Определение №4655-04 Определение о возбуждении дела об административном правонар... от 28 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

исх. от 17.07.2015 №4655-04

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ
            о возбуждении дела об административном правонарушении

и проведении административного расследования

 

17.07.2015                                                                                                 Дело № 12384-К/04-2015

г. Ульяновск

 

<…>, рассмотрев представленные материалы дела о наличии в действиях (бездействии) ОАО «Ульяновскэнерго» (ИНН: 7327012462, юридический адрес: 432028, г. Ульяновск, пр-т 50-летия ВЛКСМ, д.23 А) признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  обнаружил:

 

24.03.2015 по результатам рассмотрения дела №11848/04-2015 о нарушении антимонопольного законодательства  действия ОАО «Ульяновскэнерго», выразившиеся в неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, что может привести к ущемлению интересов указанных лиц, были признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании следующего.

 

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

ОАО «Ульяновскэнерго» включено в региональную часть Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в раздел «Прочие виды товаров и услуг», регистрационный номер <...> , наименование товара, работ, услуг - купля-продажа (поставка) электрической энергии, с долей на рынке более 50 %.

Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставка) электрической энергии.

В соответствии с уставом ОАО «Ульяновскэнерго» основным видом  деятельности общества является оптовая торговля электрической и тепловой энергией (без их передачи и распределения).

Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 №87 установлено, что ОАО «Ульяновскэнерго» соответствует критериям, указанным в подпункте «а» пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, и обладает статусом гарантирующего поставщика на территории Ульяновской области.

Зоны деятельности ОАО «Ульяновскэнерго» определены по административной границе Ульяновской области, кроме зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт» на основании Приказа Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 №87, приказов Министерства экономики Ульяновской области от 12.04.2011 №06-105, от 30.05.2011 №06-271, от 26.07.2011 №06-471, от 30.05.2011 №06-272.

Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 30.01.2015 №06-35 «Об изменении зон деятельности гарантирующих поставщиков» границы зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Ульяновскэнерго» определены по административной границе Ульяновской области, кроме зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт», с учётом точек поставки, указанных в пункте 1 настоящего приказа.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

Согласно п. 11 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, обслуживание гарантирующим поставщиком потребителей (покупателей) осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

осуществление разработки, размещения и опубликования разработанных форм договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в соответствии с требованиями пункта 33 настоящего документа;

заключение с потребителем (покупателем) договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в соответствии с разделом III настоящего документа;

предоставление потребителям (покупателям) путем размещения в центрах очного обслуживания и (или) на официальном сайте в сети "Интернет", а также по его запросу следующей информации:

формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), разработанные и размещенные гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа.

В п. 2 Основных положений определено, что «потребитель» - потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

«покупатель» - покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги).

Согласно п. 33 Основных положений гарантирующий поставщик обязан разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для обслуживаемых им потребителей, дифференцированные по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, для исполнителей коммунальных услуг и для граждан, для энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, для гарантирующих поставщиков, которые вправе приобретать электрическую энергию (мощность) у другого гарантирующего поставщика на розничном рынке. В случае внесения изменений в настоящий документ, влекущих необходимость внесения изменений в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), гарантирующий поставщик обязан не позднее 1 месяца с даты вступления в силу изменений в настоящий документ внести соответствующие изменения в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

Гарантирующий поставщик обязан разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в центрах очного обслуживания, на своем сайте в сети "Интернет" и представить их в территориальный орган федерального антимонопольного органа.

Размещенные и опубликованные таким образом формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) являются проектом договора, предлагаемого гарантирующим поставщиком к заключению с потребителями (покупателями), и могут быть использованы потребителем (покупателем), имеющим намерение заключить с гарантирующим поставщиком соответствующий договор или внести изменения в ранее заключенный договор, при подаче гарантирующему поставщику документов, необходимых в соответствии с настоящим документом, для заключения договора или внесения изменений в ранее заключенный договор.

Согласно акту осмотра Интернет-сайта от 06.02.2015 на сайте ОАО «Ульяновскэнерго» www.ulenergo.ru размещены следующие формы договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии):

- форма договора энергоснабжения для прочих потребителей для всех ценовых категорий (юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность);

- форма договора энергоснабжения для потребителей – граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность (адвокаты, нотариусы и пр.), для всех ценовых категорий;

- форма договора энергоснабжения для потребителей, приравненных к населению  (кроме исполнителей коммунальных услуг);

- форма договора энергоснабжения для потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней (для всех ценовых категорий) – 2014;

- форма договора купли-продажи для прочих потребителей для всех ценовых категорий (юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность);

- форма договора энергоснабжения для исполнителей коммунальных услуг;

- форма договора энергоснабжения для энергосбытовых организаций;

- форма договора поставки электрической энергии в целях компенсации потерь.

Форма договора энергоснабжения для граждан – потребителей коммунальной услуги по электроснабжению не размещена.

Кроме того, в разделе «Клиентам» - «Физическим лицам» - «Памятка клиенту» - «Порядок заключения договора» установлена последовательность действий граждан-потребителей при первичном обращении и при смене собственника в многоквартирном и индивидуальных домах, в п.3 и п.2 соответствующих разделов указано, что при наличии всех необходимых документов, гражданину-потребителю присваивается соответствующий номер лицевого счета, что и является фактом заключения договора энергоснабжения. Только если данный гражданин-потребитель проживает в многоквартирном доме, выбравшем форму непосредственного управления, с ним заключается договор в типовой форме.

Однако, согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных  Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правил №354), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

Таким образом, Правилами №354 не исключается необходимость разработки гарантирующим поставщиком формы договора энергоснабжения для граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению.

Таким образом, гарантирующий поставщик ОАО «Ульяновскэнерго» обязан разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан и разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на своем сайте в сети «Интернет» независимо от цели покупки электрической энергии.

 В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, в действиях ОАО «Ульяновскэнерго» содержатся признаки административного правонарушения, за которое частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.

 

Признав указанные материалы достаточными для возбуждения дела, руководствуясь ст. 28.1, ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                                                                   

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить в отношении ОАО «Ульяновскэнерго»  дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.31  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и провести по нему административное расследование.

2. В соответствии со ст. 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  представить ОАО «Ульяновскэнерго»  к 29.07.2015:

 - письменные объяснения по делу, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование;

- бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах деятельности за 2014 год или иные документы налоговой отчетности в случае применения иных систем налогообложения;

 - устав, выписку из ЕГРЮЛ;

- иные документы и сведения, которые будут способствовать рассмотрению дела по существу.

             3. Законному представителю ОАО «Ульяновскэнерго»   или представителю по доверенности явиться 03.08.2015 к  14:15 по адресу: г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 8, кабинет 208 для составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

 

В случае неявки без уважительных причин законного представителя ОАО «Ульяновскэнерго» или его представителя по указанному в п. 3 определения адресу в назначенное время, руководитель Ульяновского УФАС России или его заместитель вправе применить к указанному лицу меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставления, т.е. принудительного препровождения в целях составления протокола об административном правонарушении (ст.ст. 27.1, 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). 

  Лицо (а равным образом, представители лица), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:

согласно ч.1 ст.25.1 КоАП РФ  знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе правом в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении обжаловать его вышестоящему должностному лицу либо, если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ст.30.1, ст.30.3 КоАП РФ);

согласно ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.  Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

 

 

<…>                   

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны