Решение №1007-03 1.  Признать жалобу ООО «Атлант» обоснованной в части устано... от 2 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

25.02.2022                                                                                                 Дело № 073/06/105-82/2022

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления <…>;

 

членов комиссии:

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференц-

связи),

 

- заместителя начальника отдела <…>,      

- специалиста-эксперта <…>,

 

- от ООО «Атлант»:

- <…> (доверенность № 1 от 01.02.2022 г.),

- от МУ администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 73-ИОГВ-21.01/835исх от 22.02.2022 г.),

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассмотрев дело № 073/06/105-82/2022 по жалобе ООО «Атлант» (далее - заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168300003922000007 (наименование объекта закупки – «Выполнение комплексных кадастровых работ на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области», заказчик - Муниципальное учреждение комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, уполномоченный орган – Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области; начальная (максимальная) цена контракта – 2 105 300,00 руб., срок окончания подачи заявок – 18.02.2022 г. в 08 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 1036 от 18.02.2022 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Атлант» на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168300003922000007.

Содержание жалобы составило указание на следующее:

- по мнению заявителя жалобы, пункт 6.1.3 Технического задания противоречит требованиям законодательства, так как обязанность уведомления правообладателей объектов комплексных кадастровых работ (далее – ККР) о начале выполнения работ статьей 42.7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон «О кадастровой деятельности») не предусмотрена, в связи с чем требование заказчика о предоставлении по результатам подготовительного этапа копий документов, подтверждающие уведомление правообладателей объектов недвижимости, являющихся в соответствии с частью 1 статьи 42.1 Закона «О кадастровой деятельности» объектами комплексных кадастровых работ, о начале таких работ и иных заинтересованных лиц противоречит действующему законодательству;

- требование пункта 8 Технического задания противоречит Закону «О кадастровой деятельности», так как согласно статье 42.4 Закона «О кадастровой деятельности», результатом ККР является подготовка карты-плана территории, а не внесение. Внесение должен обеспечить орган регистрации по заявлению заказчика. В соответствии с действующим гражданским законодательством исполнитель не вправе вносить в ЕГРН какую-либо информацию по результатам выполнения комплексных кадастровых работ (и такой возможности в принципе не имеет).

- по мнению заявителя, требование пункта 2 Приложения № 3 к извещению о проведении открытого конкурса «Требования, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе», о наличии у участника закупки лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, введено для ограничения конкуренции. При этом техническим заданием, проектом контракта и прочими документами, в составе извещения не предусмотрены работы с государственной тайной.

- заявитель считает, что требование Приложения № 3 к выписке из реестра членов СРО о ее соответствии с части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) не соответствует законодательству, так как данные требования относятся к подтверждению соответствия требованиям для выполнения работ в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и содержание их деятельности, и не является подтверждением соответствие участников конкурса требованиям для выполнения кадастровых работ;

- заказчик в «Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» неправомерно установил, что по показателю «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта (договора)»:

- в нарушение требованиям подпунктов «в» и «д» пункта 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 2604) заказчиком неправомерно установлен предмет оценки по критерию «Квалификация участника закупки»: к оценке принимаются договоры (контракты), предметом которых является выполнение кадастровых работ, а не комплексных кадастровых работ, что не соответствует объекту закупки и договоры (контракты), заключенные только в соответствии с Законом о контрактной системе;

- по мнению заявителя, заказчик незаконно установил, что показатель «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» определяется общим количеством заключенных и исполненных за период 2019-2021 гг., т.к. подпунктом «г» пункта 28 Постановления №2604 определено, что последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

- заказчик неправомерно установил, что по показателю оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня» нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта (договора)» к оценке принимаются сведения о специалистах, которые не являются необходимыми для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки, а также установил их минимальное предельное значение. Кроме того, имеются разночтения в требованиях по данному показателю оценки (таблица II и таблица III).

 

Вх. № 1171 от 24.02.2022 г. в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Техническое задание к государственному (муниципальному) контракту на выполнение комплексных кадастровых работ, являющееся приложением № 1 к документации о закупке №0168300003922000007, разработано заказчиком закупки в полном соответствии с рекомендуемым образцом технического задания к государственному (муниципальному) контракту на выполнение комплексных кадастровых работ, разработанных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42.7 Закона «О кадастровой деятельности» исполнитель комплексных кадастровых работ направляет извещение о начале выполнения комплексных кадастровых работ по адресам и (или) адресам электронной почты правообладателей объектов недвижимости, являющихся объектами комплексных кадастровых работ (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости). Таким образом, пункт 6.1.3 Технического задания не противоречит действующему законодательству. Пункт 8 Технического задания также не противоречит действующему законодательству, поскольку в нем речь идет о гарантии качества проведенной работы исполнителем в части подготовки карт-планов территории, а не о внесении самим исполнителей сведений об объектах в ЕГРН.

Указанные в пп. 2 пункта «н» части 2 Приложения № 3 конкурсной документации документы о наличии у участника закупки лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не учитываются при рассмотрении и оценке таких заявок, а также для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. Наличие либо отсутствие такой лицензии не может повлиять на ограничение конкуренции. Это подтверждается также тем, что все участники данной закупки были признаны участниками конкурса, в том числе и те участники, которыми такая лицензия не была представлена.

Указанные в пп.1 пункта «н» части 2 Приложения № 3 конкурсной документации документы, а именно свидетельство о членстве в саморегулируемой организации кадастровых инженеров либо выписка из реестра членов СРО представляются в составе вторых частей заявок участниками закупки. При этом отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 42.2 Закона «О кадастровой деятельности» финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета, т.е. осуществление закупки в соответствии с данной статьей осуществляется в соответствии с Законом о контрактной системе. Учитывая изложенное, противоречия пп. «в» пункта 28 Постановления № 2604 в конкурсной документации отсутствуют.

Установление заказчиком периода заключения таких договоров за период 2019-2021 г. также не противоречит положениям Постановления № 2604, устанавливающего, что последний акт исполнения договоров, подтверждающих наличие опыта участника, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Установленный срок заключенных и исполненных договоров не превышает данный срок. Кроме того, проведение комплексных кадастровых работ на территории Российской Федерации массово началось только в 2019 году, о чем свидетельствует реестр контрактов, размещенных на официальном сайте закупок.

Заказчиком закупки установлено требование о наличие у участника конкурса как минимум 3 специалистов, имеющих высшее образование по указанным направлениям подготовки и/или специальностям: - «Землеустройство», /или «Городской кадастр»; и/или «Землеустройство и кадастры»; и/или «Земельный кадастр» и/или имеющих дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки «Кадастровая деятельность». При этом данные требования идентичны как в разделах II и III Приложения № 4 к конкурсной документации, при этом слова «учитываются копии квалификационных аттестатов» документация не содержит. Требование о наличии у участника не менее чем 3 специалистов обусловлено количеством выполняемых работ в отношении 14 кадастровых кварталов, а также количеством предполагаемых объектов недвижимости - 1291, а также графиком выполнения комплексных кадастровых работ, основные мероприятия которых должны быть завершены до 30.06.2022 г.

Запросов о разъяснении положений извещения о проведении спорной закупки в адрес организатора конкурса не поступало. По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в данной закупки заявка ООО «Атлант» была признана соответствующей требованиям конкурсной документации.

 

На заседании Комиссии 24.02.2022 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе, представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 25.02.2022 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 02.02.2022 г. было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168300003922000007, наименование объекта закупки – «Выполнение комплексных кадастровых работ на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области» (начальная (максимальная) цена контракта – 2 105 300,00 руб.).

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 21.02.2022 поступило 7 заявок, комиссией по осуществлению закупок была произведена оценка вторых частей заявок участников.

Согласно протоколу подведения итогов от 22.02.2022 г. заявки всех участников конкурса были признаны соответствующими требованиям документации и законодательства.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Атлант» обоснованной в части установления ненадлежащих требований к участникам закупки и ненадлежащего порядка оценки заявок. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

 

  1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Приложением к извещению № 0168300003922000007 является, в том числе, файл «Приложение № 1 описание объекта закупки», который содержит Техническое задание с указанием на исходные данные, требований заказчика к работам и их объемам, срокам, содержанию, результатам.

 

1.1) Пунктом 6.1.2. раздела 6 «Содержание работ» Технического задания (Приложение № 1 «Описание объекта закупки» к извещению № 0168300003922000007) предусмотрено, что в рамках подготовительного этапа исполнитель обязан уведомить правообладателей объектов недвижимости, являющихся в соответствии с частью 1 статьи 42.1 Закона «О кадастровой деятельности» объектами комплексных кадастровых работ, о начале выполнения таких работ в порядке, установленном статьей 42.7 Закона «О кадастровой деятельности».

Согласно пункту 2 части 2 статьи 42.6 Закона «О кадастровой деятельности» при выполнении комплексных кадастровых работ исполнитель комплексных кадастровых работ уведомляет правообладателей объектов недвижимости, являющихся объектами комплексных кадастровых работ, о начале выполнения таких работ.

В соответствии с пунктом 2 части 42.7 Закона «О кадастровой деятельности» исполнитель комплексных кадастровых работ направляет извещение о начале выполнения комплексных кадастровых работ по адресам и (или) адресам электронной почты правообладателей объектов недвижимости, являющихся объектами комплексных кадастровых работ (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости).

Таким образом, требование пункта 6.1.3 Технического задания (Приложение № 1 «Описание объекта закупки» к извещению № 0168300003922000007) не противоречит требованиям законодательства, и жалоба ООО «Атлант» является необоснованной в указанной части.

 

1.2) Раздел 8 «Требования по приемке работ и к гарантийному сроку работ и (или) объему предоставления гарантий их качества» Технического задания (Приложение № 1 «Описание объекта закупки» к извещению № 0168300003922000007) содержит указание на то, что «Не позднее «10» октября 2022 года Исполнитель гарантирует осуществление процедуры внесения сведений об объектах недвижимости, включенных в карты-планы территории в ЕГРН».

Согласно пункту 3 части 2 статьи 42.6 Закона «О кадастровой деятельности» при выполнении комплексных кадастровых работ исполнитель комплексных кадастровых работ представляет в орган регистрации прав заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости (далее - адрес правообладателя и (или) адрес электронной почты правообладателя), если указанные лица являются правообладателями объектов недвижимости, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы, и заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, в соответствии с предоставленными правообладателями этих объектов и заверенными в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», копиями документов, устанавливающих или подтверждающих права на эти объекты недвижимости, которые в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» считаются ранее учтенными, но сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости либо права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.

Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 42.6 Закона «О кадастровой деятельности» при выполнении комплексных кадастровых работ исполнитель комплексных кадастровых работ подготавливает проект карты-плана территории и представляет заказчику комплексных кадастровых работ проект карты-плана территории, в том числе в форме документа на бумажном носителе, для его рассмотрения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6.4.1. раздела 6 «Содержание работ» Технического задания (Приложение № 1 «Описание объекта закупки» к извещению № 0168300003922000007) заказчик обязан направить карт-планы территорий в срок не более 3 рабочих дней со дня утверждения в орган регистрации прав в порядке, установленном частью 3 статьи 19 Федерального закона № 218 для внесения сведений об объектах недвижимости в ЕГРН.

При этом из приложения № 2 к контракту «График выполнения комплексных работ» следует, что одним из этапов работ, предшествующим этапу приемки является в том числе, получение заказчиком сведений об объектах недвижимости в ЕГРН, подтверждающих результат выполнения комплексных кадастровых работ (не позже 10.10.2022 г.).

Таким образом, требование пункта 8 Технического задания (Приложение № 1 «Описание объекта закупки» к извещению № 0168300003922000007) не противоречит требованиям законодательства, так как в нем речь идет о гарантии качества проведенной работы исполнителем в части подготовки карт-планов территории, а не о внесении самим исполнителем сведений об объектах в ЕГРН, и жалоба ООО «Атлант» является необоснованной в указанной части.

 

2. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Приложением к извещению № 0168300003922000007 является, в том числе, файл «Приложение № 3 Требования к содержанию и составу заявки», содержащий Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению.

 

2.1) Подпунктом 1 пункта «н» раздела 2 «Состав заявки на участие в электронном конкурсе» (Приложение № 3 Требования к содержанию и составу заявки» к извещению № 0168300003922000007) предусмотрено, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, а именно документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, изложенным в ст. 29, 31, 32, 33 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», в том числе, свидетельство о членстве в саморегулируемой организации кадастровых инженеров в отношении каждого кадастрового инженера, либо заверенная саморегулируемой организацией кадастровых инженеров выписка из реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой являются лица, состоящие в штате юридического лица, или иной документ содержащий сведения о включении лиц, состоящие в штате юридического лица в реестр саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

При этом выписка (свидетельство) из реестра должна быть действительна на момент подачи заявок в открытом конкурсе в электронной форме (в соответствии с ч.4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса, срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи).

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона «О кадастровой деятельности» саморегулируемые организации кадастровых инженеров создаются в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов), основанных на членстве в них кадастровых инженеров, в целях обеспечения условий для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, разработки и утверждения для членов таких саморегулируемых организаций стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, а также в целях осуществления контроля за соблюдением кадастровыми инженерами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений и установленных саморегулируемой организацией кадастровых инженеров стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров.

При этом часть 4 статьи 55.17 ГрК РФ, указывающая на срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации, подтверждает соответствие требованиям для выполнения работ в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и содержание их деятельности, и не относится к выпискам, предоставляемым саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров.

Учитывая изложенное, данное требование противоречит законодательству о контрактной системе и нарушает положения пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, и жалоба ООО «Атлант» является обоснованной в указанной части.

 

2.2) Подпунктом 2 пункта «н» раздела 2 «Состав заявки на участие в электронном конкурсе» (Приложение № 3 Требования к содержанию и составу заявки» к извещению № 0168300003922000007) предусмотрено, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, а именно «Требуется наличие у Участника лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне» (последняя редакция), постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны», требованиям Приказа Минэкономразвития РФ от 19.10.2018 № 4с/МО «О внесении изменений в Перечень сведений, подлежащих засекречиванию, Минэкономразвития РФ, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 27 февраля 2017г. №1с/МО» и Инструкции по определению и обеспечению секретности топографо-геодезических, картографических, гравиметрических, аэросъемочных материалов и материалов космических съемок на территории СССР (СТГМ -90) с требованиями дополнения ПАРО-90».

Вместе с тем, извещением № 0168300003922000007 и приложения к нему не предусмотрены работы с связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.

Кроме того, согласно пояснениям уполномоченного органа, указанные в пп. 2 пункта «н» части 2 Приложения № 3 конкурсной документации документы о наличии у участника закупки лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не учитываются при рассмотрении и оценке таких заявок, а также для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. Наличие либо отсутствие такой лицензии не может повлиять на ограничение конкуренции. Это подтверждается также тем, что все участники данной закупки были признаны участниками конкурса, в том числе и те участники, которыми такая лицензия не была представлена.

Учитывая изложенное, данное требование противоречит законодательству о контрактной системе и нарушает положения пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, и жалоба ООО «Атлант» является обоснованной в указанной части.

 

3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

Приложением к извещению № 0168300003922000007 является, в том числе, файл «Приложение № 4 Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе».

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604).

Согласно пункту 24 Постановления № 2604 для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено Постановлением № 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 25 Постановления № 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления № 2604, применяются детализирующие показатели.

«Приложение № 4 Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» к извещению № 0168300003922000007 содержит критерии оценки заявок на участие в указанной закупке:

1. Цена контракта – 60%;

2. Квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта (договора) – 40%.

 

3.1) Согласно подпункту «в» пункта 28 Постановления № 2604 Порядком рассмотрения и оцени заявок на участие в конкурсе:

- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).

Пунктом 3 раздела III «Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа» («Приложение № 4 Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» к извещению № 0168300003922000007) предусмотрено, что показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта (договора)» определяется общим количеством заключенных и исполненных за период 2019-2021 г. в соответствии с Законом о контрактной системе, пунктом 1 части 1 статьи 42.2 Закона «О кадастровой деятельности» договоров (контрактов), предметом которых является выполнение кадастровых работ, в том числе при исполнении которых исполнителем исполнены требования по оплате неустоек (штрафов, пеней), в случае их начисления.

Документация о закупке разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, разрабатывая документацию о закупке, заказчик руководствуется положениями Закона о контрактной системе с учетом специфики конкретной закупки, установленной в рамках отраслевого законодательства.

Исходя из положений подпункта «в» пункта 28 Постановления № 2604, заказчик самостоятельно определяет предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю и его сопоставимость с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Исходя из того, что выполнение кадастровых работ является частью выполнения комплексных кадастровых работ, Комиссия Ульяновского УФАС приходит к выводу, что заказчик в «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» правомерно установил предмет оценки по показателю «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта (договора)».

При этом заявитель не предоставил доказательства того, что установление заказчиком указанного порядка оценки препятствует подаче заявки на участие в конкурсе или ограничивает конкуренцию.

Каждый участник на равных и единых для всех участников условиях вправе предоставить документы, подтверждающие наличие необходимого заказчику опыта, что соответствует принципам контрактной системы - создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

При этом, согласно подпункту «р» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе. Таким образом, в случае если участник закупки не предоставляет документы по указанному выше показателю, его заявка также подлежит оценке на равных условиях в соответствии с конкурсной документацией.

Таким образом, жалоба ООО «Атлант» является необоснованной в указанной части.

 

3.2) Пунктом 3 раздела III «Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа» («Приложение № 4 Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» к извещению № 0168300003922000007) предусмотрено, что показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта (договора)» определяется общим количеством заключенных и исполненных за период 2019-2021 г. в соответствии с Законом о контрактной системе, пунктом 1 части 1 статьи 42.2 Закона «О кадастровой деятельности» договоров (контрактов), предметом которых является выполнение кадастровых работ, в том числе при исполнении которых исполнителем исполнены требования по оплате неустоек (штрафов, пеней), в случае их начисления.

Согласно подпункту «г» пункта 28 Постановления № 2604 определено, что последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» пункта 28 Постановления № 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 28 Постановление № 2604 к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.

Установление в качестве критерия оценки наличия опыта выполнения работ по государственным или муниципальным контрактам ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.

Таким образом, установление в качестве предмета оценки по показателю оценки «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта (договора)» указания на оценку контрактов, исполненных за период 2019-2021 г. и заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе не соответствует подпунктам «г», «д» пункта 28 Постановления № 2604, что нарушает требования пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, и жалоба ООО «Атлант» является обоснованной в указанной части.

 

3.3) Согласно подпункту «а» пункта 30 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте «д» пункта 24 Постановления № 2604 Порядком рассмотрения и оцени заявок на участие в конкурсе, устанавливается перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом «д» пункта 24 Постановления № 2604, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.

Пунктом 5 раздела III «Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа» («Приложение № 4 Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» к извещению № 0168300003922000007) установлено предельное минимальное значение: наличие у участника конкурса не менее 3 специалистов, имеющих высшее образование по указанным направлениям подготовки и/или специальностям: «Землеустройство»; и/или «Городской ка-дастр»; и/или «Землеустройство и кадастры»; и/или «Земельный кадастр»; и/или имеющих дополни-тельное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки «Кадаст-ровая деятельность».

Документация о закупке разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, разрабатывая документацию о закупке, заказчик руководствуется поло-жениями Закона о контрактной системе с учетом специфики конкретной закупки, установленной в рамках отраслевого законодательства.

Исходя из положений подпункта «а» пункта 30 Постановления № 2604 заказчик самостоятельно определяет перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки и перечень специалистов, установленный в порядке оценки не нарушает требований законодательства. 

Каждый участник на равных и единых для всех участников условиях вправе предоставить документы, подтверждающие наличие необходимого заказчику опыта, что соответствует принципам контрактной системы - создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

При этом, согласно подпункту «р» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе. Таким образом, в случае если участник закупки не предоставляет документы по указанным выше показателям, его заявка также подлежит оценке на равных условиях в соответствии с конкурсной документацией.

Таким образом, жалоба ООО «Атлант» является необоснованной в указанной части.

 

3.4) Согласно подпункту «б» пункта 30 Постановления № 2604 Порядком рассмотрения и оцени заявок на участие в конкурсе устанавливается перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом «а» пункта 30 Постановления № 2604: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации и документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.

Пунктом 2 раздела II «Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке» по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта (договора)» («Приложение № 4 Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» к извещению № 0168300003922000007) по показателю оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» учитываются копии квалифицированных аттестатов специалистов, имеющих высшее образование по указанным направлениям подготовки и/или специальностям: «Землеустройство»; «Городской кадастр»; «Землеустройство и кадастры»; «Земельный кадастр»; и/или имеющих дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки «Кадастровая деятельность».

При этом пунктом 5 раздела III «Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа» («Приложение № 4 Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» к извещению № 0168300003922000007) установлено предельное минимальное значение: наличие у участника конкурса не менее 3 специалистов, имеющих высшее образование по указанным направлениям подготовки и/или специальностям: «Землеустройство»; и/или «Городской кадастр»; и/или «Землеустройство и кадастры»; и/или «Земельный кадастр»; и/или имеющих дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки «Кадастровая деятельность».

Требования к документам для оценки показателя «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

1. Трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

2. Документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников (копии дипломов о высшем профессиональном образовании специалистов; и (или) копии дипломов о профессиональной переподготовке «Кадастровая деятельность».

В ходе анализа положений извещения № 0168300003922000007, в том числе, Приложения № 4 «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе», Комиссия Ульяновского УФАС пришла к выводу о том, что требования разделов II и III содержат противоречия по отношению друг к другу, а именно в разделе II предусмотрено предоставление копии квалифицированных аттестатов специалистов, тогда как в разделе III данное требование отсутствует, что вводит в заблуждение участников закупки при подготовке заявки на участие в конкурсе и нарушает требования пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, и жалоба ООО «Атлант» является обоснованной в указанной части.

 

В соответствии с подпунктами 12 и 13 пункта 3.2 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 27.12.2021 г. № 1618, заказчик формирует заявку на закупку, которая должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок оценки заявок на участие в конкурсе, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, нарушение требований пунктов 11 и 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной в части установления ненадлежащих требований к участникам закупки и ненадлежащего порядка оценки заявок, допущено со стороны заказчика. Указанные действия содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу ООО «Атлант» обоснованной в части установления ненадлежащих требований к участникам закупки и ненадлежащего порядка оценки заявок.

2.  Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 11 и 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3.  Обязать:

- комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе процедуры определения поставщика № 0168300003922000007;

- заказчика и уполномоченный орган устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение № 0168300003922000007, продления срока приема заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями законодательства и принятого решения, 

на что выдать предписание.

4.  Передать материалы дела № 073/06/105-82/2021 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны