Решение №ИС/2233/23 Решение по делу № 073/07/3-273/2023 от 24 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

19.05.2023 Дело № 073/07/3-273/2023

г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя Комиссии:

- врио руководителя управления <...>.,

 

членов Комиссии:

 

 

в отсутствие представителей,

 

 

- ведущего специалиста-эксперта <...>,

- специалиста-эксперта <...>,

 

 

рассмотрев дело № 073/07/3-273/2023 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Современная школа» (далее – ООО «Современная школа») на положения документации о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312320149 (наименование объекта закупки – «Шифр 73-2023-нр5520. Поставка цифровых лабораторий в рамках обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом «Современная школа» федерального проекта «Современная школа», входящего в состав национального проекта «Образование»; заказчик – областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей ядерных технологий» (далее – ОГАОУ «Лицей ядерных технологий»), начальная (максимальная) цена договора – 31 989 400,00 руб., срок окончания подачи заявок – 10.05.2023 в 10 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 2673/23 от 10.05.2023 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Современная школа» на положения документации о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312320149.

По мнению заявителя жалобы, заказчиком при формировании закупочной документации допущено нарушение пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, а именно, заказчик неправомерно указал конкретное наименование товарных знаков «Einstein», а также «Dobot».

Цифровые лаборатории под товарным знаком «Einstein» выпускает ООО «Центр Инновационных Технологий в Образовании», а продукция «Dobot» на территории Российской Федерации распространяется компанией ООО «ЭкзаменТехнолаб».

 

Вх. № 2842-ЭП/23 от 16.05.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

Документация о закупке разрабатывалась и утверждалась исходя из своих потребностей и обусловлена спецификой применения товара.

В закупке может участвовать неограниченное количество поставщиков и объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми заказчику характеристиками заявителем не представлены.

Все товары, необходимые заказчику, находятся в свободном обращении и для приобретения не требуются лицензии, не имеется иных каких-либо законодательных ограничений.

 

На заседании Комиссии 17.05.2023 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, поддержал представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 35 мин. 19.05.2023 г. для анализа материалов дела.

 

На заседании Комиссии 19.05.2023 г., после объявленного перерыва, представитель заказчика пояснил, что ОГАОУ «Лицей ядерных технологий» осуществляло закупки интерактивного анатомического комплекса также в рамках регионального проекта «Современная школа», который позволяет производить коммуникацию оборудования, входящего в состав закупаемых цифровых лабораторий.

Также ОГАОУ «Лицей ядерных технологий» представило информацию о ранее заключенных контрактах с совместимым оборудованием.

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 19.05.2023 г. для анализа материалов дела.

 

В ходе рассмотрения жалобы ООО «Современная школа установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 24.04.2023 г. были опубликованы извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме № 32312320149, наименование объекта закупки – «Шифр 73-2023-нр5520. Поставка цифровых лабораторий в рамках обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом «Современная школа» федерального проекта «Современная школа», входящего в состав национального проекта «Образование» (начальная (максимальная) цена договора – 31 989 400,00 руб.).

02.05.2023 г. заказчиком были внесены изменения в закупочную документацию.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в электронном аукционе № 2724071 от 11.05.2023 г. на участие в закупке поступило 2 заявки, обе заявки были признаны соответствующими требованиям.

В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 15.05.2023 г. № 2724071 предложение поступило от 1 участника закупки (цена договора была снижена до 31 829 453,00 руб.).

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе № 2724071 от 17.05.2023 г. вторая часть заявки участника аукциона, подавшего ценовое предложение, была признана соответствующей требованиям.

Протоколом подведения итогов электронного аукциона № 2724071 от 18.05.2023 г. победителем закупки было признано ООО «А1».

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила признать жалобу ООО «Современная школа» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

ОГАОУ «Лицей ядерных технологий» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом от 30.03.2023 г. № 7/23 утверждено Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд ОГАОУ «Лицей ядерных технологий» (далее – Положение о закупках).

Согласно подпункту 6.1.1 пункта 6.1 раздела 6 Положения о закупках аукцион в электронной форме является одним из способов осуществления конкретных закупок заказчиком.

Разделом 9 Положения о закупках заказчика определены общие требования по проведению закупок.

В соответствии с подпунктом 9.2.1 пункта 9.2 «Требования к описанию предмета конкурентной закупки» при описании в документации о закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального договора;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Аналогичные требования к ранжированию заявок и присвоению наименьших порядковых номеров по результатам закупки установлены в части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно закупочной документации 32312320149 предметом аукциона является «Шифр 73-2023-нр5520. Поставка цифровых лабораторий в рамках обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом «Современная школа» федерального проекта «Современная школа», входящего в состав национального проекта «Образование».

Приложением № 1 к закупочной документации является файл «Описание объекта закупки» с указанием, в том числе наименования объекта закупки, общих требований к поставке товара, требований к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям.

При этом требования к качественным и иным характеристикам необходимых заказчику товаров содержит информацию о поставке товаров конкретного производителя.

Согласно позициям № 1 «Цифровая лаборатория по физике для учителя», № 2 «Цифровая лаборатория по физике для ученика», № 4 «Цифровая лаборатория по биологии для учителя», № 5 «Цифровая лаборатория по биологии для ученика» перечня требований к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям заказчик установил требования к поставке цифровых лабораторий производства «Einstein».

По позиции № 7 «Инженерный класс» заказчик установил требование к учебной модельной станции производства «Dobot».

В соответствии с требованиями законодательства о закупках, Положения о закупках при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Вместе с тем, при описании объекта закупки заказчики должны таким образом излагать требования к заявленным товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товаров такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом: в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Таким образом, статья 3 Закона о закупках содержит перечень случаев, когда заказчик имеет право установить требования к товару конкретного производителя без возможности поставки эквивалентной продукции, в том числе в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

При этом следует отметить, что в каждом конкретном случае заказчику необходимо иметь документальное подтверждение «необходимости обеспечения совместимости» и/или «обеспечения взаимодействия с уже используемыми товарами».

В ходе рассмотрения жалобы ООО «Современная школа» представитель заказчика ОГАОУ «Лицей ядерных технологий» пояснил, что требования к конкретному производителю товара установлены в связи с необходимостью произведения коммуникации оборудования, приобретаемого в рамках иной закупочной процедуры (№ 32312332744).

Вместе с тем, из анализа представленных материалов (проект договора, составленный по результатам закупочной процедуры № 32312332744) невозможно сделать вывод о какой-либо совместимости интерактивного анатомического комплекса с закупаемыми цифровыми лабораториями.

Дополнительных документов, подтверждающих необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком (наличие соответствующего оборудования, программного обеспечения и т.д.), ОГАОУ «Лицей ядерных технологий» в рамках рассмотрения жалобы не представило.

Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу о нарушении в действиях ОГАОУ «Лицей ядерных технологий» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, соответственно, жалоба ООО «Современная школа» является обоснованной.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Современная школа» обоснованной.

  2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Обязать:

- закупочную комиссию устранить допущенное нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки;

- ОГАОУ «Лицей ядерных технологий» устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение и закупочную документацию закупки № 32312320149 и продления срока приема заявок с учетом принятого решения,

на что выдать предписание.

  1. Передать материалы дела № 073/07/3-273/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии:

 

<...>

 

Члены комиссии:

 

<...>

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

2023-2341

 

 

Связанные организации

ОГАОУ «Лицей ядерных технологий»
ИНН 7329036860, ОГРН 1227300002445
Общество с ограниченной ответственностью "Современная школа"
ИНН 0917040639, ОГРН 1200900003578