пояснениях, факт нарушения не признала по следующим основаниям:
- согласно условиям договоров УМУП «Городской теплосервис» обязуется подавать «Або-нентам» через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, венти-ляции, горячего водоснабжения до границ эксплуатационной ответственности и балансовой при-надлежности тепловых сетей, а «Абоненты» обязуются оплачивать принятую энергию.
В соответствии с договором предприятие выставило каждому Абоненту отдельно для опла-ты счета-фактуры за 2010г. В документах на оплату был предъявлен весь объем тепловой энер-гии, потребленный абонентом по показаниям приборов учета, в том числе и использованный при циркуляции в трубопроводах горячего водоснабжения в жилых домах указанных товариществ собственников жилья;
- постановлениями Городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 25.11.2008 N 237/03-01 и от 26.11.2009 № 241/03-01 для УМУП «Городской теплосервис» уста-новлены тарифы на горячую воду. В соответствии с письмом Городского комитета по регулиро-ванию цен и тарифов г. Ульяновска № 1406/10-02 от 28.12.2009 «... норматив нагрева принят в соответствии с нормативными правовыми актами: постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и Санитарными правилами и нормами СанПиН 4723-88 «Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения», а также из нормативов потребления услуги горяче-го водоснабжения, рассчитанных исходя из температуры нагрева 60 С» (копия письма прилагает-ся). На основании таблицы № 2 Приказа Комитета по регулированию цен и тарифов Ульянов-ской обл. от 31.10.2006 N 97 (ред. от 08.05.2008) "Об утверждении Временной методики расчета стоимости энергоресурсов, используемых на горячее водоснабжение (ГВС)" при установлении тарифа был принят норматив на подогрев воды в размере 0,05 Гкал/м3.
Согласно п.п. 47-49 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», расходы тепловой энергии на отопление ванных комнат и потери в стояках не входят в тариф на горячее водоснабжение. То же самое ука-зано в письме Городского комитета по регулированию цен и тарифов от 23.12.2008 № 1330/10-02;
- учет поставленной ТСЖ «Содружество» и ТСЖ «Симбирск» тепловой энергии и горячей воды производится установленными у абонента узлами учета. При этом узлом учета тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с п. 3.1.1. Правил учета тепловой энергии и теплоноси-теля, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, определяется: «...    полученная теп-ловая энергия  и   масса   (объем)   теплоносителя,   полученного   по   подающему   трубопроводу   и возвращенного по обратному трубопроводу...».
Следовательно, установленные на трубопроводах горячего водоснабжения приборы учета определяют объем теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водо-снабжения, а также количество полученной тепловой энергии, которое состоит из количества те-пловой энергии, затраченной на нагрев воды, и количества тепловой энергии, использованной при циркуляции в трубопроводах горячего водоснабжения (стояки, полотенцесушители). При этом в соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ «Оплата энергии производится за фактически принятое або-нентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии...»;
-в соответствии с Постановлением Главы города Ульяновска от 24.11.2005 N 2874 "О нор-мативах отпуска тепловой энергии на отопление жилых помещений, не имеющих приборов уче-та" в г. Ульяновске установлена годовая норма отпуска тепловой энергии на 1 кв. м отапливае-мой площади жилых помещений, не имеющих приборов учета, в размере 0,19 Гкал.
Пункт 5 ст. 15 "Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ пре-дусматривает: «...Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей та-кого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначен-ных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жи-лом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас». Сюда входят ванные ком-наты, туалеты, кухни, коридоры, кладовки.
В связи с тем, что учет осуществляется на основании приборов коммерческого учета, пере-численные выше Абоненты предприятия должны производить расчет размера платы за отопле-ние в соответствии с пп.2 п. 2 (или пп. 2 п. 3) приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 21.07.2008) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" по формуле:
Р =   S     х  V     х   Т   ,
о.i i t T
где:
S   -   общая   площадь   i-того   помещения   (квартиры)   в i многоквартирном доме или об-щая площадь жилого дома (кв. м) ;
V  -  среднемесячный  объем потребления  тепловой энергии на t отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
Т  - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с Т законодательством Рос-сийской Федерации (руб./Гкал).
Из приведенной формулы усматривается, что при расчете размера платы за отопление учи-тывается общая площадь помещения (квартиры) (Si), которая включает в себя и ванные комнаты. Следовательно, ТСЖ «Содружество» и ТСЖ «Симбирск» при расчете с гражданами за комму-нальную услугу «отопление» получают денежные средства и за отопление ванных комнат.
Соответственно, УМУП «Городской теплосервис» указывает, что предприятие не завышало количество тепловой энергии на величину тепловой энергии, израсходованной в системе ГВС домов ТСЖ «Содружество» и ТСЖ «Симбирск», а предъявило к оплате объем тепловой энергии, потребленный абонентом по показаниям приборов учета, в том числе и использованный при циркуляции в трубопроводах горячего водоснабжения.
Кроме того,  предприятие указало, что решением от 27.09.2010 по делу № А 72-3663/2010 исковые требования ТСЖ «Содружество» и ТСЖ «Симбирск» к УМУП «Городской теплосервис» произвести перерасчет денежных средств в связи с незаконно выставленными Гкал в части цир-куляционных расходов за отопление ванных комнат и потери в стояках при оказании услуг по горячему водоснабжению с использованием системы централизованного горячего водоснабже-ния за период: октябрь 2009г. по март 2010г. оставлены без удовлетворения. При вынесении ре-шения суд учел и то обстоятельство, что ТСЖ «Содружество» и ТСЖ «Симбирск» не оплачивали тепловую энергию, затраченную на отопление ванных комнат и потери в стояках.
Представители ТСЖ «Радуга» и ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1» на заседании комиссии под-держали изложенные в заявлениях доводы о неправомерности выставления УМУП «Городской теплосервис» дополнительной платы за отопление.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях УМУП «Городской теплосервис», выразившихся в нарушении установлен-ного нормативным правовым актом порядка ценообразования путём выставления ТСЖ «Сим-бирск», ТСЖ «Содружество», ТСЖ «Радуга», ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1» платы за тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения, нарушения части 1 статьи 10 Федераль-ного закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
При этом комиссия исходит из следующего.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устра-нение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  деятельность по  передаче тепловой  энергии  отнесена к сфере деятельности  субъектов естественных монополий. Согласно  части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется  государством.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защи-те конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в  состоянии естественной монополии, признается доминирую-щим.
УМУП «Городской теплосервис», осуществляющее деятельность  в сфере услуг по передаче тепловой энергии, приказом от 14.12.2005 № 681-э Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I «Услуги по пере-даче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 73.1.7.
Между УМУП «Городской теплосервис» и ТСЖ «Симбирск», ТСЖ «Содружество», ТСЖ «Радуга», ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1»  в 2009 и 2010 годах действовали договоры теплоснаб-жения: от 23.09.08 № 9011 (ТСЖ «Радуга»), от 22.08.2008 №9009 (ТСЖ «Симбирск»), от 22.08.2008 №9010 (ТСЖ «Содружество»),  от 15.03.2005 №1415 (ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1»).
УМУП «Городской теплосервис», являясь ресурсоснабжающей организацией, подает дан-ным ТСЖ тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения.
В жилых многоквартирных домах ТСЖ «Симбирск», ТСЖ «Содружество», ТСЖ «Радуга», ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1» установлены приборы учёта и имеется 4-х трубная система тепло-снабжения и горячего водоснабжения.
Из имеющихся в материалах дела копий счётов – фактур от 30.10.2009 №9011, от 30.11.2009 №9011_ТИ_,  от 31.12.2009 №9011_ТИ_,  от 29.01.2010 №9011,  от 26.02.2010 №9011, от 31.03.2010 №9011, от 30.04.2010 №9011, от 29.10.2010 №9011, от 29.11.2010 №9011, от 31.12.2010 №9011, от 31.01.2011 №9011, а также ведомостей с приборов учета, актов об оказании услуг, актов потребления тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период, платежных тре-бований следует факт выставления к оплате УМУП «Городской теплосервис» к ТСЖ «Радуга» (дом по адресу: г. Ульяновск, ул.Робеспьера, 101) тепловой энергии для отопления, величина ко-торой формировалась путём выставления дополнительной расчётной величины по показаниям приборов учёта системы ГВС к показаниям приборов учёта системы отопления. В феврале 2010 года согласно копии первоначального счёта - фактуры № 14 от 26 февраля 2010 года расходы те-пловой энергии для отопления ванных комнат и потери в стояках выставлены отдельной стро-кой.
Из имеющихся в материалах дела копий счётов – фактур  от 30.10.2009 №9009, от 30.11.2009 №9009_ТИ_, от 29.01.2010 №9009, от 26.02.2010 №9009, от 31.03.2010 №9009, от 30.04.2010 №9009, от 29.10.2010 №9009, от 30.11.2010 №9009, , от 31.12.2010 №9009,  а также ведомостей с приборов учета, актов об оказании услуг, актов потребления тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период, платежных требований следует факт выставления к оплате УМУП «Городской теплосервис» к ТСЖ «Симбирск» (жилой дом по адресу ул. Робеспьера, 85) тепловой энергии для отопления, величина которой формировалась путём выставления дополни-тельной расчётной величины по показаниям приборов учёта системы ГВС к показаниям прибо-ров учёта системы отопления. В феврале 2010 года согласно копии счёта - фактуры № 1164 от 26 февраля 2010 года расходы тепловой энергии для отопления ванных комнат и потери в стояках выставлены отдельной строкой.
Из имеющихся в материалах дела копий счётов – фактур от 30.10.2009 №9010, от 30.11.2009 №9010_ТИ_, от 31.12.2009 №9010_ТИ_, от 29.01.2010 №9010, от 26.02.2010 №9010, от 31.03.2010 №9010, от 30.04.2010 №9010, от 29.10.2010 №9010, от 30.11.2010 №9010, от 31.12.2010 №9010, а также ведомостей с приборов учета, актов об оказании услуг, актов потреб-ления тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период, платежных требований следует факт выставления к оплате УМУП «Городской теплосервис» к ТСЖ «Содружество» (жилой дом по дресу пер. Робеспьера 2/79), тепловой энергии для отопления, величина которой формирова-лась путём выставления дополнительной расчётной величины по показаниям приборов учёта системы ГВС к показаниям приборов учёта системы отопления. В феврале 2010 года согласно копии первоначального счёта - фактуры № 768 от 26 февраля 2010 года расходы тепловой энер-гии для отопления ванных комнат и потери в стояках выставлены отдельной строкой.
Из имеющихся в материалах дела копий счётов – фактур от 29.01.2010 №1415, от 26.02.2010 №1415, от 31.03.2010 №1415, от 30.04.2010 №1415, от 29.10.2010 №1415,  от 30.11.2010 №1415, от 31.12.2010 №1415, от 31.01.2011 №1415, а также ведомостей с приборов учета, актов потребления тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период следует факт вы-ставления к оплате УМУП «Городской теплосервис» к ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1» (жилые до-ма по адресу: ул. Робеспьера, 100, Крымова, 59, Крымова, 63, Крымова, 69) тепловой энергии для отопления, величина которой формировалась путём выставления дополнительной расчётной ве-личины по показаниям приборов учёта системы ГВС к показаниям приборов учёта системы ото-пления. В феврале 2010 года согласно копии счёта - фактуры № 768 от 26 февраля 2010 года рас-ходы тепловой энергии для отопления ванных комнат и потери в стояках выставлены отдельной строкой.
Согласно пункту 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается не-коммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законода-тельством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с за-конодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных ус-луг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
 В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
 Следовательно, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными эконо-мическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства товарищества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых дого-воров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ  оплачивает такие услуги, предназначен-ные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за комму-нальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, опреде-ляемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением норма-тивов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, условия дого-вора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организа-циями, с целью обеспечения  потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Система централизованного горячего водоснабжения жилищного фонда указанных ТСЖ подключена к сетям УМУП «Городской теплосервис» по схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения (по СанПиН 4723-88 «Санитарные правила устройства и эксплуата-ции систем централизованного горячего водоснабжения»), установлены приборы учёта и имеется 4-х трубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федера-ции определяется Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регу-лировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответ-ствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепло-вую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подклю-чение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с зако-нодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций комму-нального комплекса.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ
"Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет сле-дующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообра-зования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального ком-плекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организа-ций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги органи-заций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая уста-новление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услу-ги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммуналь-ной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих ор-ганизаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключе-ние, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» Министерству регионального раз-вития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Рос-сийской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной служ-бой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по рас-чету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, преду-смотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.
В условиях отсутствия данного документа до настоящего времени, необходимо руково-дствоваться пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций комму-нального комплекса, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520. Соответственно, при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения для УМУП «Городской теплосервис» должен быть установлен тариф на горячее водоснабжение в руб. за м куб.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регули-ровании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для УМУП «Городской теплосервис» установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования "Город Ульяновск".
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулиро-вания тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции», постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности органи-заций коммунального комплекса» установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабже-ния.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления комму-нальных услуг, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева во-ды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем   горячего   водоснабжения   и  затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.
В соответствии с пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организа-ций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем   горячего   водо-снабжения   и  затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчёт не включаются.
Поскольку указанные затраты не были учтены Городским комитетом по регулированию цен и тарифов в тариф на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис», предприятие обрати-лось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления Ко-митета, которым были утверждены тарифы. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов
от 25.11.2008 № 237/03-01 было признано не противоречащим действующему законодательству. Аналогичным образом был произведен расчет тарифов на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис» на 2010 год. То есть без учёта каких-либо иных дополнительных потерь.
Дополнительным подтверждением того, что плата за тепловые потери трубопроводами сис-тем горячего водоснабжения не может учитываться в плате за отопление является указание ФСТ России о том, что «в случае направления документов о разногласиях в отношении тарифов на го-рячую воду организация коммунального комплекса, помимо документов, указанных в пунктах 1 - 8 для соответствующих организаций коммунального комплекса и статей разногласий, представ-ляет расчет количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды. Данный расчет должен сопровождаться документами, обосновывающими:
- температуру горячей воды в местах водоразбора, °C;
- температуру холодной воды в сети водопровода, °C;
- тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.»
Данное указание приводится в п. 10 приложения 1.1 Административного регламента ис-полнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по рассмотрению разно-гласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального ком-плекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надба-вок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отно-шении установленных тарифов и надбавок, утверждённого Приказом Федеральной службы по тарифам от 2 октября 2007 г. N 231-э.
Как прямо видно из данного регламента тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат определяются в составе тарифов на горячую воду, а не в плате за отопление.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указал, что исходя из системного толкования по-ложений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для ква-лификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточ-но наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопу-щения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодатель-ства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 За-кона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осу-ществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Действия УМУП «Городской теплосервис» нарушают статью 10  Гражданского  Кодекса  Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Действия УМУП «Городской теплосервис» совершены в особо важной социальной сфере горячего водоснабжения граждан, ценообразование в которой полностью регулируется государ-ственными органами и органами местного самоуправления.
Потребителям услуги горячего водоснабжения при её оказании при централизованной сис-теме горячего водоснабжения, то есть по отдельной системе трубопроводов горячего водоснаб-жения, дополнительно навязывается услуга по отоплению, которую потребители не предполага-ли получать. Для получения услуги по отоплению при рассматриваемой в данном случае 4-х трубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению.
В феврале 2010 года согласно копий счётов – фактур, имеющихся в материалах дела и ука-занных выше, расходы тепловой энергии для отопления ванных комнат и потери в стояках вы-ставлены отдельной строкой, в иные периоды, указанные выше, данные потери включались в отопление.
Действие пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на данную ситуацию не распространяется, то есть нет оснований включать иные затраты или потери.

УМУП «Городской теплосервис» превысил пределы допустимого осуществления граждан-ских прав, возложив на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее по-ложение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление.
Другие доводы и доказательства, представленные сторонами, не влияют на оценку действий УМУП «Городской теплосервис».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

РЕШИЛА:

1.  Признать действия УМУП «Городской теплосервис», выразившиеся в выставлении в плате за отопление тепловых потерь в трубопроводах систем горячего водоснабжения, наруше-нием части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать УМУП «Городской теплосервис» предписание, направленное на прекращение нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения выставления указанной пла-ты для ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1», ТСЖ «Симбирск», ТСЖ «Содружество», ТСЖ «Радуга».
3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуж-дения дела по статье 14.31 КоАП РФ.


Председатель комиссии К.Ю.Попов

Члены комиссии 
М.С. Степанова

Е.С.Канева

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или ар-битражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольно-го органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 


ПРЕДПИСАНИЕ № 4

                                                                                                                      ДЕЛО № 7021/04-2010
г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - заместитель руководителя управления К.Ю.Попов,
члены - начальник отдела М. С.Степанова,
- специалист-эксперт Е.С.Канева,
руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального   закона   от 26.07.2006   N 135-ФЗ   "О  защите конкуренции" на основании своего решения от 02.03.2010 по делу № 7021/04-2010 о нарушении  УМУП «Городской теплосервис» (адрес: ул. К. Маркса, 25, г. Ульяновск, 432071) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции ",                   

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Кому: УМУП «Городской теплосервис»

в срок до 10.04.2011 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в выставлении в плате за отопление тепловых потерь в трубопроводах систем горячего водоснабжения,

а именно: производить расчёт при оказании услуги горячего водоснабжения (при централизован-ной системе горячего водоснабжения для  ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1», ТСЖ «Симбирск», ТСЖ «Содружество», ТСЖ «Радуга») строго по показаниям приборов учёта в руб. за 1 куб. м, при этом фиксируемый по показаниям приборов учёта по трубопроводам горячего водоснабжения расход тепловой энергии при расчёте платы за отопление не учитывать.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.


Председатель комиссии 
К.Ю.Попов

Члены комиссии 
М. С. Степанова

Е.С.Канева

Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимоно-польного органа  частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федера-ции, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны