Постановление №5362-05 Постановление о назначении административного наказания по де... от 8 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 244
о назначении административного наказания

 

14.11.2018                                                                                                     ДЕЛО № 15204-К/05-2018

г. Ульяновск
 

Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области «…», рассмотрев материалы дела о совершении начальником офиса Офиса продаж Региона в Ульяновской области акционерного общества «Русская Телефонная Компания» (далее - АО «РТК»), ОГРН 1027739165662, ИНН 7709356049, «…» (далее - «…»), ИНН «…», родившимся «…», паспорт «…», зарегистрированным по адресу: «…», правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие «…» (о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛ:

В Ульяновское УФАС России поступило заявление «…» (вх. № 185/ог от 13.06.2018) о распространении в офисе продаж «МТС», расположенном по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 108 (ТРК «Аквамолл»), недостоверной рекламы кредитной карты «МТС Деньги».  По указанному обращению Ульяновским УФАС России определением от 25.06.2018 возбуждено дело № 14999/05-2018 по признакам нарушения п. 2 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).

Решением Ульяновского УФАС России от 17.09.2018 (резолютивная часть решения объявлена 04.09.2018) по делу № 14999/05-2018 реклама кредитной карты «МТС Деньги», распространенная в июне 2018 года в офисе продаж «МТС», расположенном по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 108 (ТРК «Аквамолл»), признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 2 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».  Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.

Временно исполняющим обязанности руководителя Ульяновского УФАС России «…» вынесено определение от 04.10.2018 о возбуждении в отношении «…» дела об административном правонарушении № 15204-К/05-2018 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено в Ульяновском УФАС России на 30.10.2018 в 14 час. 30 мин.  Определение от 04.10.2018 (исх. № 4465-05 от 04.10.2018) направлено «…» 04.10.2018 по адресу электронной почты: «…».ru.

«…» в Ульяновское УФАС России представлены документы, запрошенные определением от 04.10.2018 по делу № 15204-К/05-2018, в том числе письменные пояснения от 23.10.2018 (вх. № 5712 от 23.10.2018).

Из письменных пояснений следует, что 18.07.2018 в офис продаж Р807 АО «РТК», расположенный по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 108, в котором «…» является начальником, обратился клиент с вопросом: «Мне одобрили кредитную карту с кредитом, можно ее оформить?».  После отправки заявки в банк выяснилось, что клиент отказался от неё, а теперь решил оформить.  После того как пришли документы на кредитную карту, в договоре было прописано, что публичное акционерное общество «МТС-Банк» (далее - ПАО «МТС-Банк») одобрило заявку кредитной карты на условиях годового облуживания, которое составило 900 руб., на это было обращено внимание клиента.  После подписания документов и проведения карты, клиент начал задавать вопросы по ежегодному обслуживанию, что с него списали 900 руб.  После чего было повторно обращено его внимание на подписанные им документы на кредитную карту.  Далее со слов клиента: «Ну да, это мой «косяк».  Начал звонить в ПАО «МТС-Банк» с тем же самым вопросом.  Далее был спор с клиентом по данному продукту.

Потом клиент обратил внимание на тейбл-тент, где была недействительная информация по кредитной карте.  Клиент говорит: «Написано одно, а на самом деле другое».  Клиенту было пояснено, что информация не является актуальной, но клиент ничего уже не хотел слушать, был «на взводе».  Сфотографировал тейбл-тент с рекламой и сказал, что будет жаловаться.  Хотя по факту клиенту были озвучены условия, и даже про то, что если клиенту не понравились условия, то кредитную карту можно закрыть и 900 руб. будут возвращено обратно.

По поводу размещенного тейбл-тента с информацией о кредитной карте «МТС-Деньги» «…» поясняет, что на момент обращения клиента тейбл-тент содержал не соответствующие действительности сведения о размере процентной ставки, начисляемой на остаток денежных средств на кредитной карте, а также сведения о бесплатном обслуживании в первый год рекламируемой кредитной карты.  По невнимательности не убрали данный материал с зоны ресепшн в офисе продаж.  Данная информация была размещена «…» самостоятельно, не согласовывалась с руководством АО «РТК».  Но тейбл-тент находился в офисе недолго, претензий не было, поэтому и не замечали, что информация неверная.  В день всего произошедшего всё было убрано и изменено на актуальные данные.

По данному факту в отношении «…» была проведена служебная проверка, затребованы объяснения, в которых он пояснил, что реклама была размещена в офисе продаж самостоятельно с целью повышения продаж кредитных карт, рекламу никто не согласовывал, и она не являлась официальным материалом.  Приказом АО «РТК» № 776-КР807 от 08.08.2018 к «…» было применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

«…» просит не привлекать его к административной ответственности в виде штрафа, квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного и ограничится устным замечанием, так как не было существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

На основании ст.ст. 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России «…» в отношении «…», в его присутствии, составлен протокол об административном правонарушении № 216 от 30.10.2018 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Копия протокола об административном правонарушении № 216 от 30.10.2018 и определение от 30.10.2018 о назначении рассмотрения дела № 15204-К/05-2018 в Ульяновском УФАС России на 14.11.2018 в 14 час. 30 мин. (исх. № 5020-05 от 30.10.2018) вручены под роспись лично «…» 30.10.2018.

По состоянию на 14.11.2018 «…» в Ульяновское УФАС России дополнительные материалы по делу № 15204-К/05-2018 не представлены.

Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 14999/05-2018 и дела об административном правонарушении № 15204-К/05-2018 усматривается следующее.

В Ульяновское УФАС России поступило заявление «…» (вх. № 185/ог от 13.06.2018) о распространении в офисе продаж «МТС», расположенном по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 108 (ТРК «Аквамолл»), недостоверной рекламы кредитной карты «МТС Деньги».  Как следует из заявления, в указанной рекламе содержится недостоверная информация, вводящая потенциальных покупателей в заблуждение, а именно в рекламе указан процент начисления на остаток средств на карте в размере 7,5%, однако фактически ПАО «МТС-Банк» установлен процент в размере 6%.  Кроме того, в рекламе сообщается о бесплатном обслуживании карты в первый год, но отсутствуют сведения, что данное предложение действует только в том случае, если предложение поступило от самого банка, в противном случае стоимость обслуживания составляет 900 рублей в год.  К заявлению приложен фотоснимок рекламы.

На фотоснимке, приложенном к заявлению, имеется тейбл-тент, стоящий на стойке ресепшн, в котором размешена реклама следующего содержания: «Кредитная карта МТС Деньги!  Подай заявку по SMS или узнай свой кредитный лимит не выходя из салона МТС!!!  Кредитный лимит - до 300 000 рублей.  Возврат от суммы покупок - до 2% на мобильный МТС.  Обслуживание карты - бесплатно первый год для абонентов МТС2% возврат от суммы покупок.  (2% от покупок возвращается на счет мобильного телефона (только для абонентов МТС)…).  7,5% на остаток средств (…).  0 рублей - первый год обслуживания (…)».

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования в данной рекламе являются кредитные карты «МТС Деньги».

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В нарушение п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама «Кредитная карта МТС Деньги!» содержит не соответствующие действительности сведения о бесплатном в первый год обслуживании рекламируемой кредитной карты, размере процентной ставки, начисляемой на остаток денежных средств на кредитной карте.

Согласно условиям тарифа «МТС ДЕНЬГИ WEEKEND», утверждённого приказом ПАО «МТС-Банк» от 20.03.2018 №07-00208/18-(0), комиссия за обслуживание банковской карты составляет 900 рублей в год, комиссия не взимается за первый год обслуживания только в случае получения клиентом специального предложения от банка до заключения договора.

Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе «Кредитная карта МТС Деньги!» отсутствует существенная информация о том что, начисление на остаток денежных средств «Процент на остаток» распространяется на дебетовые карты либо при подключении опции «Накопительная+», возврат на оплату мобильной связи «МТС» при подключении опции «Мобильная».  За подключение каждой опции взимается ежегодная комиссия.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Решением Ульяновского УФАС России от 17.09.2018 (резолютивная часть решения объявлена 04.09.2018) по делу № 14999/05-2018 реклама кредитной карты «МТС Деньги», распространенная в июне 2018 года в офисе продаж «МТС», расположенном по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 108 (ТРК «Аквамолл»), признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 2 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч.ч. 6 и 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч.ч. 3 и 7 ст. 5 указанного Федерального закона, несет рекламодатель.

Согласно п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Размещение рекламы кредитной карты «МТС Деньги» в офисе продаж «МТС», расположенном по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 108 (ТРК «Аквамолл»), осуществлено самостоятельно начальником офиса продаж «…»  «…» является сотрудником АО «РТК» с 22.06.2015 (приказ о приеме на работу № 000141-П-04415 от 22.06.2015), начальником офиса продаж в Ульяновской области АО «РТК» с 01.10.2016 (приказ о переводе № 000738-И-0415 от 01.10.2016).  Согласно должностной инструкции начальник офиса продаж региона разрабатывает мероприятия для достижения плановых показателей офиса продаж и контролирует их исполнение (п. 2.3 должностной инструкции), реализовывает мероприятия по оперативному внедрению новых продуктов и услуг во вверенном офисе.

Согласно ст. 402 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника.

Как разъяснено в п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2000 № 57 «О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации», действия работников представляемого по исполнению обязательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, могут свидетельствовать об одобрении сделки при условии, что эти действия входили в круг их служебных (трудовых) обязанностей, или основывались на доверенности, либо полномочие работников на совершение таких действий явствовало из обстановки, в которой они действовали (п. 2 ч. 1 ст. 182 ГК РФ).

Следовательно, рекламодателем в данном случае является «…»

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, начальником офиса Офиса продаж Региона в Ульяновской области АО «РТК» «…» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

В частности, учитывается, что в данном случае нарушено право неограниченного круга потребителей рекламы на получение добросовестной и достоверной рекламы, подтверждением чего, в том числе, является заявление, поступившее в Ульяновское УФАС России.

Кроме того, состав правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении «…» к исполнению публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.

Обстоятельства, признаваемые смягчающими административную ответственность, отягчающими административную ответственность, отсутствуют.

Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное «…», несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы: реклама распространялась в течение достаточно длительного периода времени, в торговом центре с большим количеством посетителей.

Согласно п.п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.  Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.  Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.  Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Аналогичная правовая позиция закреплена в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Указанные обстоятельства исключают применение в данном случае ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях начальника офиса Офиса продаж Региона в Ульяновской области акционерного общества «Русская Телефонная Компания» «…», ИНН «…», наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить начальнику офиса Офиса продаж Региона в Ульяновской области акционерного общества «Русская Телефонная Компания» «…», ИНН «…», административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 (Четыре тысячи) рублей.

 

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ (в редакции закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ) административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.

Штраф уплачивается по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы, л/сч 0468125894).

Налоговый орган: ИНН 7325002331.

Код КПП 732501001.

Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ОТДЕЛЕНИИ УЛЬЯНОВСК, г. Ульяновск, БИК 047308001.

Код бюджетной классификации  161 1 16 26000 01 6000 140.

ОКТМО 73701000.

Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе (с указанием номера дела и постановления).

 

Об уплате штрафа необходимо сообщить Ульяновскому УФАС России, представив надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

 

Заместитель руководителя управления -

начальник отдела                                                                                                «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны