Решение №3520-03 Признать жалобу ИП М<…>а В.И. необоснованной. от 27 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

26.07.2022                                                                                               Дело № 073/06/106-397/2022

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

 

членов комиссии:

 

 

в присутствии

(с использованием системы  

видеоконференцсвязи):

 

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

 

- от МБОУ «Губернаторский лицей № 101 им. Ю.И. Латышева» при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»:

- <…> (доверенность б/н от 21.07.2022 г.),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассмотрев дело № 073/06/106-397/2022 по жалобе ИП М<…>а В.И. (далее - заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368300000122000873 (наименование объекта закупки – «Оказание услуг по организации питания детей, получающих дошкольное образование в общеобразовательном учреждении»; заказчик – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Губернаторский лицей № 101 имени народного учителя РФ Ю.И. Латышева» при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», далее – заказчик, уполномоченный орган – Управление по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 4 404 550,80 руб., срок окончания подачи заявок – 20.07.2022 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 4500 от 20.07.2022 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ИП М<…>а В.И. на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368300000122000873.

Содержание жалобы содержит указание на следующее.

По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика:

1) ненадлежащим образом установившего в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме порядок оценки заявок по детализирующему показателю «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров»;  

2) не установившего в извещении требование о запрете на совершение сделок (операций) с лицами, в отношении которых применяются специальные экономические меры.

 

Вх. № 4555 от 22.07.2022 г. и № 4576 от 25.07.2022 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика и уполномоченного органа соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Детализирующий показатель «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров» в порядке оценки установлен в соответствии с требованиями пункта 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 г. № 2604, который предусматривает право заказчика установить положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора, при исполнении которого поставщиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) в случае их начисления. Требования к составу и содержанию заявки предусматривают предоставление декларации о соответствии участника требования, установленным в пунктах 3 – 5, 7- 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе, участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 г. № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций», либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц.

 

Заседание Комиссии 25.07.2022 г., проводимое в дистанционном режиме, проходило в отсутствие сторон, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 26.07.2022 г. для документального анализа материалов по делу.

 

На заседании Комиссии 26.07.2022 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные возражения.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 30.06.2022 г. было опубликовано извещение о проведении о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368300000122000873, наименование объекта закупки – «Оказание услуг по организации питания детей, получающих дошкольное образование в общеобразовательном учреждении» (начальная (максимальная) цена контракта – 4 404 550,80 руб.).

В соответствии с протоколом подведения итогов от 21.07.2022 г. заявки единственного участника конкурса была признана соответствующей требованиям извещения и законодательства.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ИП М<…>а В.И. необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

 

1. Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

Приложением к извещению № 0368300000122000873 является, в том числе, файл «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе».

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 31.12.2021 г. № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604).

Согласно пункту 2 Постановление № 2604 «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий «Квалификация участников закупки».

Согласно пункту 24 Постановления № 2604 для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено Постановлением № 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 25 Постановления № 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления № 2604, применяются детализирующие показатели.

Согласно подпункту «а» пункта 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному в том числе, подпунктом «г» пункта 3 Положения применяются детализирующие показатели;

Так, подпункт «а» пункта 28 Постановления № 2604 предусматривает, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Постановления № 2604 применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

При этом подпункт «в» пункта 28 Постановления № 2604 содержит указание, в том числе на то, что документом, предусмотренным приложением № 1 к Постановления № 2604 может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).

Таким образом, пункт 28 Постановления № 2604 не содержит императивного требования об обязательном включении в порядок оценки положения о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).

В ходе анализа документов и сведений, опубликованных в единой информационной системе, а также с учетом пояснений представителей заказчика и уполномоченного органа, Ульяновским УФАС России установлено, что заказчик при формировании порядка оценки заявок на участие в конкурсе не воспользовался предоставленным ему подпунктом «в» пункта 28 Постановления № 2604 правом на включение такого положения как принятие к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).

Учитывая изложенное, жалоба ИП М<…>а В.И. является необоснованной в указанной части.

 

2. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает требование к участникам закупки об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 03.05.2022 г. № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций», в том числе в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», введены специальные экономические меры (далее - санкции) в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, предусматривающие запрет совершать сделки с такими лицами и организациями, а также исполнять перед ними обязательства по совершенным сделкам, если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме.

Постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 г. № 851 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 г. № 252» на основании пункта 5 Указа № 252 утвержден перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, а также определены дополнительные критерии отнесения к сделкам, совершение которых с лицами, находящимися под санкциями (включенные в указанный перечень юридические лица и находящиеся под их контролем организации), а также исполнение обязательств перед которыми запрещено.

Реализация указанного запрета совершать и исполнять сделки при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ обеспечивается путем: отклонения заявок, поданных лицами, находящимися под санкциями; отстранения лиц, находящихся под санкциями, от заключения контрактов или отказа от заключения с ними контрактов (часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе); расторжения контрактов, заключенных с лицами, находящимися под санкциями (пункт 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Указанный запрет применяется вне зависимости от товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, и не устанавливает требований непосредственно к лицам для осуществления поставки закупаемых товаров, выполнения закупаемых работ, оказания закупаемых услуг, в связи с чем не образует требования, указанного в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено обязательное установление заказчиком в числе единых требований к участникам закупки указанного в пункте 11 данной части требования об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом нормами Закона о контрактной системе не предусмотрена обязательность указания в составе извещения об осуществлении закупки приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкретного нормативного правового акта, которым установлено ограничение для участия в закупках и (или) перечень лиц, в отношении которых установлены такие ограничения.

Выявление несоответствия участника закупки требованию, установленному в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, на этапе рассмотрения заявок на участие в закупке, заключения контракта или его исполнения влечет в силу положений Закона о контрактной системе, соответственно, отклонение заявки такого участника, отстранение такого участника от заключения контракта, отказ от заключения с ним контракта, расторжение контракта.

В извещении о проведении электронного аукциона № 0368300000122000873 установлено следующее: «Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ», что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Кроме того, пункт 4 файла «ч.19 ст.48 Требования к составу заявки, инструкция к заполнению» содержит указание на то, что вторая часть должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 г. № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций», либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц. 

Учитывая изложенное, жалоба ИП М<…>а В.И. является необоснованной в указанной части.

 

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП М<…>а В.И. необоснованной.

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

<…>

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны