Решение №450-05 Решение в отношении ООО «Деньги-займ+» от 10 марта 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 12856/05-2015
19.01.2016 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела <…>,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт <…>.,
- ведущий специалист-эксперт <…>.,
рассмотрев дело № 12856/05-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газетах «Мозаика-Пресс» № 29 (332) за 31.07.2015 и «Мозаика» № 89 (2466) за 07.08.2015 рекламы общества с ограниченной ответственностью «Деньги-займ+» (далее - ООО «Деньги-займ+»): «ДЕНЬГИ ЗАЙМ+ Получение займов в быстрые сроки и на любые нужды…», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,- ООО «Деньги-займ+», расположенного по адресу: 432027, г. Ульяновск, ул. Северная, д. 122, оф. 22, - Б<…>ой Е.А. (доверенность № 1 от 01.07.2015, паспорт);
заинтересованных лиц:
- общества с ограниченной ответственностью «Мозаика» (далее - ООО «Мозаика»), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, ул. К. Маркса, д. 41, - Щ<…>ой Е.О. (доверенность б/н от 18.08.2015, паспорт);
- общества с ограниченной ответственностью «Издательский Дом «Мозаика» (далее - ООО «ИД «Мозаика»), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, ул. К. Маркса, д. 41, - Щ<…>й Е.О. (доверенность б/н от 18.08.2015, паспорт),
УСТАНОВИЛА:
Ульяновским УФАС России определением от 21.12.2015 из дела № 12784/05-2015, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выделено в отдельное производство дело № 12856/05-2015 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Деньги-займ+», в качестве заинтересованных лиц - ООО «Мозаика» и ООО «ИД «Мозаика». Рассмотрение дела назначено на 19.01.2016.
В письменном пояснении по делу (исх. № 11 от 14.01.2016, вх. № 126 от 15.01.2016) и на заседании комиссии 19.01.2016 представителем ООО «Деньги-займ+» сообщено, что утверждение: «Получение займов в быстрые сроки и на любые нужды» является слоганом организации. Смысл слогана заключается в том, что займ выдается в максимально быстрый срок, без долгого рассмотрения документов, под ипотеку на улучшение жилья с использованием материнского капитала либо иных займов, обеспеченных ипотекой. Указанный слоган ООО «Деньги-займ+» больше не используется.
В письменных пояснениях ООО «Мозаика» (вх. № 151 от 18.01.2016) и на заседании комиссии 19.01.2016 представителем общества сообщено, что в июле 2015 года ООО «Деньги-займ+» обратилось в общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Мозаика» (далее - ООО «Издательство «Мозаика») с заказом на размещение рекламы о займах под залог недвижимости (ипотеке) в газетах «Мозаика» и «Мозаика-Пресс» в рамках договора на информационно-консультационное, рекламное обслуживание № 245/15 от 01.07.2015. ООО «Издательство «Мозаика» привлекает клиентов в ООО «Мозаика» для размещения рекламы в газете «Мозаика» на основании агентского договора № ИМ/2 от 01.01.2013. Директор ООО «Деньги-займ+» предоставил необходимую информацию для макетов, которые впоследствии были им утверждены лично и по телефону. Оплата производилась безналичным путем на расчетный счет ООО «Издательство «Мозаика». После выхода рекламы были подписаны акты приема-передачи оказанных услуг, свидетельствующие о том, что претензий по оказанным услугам к обществу не имеется. ООО «Мозаика» не располагает сведениями, кому и на каких условиях ООО «Деньги-займ+» предоставляет займы.
В письменных пояснениях ООО «ИД «Мозаика» (вх. № 152 от 18.01.2016) и на заседании комиссии 19.01.2016 представителем общества сообщено, что в июле 2015 года ООО «Деньги-займ+» обратилось в ООО «Издательство «Мозаика» с заказом на размещение рекламы о займах под залог недвижимости (ипотеке) в газетах «Мозаика» и «Мозаика-Пресс» в рамках договора на информационно-консультационное, рекламное обслуживание № 245/15 от 01.07.2015. ООО «Издательство «Мозаика» привлекает клиентов в ООО «ИД «Мозаика» для размещения рекламы в газете «Мозаика-Пресс» на основании агентского договора № ИМ/8 от 01.04.2015. Директор ООО «Деньги-займ+» предоставил необходимую информацию для макетов, которые впоследствии были им утверждены лично и по телефону. Оплата производилась безналичным путем на расчетный счет ООО «Издательство «Мозаика». После выхода рекламы были подписаны акты приема-передачи оказанных услуг, свидетельствующие о том, что претензий по оказанным услугам к обществу не имеется. ООО «ИД «Мозаика» не располагает сведениями, кому и на каких условиях ООО «Деньги-займ+» предоставляет займы.
Исследовав материалы дела № 12856/05-2015, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу ООО «Деньги-займ+»: «ДЕНЬГИ ЗАЙМ+ Получение займов в быстрые сроки и на любые нужды…», размещённую в газетах «Мозаика-Пресс» № 29 (332) за 31.07.2015 и «Мозаика» № 89 (2466) за 07.08.2015, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России в газетах «Мозаика-Пресс» № 29 (332) за 31.07.2015 и «Мозаика» № 89 (2466) за 07.08.2015 обнаружена реклама ООО «Деньги-Займ+».
Реклама имеет следующее содержание. В верхней части рекламы на красном фоне указано: «ДЕНЬГИ ЗАЙМ+ Получение займов в быстрые сроки и на любые нужды ООО «Деньги-займ+» ОГРН 1157325003219 ИНН 7325136769». Ниже указано: «ПОКУПКА ЖИЛЬЯ». Справа приведен текст: «г. Ульяновск, ул. Северная, 22, офис 22 В РАССРОЧКУ ДО 3-х ЛЕТ без справок о доходах и поручителей». По нижнему краю рекламы указаны номера телефонов: «тел. 8 905 3493375, 73-33-75».
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» указанная информация о предоставлении займов является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - услугам по предоставлению займов населению.
Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Реклама ООО «Деньги-займ+», размещенная в газетах «Мозаика-Пресс» № 29 (332) за 31.07.2015 и «Мозаика» № 89 (2466) за 07.08.2015, содержит утверждение: «Получение займов в быстрые сроки и на любые нужды», однако общество вправе выдать не любой займ, а только займ на покупку жилья, обеспеченный ипотекой (ипотечный жилищный займ).
Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
В соответствии с ч. 9.1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» к кредитному договору, договору займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, применяются требования Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» в части: 1) размещения информации о полной стоимости кредита (займа) на первой странице кредитного договора, договора займа; 2) запрета на взимание кредитором вознаграждения за исполнение обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также за услуги, оказывая которые кредитор действует исключительно в собственных интересах и в результате предоставления которых не создается отдельное имущественное благо для заемщика; 3) размещения информации об условиях предоставления, использования и возврата кредита (займа) в местах оказания услуг (местах приема заявлений о предоставлении кредита (займа), в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»); 4) предоставления заемщику графика платежей по кредитному договору, договору займа.
В ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)») приведен порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа).
Согласно ст.ст. 5 и 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» к условиям, определяющим полную стоимость кредита, отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом, и другие.
В рекламе ООО «Деньги-займ+», размещенной в газетах «Мозаика-Пресс» № 29 (332) за 31.07.2015 и «Мозаика» № 89 (2466) за 07.08.2015, приведено условие предоставления займа: «В рассрочку до 3-х лет», однако реклама не содержит все остальные условия, определяющие полную стоимость займа, определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 и ч. 3 ст. 28 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Реклама ООО «Деньги-займ+» размещена в газетах «Мозаика-Пресс» и «Мозаика» в рамках договора на информационно-консультационное, рекламное обслуживание № 245/15 от 01.07.2015, заключенного между ООО «Деньги-займ+» и ООО «Издательство «Мозаика». В свою очередь, ООО «Издательство «Мозаика» заключены агентские договоры с ООО «Мозаика», издателем газеты «Мозаика» (агентский договор № ИМ/2 от 01.01.2013), и ООО «ИД «Мозаика», издателем газеты «Мозаика-Пресс» (агентский договор № ИМ/8 от 01.04.2015).
Таким образом, ООО «Деньги-займ+» в данном случае является рекламодателем, а ООО «Мозаика» и ООО «ИД «Мозаика» - рекламораспространителями.
В ходе рассмотрения дела № 12856/05-2015 установлено, что распространение рассматриваемой рекламы прекращено.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).
Административная ответственность за нарушение ст.ст. 5 и 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламу ООО «Деньги-займ+»: «Получение займов в быстрые сроки и на любые нужды…», размещенную в газетах «Мозаика-Пресс» № 29 (332) за 31.07.2015 и «Мозаика» № 89 (2466) за 07.08.2015, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
В связи с добровольным прекращением распространения рекламы предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 28.01.2016.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии