Решение №1140-03 1. Признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 3... от 11 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 2

по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения

законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

10.03.2022                                                                                                                            г. Ульяновск

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления Попова К. Ю.;

членов

 

 

- заместителя начальника отдела Кузьминовой Ю.П.,

- специалиста-эксперта Горловской Е.А.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

проведя внеплановую проверку на основании приказа Ульяновского УФАС России № 19 от 24.02.2022 г., подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 99, подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) действий ОГБПОУ «Димитровградский техникум профессиональных технологий имени Героя Советского Союза М.С. Чернова» (далее – заказчик) при проведении электронного аукциона № 0368200015222000005 (наименование объекта закупки – «Дератизация помещений» (начальная (максимальная) цена контракта – 22 686,84 руб.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе  контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона, с учетом части 4 статьи 99 Закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок путем внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

Подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контрольный орган проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

 

Вх. № 46/ог от 22.02.2022 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступило обращение гражданина Т.В.О., содержащее указание на нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона 0368200015222000005.

Обращение гражданина Т.В.О. содержит указание на то, что в заказчиком в извещение незаконно включено требование к участникам закупки о представлении лицензии на осуществление медицинской деятельности на основании Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на основании Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») (вид работ: работы (услуги) по дезинфектологии), так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 признано утратившим силу.

Учитывая изложенное, объектом проверки стали действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0368200015222000005.

 

Исх. № 874-03 от 24.02.2022 г. в адрес ОГБПОУ «Димитровградский техникум профессиональных технологий имени Героя Советского Союза М.С. Чернова» направлено уведомление о проведении внеплановой проверки и требование о представлении письменных пояснений относительно доводов, указанных в обращении гражданина Т.В.О. с документальным обоснованием своей позиции.

Вх. № 1272 от 01.03.2022 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили запрашиваемые пояснения, согласно которым требование о представлении в составе заявки участника закупки лицензии на медицинскую деятельность обусловлено позицией, изложенной в определении Верховного суда РФ от 15.01.2018 г. № 309-КГ17-12073. Кроме того, в условиях распространения опасного инфекционного заболевания COVID-19, для сохранения жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся заказчик нуждается в получении соответствующих услуг (медицинских) по дератизации помещений.

 

В ходе осуществления внеплановой проверки действий заказчика при проведении электронного аукциона № 0368200015222000005 Инспекцией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 09.02.2022 г. было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0368200015222000005 (наименование объекта закупки – «Дератизация помещений» (начальная (максимальная) цена контракта – 22 686,84 руб.).

Согласно протоколу рассмотрения ценовых предложений от 22.02.2022 г. на участие в указанной закупке поступило 4 заявки, цена была снижена на 55,86 %.

Согласно протоколу подведения итогов от 25.02.2022 г. заявка одного из участников была признана не соответствующей требованиям документации и законодательства.

 

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

На основании части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.

Кроме того, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.

В соответствии с пунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

В соответствии с извещением электронного аукциона № 0368200015222000005 объектом закупки является дератизация помещений.

Согласно извещению электронного аукциона № 0368200015222000005 заказчиком установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе: Требуется лицензия: на осуществление медицинской деятельности на основании Постановления Правительства РФ от 16.04.2012г. №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на основании Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Вид работ: работы (услуги) по дезинфектологии.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ)).

Между тем, Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» на момент размещения извещения об осуществлении рассматриваемой закупки в Единой информационной системе утратило силу (документ утратил силу с 01.09.2021 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по Перечню работ, услуг, составляющих медицинскую деятельность (далее - Перечень), которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 г. № 852 (далее - Положение)).

Работы (услуги) по дезинфектологии (дезинфекции, дезинсекции и дератизации) в Перечне не содержатся.

Дезинфекционная деятельность предусматривает организацию и осуществление работ и услуг, включающих борьбу с патогенными микроорганизмами, возбудителями инвазионных болезней, грызунами и их эктопаразитами, кровососущими членистоногими и другими насекомыми, имеющими медицинское значение, разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение, уничтожение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации, дезинсекции, дезинвазии, дератизации, отпугивания (далее - дезинфекционная деятельность), а также контроль за этими работами и услугами (п. 79 СанПиН 3.3686-21).

При осуществлении дезинфекционной деятельности организации обеспечивают (п. 82 СанПиН 3.3686-21):

- безопасные для человека и окружающей среды условия выполнения работ и оказания услуг;

- подготовку персонала по вопросам, связанным с проведением дезинфекционных мероприятий с учетом объема выполняемых работ и услуг (инструктаж, гигиеническая аттестация, подготовка по программам профессионального медицинского образования);

- организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе за качеством дезинфекционных мероприятий, включая их объем и оценку эффективности, а также соблюдение требований безопасности;

- информирование в течение 12 часов с момента обнаружения органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, органов государственной власти, местного самоуправления, населения об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а также о мерах безопасности при использовании помещений и территорий, на которых осуществляется дезинфекционная деятельность.

Требования к осуществлению дезинфекционной деятельности на отдельных объектах предусмотрены разд. III СанПиН 3.3686-21.

Таким образом, дезинфекция осуществляется персоналом организации, который прошел соответствующую подготовку, с учетом соблюдения соответствующих требований СанПиН 3.3686-21.

Лицензия для осуществления работ (услуг) по дезинфектологии не требуется, поскольку они не отнесены к медицинской деятельности.

Доводы ОГБПОУ «Димитровградский техникум профессиональных технологий имени Героя Советского Союза М.С. Чернова» о включении требования о представлении в составе заявки участника закупки лицензии на медицинскую деятельность в связи с позицией, изложенной в определении Верховного суда РФ от 15.01.2018 г. № 309-КГ17-12073 не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный судебный акт в силу процессуального законодательства обязателен только для лиц, участвующих в деле, в связи с чем позиция, изложенная в указанном определении Верховного Суда РФ не носит общеобязательный характер и не обладает свойствами преюдиции в отношении неопределенного круга лиц.

Проект закона «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ID проекта: 02/04/09-21/00120387) от 15.09.2021 г., разработанный Роспотребнадзором, на который ссылается заказчик, в настоящее время не принят.

Таким образом, при формировании извещения заказчиком допущено нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что контракт по результатам электронного аукциона № 0368200015222000005 заключен, Инспекцией, на основании подпункта «б» пункта 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» принято решение предписание об устранении допущенных заказчиком нарушений не выдавать.

Учитывая изложенное, Инспекция

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
  2. Учитывая, что 09.03.2022 г. ОГБПОУ «Димитровградский техникум профессиональных технологий имени Героя Советского Союза М.С. Чернова» был заключен контракт по итогам осуществления закупки № 0368200015222000005, предписание об устранении допущенных заказчиком нарушений не выдавать.
  3. Передать материалы решения № 2 по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе от 10.03.2022 г. уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель инспекции

К.Ю. Попов

 

Члены инспекции

 

Ю.П. Кузьминова

 

Е.А. Горловская

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны