Определение №4656-04 Определение о возбуждении дела об административном правонару... от 28 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

исх. от 17.07.2015 №4656-04

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ
            о возбуждении дела об административном правонарушении

и проведении административного расследования

 

17.07.2015                                                                                                 Дело № 12378-К/04-2015

г. Ульяновск

 

<…>, рассмотрев представленные материалы дела о наличии в действиях (бездействии) <…> признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  обнаружил:

 

10.07.2015 по результатам рассмотрения дела №12199/04-2015 о нарушении антимонопольного законодательства  действия ИП <…> , выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в отношении ИП <…>   неутвержденных уполномоченным органом тарифов на передачу электроэнергии в период январь 2014 г. – март 2015 г., были признаны нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании следующего.

 

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1998 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ИП <…>  занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии в  границах присоединённой сети.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно ОКВЭД такому виду деятельности, как «передача электроэнергии» присвоен код 40.10.2.

Товаром на рынке являются услуги по передаче (перетоку) электрической энергии. Данный вид товара не имеет товаров-заменителей ввиду своей специфичности, что нашло свое отражение в законодательстве. Согласно Федеральному закону от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Товары, производимые (и реализуемые) в условиях естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на таком товарном рынке на данные товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Для оказания услуг по передаче (перетоку) электрической энергии потребителям поставщик располагает необходимыми коммуникациями и оборудованием. 

ИП <…>  на основании договора купли-продажи оборудования от 23.06.2011, заключенного с ООО «Торговый дом «Симбирск-Пластмасс» принадлежит питающая сеть ВЛ-10 кВ АС-3 (1х35), L=42 м, подстанция трансформаторная комплектная КТП М250/10/0,4-У1.

Согласно акту от 07.09.2011 о границе раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности между ИП <…>  и ЗАО «ЯВВА» ИП <…>  обслуживает и несет эксплуатационную ответственность за техническое состояние и безопасную эксплуатацию воздушной линии 10 кВ ИП <…> , разъединители и КТП-250.

Согласно актам от 01.01.2015 разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ООО «ЯВВА» и ИП <…>  на балансе и в эксплуатации ИП <…>  находятся ВЛ-10кВ АС-10-3(1*35) L=42, КТП-250 кВА, РЛДНД-10 (опора №32).

Договор передачи (перетока) электрической энергии имеет существенную специфику. Договор заключается с потребителями электрической энергии при наличии определенных предпосылок. Они обусловлены, прежде всего, особенностями и физическими свойствами предмета договора - электрической энергией, процесс производства которой жестко связан с потреблением. Электрическую энергию невозможно накапливать в значительных объемах, "складировать", ее выработка практически равна потреблению.

Передавать электрическую энергию от Поставщика до потребителя возможно лишь при наличии присоединенной сети. Поставщик объективно заинтересован, чтобы у партнера - потребителя были исправными соответствующее оборудование, сети, приборы, соблюдался заданный режим потребления. В этом заинтересован и сам потребитель, поскольку иначе невозможно удовлетворить его потребности.

С учетом этой специфики и интересов сторон договор передачи электрической энергии  включает в себя ряд дополнительных условий, как то: обязательность соблюдения установленных режимов потребления и согласованных показателей качества, определение границы балансовой принадлежности присоединенной сети, обеспечение безопасности эксплуатации и исправности находящихся в ведении потребителя сетей, оборудования, приборов учета.

Субъектами рынка являются лицо, осуществляющее передачу (переток) электрической энергии, и лица, в интересах которых осуществляется передача (переток) электрической энергии, в границах присоединённой сети ИП <…>

Продавцом на этом товарном рынке будет выступать сетевая организация - любая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной электрической энергии.

Покупателями являются обособленные юридические и физические лица, пользующиеся электрической энергией. В силу значительных материальных затрат (изменение схемы коммуникаций, строительство новых сетей и т.д.) смена продавца невозможна, т. е. для каждого покупателя продавцом может выступать только уже существующий продавец.  

В качестве территории рынка рассматривается территория в границах присоединённой сети ИП <…> , на которой потребители получают электрическую энергию. Для каждого покупателя данного товара существуют технологические барьеры, ограничивающие как возможность приобретения товара за границами рынка, так и участие покупателей с других товарных рынков.

Законодательно установлено, что экономически нецелесообразно прокладывать коммуникации от другой энергоснабжающей организации, если рядом уже есть энергоснабжающая организация.   Получение электрической энергии может осуществляться только при наличии присоединенной сети.

У покупателя, в принципе, имеется возможность по строительству своей системы электроснабжения объекта, однако, такое новое строительство связано со значительными материальными затратами, проектными расходами, согласованием строительства в органах власти. Кроме того, услуги по передаче электрической энергии регулируются государственными органами, что делает новое строительство экономически еще более неэффективным.

Покупателю экономически нецелесообразно покупать товар за пределами рынка, так как он приобретет товар такого же качества, по той же цене, что и на территории рынка, но при этом он дополнительно будет оплачивать строительство новых электросетей и коммуникаций для подвода сетей до себя. Кроме этого, процесс нового строительства будет включать и проектные расходы, а также согласование с различными органами власти  нового строительства. 

Учитывая, что передача электроэнергии может осуществляться по регулируемым государственными органами ценам, очевидно, что появление на исследуемом рынке новых продавцов маловероятно.

Доля ИП <…>  в границах присоединённой сети ИП <…>  составляет 100 %, то есть вся энергия, которая будет поступать на рынок, будет поступать через сети ИП <…>

Коэффициент рыночной концентрации одного хозяйствующего субъекта, действующего на рынке: CR-1 - 100 %.

Исследуемый товарный рынок является высококонцентрированным.

На данном рынке существуют барьеры входа на рынок, такие как:

1) экономические ограничения:

а) затраты на строительство сооружений, линий электропередач, установку подстанций, технологическое присоединение к другим сетям, прием и обучение дополнительного персонала;

б) стоимость услуги регулируется государственными органами;

в) для проведения такого типа капитального строительства требуются значительные денежные средства;

2) административные ограничения:

а) в виде получения разрешений и согласований в различных инстанциях на проведение нового строительства;

3) экологические ограничения:

а) строительство любых новых коммуникаций требует решения вопросов, связанных с экологической безопасностью, это в том числе и специальная работа с местным населением.

Данные барьеры снижают вероятность появления на рынке новых хозяйствующих субъектов.

Соответственно, ИП <…> занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии в границах присоединённой сети. Иной технологически возможный способ доставки электроэнергии в адрес ИП <…>  отсутствует.

 

В соответствии с абзацем 7 части 4 статьи 23.1 ФЗ «Об электроэнергетике», п. 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178,  государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Согласно части 1 статьи 23 ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.

Разделом 6 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, установлено, что регулируемая цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, устанавливается органами исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов.

Уполномоченным органом исполнительной власти  в области регулирования тарифов  на территории Ульяновской области является Министерство экономического развития Ульяновской области (п.2.2.8. Положения о Министерстве экономического развития Ульяновской области, утвержденного  постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. N 8/125-П). 

Согласно п. 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных  приказом ФСТ РФ  от 6 августа 2004 г. № 20-э/2, расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:

передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);

поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;

содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.

Также п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 07.04.2005 ИП <…>  является собственником открытого склада материалов по адресу: г. Ульяновск, 9-й пр-д Инженерный, д.14а.

01.10.2011 между ОАО «Ульяновскэнерго» и ИП <…>  заключен договор купли-продажи электрической энергии №242304КО целях поставки электрической энергии в производственно-техническую базу <…> , расположенную по адресу: Ульяновская обл., г. Ульяновск, 9-й Инженерный проезд, №14а. В целях получения услуг по передаче электрической энергии 07.09.2011, 01.01.2015 между ЗАО «ЯВВА» и ИП <…>  заключены договоры оказания услуг по передаче электрической энергии.

ИП <…>  на праве аренды принадлежит производственное помещение (столярный цех), расположенное по адресу: г. Ульяновск, 9-й пр-д Инженерный, д.14а (договоры аренды от 09.01.2014 №3д, от 12.01.2015 №7Д, заключенные с ИП <…>). Приложением №2 к договорам аренды от 09.01.2014 №3д, от 12.01.2015 №7Д между сторонами согласована стоимость услуг по передаче электрической энергии в размере 5 руб./кВт, что также подтверждается выставленными в адрес ИП <…>  актами за услуги по передаче электрической энергии в период январь 2014 г.  – март 2015 г. Установлено, что указанная стоимость электрической энергии не соответствует тарифу на электрическую энергию, установленную для ООО «ЯВВА» и рассчитанную ОАО «Ульяновскэнерго».

ИП <…>   в 2013 – 2015 гг. не обращался в Министерство экономического развития Ульяновской области с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии, тариф для <…>   на услуги по передаче электрической энергии Министерством экономического развития Ульяновской области на 2014 – 2015 гг. не утверждался. Таким образом, ИП <…>  не имеет права оказывать услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, ИП <…> , будучи хозяйствующим субъектом, к электрическим сетям которого присоединены энергопринимающие устройства ИП <…> ,  своими действиями по взиманию платы за передачу электрической энергии в период январь 2014 г.  – март 2015 г.  в отсутствие установленных государственным уполномоченным органом тарифов на передачу электрической энергии, ущемляло интересы  ИП <…>

 

 В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, в действиях ИП <…>  содержатся признаки административного правонарушения, за которое частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.

Признав указанные материалы достаточными для возбуждения дела, руководствуясь ст. 28.1, ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                                                                    

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить в отношении Индивидуального предпринимателя <…>  дело об административном правонарушении по части 1 статьи 14.31  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и провести по нему административное расследование.

2. В соответствии со ст. 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  представить ИП <…>  к 31.07.2015 следующие документы и сведения:

-письменные пояснения по делу, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование;

-копию документа, удостоверяющего личность (паспорта) – листы 2,3, 5-12, 14-17 (документы необходимы для установления личности лица, в отношении которого возбуждено дело, его места жительства и семейного положения);

- копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

-сведения о материальном положении (справка о заработной плате за последние 12 месяцев, а также информацию об иных доходах (при наличии));

-информацию о наличии иждивенцев;

-иные документы и сведения, которые будут способствовать рассмотрению дела по существу.

Копии представляемых документов должны быть надлежащим образом заверены (подписаны уполномоченными должностными лицами и скреплены печатью).

При невозможности представления указанных сведений и документов, уведомить об этом в трехдневный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в письменной форме, с указанием причин такого непредставления.

3. ИП <…>   явиться 05.08.2015 к  10:00   по адресу: г. Ульяновск, ул. Спасская, 8, кабинет 208 для составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

 

В случае неявки без уважительных причин ИП <…>   или его представителя по указанному в п. 3 определения адресу в назначенное время, руководитель Ульяновского УФАС России или его заместитель вправе применить к указанному лицу меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставления, т.е. принудительного препровождения в целях составления протокола об административном правонарушении (ст.ст. 27.1, 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). 

  Лицо (а равным образом, представители лица), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:

согласно ч.1 ст.25.1 КоАП РФ  знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе правом в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении обжаловать его вышестоящему должностному лицу либо, если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ст.30.1, ст.30.3 КоАП РФ);

согласно ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.  Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны