Решение №4141-04 Решение по делу № 10810/04-2014 от 14 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                          ДЕЛО № 10810/04-2014

                                                                                                                                       г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена 30.05.2014

В полном объеме решение изготовлено 03.06.2014

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

  • зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

члены

-    начальник отдела М.С. Степанова;

  • помощник руководителя А.В. Федорова;

 

рассмотрев дело № 10810/04-2014 по признакам нарушения МУ «Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельными отношениями МО «Инзенское городское поселение»  (433030, Ульяновская область, г. Инза, ул. Революции, 56) и ООО «Инзенские районные электрические сети» (433030, Ульяновская область, г. Инза, ул. Транспортная, 7) пункта 4 статьи 16 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.02.2014 в Ульяновское УФАС России поступило обращение УЭБиПК УМВД России по факту заключения между МУ Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельными отношениями МО «Инзенское городское поселение» и ООО «Инзенские районные электрические сети» (ООО «ИРЭС») дополнительного соглашения № 4 от 01.08.2011 к договору № 1 от 11.01.2011 аренды муниципального имущества, предназначенного для осуществления производства, передачи и распределения электрической энергии, предусматривающий изменения условий договора в части возмещения стоимости затрат неотделимых условий, возникших в результате ремонтных программ.

 Приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области  от 04.04.2014  № 67 возбуждено   дело  по признакам нарушения МУ «Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельными отношениями МО «Инзенское городское поселение»  и ООО «Инзенские районные электрические сети» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в заключении дополнительного соглашения от 01.08.2011 № 4 к договору аренды от 11.01.2011 № 1, устанавливающего преимущественные для осуществления деятельности ООО «Инзенские районные электрические сети» (п. 6 дополнительного соглашения от 11.08.2011, которым внесены изменения в условия договора аренды от 11.01.2011 № 11 (п.п. 3.3.17 п. 3.3 договора аренды изложен в следующей редакции: «в случае досрочного прекращения договора все произведенные улучшения, вследствие проведенных ремонтных работ, составляющие принадлежность передаваемого имущества, передать Арендодателю. Стоимость неотделимых  улучшений возмещается в согласованном сторонами размере. Отделимые улучшения являются собственностью Арендатора. Возврат Арендатором имущества в неудовлетворительном состоянии отражается в акте приема-передачи, в котором определяется ущерб, нанесенный имуществу, и сроки его возмещения»).

23.04.2014 в адрес комиссии Ульяновского УФАС России поступили пояснения Администрации МО «Инзенское городское поселение», в которых пояснено, что в соответствии с решением Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области от 19.09.2013 № 4 «О ликвидации Администрации МО «Инзенское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области и ее функциональных отделов» МУ «Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МО «Инзенское городское поселение» (зарегистрированное 22.12.2005, ОГРН 1057306009463) ликвидировано, деятельность юридического лица прекращена 27.09.2013. Все документы, касающиеся деятельности ООО «ИРЭС», были изъяты.  

16.05.2014 ООО «ИРЭС» представлены письменные пояснения из которых следует, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, квалифицируя действия МУ "Комитет по управлению муниципальной собственности и земельным отношениям МО "Инзенское городское поселение" и ООО "Инзенские районные электрические сети” по признакам нарушения п. 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите конкуренции", указывает, что нарушение выражается в заключении дополнительного соглашения от 01.08.2011г. №4 к договору аренды от 11.01.2011 г №1, устанавливающего преимущественные для осуществления деятельности ООО "Инзенские районные электрические сети" (п.6 дополнительного соглашения от 11.08.2011г., которым внесены изменения в условия договора аренды от 11.01.2011г. №1 (п.п.3.3.17 п.3.3 договора аренды изложен в следующей редакции: "в случае досрочного прекращения договора все произведенные улучшения, вследствин проведенных ремонтных работ, составляющие принадлежность передаваемого имущества, передать Арендодателю. Стоимость неотделимых улучшений возмещается в согласованном сторонами размере. Отделимые улучшения являются собственностью Арендатора. Возврат Арендатором имущества в неудовлетворительном состоянии отражается в акте приема-передачи, в котором определяется ущерб, нанесенный имуществу, и сроки его возмещения" ).

Указанное выше дополнительное соглашение не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также вызвать ограничение доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, поскольку было заключено для приведения в соответствие договора аренды от 11.01.2011г. с действующим законодательством, а именно ст. 623 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из анализа статьи 623 Гражданского кодекса Российской Федерации в которой также регулируется вопрос улучшения арендованного имущества, следует, что под улучшениями понимаются работы капитального характера, которые повышают (изменяют) качественные характеристики объекта, то есть улучшения связаны с модернизацией, реконструкцией, достройкой, дооборудованием основного средства. Улучшение имущества можно охарактеризовать как качественное изменение объекта, то есть такое его преобразование, которое направлено на усовершенствование имущества, улучшение его технических характеристик, расширение функциональных возможностей и т. п. В результате ремонта новые качества у объекта не появляются, его назначение не изменяется и технико-экономические показатели не повышаются. Таким образом, ремонт не приводит к улучшению арендованного имущества.

Исходя из указанных выше норм, а также фактических обстоятельств, в период с 11.01.2011 по 31.03.2014 Обществом проводились работы на объектах, переданных на праве аренды по договору от 11.01.2011. Однако, достоверно предоставить информацию по их объему, качеству и виду, не представляется возможным, поскольку в 2013 г. Управлением Федеральной службы безопасности России по Ульяновской области у Общества были изъяты документы по осуществлению хозяйственной деятельности и до настоящего времени не возвращены.

Действия Комитета и ООО "Инзенские районные электрические сети" в силу указанного выше закона нельзя считать, как согласованные и направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В Законе «О защите конкуренции» понятие «согласованные действия» хозяйствующих субъектов и органов публичной власти не раскрывается, в связи с чем считает, что отсутствуют законные основания для возбуждения дела в отношении ООО «Инзенские районные электрические сети» по указанным признакам.

Дополнительно Общество пояснило, что в утвержденный тариф на передачу электрической энергии денежные средства, выделенные на произведение улучшений имущества, не заложены. Улучшения в 1 квартале 2014 года не производились.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения ответчиков, комиссия пришла к выводу о необходимости признать действия  МУ «Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельными отношениями МО «Инзенское городское поселение» и ООО «Инзенские районные электрические сети», выразившиеся в заключении дополнительного соглашения от 01.08.2011 № 4 к договору аренды от 11.01.2011 № 1, устанавливающего преимущественные для осуществления деятельности ООО «Инзенские районные электрические сети» (п. 6 дополнительного соглашения от 01.08.2011, которым внесены изменения в условия договора аренды от 11.01.2011 № 11, нарушением пункта 4 статьи 16 Закона "О защите конкуренции".    

При этом комиссия исходила из следующего.

Согласно п. 4 ст. 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

По договору аренды от 11.01.2011 № 1, заключенному между МУ Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельными отношениями МО «Инзенское городское поселение» и ООО «Импульс», на основании протокола заседания конкурсной комиссии от 28.12.2010 № 7, передано на праве владения и пользования муниципальное недвижимое и движимое имущество, предназначенное для осуществления производства, передачи и распределения электрической энергии, сроком на 5 лет, с 11.01.2011 до 31.12.2015.

Актом приема-передачи от 01.02.2011 осуществлено оформление передачи имущества согласно приложению № 1.

Согласно пп. 3.3.7 п. 3.2 договора аренды предусмотрено условие о выполнении ремонта электрохозяйства МО «Инзенское городское поселение» на сумму 25 000 000 (двадцать пять миллионов) рублей в течение срока действия настоящего договора, в целях улучшения арендуемого имущества  с согласованием с Арендодателем.

Дополнительным соглашением № 4 от 01.08.2011 к договору аренды от 01.01.2011 № 1 в п.п. 3.3.17 п. 3.3 договора внесены изменения и изложен в следующей редакции: «В случае досрочного прекращения договора все произведенные улучшения, вследствие проведенных ремонтных работ, составляющие принадлежность передаваемого имущества, передать Арендодателю. Стоимость неотделимых  улучшений возмещается в согласованном сторонами размере. Отделимые улучшения являются собственностью Арендатора. Возврат Арендатором имущества в неудовлетворительном состоянии отражается в акте приема-передачи, в котором определяется ущерб, нанесенный имуществу, и сроки его возмещения».

Согласно пп. 16 п. 40 , п. 98 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, в конкурсной документации должно содержаться указание на то, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в пункте 98 настоящих Правил, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.

Договор заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении и (или) исполнении договора цена такого договора не может быть ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении конкурса, но может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором.

На основании дополнительного соглашения № 4 от 01.08.2011 к договору аренды от 01.01.201 № 1 п.п. 3.3.17 п. 3.3 договора аренды изложен в следующей редакции: «В случае досрочного прекращения договора все произведенные улучшения, вследствие проведенных ремонтных работ, составляющие принадлежность передаваемого имущества, передать Арендодателю».

При этом, понятия «улучшения» и «ремонт» между собой не являются взаимозаменяемыми.

Улучшения имущества можно охарактеризовать как качественное изменение объекта, то есть такое его преобразование, которое направлено на усовершенствование имущества, улучшение его технических характеристик, расширение функциональных возможностей и т.п.

В результате ремонтных работ новые качества у объекта не появляются, его назначение не изменяется и технико-экономические показатели не повышаются, ремонт не приводит к улучшению арендуемого имущества.

Улучшением могут быть признаны только работы по достройке, дооборудованию, модернизации, реконструкции или техническому перевооружению объекта.

В силу статей 153 - 156, 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации утверждение конкурсной (аукционной) документации должно рассматриваться в качестве юридического факта, свидетельствующего о том, что волеизъявление организатора торгов определено, а договор будет заключен именно на тех условиях, о которых публично заявил организатор, вследствие чего условие о передаче произведенных улучшений, вследствие проведенных ремонтных работ, составляющих принадлежность передаваемого имущества, Арендодателю и возмещении последнему стоимости неотделимых улучшений,  является существенным условием заключенного по результатам торгов договора.

Изменения, внесенные в п.п. 3.3.17 п. 3.3 договора аренды от 11.01.2011, на основании дополнительного соглашения № 4 от 01.08.2011 изменяют условия договора аренды, заключенного на условиях конкурсной документации.

Согласно проведенному опросу участников конкурса (ООО «Инза-Сервис», ОАО «Ульяновская сетевая компания»), по результатам которого был заключен данный договор аренды с ООО «ИРЭС», внесенные изменения в условия договора могли повлиять на предложение участника (ОАО «Ульяновская сетевая компания») об условиях исполнения договора аренды, в частности о размере арендной платы.

Внесенные в договор аренды изменения, создают преимущественные условия для осуществления деятельности ООО «ИРЭС», ставившие в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, работающие на рынке услуг по передаче электрической энергии.

Следовательно, в данном случае для квалификации действий органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта по заключению соглашения по части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции не требуется доказывания факта наступления неблагоприятных последствий, достаточно наличия угрозы их наступления.

Кроме того, в силу статьи 419 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).

Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

На момент принятия комиссией решения записи о прекращении деятельности МУ Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельными отношениями МО «Инзенское городское поселение» в ЕГРЮЛ не внесена, следовательно, данное юридическое лицо в настоящий момент не ликвидировано.

Таким образом, действия МУ Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельными отношениями МО «Инзенское городское поселение» и ООО «Инзенские районные электрические сети», выразившиеся в заключении дополнительного соглашении № 4 от 01.08.2011 к договору аренды от 01.01.2011 № 1, устанавливающего преимущественные для осуществления деятельности ООО «ИРЭС», следует признать нарушением п. 4 ст. 16 Закона «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия  МУ «Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельными отношениями МО «Инзенское городское поселение» и ООО «Инзенские районные электрические сети», выразившиеся в заключении дополнительного соглашения от 01.08.2011 № 4 к договору аренды от 11.01.2011 № 1, устанавливающего преимущественные для осуществления деятельности ООО «Инзенские районные электрические сети» (п. 6 дополнительного соглашения от 01.08.2011, которым внесены изменения в условия договора аренды от 11.01.2011 № 1, нарушением пункта 4 статьи 16 Закона "О защите конкуренции".  

2. Выдать МУ «Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельными отношениями МО «Инзенское городское поселение и ООО «Инзенские районные электрические сети» предписания о прекращении заключенного 01.08.2011 дополнительного соглашения № 4 к договору аренды от 11.01.2011 № 1 (в части п. 6 дополнительного соглашения от 01.08.2011).

3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.32 КоАП РФ.

 

 

Председатель комиссии

К.Ю.Попов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

А.В. Федорова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны