Решение №5002-05 Решение по делу № 14936/05-2018 от 6 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 14936/05-2018

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 15.10.2018

Решение в полном объеме изготовлено 29.10.2018                                                              г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - вр.и.о. руководителя управления <…>ов И.И.,

члены комиссии:            - ведущий специалист-эксперт К<…>на Н.В.,

                                         - специалист-эксперт З<…>ва Д.А.,

рассмотрев дело № 14936/05-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в марте 2018 года посредством системы «Яндекс. Директ» контекстной рекламы: «Лучше чем александрийские двери!/parket73.ru», содержащей признаки нарушения пунктов 1 и 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителей:

- от заявителей:

- индивидуального предпринимателя Ш<...>на  (далее - ИП Ш<...>н А.Н.), ОГРНИП 304732832800317, ИНН 732800215470 (г. Ульяновск), - Л<…>вой А.В. (доверенность № 11-6509 от 05.08.2016, паспорт);

- общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания» (далее - ООО «Производственная компания»), ОГРН 1057328000322, ИНН 7328501307, расположенного по адресу: г. Ульяновск, 42-й пр-д Инженерный, д. 8, - Л<…>вой А.В. (доверенность № 16/016 от 17.07.2016, паспорт);

- от лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- индивидуального предпринимателя С<...>ва (далее - ИП С<...>в В.В.), ОГРНИП 318732500015272, ИНН 732508463184, - В<…>на Р.Р. (доверенность б/н от 17.09.2018, паспорт);

- Е<...>на (г. Ульяновск) – Ф<…>ва А.В. (доверенность № 73/52-н/73-2018-3-191 от 09.10.2018, паспорт);

- от заинтересованных лиц:

- Д<...>кого (г. Ульяновск) - не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен;

- общества с ограниченной ответственностью «Яндекс» (далее - ООО «Яндекс»), ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16, - не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество уведомлено,

УСТАНОВИЛА:

Ульяновским УФАС России определением от 28.05.2018 возбуждено дело № 14936/05-2018 по признакам нарушения п.п. 1 и 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».  К участию в деле привлечены заявители ИП Ш<...>н А.Н. и ООО «Производственная компания», лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ИП С<...>в В.В., а также заинтересованные лица ООО «Яндекс» и Д<...>кий С.И.  Рассмотрение дела назначено на 26.06.2018.

Представитель ИП Ш<...>на А.Н. и ООО «Производственная компания» на заседании Комиссии 26.06.2018 поддержал доводы, приведенные в заявлении.

ИП С<...>в В.В. на заседание Комиссии 26.06.2018 не явился, запрошенные определением от 28.05.2018 документы и сведения предпринимателем не представлены.  Определение от 28.05.2018 (исх. № 2472-05 от 31.05.2018) направлено ИП С<...>ву В.В. заказным письмом с уведомлением № 43206824552243 от 01.06.2018, которое, по сведениям с официального сайта ФГУП «Почта России» - сервис «Отслеживание» (https://www.pochta.ru/tracking), по состоянию на 26.06.2018 адресатом не получено (02.06.2018 имела место неудачная попытка вручения корреспонденции).  Впоследствии указанное заказное письмо возвращено в Ульяновское УФАС России по истечении срока хранения в отделении почтовой связи.

Представитель ООО «Яндекс» на заседание Комиссии 26.06.2018 не явился, в письменных пояснениях (исх. № 58904 от 25.06.2018, вх. № 3211 от 25.06.2018) общество сообщило, что в сервере «Яндекс. Директ» размещалось рекламное объявление с текстом: «Лучше чем александрийские двери! Продажа межкомнатных дверей! Широкий ассортимент межкомнатных дверей от производителя.  Цены от 3500 р. Звоните!» со ссылкой на сайт: parket73.ru в рамках договора, заключенного на условиях оферты на оказание услуг «Яндекс. Директ», размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_direct/, между ООО «Яндекс» и Е<...>ным Г.С. (рекламодатель) посредством акцепта.  Информация о рекламодателе была заполнена рекламодателем самостоятельно посредством клиентского веб-интерфейса сервиса «Яндекс. Директ».  ООО «Яндекс» не осуществляет проверку достоверности указанной информации.

Д<...>кий С.И. на заседание Комиссии 26.06.2018 не явился, запрошенные определением от 28.05.2018 документы и сведения не представил.  Определение от 28.05.2018 (исх. № 2472-05 от 31.05.2018) направлено Д<...>кому С.И. заказным письмом с уведомлением № 43206824552250 от 01.06.2018, которое, по сведениям с официального сайта ФГУП «Почта России» - сервис «Отслеживание» (https://www.pochta.ru/tracking), по состоянию на 26.06.2018 адресатом не получено (02.06.2018 имела место неудачная попытка вручения корреспонденции).  Впоследствии указанное заказное письмо возвращено в Ульяновское УФАС России по истечении срока хранения в отделении почтовой связи.

Определением от 29.06.2018 рассмотрение дела № 14936/05-2018 приостановлено до установления местонахождения лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На запрос Ульяновского УФАС России (исх. № 3536-05 от 08.08.2018) УФНС России по Ульяновской области (исх. № 08-25/13433 от 14.08.2018, вх. № 4227 от 15.08.2018) сообщило, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № 73002018012133 от 14.08.2018 адрес места жительства (пребывания) в Российской Федерации ИП С<...>ва В.В.: Ульяновская обл., г. Ульяновск, <…>; согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № 73002018012134 от 14.08.2018 адрес места жительства (пребывания) в Российской Федерации Е<...>на Г.С.: Ульяновская обл., <…>.

Определением от 10.09.2018 рассмотрение дела № 14936/05-2018 возобновлено, срок рассмотрения дела продлен до 01.11.2018.  Рассмотрение дела назначено на 11.10.2018.  К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечен Е<...>н Г.С.

По ходатайству представителей Е<...>на Г.С. (исх. б/н от 10.10.2018, вх. № 5441 от 11.10.2018) и ИП С<...>ва В.В. (исх. № 117 от 11.10.2018, вх. № 5440 от 11.10.2018) рассмотрение дела № 14936/05-2018 отложено на 15.10.2018.

Представитель ИП Ш<...>на А.Н. и ООО «Производственная компания» на заседании Комиссии 15.10.2018 поддержал доводы, приведенные ранее.

Представитель ИП С<...>ва В.В. на рассмотрении дела 15.10.2018 пояснил, что предприниматель никакого отношения к рассматриваемой рекламе и сайту: parket73.ru не имеет.  ИП С<...>в В.В. не осуществляет производство и реализацию дверей, о распространении указанной рекламы узнал из определения антимонопольного органа.

Представитель Е<...>на Г.С. на рассмотрении дела 15.10.2018 сообщил, что Е<...>н Г.С., имея намерение сотрудничать с владельцем сайта: parket73.ru, осуществил работы, которые Д<...>ким С.И. оплачены не были.  С целью навредить владельцу сайта: parket73.ru Е<...>ным Г.С. была размещена рассматриваемая контекстная реклама.  После получения претензии от ИП Ш<...>на А.Н. Е<...>н Г.С. (под псевдонимом «М<…>в М.В.») добровольно прекратил распространение указанной рекламы.

В письменных пояснениях (исх. б/н от 02.10.2018, вх. № 5436 от 11.10.2018) Д<...>кий С.И. сообщил, что к распространению рассматриваемой рекламы он никакого отношения не имеет.  Товарный знак «Александрийские двери» для продвижения, принадлежащего ему сайта: parket73.ru, не использовал.

Исследовав материалы дела № 14936/05-2018, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать контекстную рекламу: «Лучше чем александрийские двери!/parket73.ru», распространенную в марте 2018 года посредством системы «Яндекс. Директ», содержащую нарушение п.п. 1 и 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащей.  При этом Комиссия исходит из следующего.

В Ульяновское УФАС России поступило заявление ИП Ш<...>на А.Н. и ООО «Производственная компания» о факте распространения 26 и 27 марта 2018 года посредством системы «Яндекс. Директ» контекстной рекламы: «Лучше чем александрийские двери!/parket73.ru», содержащей признаки недобросовестной рекламы (вх. № 1537 от 28.03.2018 и № 2062 от 24.04.2018).  Словосочетание «Александрийские двери» является товарным знаком - объектом интеллектуальной собственности ИП Ш<...>на А.Н. и его использование в рекламе для продвижения сайта: www.parket73.ru является нарушением прав правообладателя объекта интеллектуальной собственности и актом недобросовестной конкуренции.  К заявлению приложены скриншоты страниц поиска «Яндекс» и протокол осмотра Интернет-сайта: yandex.ru, составленный нотариусом нотариального округа г. Ульяновск.

Контекстная реклама имеет следующее содержание:

«Лучше чем александрийские двери! / parket73.ru

Собственное производство   Нестандартные размеры   «Под ключ»   Гарантия

parket73.ru /межкомнатные двери      реклама

Широкий ассортимент межкомнатных дверей от производителя.  Цены от 3500 р.

Звоните!

Итальянская фурнитура   Контроль качества   19 лет на рынке   От фабрики

Контактная информация +7(958) 100-02-18   пн-пт 9:00-19:00  сб 9:00-17:00, вс…».

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В данном случае в рекламе сравниваются двери, представленные на сайте: www.parket73.ru, с межкомнатными дверями марки «Александрийские двери», при этом создается впечатление о превосходстве рекламируемого товара в отличие от товара конкурента.

Кроме того, согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с п. 1 ст. 14.3 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

Согласно п. 5  ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.  В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

На главной странице сайта: www.parket73.ru указано: «Межкомнатные двери/Паркет73. Крупнейший дискаунтер напольных покрытий и дверей. Доставка по всей России».  На сайте представлен каталог межкомнатных дверей, из которого можно выбрать и сделать заказ (купить) межкомнатные двери.  Таким образом, владелец сайта: www.parket73.ru осуществляет деятельность, приносящую доход, в том числе от продажи межкомнатных дверей с использованием сайта.

Таким образом, продвижение товара (межкомнатных дверей), представленного на сайте: www.parket73.ru, совершалось путем некорректного сравнения с товарами конкурента.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч.ч. 6 и 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона, несет рекламодатель.

Согласно п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Размещение рекламы и определение объекта рекламирования (создание рекламы) осуществлял Е<...>н Г.С.  Таким образом, рекламодателем в данном случае является Е<...>н Г.С.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.  Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Необходимость в выдаче предписания в данном случае отсутствует, поскольку распространение рекламы прекращено добровольно.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Административная ответственность за рассматриваемое нарушение Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу: «Лучше чем александрийские двери!/parket73.ru», распространявшуюся в марте 2018 года посредством системы «Яндекс. Директ», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы добровольно прекращено.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              И.И. С<…>в

 

Члены Комиссии                                                                                                          Н.В. К<…>на

 

                                                                                                                                         Д.А. З<…>ва

Связанные организации

Связанные организации не указаны