Решение №4088-06 Решение в отношении ООО «Росгосстрах» от 2 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

ул. Спасская, д. 8, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел.: 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх.  №  4088-06  от  22.05.2014

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения объявлена 07.05.2014                                                                          

В полном объеме решение изготовлено 22.05.2014                                       ДЕЛО № 10594/06-2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела <…>., члены комиссии: главный специалист-эксперт <…>., ведущий специалист-эксперт <…>,

рассмотрев материалы дела № 10594/06-2014, возбужденного по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (далее - ООО «Росгосстрах»), расположенным по адресу: 140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3 (филиал в Ульяновской области расположен по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Ленина, д. 15А), части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»), выразившегося в неправильном расчете цены договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в отношении средств автотранспорта муниципального бюджетного учреждения «Управление делами администрации города Ульяновска» (далее - МБУ «Управление делами администрации города Ульяновска») и нарушении порядка расчета страховой премии, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739), - по заявлению филиала открытого страхового акционерного общества «РЕСО-Гарантия» (далее - ОСАО «РЕСО-Гарантия») в г. Ульяновске,

УСТАНОВИЛА:

По заявлению филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» в г. Ульяновске (исх. № 270 от 12.11.2013, вх. № 10000 от 12.11.2013) Ульяновским УФАС России приказом от 12.02.2014 № 28 возбуждено дело № 10594/06-2014 по признакам нарушения ООО «Росгосстрах» ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции».  Определением от 12.02.2014 к участию в рассмотрении дела привлечены: ответчик - ООО «Росгосстрах», заинтересованные лица - ОСАО «РЕСО-Гарантия», открытое акционерное общество «АльфаСтрахование» (далее - ОАО «АльфаСтрахование») и открытое акционерное общество «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» (далее - ОАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ»).  Также к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечено МБУ «Управление делами администрации города Ульяновска».  Рассмотрение дела назначено на 13.03.2014.

Определением от 13.03.2014 рассмотрение дела отложено и назначено на 30.04.2014.

30.04.2014 в заседании Комиссии по рассмотрению дела объявлен перерыв до 14 час. 45 мин. 07.05.2014.  После объявленного перерыва 07.05.2014 заседание Комиссии продолжено.

В ходе рассмотрения дела № 10594/06-2014 лицами, участвующими в деле, даны следующие пояснения.

В письменном пояснении ОСАО «РЕСО-Гарантия» (вх. № 1792 от 11.03.2013) и представителем общества на заседании Комиссии 13.03.2014 поддержаны доводы, изложенные в заявлении ОСАО «РЕСО-Гарантия».  Дополнительно сообщено, что в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон «Об ОСАГО») страховые тарифы по обязательному страхованию (их минимальные и максимальные значения), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Центральным Банком Российской Федерации (Банком России) в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом (с 01.09.2013).  Поскольку до настоящего времени соответствующий нормативный акт Банком России не принят, продолжают применяться страховые тарифы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739.  Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об ОСАГО» страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.  Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.  Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона «Об ОСАГО» коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства; б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей; в) технических характеристик транспортных средств; г) сезонного использования транспортных средств; д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.  При этом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками.  Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.  Возможность отклонения страховщиками от установленного порядка применения страховых тарифов при расчете страховой премии законодательством Российской Федерации о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств не предусмотрена.  В соответствии с п. 11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263, расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем.  Информация, содержащаяся в Автоматизированной информационной системе Российского Союза Автостраховщиков (АИС РСА), не всегда доступна для страховщиков.

Исходя из информации и сведений, содержащихся в документации по запросу котировок (извещение № 0368300000113001329 от 22.10.2013), проведенному МБУ «Управление делами администрации города Ульяновска», ОСАО «РЕСО-Гарантия» рассчитало цену предложения с учетом положений законодательства Российской Федерации в размере 285 732,90 руб.  Основания для применения понижающего коэффициента отсутствовали.

В письменном пояснении по делу № 10594/06-2014 ООО «Росгосстрах» (исх. № 03-01/15-66 от 07.03.2014, вх. № 1786 от 11.03.2014) и представителем общества на заседаниях Комиссии 30.04.2014 и 07.05.2014 сообщено, что основанием подачи филиалом ООО «Росгосстрах» в Ульяновской области котировочной заявки с предложением по цене, отличной от цены заказчика, послужил расчет страховой премии с учетом фактического Кбм по данным транспортного средства: по годам их эксплуатации (страхования) и страховым событиям (ранее страховались в ООО «Росгосстрах»), а не по значению Кбм = 1,0, указанному заказчиком в конкурсной документации для всех транспортных средств.  ООО «Росгосстрах» полагает, что произведенный таким способом расчет страховых тарифов соответствует нормативным документам по расчету страховой премии по ОСАГО.  Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 1293-р «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года» при анализе показателей страховой отрасли в качестве положительной тенденции отмечено сокращение страховщиками издержек и расходов на ведение дела, влияющих на исполнение обязательств по договорам страхования, повышение рентабельности и эффективности деятельности.  То есть, уменьшение общей суммы страховой премии по заключаемым договорам страхования, в связи с сокращением страховщиком своих расходов на ведение дела, в пределах утвержденных нормативов, санкционировано на законодательном уровне.  Таким образом, предложение филиала ООО «Росгосстрах» в Ульяновской области по снижению цены договора по котировочной заявке МБУ «Управление администрации города Ульяновска» нельзя считать как необоснованно заниженную, направленную на получения каких-либо конкурентных преимуществ перед другими участниками конкурса.

В письменном пояснении ОАО «АльфаСтрахование» (исх. № 189 от 07.03.2014, вх. № 1785 от 11.03.2014) и представителями общества на заседании Комиссии 13.03.2014 сообщено, что расчет цены договора ОСАГО в отношении транспортных средств МБУ «Управление администрации города Ульяновска» в рамках запроса ценовых котировок производился в зависимости от года выпуска каждого транспортного средства в отдельности, со всеми соответствующими коэффициентами, так как в документации о проведении запроса ценовых котировок были указаны только год выпуска, мощность транспортного средства и срок страхования.  Цена договора, предложенная ОАО «АльфаСтрахование», составила 237 924, 41 руб.

В письменном пояснении ОАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» (вх. № 1889 от 13.03.2014) и представителем общества на заседании Комиссии 13.03.2014 сообщено, что ОАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ», являясь участником закупки, проводимой МБУ «Управление делами администрации города Ульяновска», расчет страховой премии производило в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 на основании данных о транспортных средствах, предоставленных заказчиком.  Итоговая сумма составила 285 732,90 руб.

Представитель МБУ «Управление делами администрации города Ульяновска» на заседаниях Комиссии 13.03.2014 и 30.04.2014 сообщил, что лица, подготовившие документацию на проведение рассматриваемого запроса ценовых котировок, в данное время в учреждении не работают, поэтому пояснить по поводу предоставления страховым организациям сведений о страховании, в том числе сведений о наличии или отсутствии страховых выплат, не представляется возможным.

Исследовав материалы дела № 10594/06-2014, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Росгосстрах» нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции».  При этом Комиссия исходит из следующего.

В Ульяновское УФАС России поступило заявление филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» в г. Ульяновске (исх. № 270 от 12.11.2013, вх. № 10000 от 12.11.2013) на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в неправильном расчете цены договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и нарушении порядка расчета страховой премии, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739, что привело к уменьшению цены договора, повлекшее получение ООО «Росгосстрах» незаконного конкурентного преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке страховых услуг Ульяновской области.

Как следует из заявления, 22.10.2013 на официальном сайте государственных закупок (http://zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение и документация на проведение запроса котировок на право заключения договоров ОСАГО в отношении средств автотранспорта МБУ «Управление делами администрации города Ульяновска», извещение № 0368300000113001329, начальная (максимальная) цена договора - 285 732,90 руб.  Победителем запроса котировок было признано ООО «Росгосстрах» (филиал ООО «Росгосстрах» в Ульяновской области) с предложением цены договора 223 206,03 руб.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об ОСАГО» страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.  Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона «Об ОСАГО» коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства; б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей; в) технических характеристик транспортных средств; г) сезонного использования транспортных средств; д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.  При этом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками.  Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.  Возможность отклонения страховщиками от установленного порядка применения страховых тарифов при расчете страховой премии законодательством Российской Федерации о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств не предусмотрена.

Согласно п. 11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263, расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем.  МБУ «Управление делами администрации города Ульяновска» в описании транспортных средств, подлежащих страхованию по ОСАГО, указало марку, модель транспортного средства, год его выпуска, мощность двигателя (в л.с.).

В соответствии с п. 1 постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 базовая ставка страхового тарифа (Тб) составляет: 2375 руб. - для легковых автомобилей юридических лиц; 2025 руб. - для автобусов с числом пассажирских мест более 20 и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее; 1215 руб. - для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин.

Коэффициент в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (К. peг.) для г. Ульяновска составляет 1,4 (п. 2 постановления).

Коэффициент (Км) в зависимости от технических характеристик транспортных средств (только для легковых автомобилей) равняется: 1,1 - для автомобилей с мощностью двигателя свыше 50 до 70, включительно; 1,2 - для автомобилей с мощностью двигателя свыше 70 до 100, включительно (п. 6 постановления).

Коэффициент в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (Квс), если договором обязательного страхования не предусмотрено ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, составляет 1,8 (прим. 2 к п. 5 постановления).

При определении коэффициента в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО (Кбм), в случае страхования новых транспортных средств - собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 согласно таблице п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739, и Кбм = 1.  В каждый последующий период страхования (1 год), считая от года выпуска транспортного средства, применяется понижающий коэффициент Кбм с присвоением более высокого класса согласно таблице п. 3 постановления и, соответственно, понижающего коэффициента.

В соответствии с ч. 6 ст. 9 Федерального закона «Об ОСАГО» установленные в соответствии с указанным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками.  Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция не допускается.

В документации о проведении запроса ценовых котировок в сведениях о транспортных средства МБУ «Управление делами администрации города Ульяновска», подлежащих страхованию по ОСАГО (на 2014 год), были указаны Кбм = 1.  Ранее указанные транспортные средства МБУ «Управление делами администрации города Ульяновска» были застрахованы в ООО «Росгосстрах».  ООО «Росгосстрах» на момент подачи заявки на участие в запросе котировок обладало наиболее полной информацией о наличии или отсутствии страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО по транспортным средствам МБУ «Управление делами администрации города Ульяновска».  Таким образом, цена договора, предложенная ООО «Росгосстрах» в заявке, составила 223 206,03 руб.  При этом, при расчете страховой премии по транспортным средствам МБУ «Управление делами администрации города Ульяновска» страховая компания применила понижающий коэффициент Кбм, а не Кбм = 1, как указано в документации о проведении запроса ценовых котировок в сведениях о транспортных средства МБУ «Управление делами администрации города Ульяновска».

Решением Ульяновского УФАС России от 19.11.2013 по делу № 10276/03-2013 действия муниципального заказчика МБУ «Управление делами администрации города Ульяновска» признаны нарушением ч. 2 ст. 10 и ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку выбранный заказчиком способ размещения заказа в форме запроса котировок, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и предопределенности цены контракта, не учитывает специфики услуг ОСАГО.

В действиях ООО «Росгосстрах» нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия не усматривает, поскольку в целях достижения конкурентного преимущества при предложении цены исполнения договора страхования транспортных средств МБУ «Управление делами администрации города Ульяновска» законодательство об ОСАГО обществом не нарушено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьями 45 и 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 10594/06-2014 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Председатель комиссии

Члены комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны