Решение №501-04 Решение по делу № 10458/04-2013 от 23 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                    ДЕЛО № 10458/04-2013

                                                                                                                                       г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.01.2014

В полном объеме решение изготовлено 28.01.2014

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

  • зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

 

члены

-    начальник отдела М.С. Степанова;

  • помощник руководителя А.В.Федорова;

 

рассмотрев дело №10458/04-2013 по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Город Новоульяновск» (433300, г. Новоульяновск, ул.Волжская, д.12)  части 1 статьи 17 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

 

25.11.2013 Прокуратурой Ульяновской области в адрес  Ульяновского УФАС России направлено заявление ОАО «УСК» на действия организатора торгов – МУ КУМИЗО МО «Город Новоульяновск» - по составлению конкурсной документации по проведению открытого конкурса на арендную плату за пользование электросетевым комплексом МО «Город Новоульяновск» для последующего предоставления услуг по передаче электрической энергии потребителям МО «Город Новоульяновск» (лот №1, №2, объявление о проведении торгов опубликовано на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru, извещение № 220813/0465233/02 от 22.08.2013).

Приказом от 23.12.2013 №317 в отношении КУМИЗО МО  «г. Новоульяновск» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в указании в конкурсной документации информации об объявлении конкурса на арендную плату за пользование электросетевым комплексом МО «Город Новоульяновск», а также неуказании в конкурсной документации технических мощностей ЗТП, КТП, ТП, а в пунктах 42,43 Лота №1 – площадей зданий.

На рассмотрении дела 15.01.2014 заявитель поддержал доводы заявления, указал, что торги в форме конкурса проведены с нарушением норм действующего законодательства по следующим основаниям:

-во-первых, ст.17.1 Закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что  не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество. Однако в Постановлении Администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» от 14.08.2013 № 622-П «О проведении конкурса» и в конкурсной документации указано, что объявлен конкурс на арендную плату за пользование электросетевым комплексом муниципального образования «Город Новоульяновск»;

-во-вторых, в перечне имущества электросетевого комплекса (лот №1, лот №2) не указаны технические мощности ЗТП, КТП, ТП, а в пунктах 42, 43 по Лоту №1 - площади зданий. Однако, согласно п.п. 2 п. 31 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержденного приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила) извещение о проведении конкурса должно содержать сведения  о месте расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество;

-в-третьих, в п. 2.3.18 проекта договора на пользование электросетевым комплексом муниципального образования «Город Новоульяновск» для последующего предоставления услуг по передаче электрической энергии потребителям МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области указано, что «в течение 6 месяцев со дня заключения договора  Арендатор обязан совместно с Арендодателем произвести совместную техническую инвентаризацию имущества и передать техническую документацию Арендодателю»,  что нарушает, по мнению заявителя, п. 37 Правил, согласно которому  не допускается включение в конкурсную документацию (в том числе в форме требований к объему, перечню, качеству и срокам работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требований к качеству, техническим характеристикам, товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества) требований к участнику конкурса (в том числе требований к квалификации участника конкурса, включая наличие у участника конкурса опыта работы), а также требований к его деловой репутации, требований наличия у участника конкурса производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов;

- срок действия договора не может составлять менее пяти лет (в соответствии с пунктом 39 Правил), а согласно конкурной документации он составляет 11 месяцев;

-пунктом 6.10 проекта  договора предусмотрено преимущественное право арендатора, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности, на заключение договора аренды на новый срок, при том, что статья 17.1 Закона «О защите конкуренции» предусматривает, что муниципальное имущество передается в аренду по результатам торгов;

-в перечень имущества включены база электросетей, гараж, а также сети уличного освещения, что противоречит пункту 38 Правил, запрещающему  включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества, в частности, включение в состав одного лота государственного или муниципального имущества, предназначенного для электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения.

Представители КУМИЗО МО «г. Новоульяновск» на рассмотрение дела не явились, заявили ходатайство о переносе даты или времени рассмотрения, в связи с назначением на аналогичное время и дату судебного заседания в арбитражном суде Ульяновкой области.

В удовлетворении ходатайства комиссия решила отказать в связи с достаточностью представленных пояснений и материалов для вынесения решения по делу.

Согласно письменным пояснениям МУ КУМИЗО МО «Город Новоульяновск»  принято решение, что договор аренды №35 может быть зарегистрирован в течение года со дня подписания сторонами в связи с отсутствием в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральном законе от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также в самом договоре аренды №35 сроков, в течение которых стороны обязаны подать документы на государственную регистрацию. Срок действия договора аренды №36 составляет 11 месяцев, соответственно, согласно ч. 2 ст. 651 ГК РФ указанный договор не подлежит государственной регистрации.

Кроме того, МУ КУМИЗО МО «Город Новоульяновск» указывает, что предметом торгов являлось право на заключение договора аренды недвижимого имущества, результатом было заключение договора аренды и оплата ежемесячной арендной платы за пользование электросетевым комплексом. В конкурсной документации отсутствовали указания технических мощностей ЗТП, КТП, ТП площадей зданий в связи с тем, что на торги выставлялся имущественный комплекс – движимое и недвижимое имущество. В процессе эксплуатации технические мощности могут меняться, в связи со сменой оборудования, либо отдельных агрегатов, в связи с необходимым ремонтом и модернизацией. МУ КУМИЗО МО «Город Новоульяновск» считает, что условие п.31 Правил были соблюдены, так как общие характеристики имущественного комплекса в соответствии с имеющейся документацией были полностью указаны в извещении. В соответствии с п.15.1 конкурсной документации по проведению открытого конкурса всем участникам предоставлялась возможность производить осмотр выставленного на торги имущества в случае вопросов, связанных с определенными составляющими частями имущественного комплекса. Осмотр электросетевого комплекса осуществлялся представителем ОАО «УСК» - инженером по ремонту распределительных сетей и подстанций  Р.Н. Мангушевым, что подтверждается копиями актов осмотра. Включение в п.2.3.18 проекта договора условия «в течение 6 месяцев со дня заключения договора  Арендатор обязан совместно с Арендодателем произвести совместную техническую инвентаризацию имущества и передать техническую документацию Арендодателю»  не нарушает требование п.37. Правил, так как данное условие включено для модернизации, неотделимых улучшений имущественного комплекса в целях уменьшения технологических потерь, которые являлись одним из критериев конкурса.

Законодательством предусмотрен порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества. Предметом торгов по заключению договора аренды, договора безвозмездного пользования, договора доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, является, соответственно, право на их заключение.

В  Постановлении Администрации муниципального образования «Город Новоульяновск» от 14.08.2013 № 622-П «О проведении конкурса» и в конкурсной документации указано, что объявлен конкурс на арендную плату за пользование электросетевым комплексом МО «Город Новоульяновск».  Из данной формулировки следует, что предметом торгов является арендная плата, а не право заключения договора аренды, что не соответствует действующему законодательству РФ.

Однако, указание в конкурсной документации, что объявляется конкурс на арендную плату за пользование электросетевым комплексом МО «Город Новоульяновск», не является действием, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Кроме того,  данная формулировка не послужила основанием для отказа от подачи заявок на участие в конкурсе, в том числе самого заявителя – ОАО «УСК».

Включение в проект договора аренды за пользование электросетевым комплексом МО «Город Новоульяновск» для последующего предоставления услуг по передаче электрической энергии потребителям МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области п. 2.3.18 , согласно которому «в течение 6 месяцев со дня заключения договора  Арендатор обязан совместно с Арендодателем произвести совместную техническую инвентаризацию имущества и передать техническую документацию Арендодателю» не является нарушением п. 37 Правил. В данном случае  указанное условие является требованием к использованию имущества, являющегося предметом торгов, а не требованием к участникам конкурса.

 

Рассмотрев материалы дела и заслушав заявителя, комиссия приходит к выводу о наличии в действиях КУМИЗО МО «г. Новоульяновск», выразившиеся в указании в конкурсной документации информации об объявлении конкурса на арендную плату за пользование электросетевым комплексом МО «Город Новоульяновск», а также неуказании в конкурсной документации технических мощностей ЗТП, КТП, ТП, а в пунктах 42,43 Лота №1 – площадей зданий (извещение от 22.08.2013 № 220813/0465233/02 на сайте торгов www.torgi.gov.ru), нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом комиссия исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Приказом председателя МУ КУМИЗО МО «г. Новоульяновск» от 09.07.2013 № 27 создана конкурсная (аукционная) комиссия по проведению торгов.

14.08.2013 издано Постановление Администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области № 622-П «О проведении конкурса».  

22.08.2013 на официальном сайте www.torgi.gov.ru  организатором торгов опубликовано извещение о проведении конкурса. Проведение торгов назначено на 16.10.2013. Дата окончания подачи заявок – 11.10.2013.

Вскрытие конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе состоялось 11.10.2013 (Протокол №1 конкурсной комиссии вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов от 11.10.2013). 14.10.2013 конкурсной комиссией рассмотрены заявки на участие в конкурсе (Протокол №2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 14.10.2013). Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией осуществлено 16.10.2013 (Протокол №3 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 16.10.2013). Победителем конкурса по Лоту №1 и по Лоту №2 было признано ООО «Объединенные электрические сети». 29.10.2013 заключены договоры аренды за пользование электросетевым комплексом муниципального образования «Город Новоульяновск» для последующего предоставления услуг по передаче электрической энергии потребителям МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области между МУ КУМИЗО МО «Город Новоульяновск» и ООО «Объединенные электрические сети»  № 35 и № 36.

Согласно пп. 2 п. 31 Правил извещение о проведении конкурса должно содержать сведения  о месте расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество. Однако в перечне имущества электросетевого комплекса (лот №1, лот №2) не указаны технические мощности ЗТП, КТП, ТП, а в пунктах 42, 43 Лота №1 - площади зданий. Довод, приводимый МУ КУМИЗО МО «Город Новоульяновск» о том, что отсутствие данных сведений связано с тем, что в процессе эксплуатации технические мощности могут меняться, в связи со сменой оборудования, либо отдельных агрегатов, в связи с необходимым ремонтом и модернизацией, является несостоятельным. В конкурсной документации должны были быть указаны технические мощности ЗТП, КТП, ТП, а в пунктах 42, 43 Лота №1 - площади зданий, существующие на момент проведения открытого конкурса.

Таким образом, в конкурсной документации отсутствуют сведения, которые законодатель признает необходимыми для формирования у потенциальных претендентов мнения о необходимости участия в подобном конкурсе, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции». Однако, как следует из пояснений ОАО «Ульяновская сетевая компания» отсутствие данных сведений не явилось препятствием для подготовки и подаче заявки на участие в конкурсе. 

В соответствии со статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции»  заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договор.

В соответствии с Правилами  конкурсы и аукционы проводятся  на право заключения договоров аренды.

Следовательно, объявление конкурса «на арендную плату за пользование электросетевым комплексом муниципального образования «Город Новоульяновск» для последующего предоставления услуг по передаче электрической энергии потребителям МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области» противоречит Закону «О защите конкуренции» и Правилам. Однако, как следует из пояснений ОАО «Ульяновская сетевая компания» ненадлежащая формулировка не явилась препятствием для подготовки и подаче заявки на участие в конкурсе. 

В ходе рассмотрения дела установлено, что договоры аренды  по итогам конкурса (№35, №36) заключены с ООО «Объединенные электрические системы» 29.10.2013, в связи с чем комиссия приняла решение предписание не выдавать.

Остальные доводы, указанные в заявлении, касающиеся срока действия договора, включения в перечень имущества единого электросетевого комплекса базы электросетей, 3-х гаражей, а также сетей уличного освещения (фонарей) уже рассмотрены Ульяновским УФАС России. По результатам такого рассмотрения вынесено решение от 14.10.2013 по делу 10200/04-2013.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Отказать в удовлетворении ходатайства КУМИЗО МО «г. Новоульяновск» о переносе даты или времени рассмотрения дела.
  2. Признать действия  МУ КУМИЗО МО "Город Новоульяновск", выразившиеся в неуказании в конкурсной документации характеристик имущества, в частности, по лотам №1,  №2 не указаны технические мощности ЗТП, КТП, ТП, а в пунктах 42, 43 по Лоту №1 - площади зданий (при проведении открытого конкурса на арендную плату за пользование электросетевым комплексом МО «Город Новоульяновск» для последующего предоставления услуг по передаче электрической энергии потребителям МО «Город Новоульяновск», извещение № 220813/0465233/02 от 22.08.2013 на сайте www.torgi.gov.ru,), нарушением части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции".  
  3. Предписание не выдавать.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по статье 14.9 КоАП РФ.

 

Председатель комиссии

К.Ю.Попов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

А.В.Федорова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны