Постановление №5269-04 Постановление о назначении административного наказания в отн... от 30 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

Исх. от 17.08.2015 № 5269-04

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 134
о назначении административного наказания
 
г. Ульяновск                                                                                        ДЕЛО № 12384 -К/04-2015

 

Постановление по делу оглашено: 17 августа 2015 г.

Постановление в полном объёме изготовлено: 17 августа 2015 г.

                                                                                             

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области <…> , рассмотрев материалы дела о совершении ОАО «Ульяновскэнерго» (ИНН: 7327012462, юридический адрес: 432028, г. Ульяновск, пр-т 50-летия ВЛКСМ, д.23А, дата регистрации: 11.10.2002, регистрационный номер записи: 1027301482526) административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя ОАО «Ульяновскэнерго» <…>  (по доверенности от 12.01.2015 №48/юр/473),

 

УСТАНОВИЛ:

 

24.03.2015 по результатам рассмотрения дела №11848/04-2015 о нарушении антимонопольного законодательства  действия ОАО «Ульяновскэнерго», выразившиеся в неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, что может привести к ущемлению интересов указанных лиц, были признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

По указанному факту заместителем руководителя управления 17.07.2015 в соответствии со ст.28.7 КоАП РФ вынесено определение о возбуждении дела №12384-К/04-2015 об административном правонарушении и проведении административного расследования.

28.07.2015 (вх. №5182) в Ульяновское УФАС России поступили письменные пояснения ОАО «Ульяновскэнерго», согласно которым ОАО «Ульяновскэнерго» считает, что требования п. 33 Основных положений о разработке форм договоров распространяются в отношении договоров, заключаемых в рамках основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в том числе договоров, заключаемых с гражданами, указанными в п. 71 Правил №442. Правила №442 не предусматривают обязанности гарантирующего поставщика разрабатывать форму договора, соответствующего Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Правила №354 не предусматривают условия о возможности направления гражданином вместе с заявлением о заключении договора, подписанного им проекта договора энергоснабжения или протокола разногласий к проекту договора энергоснабжения, форма которого размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с п. 33 Правил №442, и также не обязывают ресурсоснабжающие организации разрабатывать и опубликовывать на сайте формы договоров, заключаемых с гражданами при оказании коммунальной услуги электроснабжения. Неразмещение на Интернет-сайте компании формы договора никоим образом не может привести к ущемлению прав граждан. На сайте Общества в разделе «Частным лицам», «Раскрытие информации» опубликована необходимая гражданам информация.

03.08.2015 в отношении ОАО «Ульяновскэнерго» на основании статей 28.1-28.3, 28.5, 28.7 КоАП РФ был составлен протокол №316 об административном правонарушении в присутствии представителя ОАО «Ульяновскэнерго» <…>.

Законный представитель извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела № 12384 -К/04-2015 определением от 03.08.2015 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (исх. от 03.08.2013 №4975-04).

На рассмотрении дела 17.08.2015 представитель ОАО «Ульяновскэнерго» поддержала ранее представленные письменные пояснения. Представила документы, подтверждающие размещение на Интернет-сайте ОАО «Ульяновскэнерго» формы договора электроснабжения  с гражданами-потребителями коммунальной услуги по электроснабжению.

 

Рассмотрев представленные материалы, заместитель руководителя Ульяновского УФАС России <…> приходит к выводу о необходимости признать в действиях ОАО «Ульяновскэнерго» состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

ОАО «Ульяновскэнерго» включено в региональную часть Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в раздел «Прочие виды товаров и услуг», регистрационный номер <...> , наименование товара, работ, услуг - купля-продажа (поставка) электрической энергии, с долей на рынке более 50 %.

Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставка) электрической энергии.

В соответствии с уставом ОАО «Ульяновскэнерго» основным видом  деятельности общества является оптовая торговля электрической и тепловой энергией (без их передачи и распределения).

Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 №87 установлено, что ОАО «Ульяновскэнерго» соответствует критериям, указанным в подпункте «а» пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, и обладает статусом гарантирующего поставщика на территории Ульяновской области.

Зоны деятельности ОАО «Ульяновскэнерго» определены по административной границе Ульяновской области, кроме зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт» на основании Приказа Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 №87, приказов Министерства экономики Ульяновской области от 12.04.2011 №06-105, от 30.05.2011 №06-271, от 26.07.2011 №06-471, от 30.05.2011 №06-272.

Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 30.01.2015 №06-35 «Об изменении зон деятельности гарантирующих поставщиков» границы зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Ульяновскэнерго» определены по административной границе Ульяновской области, кроме зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт», с учётом точек поставки, указанных в пункте 1 настоящего приказа.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

Согласно п. 11 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, обслуживание гарантирующим поставщиком потребителей (покупателей) осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

осуществление разработки, размещения и опубликования разработанных форм договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в соответствии с требованиями пункта 33 настоящего документа;

заключение с потребителем (покупателем) договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в соответствии с разделом III настоящего документа;

предоставление потребителям (покупателям) путем размещения в центрах очного обслуживания и (или) на официальном сайте в сети "Интернет", а также по его запросу следующей информации:

формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), разработанные и размещенные гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа.

В п. 2 Основных положений определено, что «потребитель» - потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

«покупатель» - покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги).

Согласно п. 33 Основных положений гарантирующий поставщик обязан разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для обслуживаемых им потребителей, дифференцированные по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, для исполнителей коммунальных услуг и для граждан, для энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, для гарантирующих поставщиков, которые вправе приобретать электрическую энергию (мощность) у другого гарантирующего поставщика на розничном рынке. В случае внесения изменений в настоящий документ, влекущих необходимость внесения изменений в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), гарантирующий поставщик обязан не позднее 1 месяца с даты вступления в силу изменений в настоящий документ внести соответствующие изменения в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

Гарантирующий поставщик обязан разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в центрах очного обслуживания, на своем сайте в сети "Интернет" и представить их в территориальный орган федерального антимонопольного органа.

Размещенные и опубликованные таким образом формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) являются проектом договора, предлагаемого гарантирующим поставщиком к заключению с потребителями (покупателями), и могут быть использованы потребителем (покупателем), имеющим намерение заключить с гарантирующим поставщиком соответствующий договор или внести изменения в ранее заключенный договор, при подаче гарантирующему поставщику документов, необходимых в соответствии с настоящим документом, для заключения договора или внесения изменений в ранее заключенный договор.

Согласно акту осмотра Интернет-сайта от 06.02.2015 на сайте ОАО «Ульяновскэнерго» www.ulenergo.ru размещены следующие формы договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии):

- форма договора энергоснабжения для прочих потребителей для всех ценовых категорий (юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность);

- форма договора энергоснабжения для потребителей – граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность (адвокаты, нотариусы и пр.), для всех ценовых категорий;

- форма договора энергоснабжения для потребителей, приравненных к населению  (кроме исполнителей коммунальных услуг);

- форма договора энергоснабжения для потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней (для всех ценовых категорий) – 2014;

- форма договора купли-продажи для прочих потребителей для всех ценовых категорий (юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность);

- форма договора энергоснабжения для исполнителей коммунальных услуг;

- форма договора энергоснабжения для энергосбытовых организаций;

- форма договора поставки электрической энергии в целях компенсации потерь.

Форма договора энергоснабжения для граждан – потребителей коммунальной услуги по электроснабжению не размещена.

Кроме того, в разделе «Клиентам» - «Физическим лицам» - «Памятка клиенту» - «Порядок заключения договора» установлена последовательность действий граждан-потребителей при первичном обращении и при смене собственника в многоквартирном и индивидуальных домах, в п.3 и п.2 соответствующих разделов указано, что при наличии всех необходимых документов, гражданину-потребителю присваивается соответствующий номер лицевого счета, что и является фактом заключения договора энергоснабжения. Только если данный гражданин-потребитель проживает в многоквартирном доме, выбравшем форму непосредственного управления, с ним заключается договор в типовой форме.

Однако, согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных  Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правил №354), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

Таким образом, Правилами №354 не исключается необходимость разработки гарантирующим поставщиком формы договора энергоснабжения для граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению.

Таким образом, гарантирующий поставщик ОАО «Ульяновскэнерго» обязан разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан и разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на своем сайте в сети «Интернет» независимо от цели покупки электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» в г. Ульяновске совершено административное правонарушение, состав установлен:

-событие административного правонарушения - неразмещение на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, что может привести к ущемлению интересов указанных лиц;

-субъект административного правонарушения - ОАО «Ульяновскэнерго»;

-субъективная сторона правонарушения - ОАО «Ульяновскэнерго» имело возможность разместить на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан.

За совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В соответствии с санкцией, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ на момент вынесения постановления, административный штраф при отсутствии обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, составит:

300 000 руб. + 1/2 (1 000 000 руб. – 300 000 руб.) =650 000 руб.

Однако в данном деле заместитель руководителя управления К.Ю. Попов усматривает наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность. В качестве смягчающего обстоятельства уполномоченным должностным лицом учитывается размещение на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан до вынесения постановления по настоящему делу.

Соответственно, размер штрафа при учете данных обстоятельств составит:

650 000– 1/8 * (1 000 000 руб. – 300 000 руб.)= 650 000 - 87500= 562 500 руб.

Иных смягчающих наказание обстоятельств заместитель руководителя управления К.Ю. Попов  не усматривает.

При назначении административного наказания учтен характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение лица, степень вины лица в совершении правонарушения. Обстоятельства, признаваемые отягчающими административную ответственность,  отсутствуют.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать в действиях ОАО «Ульяновскэнерго», расположенного по адресу: 432028, г. Ульяновск, пр-т 50-летия ВЛКСМ, д.23А, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

2. Назначить ОАО «Ульяновскэнерго» административное наказание в виде административного штрафа в размере 562 500 (пятьсот шестьдесят две тысячи пятьсот)  рублей.

 

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Согласно   части   1   статьи   31.1  КоАП  РФ постановление  по  делу  об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

  В соответствии с ч.1 ст. 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.

Штраф уплачивается по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы, л/сч 0468125894),

Налоговый орган: ИНН 7325002331

Код КПП 732501001

Номер счета получателя платежа:  40101810100000010003 в ОТДЕЛЕНИИ УЛЬЯНОВСК, г. Ульяновск,

БИК 047308001

Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

ОКАТО 73401000000

ОКТМО 73701000

Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).

Об уплате штрафа сообщить в срок до 03.11.2015, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 статьи 32.2. КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесший постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

 

Заместитель руководителя управления                                                                <…>

 

 

Постановление вступило в силу «_____» ________________ г. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны