Решение №1683-03 Жалоба ООО «Райагропромстрой» признана обоснованной. В дейс... от 2 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

28.03.2019                                                                                                     Дело № 073/06/44-15561/2019

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

- врио руководителя управления Спиридонова И.И.;

членов

- начальника отдела Бокач Е.Б.

- ведущего специалиста-эксперта Мартиросян Е.И.;

в присутствии

- от МБУ «Стройзаказчик»:

- Б<…> (доверенность б/н от 09.01.2019 г.);

 

рассмотрев дело № 073/06/44-15561/2019 по жалобе ООО «Райагропромстрой» (далее – заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона № 0168200002419000564 (наименование объекта закупки: «Строительство здания дошкольной образовательной организации на 160 мест по ул. Ветеринарной на земельном участке в Ленинском районе г. Ульяновска»; заказчик – МБУ «Стройзаказчик», далее – заказчик, уполномоченный орган – Департамент государственных закупок Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 161 930 610,00 руб.; дата и время окончания срока подачи заявок – 22.03.2019 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 1737 от 21.03.2019 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Райагропромстрой» на положения документации о проведении электронного аукциона № 0168200002419000564.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

В нарушение требований законодательства о контрактной системе в рамках аукциона на выполнение строительных работ необходимо осуществить поставку товара, технологически и функционально не связанного с предметом закупки, что ограничивает участие субъектов предпринимательской деятельности, специализирующихся на поставках товаров. Локальная смета № 02-01-11 предусматривает поставку, в том числе, таких товаров как ПЭВМ в комплекте с клавиатурой и мышью, монитор, холодильный шкаф, тестомесильная машина, шкаф, кипятильник, стол гладильный, принтер, лампы бактерицидные и т.д. Поставка и установка указанного оборудования может быть осуществлена отдельно от строительства объекта, поскольку они не связаны с конструктивными решениями объекта. Кроме того, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе требование к поставке указанных товаров содержит указание в отношении товарных знаков и не сопровождается словами «или эквивалент». Также заявитель указывает, что предусмотренные к поставке товары содержат в перечне, в том числе, медицинские изделия и компьютерную технику, при этом заказчиком не установлены соответствующие ограничения или обоснование отсутствия данного ограничения допуска товаров иностранного происхождения.   

 

На заседание Комиссии 27.03.2019 г. представитель ООО «Райагропромстрой» не явился (доказательство надлежащего извещения – отчет о направлении уведомления по электронной почте 25.03.2019 г. в 11:19).

 

Представитель заказчика на заседании Комиссии 27.03.2019 г. с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Документация предусматривает поставку монтируемых товаров, связанных со строительством объекта, прошедшего государственную экспертизу. Локальный сметный расчет предусматривает монтируемые промышленные агрегаты для пищеблока, прачечной, медицинское оборудование, компьютер, который обеспечит функционирование охранно-пожарной сигнализации.

 

Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии 27.03.2019 г. с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Заказчик вправе самостоятельно принимать решение об объекте закупки в соответствии с собственными потребностями и спецификой деятельности, при этом указание заказчиком особых характеристик объекта закупки которые отвечают его потребностям не может рассматриваться как ограничение круга участников, что подтверждается «Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.

Результатом работ является полностью законченный строительством и готовый к вводу в эксплуатацию объект. Комплекс работ, необходимый в рамках исполнения контракта, направлен на создание готового объекта, что допускает объединение в один лот работ по строительству и связанных с ним услуг по приобретению оборудования.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 28.03.2019 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 05.03.2019 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0168200002419000564, наименование объекта закупки: «Строительство здания дошкольной образовательной организации на 160 мест по ул. Ветеринарной на земельном участке в Ленинском районе г. Ульяновска» (начальная (максимальная) цена контракта – 161 930 610,00 руб.).

14.03.2019 г., 20.03.2019 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0168200002419000564 от 22.03.2019 г. на участие в указанной закупке было подано 5 заявок, все заявки были допущены к участию в аукционе.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 25.03.2019 г. ценовое предложение поступило от одного участника.

Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона № 0168200002419000564 от 26.03.2019 г. заявка ООО «СЕТЬ» признана соответствующей требованиям документации и законодательства.

 

Рассмотрев представленные материалы Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Райагропромстрой» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе,  следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 9 раздела 1 «Общие сведения о закупке» документации объектом закупки № 0168200002419000564 является строительство здания дошкольной образовательной организации на 160 мест по ул. Ветеринарной на земельном участке в Ленинском районе г. Ульяновска.

Согласно пункту 10 раздела 1 «Общие сведения о закупке» документации объектом закупки № 0168200002419000564 описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к документации.

Пункт 3 приложения № 1 к документации № 0168200002419000564 предусматривает, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки:сметная документация (приложение № 3 к документации об электронном аукционе), проектная документация (приложение № 4 к документации об электронном аукционе).

Приложение № 3 к документации № 0168200002419000564 содержит локальные сметные расчеты, в том числе локальный сметный расчет № 02-01-11 «Технологическое оборудование Здание дошкольной образовательной организации на 160 мест по ул. Ветеринарной», предусматривающий поставку и установку следующего оборудования: шкаф ШСО-22Р, сухожаровой шкаф, сухожаровой шкаф SNB 100, аппарат настольный, ПЭВМ в комплекте с клавиатурой и мышью, монитор, электрополотенце, сушилка для рук в металлическом ударопрочном корпусе с инфракрасным датчиком, мощностью 1,5 кВт, поручень для инвалидов, крючки для костылей и одежды травмобезопасные, шкаф двухстворчатый металлический вентилируемый, стеллаж металлический, зонты вытяжные над оборудованием из листовой горячекатаной и сортовой стали, зонт вентиляционный МВО-2,5МС-01х1,2, мойки чугунные эмалированные на два отделения с двумя чашами, с кронштейнами МЧ2К, мойки стальные эмалированные на одно отделение с одной чашей с креплениями МСК, ванна моечная односекционная ВСМ-1/600, ванна моечная двухсекционная, холодильный шкаф СМ-107G, тестомесильная машина МТМ-65МН, универсальная кухонная машина УКМ-06, шкаф Caravel 390, электроплита, пароконвектомат, котел пищеварочный, электрокипятильник, плита электрическая RADA ПЭС4Ш 2004, котел пищеварочный КПЭМ-60, кипятильник КНЭ-100-01, ванна моечная котломойка ВМП-7-1, лифт малогрузовой и грузовой тротуарный со скоростью движения кабины до 0,5 м/с грузоподъемностью 100 кг на 2 остановки в металлокаркасной шахте, лифт грузовой ПГ-0125, шкаф холодильный ШКХ-800, мукопросеиватель Каскад Атеси, зонт вентиляционный МВО-1,8МС, каток гладильный, каток гладильный ЛГ-12, стол гладильный С-10, облучатель бактерицидный настенный, облучатель воздуха закрытого типа Кристалл-3, машина стиральная, машина стиральная Asco WMC64V, облучатель бактерицидный настенный под ультрафиолетовую лампу ОБН-150 2х30 Вт, лампы бактерицидные ультрафиолетовые типа ДМБ 30, машина сушильная, машина сушильная Asco TDC 111C, напольный конвектор-скамейка «Завалинка» 1100х250х350 Элегант-1100, принтер, электроплита, плита электрическая, марка ЗВИ 412-20.   

Пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов «под ключ», утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 г. № 147, предусматривается понятие «строительство объектов «под ключ».

Метод строительства объектов «под ключ» предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).

Таким образом, при осуществлении строительства объекта «под ключ» заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.

На основании изложенного, в предмет контракта включена поставки и монтажа оборудования, не связанного с процессом строительства. Также заказчиком не представлено доказательств того, что оборудование, предусмотренное локальным сметным расчетом № 02-01-11 неразрывно связанно с объектом строительства.

Поскольку не имеется правовых оснований для отнесения мебели, бытовой техники, оборудования для помещения охраны, помещения дворника, пищеблока, постирочной, медицинского кабинета, санитарно-бытовых помещений к технологическому и инженерному оборудованию, предъявленное в аукционной документации требование к обеспечению объекта строительства вышеперечисленными предметами ограничивает доступ к аукциону хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке по производству и поставке мебели и бытовой техники, но не являющихся членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, установленных частями 2.1, 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), требование о состоянии в которой установлено в пункте 4 раздела 3 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке
в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона
от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и инструкция по её заполнению» документации об аукционе.

Следовательно, в один предмет закупки объединены строительные работы и поставка товаров, технологически и функционально не связанной с объектом строительства, что ограничивает количество участников закупки и не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Учитывая, что иные доводы жалобы, связанные с отсутствием соответствующих товарам ограничений, предусмотренных статьей 14 Закона о контрактной системе и с использованием товарных знаков без сопровождения их словами «или эквивалент» следуют из незаконного включения указанных в локальном сметном расчете № 02-01-11 оборудования в описание объекта закупки, жалоба ООО «Райагропромстрой» является обоснованной.

 

Относительно доводов уполномоченного органа о праве заказчика самостоятельно формировать предмет закупки исходя из его потребностей исходя из пункта 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд от 28.06.2017 г., Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает, что из указанного положения Обзора следует, что заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к объекту закупки в аукционной документации, если их соблюдение необходимо для удовлетворения потребностей заказчика и они носят объективный характер. Пункт 1 Обзора судебной практики, также содержит указание на то, что из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом, в пример приводится ситуация, из которой четко следует объективная потребность заказчика в установлении таких ограничений, продиктованная невозможностью осуществления закупки в ином виде, чего нет в случае проведения рассматриваемой закупки.

 

В соответствии с пунктом 3.3. Порядка взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков (утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. № 8/125-П) заказчик формирует технико-экономическое задание, которое должно содержать, в том числе, описание объекта закупки.

Следовательно, заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Райагропромстрой» обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
  3. Обязать заказчика устранить допущенное нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе путем исключения при заключении контракта локального сметного расчета № 02-01-11 «Технологическое оборудование Здание дошкольной образовательной организации на 160 мест по ул. Ветеринарной» с соответствующим уменьшением цены контракта, на что выдать предписание.
  4. Передать материалы дела № 073/06/44-15561/2019 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель комиссии

И.И. Спиридонов

Члены комиссии

Е.Б. Бокач

Е.И. Мартиросян

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны