Решение №4476-04 Решение и предписания в отношении ИП <...> от 12 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от 10.07.2015 № 4476-04

РЕШЕНИЕ

      

 г. Ульяновск                                                                                                 ДЕЛО № 12199/04-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена: 06 июля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено: 10 июля 2015 г.

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

заместитель руководителя управления <…>,

 

члены

начальник отдела <…>
ведущий специалист-эксперт <…>,

 

рассмотрев дело № 12199/04-2015 по признакам нарушения  ИП <…> (ИНН <…>) (<…>) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции», 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ульяновское УФАС России поступило заявление ООО «ЯВВА» (вх. от 25.03.2015 №2262) на незаконные действия  ИП <…> по нарушению порядка ценообразования на оказанные услуги по передаче электрической энергии.

По результатам рассмотрения заявления приказом от 21.05.2015 № 109 возбуждено   дело  по признакам нарушения ИП <…> пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (применение неутвержденных уполномоченным органом тарифов на передачу электроэнергии), руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На рассмотрении дела представители ООО «ЯВВА» поддержали доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ИП <…>факт нарушения антимонопольного законодательства не признал. Указал, что ИП <…> не занимает доминирующее положение на рынке, запрет, установленный ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на него не распространяется. Пояснил, что <…> является собственником склада пиломатериалов, гр. <…> И.Ш. на праве аренды принадлежит часть склада пиломатериалов. ИП <…> не оказывает услуги по передаче электрической энергии, плата взимается в счет арендной платы.

 

 Рассмотрев представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ИП <…> , выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в отношении ИП <…> неутвержденных уполномоченным органом тарифов на передачу электроэнергии в период январь 2014 г. – март 2015 г., нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

При этом комиссия исходит из следующего.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1998 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ИП <...> занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии в  границах присоединённой сети.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно ОКВЭД такому виду деятельности, как «передача электроэнергии» присвоен код 40.10.2.

Товаром на рынке являются услуги по передаче (перетоку) электрической энергии. Данный вид товара не имеет товаров-заменителей ввиду своей специфичности, что нашло свое отражение в законодательстве. Согласно Федеральному закону от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Товары, производимые (и реализуемые) в условиях естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на таком товарном рынке на данные товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Для оказания услуг по передаче (перетоку) электрической энергии потребителям поставщик располагает необходимыми коммуникациями и оборудованием. 

ИП <…> на основании договора купли-продажи оборудования от 23.06.2011, заключенного с ООО «Торговый дом «Симбирск-Пластмасс» принадлежит питающая сеть ВЛ-10 кВ АС-3 (1х35), L=42 м, подстанция трансформаторная комплектная КТП М250/10/0,4-У1.

Согласно акту от 07.09.2011 о границе раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности между ИП <…> и ЗАО «ЯВВА» ИП <...> обслуживает и несет эксплуатационную ответственность за техническое состояние и безопасную эксплуатацию воздушной линии 10 кВ ИП <...>, разъединители и КТП-250.

Согласно актам от 01.01.2015 разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ООО «ЯВВА» и ИП <…> на балансе и в эксплуатации ИП <...> находятся ВЛ-10кВ АС-10-3(1*35) L=42, КТП-250 кВА, РЛДНД-10 (опора №32).

Договор передачи (перетока) электрической энергии имеет существенную специфику. Договор заключается с потребителями электрической энергии при наличии определенных предпосылок. Они обусловлены, прежде всего, особенностями и физическими свойствами предмета договора - электрической энергией, процесс производства которой жестко связан с потреблением. Электрическую энергию невозможно накапливать в значительных объемах, "складировать", ее выработка практически равна потреблению.

Передавать электрическую энергию от Поставщика до потребителя возможно лишь при наличии присоединенной сети. Поставщик объективно заинтересован, чтобы у партнера - потребителя были исправными соответствующее оборудование, сети, приборы, соблюдался заданный режим потребления. В этом заинтересован и сам потребитель, поскольку иначе невозможно удовлетворить его потребности.

С учетом этой специфики и интересов сторон договор передачи электрической энергии  включает в себя ряд дополнительных условий, как то: обязательность соблюдения установленных режимов потребления и согласованных показателей качества, определение границы балансовой принадлежности присоединенной сети, обеспечение безопасности эксплуатации и исправности находящихся в ведении потребителя сетей, оборудования, приборов учета.

Субъектами рынка являются лицо, осуществляющее передачу (переток) электрической энергии, и лица, в интересах которых осуществляется передача (переток) электрической энергии, в границах присоединённой сети ИП <...>

Продавцом на этом товарном рынке будет выступать сетевая организация - любая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной электрической энергии.

Покупателями являются обособленные юридические и физические лица, пользующиеся электрической энергией. В силу значительных материальных затрат (изменение схемы коммуникаций, строительство новых сетей и т.д.) смена продавца невозможна, т. е. для каждого покупателя продавцом может выступать только уже существующий продавец.  

В качестве территории рынка рассматривается территория в границах присоединённой сети ИП <...>, на которой потребители получают электрическую энергию. Для каждого покупателя данного товара существуют технологические барьеры, ограничивающие как возможность приобретения товара за границами рынка, так и участие покупателей с других товарных рынков.

Законодательно установлено, что экономически нецелесообразно прокладывать коммуникации от другой энергоснабжающей организации, если рядом уже есть энергоснабжающая организация.   Получение электрической энергии может осуществляться только при наличии присоединенной сети.

У покупателя, в принципе, имеется возможность по строительству своей системы электроснабжения объекта, однако, такое новое строительство связано со значительными материальными затратами, проектными расходами, согласованием строительства в органах власти. Кроме того, услуги по передаче электрической энергии регулируются государственными органами, что делает новое строительство экономически еще более неэффективным.

Покупателю экономически нецелесообразно покупать товар за пределами рынка, так как он приобретет товар такого же качества, по той же цене, что и на территории рынка, но при этом он дополнительно будет оплачивать строительство новых электросетей и коммуникаций для подвода сетей до себя. Кроме этого, процесс нового строительства будет включать и проектные расходы, а также согласование с различными органами власти  нового строительства. 

Учитывая, что передача электроэнергии может осуществляться по регулируемым государственными органами ценам, очевидно, что появление на исследуемом рынке новых продавцов маловероятно.

Доля ИП <...> в границах присоединённой сети ИП <...> составляет 100 %, то есть вся энергия, которая будет поступать на рынок, будет поступать через сети ИП <...>

Коэффициент рыночной концентрации одного хозяйствующего субъекта, действующего на рынке: CR-1 - 100 %.

Исследуемый товарный рынок является высококонцентрированным.

На данном рынке существуют барьеры входа на рынок, такие как:

1) экономические ограничения:

а) затраты на строительство сооружений, линий электропередач, установку подстанций, технологическое присоединение к другим сетям, прием и обучение дополнительного персонала;

б) стоимость услуги регулируется государственными органами;

в) для проведения такого типа капитального строительства требуются значительные денежные средства;

2) административные ограничения:

а) в виде получения разрешений и согласований в различных инстанциях на проведение нового строительства;

3) экологические ограничения:

а) строительство любых новых коммуникаций требует решения вопросов, связанных с экологической безопасностью, это в том числе и специальная работа с местным населением.

Данные барьеры снижают вероятность появления на рынке новых хозяйствующих субъектов.

Соответственно, ИП <...>занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии в границах присоединённой сети. Иной технологически возможный способ доставки электроэнергии в адрес ИП <…> отсутствует.

 

В соответствии с абзацем 7 части 4 статьи 23.1 ФЗ «Об электроэнергетике», п. 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178,  государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Согласно части 1 статьи 23 ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.

Разделом 6 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, установлено, что регулируемая цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, устанавливается органами исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов.

Уполномоченным органом исполнительной власти  в области регулирования тарифов  на территории Ульяновской области является Министерство экономического развития Ульяновской области (п.2.2.8. Положения о Министерстве экономического развития Ульяновской области, утвержденного  постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. N 8/125-П). 

Согласно п. 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных  приказом ФСТ РФ  от 6 августа 2004 г. № 20-э/2, расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:

передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);

поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;

содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.

Также п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 07.04.2005 ИП <...> является собственником открытого склада материалов по адресу: г. Ульяновск, 9-й пр-д Инженерный, д.14а.

01.10.2011 между ОАО «Ульяновскэнерго» и ИП <…> заключен договор купли-продажи электрической энергии №242304КО целях поставки электрической энергии в производственно-техническую базу <...>, расположенную по адресу: Ульяновская обл., г. Ульяновск, 9-й Инженерный проезд, №14а. В целях получения услуг по передаче электрической энергии 07.09.2011, 01.01.2015 между ЗАО «ЯВВА» и ИП <…>  заключены договоры оказания услуг по передаче электрической энергии.

ИП <…> на праве аренды принадлежит производственное помещение (столярный цех), расположенное по адресу: г. Ульяновск, 9-й пр-д Инженерный, д.14а (договоры аренды от 09.01.2014 №3д, от 12.01.2015 №7Д, заключенные с ИП <…>). Приложением №2 к договорам аренды от 09.01.2014 №3д, от 12.01.2015 №7Д между сторонами согласована стоимость услуг по передаче электрической энергии в размере 5 руб./кВт, что также подтверждается выставленными в адрес ИП <…> актами за услуги по передаче электрической энергии в период январь 2014 г.  – март 2015 г. Установлено, что указанная стоимость электрической энергии не соответствует тарифу на электрическую энергию, установленную для ООО «ЯВВА» и рассчитанную ОАО «Ульяновскэнерго».

ИП <...>  в 2013 – 2015 гг. не обращался в Министерство экономического развития Ульяновской области с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии, тариф для <...>  на услуги по передаче электрической энергии Министерством экономического развития Ульяновской области на 2014 – 2015 гг. не утверждался. Таким образом, ИП <...> не имеет права оказывать услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, ИП <...>, будучи хозяйствующим субъектом, к электрическим сетям которого присоединены энергопринимающие устройства ИП <…> ,  своими действиями по взиманию платы за передачу электрической энергии в период январь 2014 г.  – март 2015 г.  в отсутствие установленных государственным уполномоченным органом тарифов на передачу электрической энергии, ущемляло интересы  ИП <…>.

Однако, в связи с тем, что ИП <...>   продолжает взимать плату за услуги по передаче электрической энергии, комиссия считает необходимым выдать индивидуальному предпринимателю предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ИП <…> , выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в отношении ИП <…> неутвержденных уполномоченным органом тарифов на передачу электроэнергии в период январь 2014 г. – март 2015 г., нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».  

2. Выдать ИП <…> предписания.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

<…>

<…>          

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 68

 

                                                                                                                                        г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии  - зам. руководителя управления <…>,

                                             

Члены Комиссии              - начальник отдела <…>,

                                          - ведущий специалист-эксперт <…>

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», 

на основании своего решения от 10.07.2015 по делу №12199/04-2015 о нарушении ИП <…>, выразившемся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в отношении ИП <…> неутвержденных уполномоченным органом тарифов на передачу электроэнергии в период январь 2014 г. – март 2015 г., пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Кому: ИП <…>

 

в течение 30 календарных дней со дня получения предписания устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

отозвать акты, выставленные ИП <…>  в адрес ИП <…> за поставленную электрическую энергию в период январь 2014 г. – март 2015 г., с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

О  выполнении настоящего Предписания сообщить в Ульяновское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

<…>

 

 Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 
 
 
 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 69

 

                                                                                                                                        г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии  - зам. руководителя управления <…>,

                                            

Члены Комиссии              - начальник отдела <…>,

                                          - ведущий специалист-эксперт <…>

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», 

на основании своего решения от 10.07.2015 по делу №12199/04-2015 о нарушении ИП <…>, выразившемся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в отношении ИП <…> неутвержденных уполномоченным органом тарифов на передачу электроэнергии в период январь 2014 г. – март 2015 г., пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Кому: ИП <…>

 

в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006г.  № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования  путем применения в отношении ИП <…> неутвержденных уполномоченным органом тарифов на передачу электроэнергии в период январь 2014 г. – март 2015 г.,

а именно: прекратить взимание платы за услуги по передаче электрической энергии в отсутствие утвержденных уполномоченным органом тарифов.

О  выполнении настоящего Предписания сообщить в Ульяновское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

<…>

 

 Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны