Решение №4407-03 1. Признать жалобу ООО «МКК» обоснованной. 2. Признать в дей... от 17 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

14.09.2021                                                                                              Дело № 073/06/54.3-532/2021

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

 

членов

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконфе-ренцсвязи),

 

 

- врио начальника отдела <…>

- ведущего специалиста-эксперта <…>;

 

- от МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 56 «Сказка» г. Димитровграда Ульяновской области»:

- <…> (доверенность б/н от 10.09.2021 г.),

- от Управления финансов и муниципальных закупок г. Димитровграда Ульяновской области:

- <…> (доверенность б/н от 03.06.2021 г.),

- от ООО «Мордовская кейтеринговая компания»:

- <…> (доверенность № 1015 от 11.01.2021 г.),

- <…> (доверенность № 1016 от 11.01.2021 г.),

 

рассмотрев дело № 073/06/54.3-532/2021 по жалобе ООО «Мордовская кейтеринговая компания» (далее – ООО «МКК») на положения документации о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме № 0168300013021000582 (наименование объекта закупки – «Оказание услуг по организации питания в дошкольном образовательном учреждении»; заказчик – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 «Колобок» города Димитровграда Ульяновской области», Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 54 «Рябинка» города Димитровграда Ульяновской области», Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 56 «Сказка» города Димитровграда Ульяновской области», далее – МБДОУ № 56, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 57 «Ладушка» города Димитровграда Ульяновской области»; уполномоченный орган – Управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области, далее - уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 67 053 059,00 руб., срок окончания подачи заявок – 16.09.2021 г. в 10 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 6620 от 07.09.2021 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «МКК» на положения документации о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме № 0168300013021000582.

Содержание жалобы ООО «МКК» составило указание на то, что положения конкурсной документации (предмет оценки по нестоимостному критерию) содержат неправомерные требования в части наличия у участника конкурса специалистов, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, имеющих образование по специальности «Повар» и имеющих квалификацию не ниже 4-го разряда.

 

Вх. № 6694 от 10.09.2021 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «МКК» поступили дополнения к жалобе, содержащие указание на следующее.

Конкурсной документацией предусматривается, что в рамках оценки квалификации по показателю «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» анализируется информация о наличии специалистов, имеющих образование по специальности «Повар» и имеющих квалификацию не ниже 4-го разряда. Вместе с тем, по мнению заявителя, такая специальность отсутствует. Участники закупки не могут подтвердить свою квалификацию по обеспеченности трудовыми ресурсами несуществующей специальности, так как отсутствует сама возможность получения квалификации по специальности «Повар». Перечень специальностей среднего профессионального образования утвержден приложением № 2 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования», согласно которому специальность «Повар» не существует, предусматривается только специальность «Специалист по поварскому и кондитерскому делу», что, в свою очередь не совпадает с указанной заказчиком специальностью. При этом из документации по показателю «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» невозможно определить, какая именно квалификация участника закупки необходима заказчику по установленному им показателю.

 

Вх. № 6718 и № 6722 от 13.09.2021 г. в Ульяновское УФАС России поступили возражения на жалобу от уполномоченного органа и МБДОУ № 56, соответственно, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Критерии оценки были установлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085. Разрабатывая порядок оценки и критерии оценки заявок, заказчики руководствовались положениями Закона о контрактной системе, с учетом специфики конкретной закупки. Законодательство о контрактной системе не содержит ограничений в части определения сопоставимости работ по характеру и объему, в связи с чем определение содержания показателя и предмета оценки производится заказчиком самостоятельно. С учетом специфики оказания услуг по организации питания в дошкольной образовательной организации, закупка которых осуществляется в рамках конкурса с ограниченным участием, заказчикам важно наличие у участника закупки именно поваров, состоящих в трудовых отношениях с участником закупки. При принятии к оценке только сведений о лицах осуществляющих трудовую функцию по трудовому договору, заказчики исходили из установленной законодательством терминологии: «обеспеченность трудовыми ресурсами». Кроме того, привлечение для оказания услуг поваров по договорам гражданско-правового характера практически нереализуемо, так как трудовая функция повара и его обязанности обладают всеми признаками именно трудовых отношений.

Согласно представленным МБДОУ № 56 возражениям на жалобу подтверждением специальности «Повар» являются Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1569 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер» и Профессиональный стандарт 33.011 «Повар», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 6Юн (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 сентября 2015 г., регистрационный № 39023). Перечень документов об образовании специалистов участника закупки - диплом, свидетельство, аттестат - был указан в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ, заказчиками были перечислены основные документы, являющиеся подтверждением получения специалистом профессионального образования. При этом при рассмотрении заявок заказчиками принимаются все документы об образовании, вне зависимости от их наименования.

 

На заседании Комиссии 13.09.2021 г., проводимом в дистанционном режиме, представители заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе и дополнениях к ней, представители МБДОУ № 56 и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:30 14.09.2021 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Вх. № 6757 от 14.09.2021 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «МКК» поступили дополнительные возражения на отзывы МБДОУ № 56 и уполномоченного органа, содержащие указание на то, что по мнению ООО «МКК» позиция заказчика и уполномоченного органа не основана на положениях действующего законодательства, так как действующие санитарные требовании применяются к сотрудникам пищеблока в равной степени и вне зависимости от основания их деятельности (трудовой или гражданско-правовой договор). Также заявитель указывает, что получение образования по рабочей профессии «Повар» осуществляется образовательному стандарту, утвержденному Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 г. № 1569.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 16.08.2021 г. были опубликованы извещение и документация о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме № 0168300013021000582, наименование объекта закупки – «Выполнение проектных и изыскательских работ по объекту «Оказание услуг по организации питания в дошкольном образовательном учреждении» (начальная (максимальная) цена контракта – 67 053 059,00 руб.).

01.09.2021 внесены изменения в извещение и конкурсную документацию.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «МКК» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

На основании части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.

 Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении, должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Раздел 4 «Критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке» документации № 0168300013021000582 содержит критерии оценки заявок на участие в конкурсе, в том числе:

1) Цена муниципального контракта - 60 %,

2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации – 40 %.

В рамках критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации» установлено два показателя: обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (50 %) и деловая репутация участника закупки (50 %).

При этом раздел 4 документации № 0168300013021000582 предусматривает следующий порядок оценки по показателю «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами»: при оценке по данному показателю анализируется информация, представляемая участником конкурса о наличии специалистов, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, имеющих образование по специальности «Повар» и имеющих квалификацию не ниже 4-го разряда (далее – специалист). Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие у участника конкурса специалистов. Документами, подтверждающими обеспеченность трудовыми ресурсами участника конкурса, является - комплект, состоящий из копий документов:

1. Копия диплома, свидетельства или аттестата об образовании по специальности «Повар» с квалификацией не ниже 4-го разряда;

2. Копии трудовых книжек, подтверждающих трудовые отношения специалистов с участником конкурса с отметкой работодателя на дату подачи заявок или копии трудовых договоров, подтверждающих трудовые отношения специалистов с участником конкурса.

Предельное необходимое Заказчику значение характеристик документально подтвержденных специалистов у участника конкурса для показателя «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами - 200.

Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется по формуле:

а) в случае, если Кmax < Kпред

С1i = КЗ х 100 х (Кimax),

 

б) в случае, если Кmax >= Kпред 

  С1i = КЗ х 100 х (Кiпред),

 

где: КЗ - коэффициент значимости показателя;  - предложение участника закупки; - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик. Кпред =200.

 

Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что в документации № 0168300013021000582 ненадлежащим образом установлен порядок оценки в отношении показателя «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» нестоимостного критерия, поскольку оценка специалистов, состоящих исключительно в трудовых отношениях с участником закупки не свидетельствует о лучшем условии исполнения контракта, а также ограничивает количество участников закупки, исключая возможность предоставления сведений о специалистах, привлеченных на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг, что не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.

Указанные действия заказчиков нарушают положения пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащего критерия оценки заявок на участие в конкурсе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Таким образом, жалоба ООО «МКК» является обоснованной.

Относительно доводов заявителя жалоба об отсутствии специальности «Повар», а также о некорректном составе документов, оцениваемых в рамках подтверждения образования Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.

Требования к документам, оцениваемым в качестве подтверждения наличия образования у специалистов участника установлены в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Из содержания представленных заказчиком и уполномоченным органом пояснений следует что термин «Специальность» использован как синоним термина «Профессия». При этом из дополнений к жалобе и пояснений представителей заявителя, озвученных в ходе рассмотрения жалобы Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что заявителю, как профессиональному участнику рынка услуг по организации питания ясно о какой именно профессии и соответствующей квалификации специалистах, а также необходимых для подтверждения данной информации документах идет речь в документации в связи с чем, данная техническая ошибка заказчика не может быть расценена как нарушение положений законодательства.            

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «МКК» обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчиков нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
  3. Обязать заказчиков устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в документацию и продления срока приема заявок в соответствии с требованиями законодательства, на что выдать предписание.
  4. Передать материалы дела № 073/06/54.3-532/2021 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

 

        Председатель комиссии

<…>

 

        Члены комиссии

 

<…>

 

       <…>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны