Решение б/н Решение и предписание в отношении УМУП «Городской теплосерви... от 11 августа 2011 г.
Текст документа
Сохранить как PDFФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.fas.uln.ru, to73@fas.gov.ru
Исх. от 02.03.2011 №1153-04
РЕШЕНИЕ
ДЕЛО № 7021/04-2010
г. Ульяновск
Резолютивная часть решения оглашена 15.02.2011
В полном объеме решение изготовлено 02.03.2011
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - зам. руководителя управления К.Ю.Попов,
члены - начальник отдела М.С. Степанова;
- специалист-эксперт Е.С.Канева,
рассмотрев дело № 7021/04-2010 по признакам нарушения УМУП «Городской теплосервис» (432071, г. Ульяновск, ул. К.Маркса,25) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),
УСТАНОВИЛА:
В Ульяновское УФАС России поступили заявления ТСЖ «Симбирск» (вх. от 01.12.2010 № 9221) и ТСЖ «Содружество» (вх. от 01.12.2010 № 9219) на действия УМУП «Городской тепло-сервис», выразившиеся во включении стоимости Гкал за горячее водоснабжение в стоимость оп-латы за тепловую энергию для отопления в октябре 2010 года.
На основании данных заявлений приказом от 23.12.2010 № 355 в отношении УМУП «Го-родской теплосервис» было возбуждено дело № 7021/04-2010 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в ущемлении интересов граждан, проживающих в ТСЖ «Симбирск» и ТСЖ «Содружество», пу-тём предъявления к оплате необоснованно завышенного количества тепловой энергии на вели-чину тепловой энергии, израсходованной в системе ГВС домов ТСЖ «Симбирск» и ТСЖ «Со-дружество» в 2010 году. К участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рас-сматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечено Министерство экономики Ульяновской области.
Определением об отложении рассмотрения дела от 21.01.2011 в качестве заинтересован-ных лиц к участию в деле были привлечены ТСЖ «Радуга» и ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1».
На заседании комиссии 21.01.2011 представитель ТСЖ «Симбирск» подержала требова-ния, указанные в заявлении. Дополнительно отметила, что ТСЖ «Симбирск» не согласно с дона-числениями УМУП «Городской теплосервис», начиная с 2009 года. Доначисления за период ото-пительного сезона 2009-2010 годов оспариваются в судебном порядке.
Представитель ТСЖ «Содружество» на заседании комиссии 21.01.2011 подержал требова-ния, указанные в заявлении. Отметил, что ТСЖ «Содружество» хотело бы рассмотреть период с сентября 2009 года. По поводу судебных разбирательств дополнил, что ТСЖ «Содружество» не-правильно сформулировало исковые требования в суд. Дополнил, что УМУП «Городской тепло-сервис» не даёт нормативного обоснования доначисления, только ссылается на статью 544 ГК РФ, но не учитывает её полностью. ТСЖ «Симбирск» обращалось с данным вопросом в Мини-стерство экономики Ульяновской области, но Министерство ответило, что не может установить методику. Отметил, что ТСЖ «Симбирск» оплачивает и должно оплачивать потреблённые услуги только по регулируемым тарифам и ценам.
Представитель УМУП «Городской теплосервис» поддержала позицию общества, изложен-ную в пояснениях, факт нарушения не признала по следующим основаниям:
- согласно условиям договоров УМУП «Городской теплосервис» обязуется подавать «Або-нентам» через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, венти-ляции, горячего водоснабжения до границ эксплуатационной ответственности и балансовой при-надлежности тепловых сетей, а «Абоненты» обязуются оплачивать принятую энергию.
В соответствии с договором предприятие выставило каждому Абоненту отдельно для опла-ты счета-фактуры за 2010г. В документах на оплату был предъявлен весь объем тепловой энер-гии, потребленный абонентом по показаниям приборов учета, в том числе и использованный при циркуляции в трубопроводах горячего водоснабжения в жилых домах указанных товариществ собственников жилья;
- постановлениями Городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 25.11.2008 N 237/03-01 и от 26.11.2009 № 241/03-01 для УМУП «Городской теплосервис» уста-новлены тарифы на горячую воду. В соответствии с письмом Городского комитета по регулиро-ванию цен и тарифов г. Ульяновска № 1406/10-02 от 28.12.2009 «... норматив нагрева принят в соответствии с нормативными правовыми актами: постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и Санитарными правилами и нормами СанПиН 4723-88 «Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения», а также из нормативов потребления услуги горяче-го водоснабжения, рассчитанных исходя из температуры нагрева 60 С» (копия письма прилагает-ся). На основании таблицы № 2 Приказа Комитета по регулированию цен и тарифов Ульянов-ской обл. от 31.10.2006 N 97 (ред. от 08.05.2008) "Об утверждении Временной методики расчета стоимости энергоресурсов, используемых на горячее водоснабжение (ГВС)" при установлении тарифа был принят норматив на подогрев воды в размере 0,05 Гкал/м3.
Согласно п.п. 47-49 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», расходы тепловой энергии на отопление ванных комнат и потери в стояках не входят в тариф на горячее водоснабжение. То же самое ука-зано в письме Городского комитета по регулированию цен и тарифов от 23.12.2008 № 1330/10-02;
- учет поставленной ТСЖ «Содружество» и ТСЖ «Симбирск» тепловой энергии и горячей воды производится установленными у абонента узлами учета. При этом узлом учета тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с п. 3.1.1. Правил учета тепловой энергии и теплоноси-теля, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, определяется: «... полученная теп-ловая энергия и масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу...».
Следовательно, установленные на трубопроводах горячего водоснабжения приборы учета определяют объем теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водо-снабжения, а также количество полученной тепловой энергии, которое состоит из количества те-пловой энергии, затраченной на нагрев воды, и количества тепловой энергии, использованной при циркуляции в трубопроводах горячего водоснабжения (стояки, полотенцесушители). При этом в соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ «Оплата энергии производится за фактически принятое або-нентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии...»;
-в соответствии с Постановлением Главы города Ульяновска от 24.11.2005 N 2874 "О нор-мативах отпуска тепловой энергии на отопление жилых помещений, не имеющих приборов уче-та" в г. Ульяновске установлена годовая норма отпуска тепловой энергии на 1 кв. м отапливае-мой площади жилых помещений, не имеющих приборов учета, в размере 0,19 Гкал.
Пункт 5 ст. 15 "Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ пре-дусматривает: «...Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей та-кого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначен-ных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жи-лом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас». Сюда входят ванные ком-наты, туалеты, кухни, коридоры, кладовки.
В связи с тем, что учет осуществляется на основании приборов коммерческого учета, пере-численные выше Абоненты предприятия должны производить расчет размера платы за отопле-ние в соответствии с пп.2 п. 2 (или пп. 2 п. 3) приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 21.07.2008) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" по формуле:
Р = S х V х Т ,
о.i i t T
где:
S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в i многоквартирном доме или об-щая площадь жилого дома (кв. м) ;
V - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на t отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с Т законодательством Рос-сийской Федерации (руб./Гкал).
Из приведенной формулы усматривается, что при расчете размера платы за отопление учи-тывается общая площадь помещения (квартиры) (Si), которая включает в себя и ванные комнаты. Следовательно, ТСЖ «Содружество» и ТСЖ «Симбирск» при расчете с гражданами за комму-нальную услугу «отопление» получают денежные средства и за отопление ванных комнат.
Соответственно, УМУП «Городской теплосервис» указывает, что предприятие не завышало количество тепловой энергии на величину тепловой энергии, израсходованной в системе ГВС домов ТСЖ «Содружество» и ТСЖ «Симбирск», а предъявило к оплате объем тепловой энергии, потребленный абонентом по показаниям приборов учета, в том числе и использованный при циркуляции в трубопроводах горячего водоснабжения.
Кроме того, предприятие указало, что решением от 27.09.2010 по делу № А 72-3663/2010 исковые требования ТСЖ «Содружество» и ТСЖ «Симбирск» к УМУП «Городской теплосервис» произвести перерасчет денежных средств в связи с незаконно выставленными Гкал в части цир-куляционных расходов за отопление ванных комнат и потери в стояках при оказании услуг по горячему водоснабжению с использованием системы централизованного горячего водоснабже-ния за период: октябрь 2009г. по март 2010г. оставлены без удовлетворения. При вынесении ре-шения суд учел и то обстоятельство, что ТСЖ «Содружество» и ТСЖ «Симбирск» не оплачивали тепловую энергию, затраченную на отопление ванных комнат и потери в стояках.
Представители ТСЖ «Радуга» и ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1» на заседании комиссии под-держали изложенные в заявлениях доводы о неправомерности выставления УМУП «Городской теплосервис» дополнительной платы за отопление.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях УМУП «Городской теплосервис», выразившихся в нарушении установлен-ного нормативным правовым актом порядка ценообразования путём выставления ТСЖ «Сим-бирск», ТСЖ «Содружество», ТСЖ «Радуга», ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1» платы за тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения, нарушения части 1 статьи 10 Федераль-ного закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
При этом комиссия исходит из следующего.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устра-нение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется государством.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защи-те конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирую-щим.
УМУП «Городской теплосервис», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, приказом от 14.12.2005 № 681-э Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I «Услуги по пере-даче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 73.1.7.
Между УМУП «Городской теплосервис» и ТСЖ «Симбирск», ТСЖ «Содружество», ТСЖ «Радуга», ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1» в 2009 и 2010 годах действовали договоры теплоснаб-жения: от 23.09.08 № 9011 (ТСЖ «Радуга»), от 22.08.2008 №9009 (ТСЖ «Симбирск»), от 22.08.2008 №9010 (ТСЖ «Содружество»), от 15.03.2005 №1415 (ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1»).
УМУП «Городской теплосервис», являясь ресурсоснабжающей организацией, подает дан-ным ТСЖ тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения.
В жилых многоквартирных домах ТСЖ «Симбирск», ТСЖ «Содружество», ТСЖ «Радуга», ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1» установлены приборы учёта и имеется 4-х трубная система тепло-снабжения и горячего водоснабжения.
Из имеющихся в материалах дела копий счётов – фактур от 30.10.2009 №9011, от 30.11.2009 №9011_ТИ_, от 31.12.2009 №9011_ТИ_, от 29.01.2010 №9011, от 26.02.2010 №9011, от 31.03.2010 №9011, от 30.04.2010 №9011, от 29.10.2010 №9011, от 29.11.2010 №9011, от 31.12.2010 №9011, от 31.01.2011 №9011, а также ведомостей с приборов учета, актов об оказании услуг, актов потребления тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период, платежных тре-бований следует факт выставления к оплате УМУП «Городской теплосервис» к ТСЖ «Радуга» (дом по адресу: г. Ульяновск, ул.Робеспьера, 101) тепловой энергии для отопления, величина ко-торой формировалась путём выставления дополнительной расчётной величины по показаниям приборов учёта системы ГВС к показаниям приборов учёта системы отопления. В феврале 2010 года согласно копии первоначального счёта - фактуры № 14 от 26 февраля 2010 года расходы те-пловой энергии для отопления ванных комнат и потери в стояках выставлены отдельной стро-кой.
Из имеющихся в материалах дела копий счётов – фактур от 30.10.2009 №9009, от 30.11.2009 №9009_ТИ_, от 29.01.2010 №9009, от 26.02.2010 №9009, от 31.03.2010 №9009, от 30.04.2010 №9009, от 29.10.2010 №9009, от 30.11.2010 №9009, , от 31.12.2010 №9009, а также ведомостей с приборов учета, актов об оказании услуг, актов потребления тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период, платежных требований следует факт выставления к оплате УМУП «Городской теплосервис» к ТСЖ «Симбирск» (жилой дом по адресу ул. Робеспьера, 85) тепловой энергии для отопления, величина которой формировалась путём выставления дополни-тельной расчётной величины по показаниям приборов учёта системы ГВС к показаниям прибо-ров учёта системы отопления. В феврале 2010 года согласно копии счёта - фактуры № 1164 от 26 февраля 2010 года расходы тепловой энергии для отопления ванных комнат и потери в стояках выставлены отдельной строкой.
Из имеющихся в материалах дела копий счётов – фактур от 30.10.2009 №9010, от 30.11.2009 №9010_ТИ_, от 31.12.2009 №9010_ТИ_, от 29.01.2010 №9010, от 26.02.2010 №9010, от 31.03.2010 №9010, от 30.04.2010 №9010, от 29.10.2010 №9010, от 30.11.2010 №9010, от 31.12.2010 №9010, а также ведомостей с приборов учета, актов об оказании услуг, актов потреб-ления тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период, платежных требований следует факт выставления к оплате УМУП «Городской теплосервис» к ТСЖ «Содружество» (жилой дом по дресу пер. Робеспьера 2/79), тепловой энергии для отопления, величина которой формирова-лась путём выставления дополнительной расчётной величины по показаниям приборов учёта системы ГВС к показаниям приборов учёта системы отопления. В феврале 2010 года согласно копии первоначального счёта - фактуры № 768 от 26 февраля 2010 года расходы тепловой энер-гии для отопления ванных комнат и потери в стояках выставлены отдельной строкой.
Из имеющихся в материалах дела копий счётов – фактур от 29.01.2010 №1415, от 26.02.2010 №1415, от 31.03.2010 №1415, от 30.04.2010 №1415, от 29.10.2010 №1415, от 30.11.2010 №1415, от 31.12.2010 №1415, от 31.01.2011 №1415, а также ведомостей с приборов учета, актов потребления тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период следует факт вы-ставления к оплате УМУП «Городской теплосервис» к ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1» (жилые до-ма по адресу: ул. Робеспьера, 100, Крымова, 59, Крымова, 63, Крымова, 69) тепловой энергии для отопления, величина которой формировалась путём выставления дополнительной расчётной ве-личины по показаниям приборов учёта системы ГВС к показаниям приборов учёта системы ото-пления. В феврале 2010 года согласно копии счёта - фактуры № 768 от 26 февраля 2010 года рас-ходы тепловой энергии для отопления ванных комнат и потери в стояках выставлены отдельной строкой.
Согласно пункту 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается не-коммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законода-тельством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с за-конодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных ус-луг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Следовательно, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными эконо-мическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства товарищества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых дого-воров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначен-ные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за комму-нальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, опреде-ляемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением норма-тивов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, условия дого-вора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организа-циями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Система централизованного горячего водоснабжения жилищного фонда указанных ТСЖ подключена к сетям УМУП «Городской теплосервис» по схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения (по СанПиН 4723-88 «Санитарные правила устройства и эксплуата-ции систем централизованного горячего водоснабжения»), установлены приборы учёта и имеется 4-х трубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федера-ции определяется Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регу-лировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответ-ствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепло-вую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подклю-чение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с зако-нодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций комму-нального комплекса.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ
"Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет сле-дующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообра-зования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального ком-плекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организа-ций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги органи-заций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая уста-новление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услу-ги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммуналь-ной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих ор-ганизаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключе-ние, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» Министерству регионального раз-вития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Рос-сийской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной служ-бой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по рас-чету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, преду-смотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.
В условиях отсутствия данного документа до настоящего времени, необходимо руково-дствоваться пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций комму-нального комплекса, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520. Соответственно, при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения для УМУП «Городской теплосервис» должен быть установлен тариф на горячее водоснабжение в руб. за м куб.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регули-ровании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для УМУП «Городской теплосервис» установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования "Город Ульяновск".
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулиро-вания тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции», постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности органи-заций коммунального комплекса» установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабже-ния.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления комму-нальных услуг, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева во-ды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.
В соответствии с пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организа-ций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водо-снабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчёт не включаются.
Поскольку указанные затраты не были учтены Городским комитетом по регулированию цен и тарифов в тариф на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис», предприятие обрати-лось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления Ко-митета, которым были утверждены тарифы. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов
от 25.11.2008 № 237/03-01 было признано не противоречащим действующему законодательству. Аналогичным образом был произведен расчет тарифов на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис» на 2010 год. То есть без учёта каких-либо иных дополнительных потерь.
Дополнительным подтверждением того, что плата за тепловые потери трубопроводами сис-тем горячего водоснабжения не может учитываться в плате за отопление является указание ФСТ России о том, что «в случае направления документов о разногласиях в отношении тарифов на го-рячую воду организация коммунального комплекса, помимо документов, указанных в пунктах 1 - 8 для соответствующих организаций коммунального комплекса и статей разногласий, представ-ляет расчет количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды. Данный расчет должен сопровождаться документами, обосновывающими:
- температуру горячей воды в местах водоразбора, °C;
- температуру холодной воды в сети водопровода, °C;
- тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.»
Данное указание приводится в п. 10 приложения 1.1 Административного регламента ис-полнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по рассмотрению разно-гласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального ком-плекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надба-вок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отно-шении установленных тарифов и надбавок, утверждённого Приказом Федеральной службы по тарифам от 2 октября 2007 г. N 231-э.
Как прямо видно из данного регламента тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат определяются в составе тарифов на горячую воду, а не в плате за отопление.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указал, что исходя из системного толкования по-ложений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для ква-лификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточ-но наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопу-щения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодатель-ства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 За-кона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осу-ществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Действия УМУП «Городской теплосервис» нарушают статью 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Действия УМУП «Городской теплосервис» совершены в особо важной социальной сфере горячего водоснабжения граждан, ценообразование в которой полностью регулируется государ-ственными органами и органами местного самоуправления.
Потребителям услуги горячего водоснабжения при её оказании при централизованной сис-теме горячего водоснабжения, то есть по отдельной системе трубопроводов горячего водоснаб-жения, дополнительно навязывается услуга по отоплению, которую потребители не предполага-ли получать. Для получения услуги по отоплению при рассматриваемой в данном случае 4-х трубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению.
В феврале 2010 года согласно копий счётов – фактур, имеющихся в материалах дела и ука-занных выше, расходы тепловой энергии для отопления ванных комнат и потери в стояках вы-ставлены отдельной строкой, в иные периоды, указанные выше, данные потери включались в отопление.
Действие пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на данную ситуацию не распространяется, то есть нет оснований включать иные затраты или потери.
УМУП «Городской теплосервис» превысил пределы допустимого осуществления граждан-ских прав, возложив на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее по-ложение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление.
Другие доводы и доказательства, представленные сторонами, не влияют на оценку действий УМУП «Городской теплосервис».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать действия УМУП «Городской теплосервис», выразившиеся в выставлении в плате за отопление тепловых потерь в трубопроводах систем горячего водоснабжения, наруше-нием части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать УМУП «Городской теплосервис» предписание, направленное на прекращение нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения выставления указанной пла-ты для ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1», ТСЖ «Симбирск», ТСЖ «Содружество», ТСЖ «Радуга».
3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуж-дения дела по статье 14.31 КоАП РФ.
Председатель комиссии К.Ю.Попов
Члены комиссии
М.С. Степанова
Е.С.Канева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или ар-битражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольно-го органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ № 4
ДЕЛО № 7021/04-2010
г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - заместитель руководителя управления К.Ю.Попов,
члены - начальник отдела М. С.Степанова,
- специалист-эксперт Е.С.Канева,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 02.03.2010 по делу № 7021/04-2010 о нарушении УМУП «Городской теплосервис» (адрес: ул. К. Маркса, 25, г. Ульяновск, 432071) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции ",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Кому: УМУП «Городской теплосервис»
в срок до 10.04.2011 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в выставлении в плате за отопление тепловых потерь в трубопроводах систем горячего водоснабжения,
а именно: производить расчёт при оказании услуги горячего водоснабжения (при централизован-ной системе горячего водоснабжения для ТСЖ «Кондоминиум «Утес-1», ТСЖ «Симбирск», ТСЖ «Содружество», ТСЖ «Радуга») строго по показаниям приборов учёта в руб. за 1 куб. м, при этом фиксируемый по показаниям приборов учёта по трубопроводам горячего водоснабжения расход тепловой энергии при расчёте платы за отопление не учитывать.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель комиссии
К.Ю.Попов
Члены комиссии
М. С. Степанова
Е.С.Канева
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимоно-польного органа частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федера-ции, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.