Решение №ИС/4931/23 Решение по делу № 073/07/3-683/2023 от 20 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

18.10.2023 Дело № 073/07/3-683/2023

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя Комиссии:

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <...>,

 

членов Комиссии:

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи):

 

- заместителя начальника отдела <...>,

- главного специалиста-эксперта <...>,

 

- от ООО «Тайпит – Измерительные Приборы»:

- <...> (доверенность № TIP/DOV-230109/2 от 09.01.2023),

- от ООО «ДИАРТ»:

- <...> (доверенность б/н от 10.05.2023),

 

рассмотрев дело № 073/07/3-683/2023 по жалобе ООО «Тайпит – Измерительные Приборы» (далее - заявитель) на действия закупочной комиссии при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312759670 (наименование объекта закупки – «Поставка приборов учета электроэнергии (организация коммерческого учета электроэнергии во исполнение Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ)»; заказчик – Акционерное общество «Ульяновскэнерго» (далее – заказчик), дата подведения итогов – 06.10.2023) по признакам нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 6199-ЭП/23 от 09.10.2023 в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Тайпит – Измерительные Приборы» на действия закупочной комиссии при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312759670.

По мнению заявителя жалобы, закупочной комиссией при оценке заявок по лоту № 2 было допущено нарушение требований законодательства, поскольку приоритет, предусмотренный постановлением Правительства РФ № 925 не подлежит предоставлению заявке № 725, так как на участие в закупке были поданы заявки, содержащие предложение о поставке только российского товара.

 

Вх. № 6345-ЭП/23 от 13.10.2023 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили документы связанные с проведением закупки (извещение, документация, протоколы, заявки участников).

 

Вх. №№ 6359-ЭП/23, 6360-ЭП/23, 6361-ЭП/23 от 16.10.2023 в Ульяновское УФАС России от ООО «ДИАРТ» поступили возражения (включая дополнения) на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Общество считает правомерным применение приоритета, предусмотренного пунктом 3(1) постановления Правительства РФ № 925 при оценке заявки № 725, так как предложенный ООО «ДИАРТ» товар имеет заключение Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории России от 20.10.2022, что соответствует требованиям постановления Правительства РФ № 925, пункта 4 постановления Правительства РФ № 890 от 19.09.2020 и положениям постановления Правительства РФ № 719 от 17.07.2015. Таким образом, поскольку заявка ООО «Тайпит – Измерительные Приборы» содержит предложение о поставке товара не включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.

 

На заседании Комиссии 16.10.2023, проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержала доводы жалобы, представитель ООО «ДИАРТ» поддержал представленные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 18.10.2023 для анализа материалов дела.

 

В ходе рассмотрения жалобы ООО «Тайпит – Измерительные Приборы» установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 13.09.2023 были опубликованы извещение и документация о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312759670, наименование объекта закупки – «Поставка приборов учета электроэнергии (организация коммерческого учета электроэнергии во исполнение Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ)» (начальная (максимальная) цена договора по лоту № 2 – 9 374 259,24 руб.).

28.09.2023 были опубликованы разъяснения положений закупочной документации.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 03.10.2023 на участие в указанной закупке по лоту № 2 поступило 3 заявки, одна из заявок была признана несоответствующей требованиям извещения.

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 05.10.2023 вторые части заявок всех участников закупки по лоту № 2 были признаны соответствующими требованиям.

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 05.10.2023 по лоту № 2 дополнительное ценовое предложение поступило от одной заявки.

Протоколом подведения итогов от 06.10.2023 был определен победитель закупки.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила признать жалобу ООО «Тайпит – Измерительные Приборы» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

АО «Ульяновскэнерго» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом совета директоров АО «Ульяновскэнерго» от 17.02.2023 № 21 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Ульяновскэнерго» (далее – Положение о закупках).

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 частью 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Механизм осуществления импортозамещения в рамках Закона о закупках предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановлением № 925).

Согласно пункту 1 Постановления № 925 заказчик обязан установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Пункт 2 Постановления № 925 устанавливает, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

При этом пункт 2(1) Постановления № 925 содержит указание на то, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, а также интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством (систем удаленного мониторинга и диагностики, интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), автоматизированных систем управления технологическими процессами подстанций, автоматизированных систем технологического управления центров управления сетями) и (или) программного обеспечения, используемого в качестве компонента указанных систем, путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и (или) программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Аналогичный порядок предоставления приоритет товаров российского происхождения установлен в подпункте 1.4 части 10 документации открытого конкурса в электронной форме № 32312759670.

Подпунктом «а» пункта 5 Постановления № 925 установлено, что условием предоставления приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами является включение в документацию о закупке, в том числе, следующих сведений: требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

Подпунктом «е» пункта 5 Постановления № 925 предусмотрено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке: условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц).

Аналогичные требования установлены в пунктах «а» и «е» части 2 параграфа 19 положения о закупках и подпунктах 1.1. и 1.6 части 10 документации открытого конкурса в электронной форме № 32312759670.

Частью 5 параграфа 19 положения о закупках установлено, что приоритет не предоставляется в случаях, предусмотренных Постановлением № 925.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 6 Постановления № 925 приоритет не предоставляется в случае, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами (аналогичные нормы указаны в пункте 5.3 части 10 документации открытого конкурса в электронной форме № 32312759670).

Согласно протоколу подведения итогов от 06.10.2023 закупочной комиссией при оценке и сопоставлении заявок по лоту № 2 к заявке № 725 по критерию «Цена заявки» был применен приоритет, предусмотренный пунктом 3(1) Постановления № 925 и цена, предложенная участником, для присвоения баллов была снижена на 30%.

В свою очередь Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, что заявки № 3727 (ООО «Тайпит – Измерительные Приборы») и № 725 (ООО «ДИАРТ») по лоту № 2 содержат предложение о поставке товаров российского происхождения в соответствии с требованиями пункта «а» части 2 параграфа 19 Положения о закупках и подпункта 1.1. части 10 документации открытого конкурса в электронной форме № 32312759670 (декларирование страны происхождения товара).

Таким образом, при оценке заявок заказчик по отношению к заявке № 725 на основании подпункта «в» пункта 6 Постановления № 925 и пункта 5.3 части 10 документации открытого конкурса в электронной форме № 32312759670 не должен был применять приоритет в соответствии с Постановлением № 925 и действия комиссии, предоставлявшей указанный приоритет при оценке заявок по лоту № 2 закупки № 32312759670 нарушают требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ .

Учитывая изложенное, жалоба ООО «Тайпит – Измерительные Приборы» является обоснованной.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Тайпит – Измерительные Приборы» обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Обязать закупочную комиссию устранить допущенное нарушение путем отмены протокола подведения итогов от 06.10.2023 и повторного проведения процедуры оценки и сопоставления заявок по лоту № 2 закупки № 32312759670 на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/07/3-683/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель комиссии:

 

<...>

 

Члены комиссии:

 

<...>

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Общество с ограниченной ответственностью "Тайпит-ИП"
ИНН 7811472920, ОГРН 1107847302727
АО «Ульяновскэнерго»
ИНН 7327012462, ОГРН 1027301482526