Решение №4266-05 Решение в отношении ООО «Три товарища» и ИП П* от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

28.05.2012                                                                                                                                  г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - вр.и.о. руководителя управления,

члены комиссии:            - главный специалист-эксперт,

                                         - ведущий специалист-эксперт.,

рассмотрев дело № 8618/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в сетевом издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» (www.ulianovskmenu.ru) рекламы ресторана «Чешская пивница «Вепрево колено» и чешского пива, реализуемого в ресторане, содержащей признаки нарушения части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- общества с ограниченной ответственностью «Три товарища» (далее - ООО «Три товарища»), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, ул. Федерации, д. 11, - директора общества Р<…>й  (приказ № 1 от 30.05.2011, паспорт),

- индивидуального предпринимателя П<…>ой (паспорт <...> зарегистрированной по адресу: 432030, г. Ульяновск, ул. <…>, - П<…>ой Е.И. (паспорт),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России в сетевом издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» (www.ulianovskmenu.ru) обнаружен факт размещения рекламы ресторана «Чешская пивница «Вепрево колено», а также пива, реализуемого в ресторане (акт обнаружения от 14.03.2012, скриншоты, служебная записка № 294 от 02.05.2012), содержащей признаки нарушения ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О рекламе».

Ульяновским УФАС России определением от 02.05.2012 возбуждено дело № 8618/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.  К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечены ООО «Три товарища» и ИП П<…>ая Е.И.  Рассмотрение дела назначено на 28.05.2012.

На заседании комиссии 28.05.2012 представитель ООО «Три товарища» пояснил, что в рамках договора № 32 от 12.10.2011, заключенного между ООО «Три товарища» и ИП П<…>ой Е.И., обществом по электронной почте направлена вся необходимая информация о ресторане «Чешская пивница «Вепрево колено» для размещения на сайте www.ulianovskmenu.ru.  Информация, размещенная на странице //www.ulianovskmenu.ru/veprevo_koleno/, соответствует действительности.  Пиво, реализуемое в пивнице, варится в Чехии и соответствует заявленным стандартам качества.  Факт отсутствия предупредительной надписи в рекламе пива и чешской пивницы «Вепрево колено» ООО «Три товарища» не отрицает.  Нарушение рекламного законодательства Российской Федерации произошло со стороны общества из-за невнимательности.

В письменном пояснении (вх. № 4538 от 25.05.2012) и на рассмотрении дела 28.05.2012 ИП П<...>ая Е.И. пояснила, что сайт www.ulyanovskmenu.ru, разработанный предпринимателем, является информационно-развлекательным Интернет-порталом.  На портале размещается информация о кафе, барах, ресторанах и других заведениях г. Ульяновска, а также о проводимых ими мероприятиях.  На сайте рекламная информация размещается в виде баннеров, остальная информация носит справочный характер и публикуется на сайте, как на платной, так и на бесплатной основе.  Публикацию информации о ресторане «Чешская пивница «Вепрево колено» осуществляла ИП П<...>ая Е.И. на основании заключенного с ООО «Три товарища» договора № 32 от 12.10.2011.  Предметом указанного договора является разработка программного обеспечения, предназначенного для оформления и размещения в сети Интернет информации о чешской пивнице «Вепрево колено», а также непосредственное размещение данной информации на сайте www.ulyanovskmenu.ru.  Основной целью размещения информации было проинформировать население, а не рекламировать конкретную продукцию.  На сайте ресторан «Чешская пивница «Вепрево колено» не сравнивается с другими развлекательными заведениями, какие-либо его преимущества перед аналогичными заведениями не обозначаются.  На сайте публикуется информация о самом заведении, а не реклама конкретных товаров, реализуемых в ресторане «Чешская пивница «Вепрево колено».

Кроме того, ИП П<...>ая Е.И. сообщила, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» указанный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

В соответствии с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы, опубликованными на сайте Пензенского УФАС России (http://penza.fas.gov.ru), не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров, следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.  Таким образом, ИП П<...>ая Е.И. полагает, что деятельность сайта www.ulyanovskmenu.ru не подпадает под действие Федерального закона «О рекламе» и, следовательно, размещение на сайте предупредительных надписей о вреде чрезмерного употребления пива не является обязательным.

Исследовав материалы дела № 8618/05-2012, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу ресторана «Чешская пивница «Вепрево колено», а также пива, реализуемого в ресторане, размещенную в сетевом (электроном) издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» (www.ulianovskmenu.ru), ненадлежащей.  При этом Комиссия исходит из следующего.

В сетевом издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» (www.ulianovskmenu.ru) на странице //www.ulianovskmenu.ru/veprevo_koleno/ размещена рекламная информация о ресторане «Чешская пивница «Вепрево колено», а также о пиве, реализуемом в ресторане (акт обнаружения от 14.04.2012 и скриншоты).

В частности, в сетевом издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» (www.ulianovskmenu.ru) в разделе «Каталог развлечений. Рестораны» на странице ресторана «Чешская пивница «Вепрево колено» размещена информация о ресторане, в том числе под заголовком «Пиво» указано: «В пивнице «Вепрево колено» к столу подается настоящее чешское пиво следующих сортов: Резаное пиво «Veprevo koleno» - трехслойная пивная композиция из двух сортов пива (темного и светлого) и густой пены. «Вельвет» - полутемное пиво с бархатным вкусом и очень приятным послевкусием. Содержание алкоголя 5,2%, плотность 12%. Отличие «Вельвет» от других видов пива заключается в том, что при выдавливании пива из кега (бочки), используется смесь азота и углекислоты. Именно из-за этого и происходит необычный эффект «Лавины», так называемая «буря в стакане». «Черновар» - сорт пива, сваренного методом открытого брожения - главная особенность изготовления пива «Черновар», придающая ему неповторимый, хорошо узнаваемый вкус с легкой хмелевой горчинкой и лишь ему свойственный аромат».  В подразделе «Меню» под заголовком «Пиво» размещена информация с фотографическими изображениями бокалов с товарными знаками перечисленного ниже пива (слева направо, сверху вниз): «Черновар» Описание: Главная особенность этого пива - изготовление с помощью открытого брожения. Этим объясняется его неповторимый, хорошо узнаваемый вкус с легкой хмелевой горчинкой и лишь ему свойственный аромат. Содержание алкоголя - 4,5%. Вес: 0,3/0,5/1 л (140/192/380 руб). «Гролш» Описание: «Гролш» родом из Голландии. Качественное пиво с классическим вкусом и подчеркнутой горчинкой. В процессе производства пиво Grolsh происходит тройную фильтрацию. Помимо этого, пивовары компании Grolsh используют еще один очень важный компонент - время. Созревание пива происходит естественным способом в течение многих недель. Говоря об особых качествах пива Grolsh, особенно следует подчеркнуть, что пиво Grolsh не пастеризуется, поэтому его характерный вкус сохраняется во всей полноте. Содержание алкоголя - 5%. Вес: 0,5 л (185 руб). «Пражечка» Описание: Традиционное светлое пиво золотистого цвета. Легкое и свежее, с приятным дрожжевым ароматом и еле заметной горчинкой. Содержание алкоголя - 4,5%. Вес: 0,3/0,5/1 л (140/195/380 руб). «Пилснер Уркуелл» Описание: «Пилснер Уркуелл» - признанный мировой эталон светлых сортов пива с замечательным солодовым вкусом, в котором прослеживается тонкий аромат цветов и характерная горечь хмеля. Содержание алкоголя - 4,4%. Вес: 0,3/0,5/1 л (110/145/280 руб). «Будейовицкий будвар» Описание: «Будейовицкий будвар» - пиво из Чешских Будейовиц. Варится по старочешской рецептуре из моравского ячменя, жатецкого хмеля и воды, обогащенной натрием. Имеет оригинальный сладковатый привкус, с ярко выраженным горьковато-сладким послевкусием. Содержание алкоголя - 5%. Вес: 0,3/0,5/1 л (140/195/380). «Велкопоповицкий Козел» Описание: «Велкопоповицкий Козел» - истинно чешское пиво. Особенностью этого пива считается легкий аромат цитруса, который достигается в процессе приготовления по особой боварской технологии. Имеет насыщенный, темно-желтый цвет и слегка горьковатый вкус. Содержание алкоголя - 3.7% Вес: 0,3/0,5/1 л (140/195/380 руб). «Velvet» Описание: «Velvet» - полутемное пиво с бархатным вкусом и очень приятным послевкусием. Содержание алкоголя 5,2%. Вес: 0,3/0,5/1 л (140/195/380)».  Предупредительная надпись отсутствует.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования в данной рекламе являются как непосредственно сам ресторан «Чешская пивница «Вепрево колено», так и пиво, реализуемое в указанном ресторане.

Комиссия не может согласиться с доводами ИП П<…>ой Е.И. о том, что информация о ресторане «Чешская пивница «Вепрево колено» относится к справочно-информационным материалам в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» указанный закон не распространяется на справочно-информационные материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке.

Справочно-информационные материалы, как правило, содержатся в печатных или электронных документах, публикациях, статьях научно-просветительного, повествовательного характера, содержащих анкетно-реквизитные, статистические, сводные или регулярно видоизменяющиеся полезные данные, основанные на количественных и качественных показателях отдельных явлений, объектов.

Рассматриваемую информацию нельзя признать исключительно справочно-информационным материалом, так как форма и содержание, способ распространения информации направлены, прежде всего, на привлечение внимания потребителей к объектам рекламирования - ресторану «Чешская пивница «Вепрево колено» и его основным товарам - чешскому пиву «Вепрево колено», «Вельвет»,  «Черновар», «Гролш», «Пражечка», «Пилснер Уркуелл», «Будейовицкий будвар», «Велкопоповицкий Козел», на формирование и поддержание интереса к ним, их продвижение на рынке.

Кроме того, сайт www.ulianovskmenu.ru зарегистрирован как средство массовой информации - сетевое издание «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» - и не может рассматриваться как официальный сайт ресторанов, кафе, клубов и иных развлекательных заведений г. Ульяновска.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 11.07.2011) «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).  Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

Таким образом, информация о ресторане «Чешская пивница «Вепрево колено», а также о пиве, реализуемом в ресторане, размещенная в сетевом издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру», формирующая и поддерживающая интерес потребителей к чешской пивнице и чешскому пиву, продвигающая их на рынке, является рекламой ресторана и реализуемого в нем пива.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О рекламе» реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива в рассматриваемой рекламе чешской пивницы и чешского пива отсутствует.

Таким образом, реклама нарушает требования ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение ч. 3 ст. 22 указанного Федерального закона.

В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Реклама ресторана «Чешская пивница «Вепрево колено» и чешского пива, реализуемого в ресторане, в сетевом издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» (www.ulianovskmenu.ru) опубликована по заказу ООО «Три товарища» на основании договора № 32 от 12.10.2011, заключенного между ООО «Три товарища» и ИП П<…>ой Е.И.  Информация о ресторане для публикации предоставлена ООО «Три товарища».  Учредителем сетевого издания «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» (свидетельство ЭЛ № ФС 77-47781) является ИП П<...>ая Е.И.

Таким образом, в данном случае рекламодателем является ООО «Три товарища», а рекламораспространителем - ИП П<...>ая Е.И.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания.  Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.

Однако, в ходе рассмотрения дела № 8618/05-2012 ИП П Е.И. представлены распечатки рекламы ресторана «Чешская пивница «Вепрево колено» и чешского пива, реализуемого в ресторане, размещенной в сетевом издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» по состоянию на 24.05.2012.  Из указанных документов следует, что реклама дополнена предупреждением «Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью».

Учитывая изложенное, факт прекращения распространения рекламы с нарушением части 3 статьи 22 Федерального закона «О рекламе», руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать рекламу ресторана «Чешская пивница «Вепрево колено» и чешского пива («Вепрево колено», «Вельвет», «Черновар», «Гролш», «Пражечка», «Пилснер Уркуелл», «Будейовицкий будвар», «Велкопоповицкий Козел»), реализуемого в ресторане, размещенную в сетевом (электронном) издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» (www.ulianovskmenu.ru), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение ненадлежащей рекламы прекращено.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 09.06.2012.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              

 

Члены Комиссии                                                                                                         

 

                                                                                                                                         

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны