Решение №4565-04 Решение по делу № 10880/04-2014 от 14 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                          ДЕЛО № 10880/04-2014

                                                                                                                                       г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена 27.05.2014

В полном объеме решение изготовлено 10.06.2014

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

  • зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

члены

-    начальник отдела М.С. Степанова;

  • помощник руководителя А.В. Федорова,

 

рассмотрев дело № 10880/04-2014 по признакам нарушения Советом депутатов МО «Вешкаймский район» (433100, Ульяновская область, р.п. Вешкайма, ул. Комсомольская, 14) части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области  от 05.05.2014 №  86  возбуждено   дело  по признакам нарушения Советом депутатов МО «Вешкаймский район» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии нормативного правового акта, применение положений которого приводит или может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке размещения рекламных конструкций (решение Совета депутатов МО «Вешкаймский район» от 17.03.2011 № 23/224 «Об утверждении некоторых Положений, регламентирующих порядок размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости и земельных участках, являющихся муниципальной собственностью МО «Вешкаймкский район» (Приложение № 3 «форма договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «Вешкаймский район»).

Из представленных письменных пояснений Совета депутатов МО «Вешкаймский район» следует, что представленный ранее во исполнение запроса УФАС России по Ульяновской области от 28.03.2014 № 1959-04 вариант решения Совета депутатов МО «Вешкаймский район» от 17.03.2011 № 23/224 не соответствует подлинному и представлен в результате ошибки, что подтверждается заключенными по результатам проведенных торгов договорами на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, полностью отвечающими требованиям законодательства, в том числе в части установленного срока действия договора. Более того, извещение о проведении аукциона, опубликованное в газете «Вешкаймские ВЕСТИ» от 04.05.2011 № 19, содержит сведения о том, что срок договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключаемого по результатам торгов, составляет 5 лет, при этом какая-либо его пролонгация не предусматривается. В материалы дела представлена копия газеты «Районный вестник» от 18.03.2011 № 3, в которой опубликовано решение Совета депутатов МО «Вешкаймский район» от 17.03.2011 № 23/224 «Об утверждении некоторых Положений, регламентирующих порядок размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости и земельных участках, являющихся муниципальной собственностью МО «Вешкаймкский район».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения ответчика, комиссия пришла к выводу о необходимости признать Приложение № 3 (п. 2.2 формы договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «Вешкаймский район»), утвержденное решением Совета депутатов МО «Вешкаймский район» от 17.03.2011 № 23/224 , противоречащим части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

При этом комиссия исходила из следующего.

Согласно части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Решением Совета депутатов МО «Вешкаймский район» от 17.03.2011 № 23/224 утверждена форма договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «Вешкаймский район» (приложение № 3) (в редакции представленной на запрос УФАС России по Ульяновской области от 28.03.2014 № 1959-04).

Согласно пункту  2.2. формы договора на право установки и эксплуатации рекламной конструкции   установлено, что: «договор может быть продлен на следующий период, о чем стороны составляют приложение к настоящему договору, при выполнении следующих условий»:

2.2.1 Рекламораспространитель заявил о желании продлить срок действия договора на право установки и эксплуатации рекламной конструкции  на вышеуказанном рекламном месте не позднее чем за один месяц до истечения срока действия настоящего договора.

2.2.2 в течение срока действия настоящего договора рекламораспространитель не допускал нарушений условий данного договора».

Вышеуказанные условия формы договора не учитывают особенности положений Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.

Таким образом, по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции необходимо заключение нового договора в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О рекламе», в том числе посредством проведения торгов. Продление срока действия ранее заключенных договоров законодательством Российской Федерации о рекламе не предусмотрено.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что в газете «Районный вестник» от 18.03.2011 № 3, в которой опубликовано Приложение № 3 к решению Совета депутатов МО «Вешкаймский район» от 17.03.2011 № 23/224, п. 2.2 формы договора на право установки и эксплуатации рекламной конструкции которого содержит следующею формулировку: «настоящий договор считается утратившим силу только после полного демонтажа рекламной конструкции и проведения работ по благоустройству рекламного места».

При этом вышеизложенная формулировка, предусмотренная п. 2.2 формы договора на право установки и эксплуатации рекламной конструкции, утвержденной решением Совета депутатов МО «Вешкаймский район» от 17.03.2011 № 23/224, противоречит ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям. 

Исходя из положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая подлежит применению при заключении договоров в силу пункта 1 статьи 2 этого Кодекса, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

К отношениям в сфере рекламы применяется Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Пунктом 5 статьи 19 Закона «О рекламе» определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором… По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

Согласно абз. 1 п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства (абз. 2 п. 3 ст. 425 ГК РФ).

Условиями спорного контракта предусмотрен срок его действия - после полного демонтажа рекламной конструкции и проведения работ по благоустройству рекламного места (пункт 2.2. договора).

Поскольку договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не содержит определенного условия о прекращении обязательств сторон по окончанию срока его действия, следовательно, он признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства по демонтажу рекламной конструкции и проведения работ по благоустройству рекламного места, что не соответствует положениям Закона «О рекламе».

Поскольку Закон «О рекламе» (п. 5 ст. 19) содержит специальные положения о прекращении обязательств сторон по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, следовательно, сам факт нарушения рекламодателем обязательств по срокам демонтажа, не является основанием для изменения условия договора о сроке его действия и продолжения действия договора.

Кроме того, в силу пункта 22 статьи 19 Закона о рекламе при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.

 Следовательно, установленные вышеперечисленные противоречия Приложения № 3 к решению Совета депутатов МО «Вешкаймский район» (п. 2.2 формы договора на право установки и эксплуатации рекламной конструкции) антимонопольному законодательству могут привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции.  

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Приложение № 3 («п.п. 2.2 формы договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «Вешкаймский район»), утвержденного решением Совета депутатов МО «Вешкаймский район» от 17.03.2011 № 23/224 «Об утверждении некоторых Положений, регламентирующих порядок размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости и земельных участках, являющихся муниципальной собственностью МО «Вешкаймский район», противоречащим части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".  

2. Выдать Совету депутатов МО «Вешкаймский район» предписание, направленное прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ.

 

Председатель комиссии

К.Ю.Попов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

А.В. Федорова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны