Решение №ИС/3623/24 Решение по делу № 073/06/106-420/2024 от 15 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

10.07.2024 Дело № 073/06/106-420/2024

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи):

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 55 от 13.06.2024),

рассмотрев дело № 073/06/106-420/2024 по жалобе ИП П<…> (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000624003144 (наименование объекта закупки – «Шифр: 73-2024-нр5172 «Цифровые лаборатории» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в части создания и функционирования детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций.»; заказчик – Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области (далее – заказчик), уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 3 231 600,00 руб., срок окончания подачи заявок – 05.07.2024 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 4610-ЭП/24 от 04.07.2024 (дата размещения в ЕИС – 03.07.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ИП П<…> на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000624003144.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

По мнению заявителя, в нарушение требований статьи 23, 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиком неверно применен код КТРУ 32.99.53.130-00000047 для закупаемого оборудования. В данном случае применению подлежат иные коды КТРУ 26.20.40.190-00000007 и 26.20.40.190-00000006, которые соответствуют закупаемому товару. Действия заказчика по неприменению кода КТРУ имеющегося в наличии повлекли прямое нарушение правила применения ограничительных мер. Согласно статьи 14 Закона о контрактной системе, так как для кодов ОКПД2 - 32.99.53.130 применимо Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617, а для кода ОКПД2 - 26.20.40 применимо Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 взаимно исключающие друг друга.

Вх. № 4671-ЭП/24 от 05.07.2024 и вх. № 4692-ЭП/24 от 08.07.2024 в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа и заказчика, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

При формировании объекта закупки заказчик выбрал код КТРУ, разрешающий включить характеристики, позволяющие наиболее точно описать требования к необходимому товару. Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 не регламентирован порядок выбора КТРУ или ОКПД2. Заказчик самостоятельно определяет КТРУ путем соотнесения объекта закупки с информацией в каталоге. Ограничения допуска иностранных товаров также установлены исходя из выбранного КТРУ объекта закупки.

На заседании Комиссии 09.07.2024, проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержала доводы жалобы, представители уполномоченного органа и заказчика с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 10.07.2024 для документального анализа материалов по делу.

Комиссией Ульяновского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы ИП П<…> установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 24.06.2024 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000624003144 (наименование объекта закупки – «Шифр: 73-2024-нр5172 «Цифровые лаборатории» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в части создания и функционирования детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций» (начальная (максимальная) цена контракта – 3 231 600,00 руб.).

01.07.2024 в извещение были внесены изменения.

Согласно протоколу подведения итогов от 05.07.2024 на участие в указанной закупке поступила одна заявка, которая была признана соответствующей требованиям извещения и законодательства.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ИП П<…> необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 145, Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Постановления № 145 установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке(в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее- Постановление № 616), при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно извещению, объектом закупки является поставка наборов по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций с кодом КТРУ 32.99.53.130-00000047.

Заказчик вправе самостоятельно определить код КТРУ (ОКПД2), объективно описывающий объект закупки. В данном случае объектом закупки являются Цифровые лаборатории для школьников, код ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные» наибольшим образом соответствует объекту закупки. Подтверждением соответствия кода ОКПД2 предмету закупки является наличие не менее 192 записей в реестре промышленной продукции соответствующих предмету закупки «Цифровая лаборатория» и коду ОКПД2 32.99.53.130.

Согласно пункту 12 Постановления № 145 код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014.

В силу подпункта «д» пункта 10 Постановления № 145 в позицию каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).

Соответственно, код ОКПД 2 указывается как в коде позиции каталога, так и в справочной информации, включенной в позицию каталога. При этом указанная справочная информация не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе, указанный вывод содержится в Письме Минфина России от 12.02.2020 № 24-06-07/9329.

При этом позиция классификатора определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 13.03.2019 № ИА/19176/19).

Товар с кодом ОКПД2 32.99.53.130 входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (пункт 171 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные»).

Согласно извещению № 0168500000624003144 заказчиком установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С учетом правил пункта 5 Постановления № 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 Постановления № 616, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В соответствии с извещением ограничения и запреты, предусмотренные Постановлением № 616 и Постановлением № 878 в закупке не установлены, следовательно, пункт 5 Постановления № 145 не распространяется на рассматриваемую закупку. Согласно информации, размещенной в ЕИС, в позиции КТРУ 32.99.53.130-00000047 по кодам указание дополнительных характеристик не запрещено.

Таким образом, действия заказчика при описании объекта закупки и установлении запретов и ограничений, предусмотренных статьей 14 Закона о контрактной системе, не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.

Учитывая изложенное, жалоба ИП П<…> является необоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП П<…> необоснованной.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Министерство просвещения и воспитания УО
ИНН 7325057605, ОГРН 1057325098082
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944