Решение №5365-04 Решение по делу № 9869/04-2013 от 9 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                          ДЕЛО № 9869/04-2013

                                                                                                                                       г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена 23.08.2013

В полном объеме решение изготовлено 30.08.2013

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

  • зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

члены

-    начальник отдела М.С. Степанова;

  • ведущий специалист-эксперт А.В. Федорова;

 

рассмотрев дело № 9869/04-2013 по признакам нарушения УМВД России по Ульяновской области (432071, г. Ульяновск, ул. К.Маркса, 31/10) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.05.2013 в Ульяновское УФАС России поступило заявление НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» на действия УМВД Росси по Ульяновской области по факту нарушения пунктов 2, 5 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», в частности путем установления для приобретателей товаров, работ и услуг ограничения выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по проведению проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, а также по факту невключения НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» в перечень организаций, задействованных для проведения проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

Приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области  от 20.06.2013  № 146 возбуждено  дело  о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Управлением Министерства внутренних дел России по Ульяновской области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр», отвечающего установленным требованиям, путем невключения в перечень организаций, задействованных для проведения проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

В ходе рассмотрения дела, представители НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» поддержали заявленные требования.  Указали, что НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» осуществляет деятельность по подготовке частных охранников. С 2005 года НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» в УМВД Росси по Ульяновской области обращалось о проведении периодических проверок на базе учреждения, однако до настоящего времени данный вид услуги НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» не может оказывать в связи с невключением их УМВД России по Ульяновской области в перечень организаций, задействованных для проведения периодических проверок. В ноябре 2012 года НОУ обратилось с подобной просьбой в экзаменационную комиссию УМВД России по Ульяновской области, на что был дан ответ о том, что учебный класс НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» не имеет помещения для проверки теоретических знаний, а стрелковый объект не оснащен компьютерной техникой с установленной специальной программой, согласованной с Центральной комиссией. Для устранения замечания по поводу отсутствия помещения для проверки теоретических знаний НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» в экзаменационную комиссию был представлен договор аренды дополнительного помещения, а в части согласования используемой программы для проведения периодических проверок с Центральной комиссией НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» было разъяснено при обращении в МВД России, что подобные согласования проводит орган внутренних дел по месту нахождения объекта. На повторное обращение УМВД России по Ульяновской области было дан ответ о нецелесообразности привлечения НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр»  к проведению периодических проверок в связи с тем, что для проведения проверок привлечено НОУ ДПО «Учебный центр «Динамо-Профи», пропускная способность стрелкового объекта которого позволяет обеспечить экзаменационной комиссии проводит периодические проверки. Кроме того, пояснила, что в текущем году проведено обследование стрелкового объекта НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр», в ходе которого установлено его соответствие предъявляемым требованиям, но было обнаружено несоответствие служебного оружия норм их положенности, в частности при проведении стрельб требуется по 2 единицы на каждое направление стрельбы в тире. Направлений стрельбы в тире НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» только три, по указанию экзаменационной комиссии требуется четыре направления стрельбы. Дополнительно пояснили, что рассматриваемый рынок является конкурентным, негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр подготовки кадров «Щит-Тренинг-Центр» является негосударственным образовательным учреждением, созданным в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их качества в сфере охранной и детективной деятельности. На осуществляемую деятельность НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» имеет лицензию. Выбор УМВД России по Ульяновской области в качестве единственной организации НОУ ДПО «Учебный центр «Динамо- Профи», в качестве организации, уполномоченной выполнять данные функции, фактически устраняет иных хозяйствующих субъектов с соответствующего сегмента товарного рынка, что приводит к ограничению конкуренции. Данный факт подтверждается действиями УМВД России по Ульяновской области по необоснованному отказу в допуске и проведению периодических проверок иных, помимо НОУ ДПО «Динамо-Профи» лиц, несмотря на письменные обращения НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» (обращения от 14.11.2012, 22.01.2013, ответ УМВД России по Ульяновской области от 18.02.2013 № 42/18-2013). В акте обследования стрелкового объекта НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» от 21.06.2013 в заключении о наличии условий для проведения периодической проверки указаны обстоятельства, которые не могут быть основаниями для отказа в допуске и проведению периодических проверок. Представлены дополнительные документы, в частности перечень типовых вопросов для проверки теоретических знаний частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами, подлежащих периодической проверке на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, из которых следует, что принципиального различия между проведением проверок теоретических знаний частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами не имеется. Кроме того, пояснила, что предъявление различных требований при очередном обращении НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» в адрес УВМД России по Ульяновской с просьбой привлечь к участию в проведении периодических проверок также свидетельствует о наличии в действиях УМВД России по Ульяновской области признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Представитель УМВД России по Ульяновской области факт нарушения антимонопольного законодательства не признал. Пояснил, что Приказом МВД России от 29.06.2012 № 647 утверждено Положение о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, которым определен порядок проведения периодических проверок. Приказом МВД России от 27.09.2005 № 783 утверждено положение о Центральной комиссии МВД России по периодическим проверкам. Периодические проверки, проводимые экзаменационной комиссией, в отношении работников частных охранных организаций и иных юридических лиц с особыми уставными задачами делятся на первичные, плановые и повторные. Первичные проверки проводятся в отношении работников, впервые назначенных на должность. Плановые проверки проводятся в отношении работников, ранее прошедших первичную периодическую проверку, для частных охранников 6 разряда установлено прохождение проверки один раз в год, для охранников 4 и 5 разрядов один раз в 2 года, для остальных категорий работников один раз в год. Проведение первичных проверок (квалификационного экзамена) проводится на базе четырех организаций, оказывающих образовательные услуги по программе профессиональной подготовки частных охранников. Правила сдачи гражданами квалификационного экзамена утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587. Согласно п.п. 5 и 6 указанных Правил дату, время и место проведения экзамена определяет Комиссия. Далее указал на наличие судебной практики по данному вопросу (решение Верховного суда РФ от 13.12.2011 по делу № ГКПИ11-1783, определение коллегии Верховного суда РФ от 14.02.2012 № КАС12-14). Экзаменационной комиссией периодические проверки проводятся с 2007 года. В данный момент только НОУ ДПО «Динамо-Профи» соответствует предъявляемым требованиям. Дополнительно пояснил, что до проведения в 2012 году обследования стрелкового объекта НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» экзаменационной комиссии было известно, что стрелковый объект находится по ул. Гончарова, 30б, а учебный класс для проведения теоретических занятий располагался по ул. Октябрьской. Следовательно, комиссия при наличии подобных обстоятельств не находила оснований для проведения обследования стрелкового объекта НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» на соответствие предъявляемым требованиям. В последующем при предоставлении НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» договора аренды помещения для проведения теоретических знаний в учебном классе по ул. Гончарова, 30б, комиссией было проведено обследование. Подтвердил, что стрелковый объект в целом соответствует предъявляемым требованиям, однако было выявлено отсутствие помещения для ожидания граждан и наличие туалета за пределами здания, на улице. После этого НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» представило письменное подтверждение предоставления помещения для ожидания граждан, однако наличие туалета на улице создает неудобства, как для граждан, так и для членов комиссии.

Далее пояснил, что в соответствии с пунктом 22.4 Положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (далее - Положение), утвержденного Приказом МВД России от 29 июня 2012 года № 647, использование негосударственными образовательными учреждениями оружия и патронов при выполнении установленных упражнений осуществляется в соответствии с нормами их положенности, предназначенными для проведения периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия (приложение № 3 к настоящему Положению).

Указанными нормами установлено, что для выполнения упражнений практических стрельб общее количество огнестрельного оружия на стрелковом объекте должно быть по 2 единицы оружия на каждое направление стрельбы в тире, включая резерв от имеющегося количества оружия, предусмотренного для проведения стрельб, - 50 %. В соответствии с пунктом 5 приложения № 3 к вышестоящему Положению типы и модели служебного оружия определяются Центральной комиссией МВД России с учетом категорий проверяемых работников. Центральной комиссией решено для проведения периодических проверок в отношении частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами использовать служебное оружие ИЖ-71, ТКБ-0216с.

В соответствии с типовыми требованиями, предъявляемыми к стрелковым объектам (приложение к протоколу ЦК МВД России от 02.12.2005 № 3) количество направлений для стрельбы должно быть не менее четырех. Следовательно, для проведения периодических проверок количество направлений для стрельбы должно быть не менее четырех. Следовательно, для проведения периодических проверок количество служебного оружия должно быть не менее 12 единиц, включая резерв.

В соответствии с разрешением на хранение и использование оружия и патронов РХИ № 0106363 от 19.11.2010, выданного УМВД России по г. Ульяновску НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» имеет три единицы служебного оружия ИЖ-71.

Таким образом, имеющееся количество оружия в НОУ ДПО ЦГК «Щит-Тренинг-Центр» не соответствует установленным нормам.

Центральной комиссией МВД России по периодическим проверкам (приложение к протоколу ЦК МВД России от 02.12.2005 № 3) утверждены следующие типовые требования, предъявляемые к стрелковым объектам, предназначенным для проведения первичной, плановой и повторной периодической проверки 1) класс для проверок теоретических знаний, оснащенный рабочими местами; 2) стрелковый тир (закрытого типа), имеющий количество направлений не менее 4, меньшее количество направлений согласовывается с Центральной комиссией МВД России; 3) автоматизированное рабочее место (АРМ) для регистрации подлежащих проверке, вводу, хранению, обобщению и выдаче сведений о результатах периодических проверок, которое должно быть оснащено компьютерной техникой с установленной специальной программой, согласованной с Центральной комиссией МВД России по периодическим проверкам; 4) приоритет отдается стрелковым объектам с наибольшей пропускной способностью (стрелковый объект должен обладать наибольшими нормами предельной загруженности).

Таким образом, отличий в установленных требованиях к объектам, с использованием которых обеспечивается проведение первичных, плановых и повторных периодических проверок, не имеется.

Вместе с тем, при оказании органами внутренних дел государственной услуги по приему у граждан квалификационного экзамена по профессии "частный охранник", сдача которого засчитывается как прохождение гражданином первичной периодической проверки (пункт 9 Положения) не установлены обязательные требования о наличии на стрелковом объекте класса для приема теоретических знаний, автоматизированного рабочего места, стрелкового тира с количеством направлений для стрельбы не менее четырех.

В настоящее время первичная проверка в отношении граждан, претендующих на получение правового статуса частного охранника, проводится в форме квалификационного экзамена, на базе образовательных учреждений, в которых они завершили обучение.

Вместе с тем, право в определении места проведения экзамена либо периодической проверки в соответствии пунктом 22 Положения и пунктов 5 и 6 Правил сдачи квалификационного экзамена, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587, предоставлено Комиссии по организации и приему у граждан квалификационного экзамена, необходимого для приобретения правового статуса частного охранника и проведению периодических проверок частных охранников, работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

Кроме этого при обследовании стрелкового объекта НОУ ДПО ЦГК «Щит-Тренинг-Центр» у сотрудников УМВД России по Ульяновской области возникли сомнения о соответствии указанного объекта требованиям пожарной безопасности, в связи с чем 05.07.2013 в адрес Главного управления МЧС России по Ульяновской области направлен запрос (исх. № 42/828).

26.07.2013 в ответ ГУ МЧС России по Ульяновской области (исх. № 6494-2-1-11) указало, что в связи с получением лицензии на ведение образовательной деятельности 23.06.2010 обследовался только стрелковый тир, в отношении которого выдано заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности.

Учебный класс не обследовался, так как на момент лицензирования заявлен не был. Таким образом, НОУ ДПО ЦГК «Щит-Тренинг-Центр» имеет право на проведение образовательного процесса по адресу: ул. Гончарова, 30 «б» только в помещении тира.

На основании изложенного, стрелковый объект НОУ ДПО ЦГК «Щит-Тренинг-Центр» не соответствует требованиям, установленным Центральной комиссией МВД России по периодическим проверкам и пункту 22.4 Положения.

Представители НОУ ДПО «Учебный центр «Динамо-Профи» поддержали возражения УМВД России по Ульяновской области.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия пришла о необходимости признать в действиях (бездействии) УМВД России по Ульяновской области нарушение пунктов 2, 5 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившихся в установлении необоснованного препятствования деятельности НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр», в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а также в установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые  предоставляют такие товары, что может привести к ограничению конкуренции на рынке образовательных и охранных услуг.

При этом комиссия исходила из следующего.

Согласно п.п. 2, 5 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции» запрещается федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а также установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Установлено, что НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» является негосударственным образовательным учреждением, созданным в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их качества в сфере охранной и детективной деятельности. НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по подготовке частных охранников, выданную 17.08.2011 № 1189.

На территории Ульяновской области подготовка частных охранников осуществляется на базе четырех негосударственных образовательных учреждений: НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр», НОУ ДПО «Учебный центр «Динамо-Профи», НОУ «Учебный центр «Защита», НОУ «Учебный центр «Профи» УМВД России по Ульяновской области.

Таким образом, рынок образовательных и охранных услуг  является конкурентным.

14.11.2012 (письмо исх. № 19\3) НОУ ДПО «ЦПК Щит-Тренинг-Центр» обратилось в адрес Экзаменационной комиссии УМВД России по Ульяновской области с просьбой включить их в перечень образовательных учреждений для проведения периодических проверок.

В данном обращении указано, что НОУ приобретена и установлена компьютерная программа для приема квалификационного экзамена и проведения периодических проверок частных охранников и работников.

НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» на указанное обращение письмом (от 03.12.2012 № 42/930)  УМВД России по Ульяновской области сообщило, что стрелковый объект НОУ ДПО «ЦГК «Щит-Тренинг-Центр» предъявляемым требованиям не соответствует, так как в нем отсутствует класс для проверок теоретических знаний.

В соответствии с пунктом 22 Положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, утвержденного приказом МВД России от 29 июня 2012 года № 647, перечень мест, организаций и объектов, задействованных для проведения периодических проверок, устанавливается Комиссией ОВД по субъекту РФ и на основании п.3.1 приказа МВД России от 27.09.2005г. № 783 согласовывается с Центральной комиссией. Стрелковый объект НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» с Центральной комиссией МВД России не согласован.

Вместе с тем Центральной комиссией МВД России согласован стрелковый объект НОУ ДПО «УЦ «Динамо-профи», пропускная способность которого позволяет обеспечить Комиссии УМВД России по Ульяновской области проведение периодических проверок в отношении частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами, работающих на территории Ульяновской области, в связи с чем указало, что задействовать НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» для проведения периодических проверок УМВД России по Ульяновской области считает нецелесообразным.

Далее письмом от 22.01.2013 НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» вновь обращается в адрес Экзаменационной комиссии УМВД России по Ульяновской области с просьбой включить в перечень образовательных учреждений для проведения периодических проверок. При этом НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» указало, что в целях выполнения требований, предъявляемым к стрелковым объектам, заключен договор аренды помещения для проведения теоретических знаний. По вопросу согласования стрелкового объекта НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» с Центральной комиссией МВД России заявитель указал, что данный вопрос находится в компетенции УМВД России по Ульяновской области.

На указанное обращение НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» письмом (от 18.02.2013 № 42/18-0213) УМВД России по Ульяновской области сообщило, что в соответствии с пунктом 22 Положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, утвержденного приказом МВД России от 29 июня 2012 года № 647, перечень мест, организаций и объектов, задействованных для проведения периодических проверок, устанавливается Комиссией ОВД по субъекту РФ и на основании п.3.1 приказа МВД России от 27.09.2005г. № 783 согласовывается с Центральной комиссией МВД России. Экзаменационной комиссией УМВД России по Ульяновской области по согласованию с Центральной комиссией МВД России для проведения периодических проверок привлечен стрелковый объект НОУ ДПО «УЦ «Динамо-профи». Пропускная способность данного объекта позволяет обеспечить Комиссии УМВД России по Ульяновской области проведение периодических проверок в отношении частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами, работающих на территории Ульяновской области, в связи с чем указало, что задействовать НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» для проведения периодических проверок считают нецелесообразным.

21.06.2013 Комиссией УМВД России по Ульяновской области было проведено обследование стрелкового объекта на соответствие учебно-материальной базы типовым требованиям, предъявляемым к стрелковым объектам, предназначенным для проведения периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, а также требованиям приказа МВД России от 29.06.2012 № 647 (составлен акт обследования).

Согласно заключению о наличии условий для проведения периодической проверки и пропускной способности объекта, исходя из акта обследования стрелкового объекта от 21.06.2013, компьютерное тестирование и проверка практических навыков применения специальных средств планируется в одном помещении, что исключает возможность одновременного приема теоретической и практической части (по спецсредствам) периодической проверки, отсутствует возможность проведения периодической проверки в отношении работников юридических лиц  с особыми уставными задачами (программа подготовки не реализуется), имеющееся служебное оружие (три единицы ИЖ-71) не соответствует нормам положенности. Для граждан и комиссии стрелковый объект не оборудован санузлом (туалетом). Пропускная способность составляет до 18 человек за 1 час работы комиссии.

Приложением № 1 к протоколу заседания ЦК МВД России ПП от 02.12.2005 №3 утверждены типовые требования, предъявляемые к стрелковым объектам, предназначенным для проведения периодических проверок, а именно:

- наличие автоматизированного рабочего места (АРМ) для регистрации лиц, подлежащих проверке, вводу, хранению, обобщению и выдаче сведений о результатах периодических проверок, АРМ должно быть оснащено компьютерной техников с установленной специальной программой (СП), согласованной Центральной комиссией МВД России по периодическим проверкам;

- класс для проверок теоретических знаний, оснащенный необходимым количеством рабочих мест для осуществления проверки знаний (допускается использование компьютерного класса, оснащенного программой тестирования, совместимой с СП АРМ);

- стрелковый тир (закрытого типа) для проведения практических стрельб должен соответствовать требованиям, предъявляемым к стрелковым тирам закрытого типа, изложенным в Инструкции, утвержденной приказом МВД России № 288-99 г.; обеспечивать дальность стрельбы не менее 15 метров (для стрелковых тиров, оборудованных аппаратно-программным мишенным оборудованием, минимально допустимая дальность стрельбы определяется по результатам дополнительной проверки); иметь количество направлений стрельбы не менее 4, меньшее количество направлений согласовывается с Центральной комиссией МВД России по периодическим проверкам; иметь мишенное оборудование и световые установки, обеспечивающие условия выполнение упражнений в соответствии с приказом МВД России № 568-2005 г. (в случае использования аппаратно-программных комплексов, они должны быть совместимы с СП АРМ).

Приложением № 2 к протоколу заседания ЦК МВД России ПП от 02.12.2005 №3 утвержден перечень документов, предоставляемых организациями для решения вопроса о возможности их привлечения к обеспечению периодических проверок. Согласно примечанию к Приложению № 2 МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, ОВДТ, ОВДРО перед представлением материалов заявителей в ЦКПП МВД России (по поручению ЦКПП МВД России) проводится обследование стрелкового объекта (объектов) на соответствие предъявляемым требованиям, в том числе требованиям Инструкции, утвержденной приказом МВД России № 288-99.

Из материалов дела установлено, что УМВД России по Ульяновской области письменные отказы от 03.12.2012, 18.02.2013  НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» о нецелесообразности привлечении образовательного учреждения для проведения периодических проверок даны до проведения обследования стрелкового объекта (объектов) НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» на соответствие предъявляемым требованиям (акт обследования стрелкового объекта составлен 21.06.2013).

Указанные действия УМВД России по Ульяновской области необоснованно препятствуют осуществлению деятельности НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр», что влечет ограничение конкуренции на рынке  образовательных и охранных услуг.

Приказом МВД РФ от 29.06.2012 № 647 утверждено Положение о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (далее –Положение).

По решению органа внутренних дел, в котором создается Комиссия, с целью более эффективного использования сил и средств Комиссия может быть совмещена с экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена для частных охранников (п. 5).

Комиссии проводят периодические проверки в отношении работников частных охранных организаций и иных юридических лиц с особыми уставными задачами (их структурных, обособленных подразделений), расположенных в пределах территории, обслуживаемой органами внутренних дел, образовавших данные Комиссии (п. 6).

Периодические проверки, проводимые экзаменационной комиссией, в отношении работников частных охранных организаций и иных юридических лиц с особыми уставными задачами делятся на первичные, плановые и повторные. Первичные проверки, проводятся в отношении работников, впервые назначенных на должность. Плановые проверки в отношении работников, ранее прошедших первичную периодическую проверку, для частных охранников 6 разряда установлено прохождение проверки один раз в год, для охранников 4 и 5 разрядов один раз в 2 года, для остальных категорий работников один раз в год (п. 8).

Перечень мест, организаций и объектов, задействованных для проведения периодических проверок, устанавливается Комиссией (п. 22).

Периодические проверки проводятся Комиссией, как правило, на базе негосударственных образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной подготовки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами (п. 22.1).

Периодические проверки с использованием служебного и гражданского оружия проводятся Комиссиями, как правило, на базе стрелковых объектов негосударственных образовательных учреждений, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации соответствующих категорий работников (п. 22.3).

Таким образом, для проведения периодических проверок возможно привлечение не только образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной подготовки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами, но и учреждений, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации соответствующих категорий работников.

 Следовательно, выводы Комиссии УМВД России по Ульяновской области, зафиксированные в акте от 21.06.2013, не соответствуют действующему законодательству, а именно: отсутствие возможности проведения периодической проверки в отношении работников юридических лиц  с особыми уставными задачами (программа подготовки не реализуется).

Кроме того, согласно данному акту стрелковый объект НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» имеет пять направлений.

Согласно утвержденным типовым требованиям,  предъявляемым к стрелковым объектам, предназначенным для проведения периодических проверок, количество направлений стрельбы должно быть не менее 4.

Таким образом,  УМВД России по Ульяновской области предъявляет не предусмотренные действующим законодательством требования к НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» тем сам ограничивает конкуренции на рынке образовательных и охранных услуг.

Орган внутренних дел по местонахождению лицензионного или контрольно-наблюдательного дела обеспечивает вручение (направление) руководителю (либо лицу, ответственному за данное направление работы) частной охранной организации или иного юридического лица с особыми уставными задачами приглашения для работников, подлежащих первичной, плановой (не позднее чем за 14 календарных дней до срока, установленного подпунктом 8.2 настоящего Положения) или повторной проверке (п. 35.1).

На информационных стендах подразделений лицензионно-разрешительной работы органа внутренних дел, а также в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте территориального органа МВД России на региональном уровне размещаются сведения об организациях и объектах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, на базе которых Комиссией проводятся периодические проверки, и график работы Комиссии (п. 23).

Руководитель частной охранной организации или иного предприятия с особыми уставными задачами при получении им или его работником приглашения согласовывает дату прохождения проверки с администрацией образовательного учреждения и стрелкового объекта, на базе которых его работники будут проходить проверку, о чем информирует (указанным в приглашении способом) Комиссию или орган внутренних дел, направивший приглашение, не позднее срока, установленного подпунктом 8.2 настоящего Положения (п. 24).

Таким образом, выбор УМВД Росси по Ульяновской области единственной организации НОУ ДПО «Учебный центр «Динамо-Профи» для проведения периодических ограничивает руководителя частной охранной организации или иного предприятия с особыми уставными задачами - приобретателя товара (образовательных и охранных услуг) в выборе негосударственных образовательных учреждений,  на базе которых могут проводится периодические проверки,   то есть организаций, которые и такие товары предоставляют или потенциально могут предоставлять и тем самым ограничивают конкуренцию на рынке образовательных и охранных услуг.

Таким образом, УМВД России по Ульяновской области частные охранные организации или иные предприятия с особыми уставными задачами лишило права самостоятельного выбора негосударственных образовательных учреждений, предоставляющего ему услуги, что является нарушением пункта 5 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Кроме того, доводы УМВД России по Ульяновской области о том, что стрелковый объект НОУ ДПО ЦГК «Щит-Тренинг-Центр» не соответствует требованиям пожарной безопасности на основании ответа от 26.07.2013 Главного управления МЧС Росси по Ульяновской области (исх. № 6494-2-1-11) необоснованы.

Однако, при направлении запроса в адрес ГУ МЧС России по Ульяновской области УМВД России по Ульяновской области располагало сведениями, что помещения под учебный класс с комнатой для ожидания НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр» арендует у НОУ ДПО СДЮСТШ ДОСААФ России по договорам аренды от 10.12.2012  и 19.06.2013.

В материалы дела представлено заключение от 08.05.2013 о соответствии объекта защиты (помещения, расположенные по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, 30Б) требованиям пожарной безопасности, выданного заявителю НОУ ДПО СДЮСТШ ДОСААФ России.

 Указанные действия также свидетельствует о создании со стороны УМВД России по Ульяновской области необоснованного препятствования осуществлению деятельности НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр», что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях (бездействии) УМВД России по Ульяновской области нарушение пунктов 2, 5 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившихся в установлении необоснованного препятствования деятельности НОУ ДПО «ЦПК «Щит-Тренинг-Центр», в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а также  в установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые  предоставляют такие товары, что может привести к ограничению конкуренции на рынке образовательных и охранных услуг.  

2. Выдать УМВД России по Ульяновской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Предать материалы дела должностному лицу Ульяновской го УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

 

 

 

Председатель комиссии

К.Ю.Попов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

А.В. Федорова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны